Трибуна
14 мин.

Его клуб хлопнул «Тоттенхэм» в еврокубках. Русский совладелец «Муры» болеет за «Спартак», пошел в словенский футбол после Марибора

От редакции: привет, вы в блоге «Блогбастер». Сегодня здесь большой разговор с российским бизнесменом, который поднимает маленький футбольный клуб в Словении.

Антон Хозяинов вывел клуб на самоокупаемость и равняется на загребское «Динамо».

В пятом туре Лиги конференций «Тоттенхэм» потерпел первое поражение при Антонио Конте – словенская «Мура» забила победный мяч последним ударом в матче и поставила евровесну «шпор» под угрозу.

Переместиться в словенскую провинцию и узнать больше о «Муре» поможет этот материал. Несколько дополнений:

  • NŠ Mura = Nogometna šola Mura = Футбольная школа «Мура». Приписка «футбольная школа» необходима с юридической стороны, поскольку право на оригинальное название находится у обанкротившегося предшественника.

  • Александр Радосавлевич в 2003-м на сезон отлучился из «Шинника» в «Муру», а после возвращения провел в РФПЛ больше 100 матчей и стал легендой «Томи».

  • Жига Шкофлек два года назад подписал контракт с «Оренбургом», зимой перебрался в «Торпедо» Игнашевича, а летом вернулся на родину. Выйдя на замену в первых матчах Лиги конференций, получил травму и больше за «Муру» не играл.

  • В 2012-м в третьем квалификационном раунде Лиги Европы «Мура» проиграла 0:3 в Киеве местному «Арсеналу», которым руководил Леонид Кучук. После игры выяснилось, что в составе киевлян появился игрок, не отбывший дисквалификацию в прежнем клубе. УЕФА влепил технарь, и «Арсенал» отправился в Словению отыгрывать три мяча. Президент клуба обещал команде по 100 тысяч долларов за каждый гол, и им почти удалось отыграться – киевляне выиграли 2:0 (с 31-й минуты играя в меньшинстве), но покинули турнир.

В комментариях под постом один из пользователей возмутился, почему нигде не написано, что у «Муры» русский владелец.

«Блогбастер» связался в Антоном Хозяиновым и записал его монолог: о любви к Словении, матче со «Спартаком» Кононова и экономику частного провинциального клуба (со множеством цифр).

Хозяинов узнал о «Муре» перед финалом ЛЧ, считает Словению недооцененной страной

– Я родился в столице в 1974 году. У меня два образования: прикладная математика и экономическое, которое получил на Западе. С 2008 по 2013-й я работал в «Ростелекоме» в должности финансового директора и вице-президента, но потом сменилось руководство, и я ушел в свободное плавание. Сейчас у меня ряд частных проектов в России и за границей. Они связаны с недвижимостью, инвестициями и производством.

Живу в Москве, но езжу на все ключевые игры «Муры» как в чемпионате, так и в еврокубках.

«Мурой» (ударение на первый слог, команда названа в честь местной речки) мы управляем втроем с партнерами: Денисом Райбаром – он спортивный директор, и Робертом Кузьмичем – он президент клуба и телекоммуникационной компании Iskratel.

С Робертом мы познакомились в 2009 году на памятном стыковом матче сборной России. Я находился в Мариборе по рабочим вопросам. Словенцы были крайне благодушны и практически уверены в своем поражении. В итоге и они, и мы были страшно разочарованы. До такой степени, что никто не пошел на банкет.

Подружившись с Робертом, с 2012 года мы завели традицию ездить на финалы Лиги чемпионов. В 2015-м сидели в берлинском отеле, и я сказал Роберту: «Мы каждый год ездим на эти финалы, выбираем за кого болеть. Может, у тебя на родине есть какая-нибудь команда?». Он с ходу рассказал о клубе из своего родного города, который обанкротился несколько лет назад и на тот момент болтался в Третьей лиге. Тогда ей управлял местный союз пожарных.

Денис Райбар – Роберт Кузьмич – Антон Хозяинов

Почему я занимаюсь этим не в России? Во многом это дело случая. К тому же в Словении зарплатные аппетиты игроков и сотрудников не завышены, что позволяет строить адекватную экономическую модель.

