«Потребуем перевести «Ювентус» в Серию В». Серая зп Роналду, ложная бухгалтерия и прослушка – что вообще происходит в Италии?
Гид по хаосу от Андрея Клещенка.
Офисы «Ювентуса» разгромлены обысками. Спортивный директор Федерико Керубини пропотел на 9-часовом допросе. Андреа Аньелли срочно выступил перед крупнейшими акционерами. Акции клуба рухнули на 34%.
В Италии есть пословица: «Кто считает, что деньги дадут ему все, сам будет делать все для денег». «Юве» попал, и если вы думаете, что Роналду здесь ни при чем – значит, вы наивнее туринских боссов.
Три года назад они решили, что Криштиану даст им все. А в итоге все делали для него – и вот чем это закончилось.
«Ювентус» и шесть его боссов под следствием из-за мутной схемы Паратичи. Они проходят по четырем статьям
Трансфер Роналду итальянцы теперь называют «первородным грехом»: все началось с и из-за него. В 2018-м «Юве» рассчитывал, что Криштиану принесет трофеи, пиар, маркетинговую прибыль. Но португалец оказался не так всемогущ на рынке, как ожидалось. Его содержание обходилось в 87 миллионов евро в год, и эти деньги не отбивались даже на десятую часть. Туринцы тонули.
Три месяца спустя «Юве» внезапно убрал гендиректора Беппе Маротту, а его функции разделил между несколькими ключевыми фигурами. Большая часть отошла Фабио Паратичи. Расставание породило миллион версий, почти все логично крутились вокруг скепсиса Маротты по поводу Роналду, но точная причина осталась неизвестна. Зато баланс выправился. Обновленный «Ювентус» перетерпел и коронакризис, и португальскую черную дыру.
Оказалось, в Фабио Паратичи умер великий наперсточник. Суть этой игры в том, чтобы создать иллюзию, будто шарик еще в наперстке, хотя на самом деле давно спрятан в ладони манипулятора. То же самое Паратичи проделал с балансом «Ювентуса».
Большую часть футбольной бухгалтерии формируют три вещи – игроки, деньги и цифры. Формально они взаимосвязаны. Но если подойти к вопросу творчески, цифры смогут существовать и безотносительно главных активов. Паратичи так и сделал. Он убедил всех, будто деньги на счете – хотя на самом деле клуб забрался в глубокий минус.
Главным приемом в его игре стал прирост условного капитала – несуществующего в реальности, но отраженного на бумаге. Например, «Юве» купил Кристиана Ромеро за 26 миллионов евро, а два года спустя продал «Аталанте» за 18 миллионов. Фактически туринцы в минусе на 7 млн, но на бумаге – в плюсе: сумма трансфера амортизируется на весь срок контракта. На момент продажи остаточная стоимость пятилетнего договора Ромеро весила 15,6 млн. Паратичи записал в плюс 2,4 млн евро.
Благодаря таким вещам «Юве» показывал терпимые убытки, хотя долги взлетали огромными темпами (с 309 до 463 млн евро в первый же год после покупки Роналду). Но вы знаете: бедняку нужно многое, а жадному – все. Паратичи зарвался, балансируя между крупными трансферами и растущим долгом. Цифры становились все фантастичнее. И когда в прошлом году «Юве» подал совсем невозможный отчет, боссы Covisoc – Комиссии по финансовому надзору за футбольными клубами, – пробили ладонями лбы и занялись делом.
Комиссия сообщила Федерации, та начала проверку и, конечно, рано или поздно тихо свернула б ее без результатов – ниже объясню почему, – но «Юве» котируется на бирже. Такие игры серьезно влияют на цену активов. Компания кажется успешнее, чем на самом деле, тем самым создает неправильную цену на акции и легче привлекает инвестиции. Нарисованные деньги генерируют настоящие. Это неприемлемо.
Именно поэтому Федерация футбола сообщила в Прокуратуру Турина, и осенью 2020-го «Ювентус» взяли в разработку. Параллельно расследование инициировал Consob – регулятор итальянского рынка ценных бумаг.
К несчастью для «Юве», Паратичи мутил не за спинами боссов. Поэтому подозреваемых семеро: Андреа Аньелли, Павел Недвед, Фабио Паратичи, главный финансовый директор Стефано Черрато, его предшественник Стефано Бертола, финансовый менеджер Марко Ре и сам «Юве». Они проходят по четырем статьям:
• нарушение закона об ответственности компаний;
• корпоративные правонарушения;
• ложная бухгалтерская отчетность листинговых компаний;
• выставление счетов-фактур и других документов для несуществующих транзакций.
Происходящее сейчас – только верхушка. Прокуратура раскручивала сеть с осени и исследовала период за три года (с покупки Роналду, все правильно). С лета подозреваемые на прослушке. Прокурор считает подозрительными 282 из 320 миллионов евро, отображенных в приросте капитала.
«Хуже этого только Кальчополи», – говорят приближенные Аньелли в одном из перехваченных телефонных разговоров. Давайте разберемся в деталях, что конкретно они натворили.
В деле фигурируют 18 клубов («Интер», «Ман Сити» и «Барса»), но наехали именно на «Юве». Клуб реально виновен?
Вопрос резонный, учитывая отношение итальянцев к туринцам. Клуб уже обвиняли и оправдывали по договорнякам, связям с мафией, незаконной продаже билетов, обвинят и в сотне других преступлений. Это «Синьора»: ее либо обожают, либо ненавидят. Если «Ювентус» забьет пенальти паненкой при счете 3:0 в свою пользу, кто-нибудь обязательно потребует высылки в Серию В.
Но эта история – не из того списка. «Ювентус» реально сделал то, в чем подозревается.
Рассмотренный выше пример с Ромеро на самом деле абсолютно законен, хоть и абсурден для прямой небухгалтерской логики. Серьезный прирост на таких продажах не сделаешь. Проблема в том, что подобный прием легко ставится на поток и превращается в норму – нужно лишь завысить реальные цены. А завышение уже незаконно.
Самый распространенный способ – обмен. Два клуба продают друг другу футболистов по аналогичной или сопоставимой цене. Так как прямых потерь никто не несет, трансферная стоимость завышается. Расход амортизируется на срок контракта, а доход сразу записывается в плюс.
Так «Ювентус» и делал. Год назад клуб купил у «Дженоа» 19-летнего Николо Ровеллу.
Несмотря на истекающий контракт, игрок обошелся в 18 миллионов евро. В обмен «Дженоа» получил двух игроков «Ювентуса» – Маноло Портанову за 10 млн и Элиа Петрелли за 8 млн.
Портанова сыграл за «Дженоа» 108 минут, Петрелли ушел в аренду в Серию В и даже там ни разу не вышел на поле. Никто из них ни дня в карьере не стоил и 3 миллионов. Зато «Юве» и «Дженоа» прибавили 12 миллионов доходов – при том что реальные деньги в сделке вообще не фигурировали.
По такой схеме Паратичи провернул несколько десятков сделок: обмены Артур – Пьянич и Мендес – Перейра с «Барсой», Аке – Тонджа с «Марселем», Данило – Канселу с «Ман Сити» и так далее. Бумажный доход скрывал реальные убытки. Масштаб действительно впечатляет: предполагается, что в только 2020-м Паратичи сделал 120 миллионов из воздуха и чернил.
В этом «Ювентус» виновен, не сомневайтесь. Но не одни туринцы такие находчивые. Сейчас в разработке 62 сделки, и только 42 из них относятся к «Юве». Всего в деле фигурируют 18 клубов. Среди них – «Ман Сити», «Барса», «Марсель», «Лилль», «Интер», «Наполи» и «Аталанта». Следствие по ним пока не открыто. Но если так продолжится, расследования не избежать: «Интер», например, умудрился дважды за две недели продать и купить одного игрока – Андреа Пинамонти. Причем по разным ценам.
«Вся футбольная система прогнила, – заметил бывший прокурор Федерации футбола Джузеппе Пекораро. – Победа любой ценой – культурный код, часть ДНК «Юве». Но для успеха в Европе нужны бесконечные ресурсы, ведь там включаются нефтегазовые гиганты. Невозможно выдержать темп «ПСЖ», «Ман Сити» и «Челси» без прироста капитала. Вот в чем проблема правил».
При этом «Юве» подозревается еще и в серой бухгалтерии. Туринцы с лета на прослушке и за это время наговорили немало лишнего. Следствие интересуют две вещи:
1. Выплаты Роналду. В контракте португальца не было ежемесячных бонусов, но в телефонных переговорах постоянно упоминаются некие регулярные платежи. Судя по всему, проходили они в обход бухгалтерии и потому не отображались в убытках.
Забавно, что платежи осуществлялись в разгар коронавируса – когда команда согласилась на понижение и отсрочку зарплат. Кажется, кое-кто в вечно равном «Ювентусе» был ровнее других.
Как бы там ни было, Прокуратура ищет бумажные доказательства.
2. Неподотчетные «обязательства» между «Аталантой» и «Юве» при трансферах Ромеро и Демирала. Какие именно, неизвестно. Ясно только, что о них говорили туринские боссы.