Словения – потрясающая страна. Небольшая, но очень красивая. Там есть все: море, горы, озера, термальные источники, пещеры. На мой взгляд, страна сильно недооценена в туристическом плане. Всем рекомендую посетить. Ну и, конечно, сходить на футбол в Мурской Соботе.

В Словении во многих деревнях есть мини-футбольное поле последнего поколения. Жители договариваются и проводят турниры. Поэтому в двухмиллионной стране есть более восьмидесяти профессиональных футбольных команд. Кроме того, словенцы демонстрируют отличные результаты в различных видах спорта – от баскетбола до велоспорта.

Мурска-Собота – крохотный город на 11 тысяч жителей. Вместе с окружающими деревнями население около 25 тысяч. В центре города установлен памятник павшим русским воинам-освободителям. Отношение к России и русским очень доброжелательное. У нас со словенцами схожий менталитет, они тоже славяне. Люди очень простые, радушные и гостеприимные.

Доставшийся нам стадион «Фазанерия» построен в 30-е годы прошлого века. Интересна история его названия: раньше австро-венгры охотились там на фазанов.

Поначалу приходилось играть в светлое время суток: не было освещения. Арена принадлежит мэрии города, которая помогает нам по мере возможности. Освещение мы установили своими силами, оборудование же приобрела мэрия.

Отсутствие стадиона в собственности создает проблемы. За эти годы клуб инвестировал порядка 1,5 миллионов евро в инфраструктуру: постелили тренировочное поле с искусственной травой, переоборудовали раздевалки и внутренние помещения. Затраты мэрии за этот период составили 500-600 тысяч евро.

Стадион вмещает половину жителей города – чуть меньше пяти тысяч. Атмосфера потрясающая. Даже домашняя в каком-то смысле: мэр и сварщик могут сидеть на соседних креслах. Когда я прихожу на стадион, со мной все здороваются, обнимают, говорят «спасибо». Все живут общей идеей. Когда ты видишь тысячи счастливых, благодарных тебе людей – это вдохновляет.

Болельщики всегда поддерживают команду. На первом после возвращения в Первую лигу матче с «Марибором» в гостях нас приехали поддержать две тысячи человек. Мы организовали автобусы. Благо, дорога между городами занимает минут сорок.

«Фазанерия» и Мурска-Собота

От любителей до драматичного чемпионства за 4 года. Форвард, забивший победный «Тоттенхэму», прошел весь путь

 – Мы пришли в «Муру» в 2015-м, когда она играла в Третьей лиге. Ее возродили за два года до нас.

В первую очередь нам предстояло сформировать команду управленцев. Пришлось обращаться к друзьям, родственникам Роберта. Поначалу они совмещали работу в клубе с основной деятельностью. Совет директоров, и я в том числе, до последнего времени работал бесплатно. Только сейчас некоторые стали получать зарплату.

Поначалу у всех игроков была основная работа, мяч они гоняли в свободное время. Когда было принято решение переходить на профессиональный уровень (Вторая лига), один из наших ведущих футболистов (фамилию не помню) отказался и продолжил работу в хосписе. Кстати, два футболиста прошли с нами путь от Третьей лиги до Лиги Европы: форвард Амадей Мароша, забивший решающий мяч «Тоттенхэму», и защитник Клемен Пучко.

С первой попытки выйти во Вторую лигу не удалось. Пришлось ждать год. И летом 2017-го мы смогли сделать это. Тогда нас возглавил очень сильный тренер – Анте Шимунджа, живая легенда «Марибора», а теперь и Мурской Соботы. Он сразу сказал, что мы должны расти постепенно, и все у нас получится. Так и вышло. Надеюсь, это движение не прекратится.

Залог успеха – в полном взаимопонимании руководства, тренеров, футболистов, болельщиков (включая так называемых хулиганов) и спонсоров. В совете директоров более десяти человек. В него входят и местные жители, которые в клубе с перового дня его возрождения. Мы регулярно собираемся и решаем все важные вопросы большинством.

Бюджет клуба увеличивался постепенно. В Третьей лиге у нас был совсем крошечный бюджет – около 200 тысяч евро. Во Второй, когда стали профессионалами, он увеличился до 500-600 тысяч. Теперь он порядка 3-5 миллионов. У лидирующего сейчас «Марибора» – около 10 миллионов. Зарплаты наших игроков тоже немного уступают конкурентам. У нас максимальная – 5000-6000 евро в месяц.

Из чего складывается бюджет? Во-первых, продажа билетов, которая в какой-то момент стала невозможной из-за коронавируса. Во-вторых, помогают спонсоры. Они могут быть разных калибров. Например, пиццерия или местное производство, которые дают пару тысяч евро за сезон. Мы от таких никогда не отказывались. Наоборот, мы всегда искали их. При бюджете в 500 тысяч, собрать 200 со спонсоров – это успех. Мы растем, спонсоры становятся интереснее.

В-третьих, продажа игроков. В мою бытность мы продали пять-шесть игроков и выручили за них около двух миллионов евро. После Лиги конференций на игроков уже сейчас есть спрос. В первую очередь на Жана Карничника, игрока сборной Словении, а также молодых Яна Горенца и Томи Хорвата.

В пропорциях сейчас бюджет выглядит примерно так: по трети средств поступает от спонсоров, реализации билетов и продажи игроков. Когда начинали, то половину вкладывали мы, половину – спонсоры.

Более того, за три последних года мы не вложили ни евро из собственного кармана. Нам удалось сделать клуб самоокупаемым.

Мы получили в Словении несколько маркетинговых премий. Одну из них за то, что продали 10 тысяч билетов по 5 евро на матч, который проходил без зрителей. Договорились с барами, установили телевизоры. Сейчас билет на матч чемпионата стоит 10-12 евро, абонемент на обычную трибуну – 150 евро, в вип – 500. Когда были в Третьей, Второй лигах, цены были существенно ниже.

Мы никогда не ставили задачу выиграть чемпионство. Но, безусловно, надеялись. Старались выжимать максимум из того, что мы можем. Наша цель, как и на этот год, – попасть в тройку и, соответственно, в еврокубки.

Золотые медали выиграли неожиданно. За два тура до финиша мы были четвертыми, отставали от «Марибора» на шесть очков. В последнем туре играли с «Марибором» в гостях – победа делала нас чемпионами. На всякий случай заказали небольшое количество чемпионских маек. Уверенно выиграли 3:1 в Мариборе (на знаменитом стадионе «Людски врт») – и подняли над головой кубок. Неописуемое счастье!            

У нас есть школа, где тренируется порядка 400 ребят. В месяц родители платят 30-40 евро. Пока это убыточное дело, но мы планируем это изменить. Прежде мы вплотную не занимались селекцией на детском уровне, сейчас хотим собрать у себя лучших со всей страны. В планах строительство собственной академии, но для этого нужен серьезный инвестор.

Хотим быть своего рода загребским «Динамо». Это наша задача в долгосрочной перспективе.

В 2019-м «Мура» играла со «Спартаком». Хозяинов благодарит Кононова за матч, о котором давно мечтал

– Я с детства болею за «Спартак». Четыре раза сам ездил на просмотр на Ширяево поле – меня четыре раза не взяли. Любимый футболист – Федор Черенков. Он для меня намного круче Месси и всех других футболистов вместе взятых.

Раньше я ходил на все матчи «Спартака», но с определенного времени перестал получать удовольствие от игры. Невозможно ходить на стадион и постоянно расстраиваться. Сейчас хожу более-менее регулярно.

«Мура» всего на два года моложе «Спартака», в 2024-м ей исполнится 100 лет. Цвета клуба – черно-белые. Я предлагал добавить немного красно-белого, но актив местных фанатов дал мне понять, что это нежелательно. Окей, черно-белые цвета никогда не вызывали у меня негатива.

С первого дня, когда мы пришли в клуб, у меня появилась мечта об игре между «Мурой» и «Спартаком». И она сбылась в феврале 2019-го. Я обратился к спартаковскому руководству, мне пояснили, что все решает новый тренер Олег Кононов. Я рассказал ему, что мы на четвертом месте в чемпионате Словении и тоже едем на сборы в Турцию. Кононов согласился.

На этот матч приехали все мои спартаковские и словенские друзья. Мы даже сделали специальные матчевые шарфы. На игре был и Станислав Саламович. Он как тренер сборной сохранял нейтралитет: отказывался надевать наш матчевый шарф.