Виновен ли «Юве» в серых выплатах – вопрос. Но приростом капитала он занимался, как и многие в Серии А. Как и полконтинента, впрочем. Разница только в том, что «Юве» попался.
Возможно, расследование – внутренний слив в борьбе двух ветвей Аньелли за власть в клане
Я далеко не сторонник конспиративных теорий, но в Италии никогда не бывает просто. Есть версия, что расследование – лишь инструмент борьбы за власть в самом «Юве». Правда это или нет, на самом деле неважно. Важно, что расследование почти наверняка будет использовано именно для борьбы за власть.
Все знают, что «Ювентус» принадлежит Аньелли – одной из богатейших семей в мире. За сто лет она выстроила империю с несколькими сотнями тысяч сотрудников. Семья управляет Exor, Fiat, Ferrari, Alfa Romeo, Jeep, Dodge, Opel, Maserati, Citroen, Chrysler, Lancia, Iveco, La Stampa, La Repubblica, The Economist и десятком других крупных компаний.
В прошлом веке гарантом единства семьи был Джанни Аньелли – выдающийся бизнесмен и бесспорный лидер страны. Его слушали беспрекословно.
Сейчас все иначе. Семья Аньелли – это примерно 100 наследников с разными долями. И лидеров у них двое.
38% семейного бизнеса принадлежит прямой ветви Джанни Аньелли – наследникам его дочери Маргариты и сына Эдоардо. Этой частью акций управляет Джон Элканн – сын Маргариты от первого брака.
11,85% бизнеса держат наследники Умберто, брата Джанни Аньелли – Андреа и Анна. Эту часть контролирует Андреа Аньелли – президент «Ювентуса».
Остальные 50% принадлежат еще девяти группам. Все они имеют право голоса, и ни у кого нет большинства. Лидером становится тот, кто объединит остальных. Часть клана идет за Андреа Аньелли, часть слушает Джона Элканна.
В последние десять лет между ними установился мир. Андреа управлял «Ювентусом», Джон – остальным бизнесом. Каждый ждал ошибки другого. Элканн хотя и контролировал больший пакет и фактически представлял семью, но не указывал Андреа. Ему не хватало власти. А Андреа хотя и владел большей личной долей и в принципе богаче Джона, но не шел против кузена.
Отсюда и появилась теория, что расследование – грандиозная подстава Элканна. Вряд ли это действительно так, но здесь правда не имеет значения. Джону выгоден любой удар по репутации Андреа. Аньелли стремительно теряет поддержку в семье. Теперь совет директоров примет его отставку – если, конечно, Элканн поднимет такой вопрос.
Для фанатов это не самая хорошая новость. Во-первых, Элканн уже управлял клубом, и тот не вылезал с 7-х мест. Во-вторых, Джон родился в Нью-Йорке, и как большинство американцев, не ценит настоящее искусство. Есть вероятность, что он уменьшит бюджет «Юве». Возможно, отменит даже уже подтвержденное вливание 400 миллионов евро. Его запланировали на конец года, и только от него зависит ближайшая трансферная активность клуба.
Впрочем, все это лишь предположительные угрозы. Реальные сейчас несет следствие.
Итак, «Юве» нарушил кучу законов, и ему угрожают Серией В. Что будет с клубом?
Несколько дней назад глава CODACONS (ассоциация по защите прав потребителей) Марко Донзелли подготовил жалобу в Прокуратуру. В пресс-релизе сообщается: «Если «Ювентус» получил незаконное преимущество над соперниками, Федерация и Управление рыночной конкуренции должны вмешаться. Мы подадим жалобу в антимонопольный комитет и федеральную прокуратуру с требованием перевести «Ювентус» в Серию В и отобрать недавние трофеи».
На самом деле это всего лишь слова. Закон относится к подобным нарушениям гораздо мягче, чем хочет Донзелли. И пока угроза не так велика, как кажется.
В деле есть две линии – гражданская и спортивная. В гражданском суде клубу и его боссам грозит максимум крупный штраф. Спортивный пока не включился, но в течение месяца Федерация футбола получит бумаги от прокурора и начнет собственное расследование. Это главная проблема туринцев. Спортивное правосудие уже создавало несуществующие статьи специально для «Юве». Но пока что и ему, и гражданскому следствию не за что зацепиться.
Мы уже разобрались, что во всей этой истории незаконно именно завышение реальной стоимости. Сложность в том, что она практически недоказуема. Футболист – нематериальный актив, цену на него устанавливают покупатель и продавец. Бесспорного инструмента оценки просто не существует.
Именно поэтому подобные дела всегда заканчивались ничем. В 2008-м в незаконном приросте капитала обвинили «Милан» и «Интер», и обоих оправдали. Юрист «Милана» Леандро Кантамесса объяснил La Stampa: «Бороться с приростом капитала нужно, только если он становится токсичным явлением. Проблема всегда одна: сложно доказать, что стороны сознательно совершили фиктивную сделку. Не забывайте, что история футбола усеяна невероятными трансферными ошибками. Чемпионов часто покупали за бесценок, а бездарей оценивали очень высоко».
Еще чаще такие подозрения вообще не доходят до суда. На них просто не выписывают ордер.
«Суд всегда разворачивал меня, – жаловался Джузеппе Пекораро. – Говорили, что нельзя установить реальную стоимость игрока. Я однажды попробовал через Джанлуку Манчини, который сейчас играет за «Рому». В то время он принадлежал «Перудже» и «Фиорентине». «Перуджа» продала его «Аталанте» за 200 тысяч евро. И тогда же продала бергамаскам вратаря Сантопадру за миллион. Но как он мог стоить больше Манчини?
Я за справедливый футбол и равные шансы, но в реальности все иначе. Есть клубы, по которым сложно открыть расследование: «Юве», «Интер», «Милан» и «Рома». Когда я просил бумаги на «Ювентус», мне давали документы на «Бари», «Палермо» и «Фоджу». Нет равенства».
Именно поэтому Прокуратура так вцепилась в поиск бумажного следа и прослушку телефонов. Это единственный способ доказать завышение стоимости. Если следствие не найдет бумаги по Роналду и Демиралу, а сам Криш не расколется (его уже вызвали на допрос), у него ничего не будет. Останется лишь надежда на телефонные переговоры. Но здесь есть два нюанса:
1. Вряд ли Аньелли и Недвед прямо по телефону обсуждали завышение цен;
2. «Ювентус» прослушивали три месяца – во время летнего трансферного окна. И судя по всему, Аньелли уже знал о расследовании. Именно этим летом туринцы не провернули ни одной сделки с подозрительной стоимостью. Им даже обсуждать было нечего.
Единственное успешное расследование о приросте капитала как раз и связано с прослушкой. Три года назад следователи вели «Чезену» по несвязанному уголовному делу и случайно записали, как клуб обсуждал с «Кьево» девять фиктивных сделок. Обе стороны серьезно встряли. Ситуация была хуже, чем сейчас у «Ювентуса»: во-первых, веронцы совсем уж безбожно поправили ведомость – отдельные трансферы завысили в 100 раз; во-вторых, без игр с отчетностью они бы не получили лицензию в Серии А.
Это – важный момент. В спортивном кодексе, как и в гражданском, фиктивный прирост капитала карается штрафом. Есть только одно исключение. Если клуб получил лицензию лишь благодаря нарушению, он наказывается либо снятием очков, либо переводом на дивизион ниже, либо полным отстранением от соревнований. «Кьево» попал именно в такую историю.
Знаете, чем закончилось? Прокурор попросил 18 очков штрафа, а судья уменьшил до трех. Клуб выплатил штраф в 200 тысяч, президент три месяца отдохнул от футбола. И все.
Поэтому «Юве» ничего серьезного не грозит. Основная команда получила бы лицензию и без нарушений (в отличие, кстати, от молодежки, но ее понижение вряд ли кого-то расстроит). Если Федерация не пойдет на творческую трактовку собственного Кодекса, туринцев ждет в худшем случае штраф. И единственным серьезным итогом станет отмена лазейки с приростом капитала. Президент Федерации уже подготовил соответствующий закон: скоро все трансферы, не сопровождающиеся движением реальных денег, перестанут учитываться в клубных балансах.
Так что расследование – не самая большая проблема «Ювентуса». Куда важнее почти 400 млн евро долгов, больше 200 миллионов убытков, обвал акций и вероятная отставка Андреа Аньелли.
***
2018-й: у «Кьево» минус 2 очка в таблице серии А. Он постоянно мошенничали с трансферами
Телеграм-канал Андрея Клещенка
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: globallookpress.com/LiveMedia/Reporter Torino, LaPresse/Filippo Rubin, LiveMedia/Fabrizio Carabelli, www.imagephotoagency.it via www./www.imago-images.de, Marco Alpozzi/Keystone Press Agency, Maule/Fotogramma, Henrik Montgomery/Tt, Alfredo Falcone/Lapresse.Alfredo; Gettyimages.ru/Marco Rosi / Stringer; /milano.corriere.it
))0))