За кого я болел? Скажу так: я больше не хочу, чтобы эти клубы играли между собой. Хорошо, что сыграли 1:1, а ведь никто не сомневался, что «Спартак» выиграет 5:0. Кононова тогда только назначили тренером. Возможно, стоит благодарить за ничью именно его. Хоть за что-то могу сказать ему спасибо, ха-ха.

«Мура» дважды вылетела в квалификации и все равно заработала 3,5 миллиона евро

– Мы играем в еврокубках уже третий сезон. В позапрошлом году вышли в Лигу Европы с четвертого места, так как кто-то из первой тройки выиграл кубок. Проиграли «Маккаби» из Хайфы в гостях 0:2 и дома 2:3. «Маккаби» – один из наиболее сильных соперников, а у нас был нулевой рейтинг.

В прошлом году попали в Лигу Европы как победители кубка. Легко прошли эстонский «Нымме Калью» (4:0) и датский «Орхус» (3:0), но проиграли «ПСВ» (1:5). С «ПСВ» мы играли в Мурска-Соботе, потому что к стадионам в квалификации требования не такие высокие, как в групповой стадии.

Однако матч с «ПСВ» прошел без зрителей из-за пандемии. Это был праздник для всех наших жителей. Они нашли возможность посмотреть игру, собравшись в нескольких заведениях недалеко от «Фазанерии».

Очень важно проводить домашние игры на родном стадионе. К сожалению, для групповых стадий минимальная вместимость стадиона по требованиям УЕФА должна быть не менее восьми тысяч зрителей. Нам предстоит еще много сделать по развитию инфраструктуры.

Создание Лиги конференций нам здорово помогло. В этом сезоне из четырех отборочных раундов мы прошли только половину – и все равно попали в групповой раунд еврокубка. Но для того, чтобы иметь право на ошибку, надо стать чемпионом Словении. Все, что ниже второго места – это Лига конференций. А там попадется какой-нибудь «Санкт-Галлен» или тбилисский «Локомотив» – и досвидос!

В группе Лиги конференций нам очень повезло с соперниками. С одной стороны, шансов пройти дальше было мало. С другой, победа над «Тоттенхэмом» (на арендованном нами стадионе в Мариборе – вот улыбка судьбы) сделала нас известными за пределами Словении. 

Хоть мы и набрали только три очка, ни за одну игру нам не стыдно. Странно, что [комментатор «Матч ТВ»] Дмитрий Дерунец называл нас абсолютными ноунеймами. Видимо, он не смотрел нашу игру в Лондоне. В первые восемь минут пропустили два гола, один с пенальти. Потом больше тайма играли на равных. В начале второго тайма отыграли один мяч – его признали одним из лучших голов недели в Лиге конференций. Потом вышел Кейн с помощниками и оформил хет-трик – в итоге единственное крупное поражение в группе (1:5).

За участие в Лиге конференций мы получили от УЕФА примерно 3,5 миллиона евро: почти 3 за выход в группу и 500 за победу. Отмечу, что УЕФА очень быстро платит: за групповую стадию мы получили перевод еще до ее начала, за матч с «Тоттенхэмом» – в течение недели.

Все эти средства пойдут на развитие клуба. Часть уже потрачена: премиальные игрокам, затраты (каждый выездной матч стоит не менее 100 тысяч евро), текущие расходы (например, аренда стадиона в Мариборе стоит около 35 тысяч евро за матч) и другие нужды.

Сейчас мы на пятом месте в чемпионате. Но никто не сказал, сколько мы провели матчей с начала июля: 8 – в квалификациях, 6 – в групповой стадии Лиги конференций, еще 20 – в чемпионате и кубке. При этом прошедший чемпионат закончился в конце мая, а в начале июля уже началась квалификация Лиги чемпионов. К тому же у нас не было двух равноценных составов.

Плюс сложно настраивать команду на матчи внутреннего чемпионата. Из-за это мы растеряли очень много очков. Против нас играют, как против чемпиона, все всегда выкладываются максимально. Нам непросто, но проходится держать марку. Уверен, мы наверстаем упущенное весной. Верим, что людям, которые позитивно настроены и работают сообща, все удастся.

Фото: facebook.com/NogometnaSolaMura; личный архив Антона Хозяинова.

В предыдущих сериях: