Футбольный Моцарт: он бросил вызов нацистской Германии и был убит
Редко кто-то может оказать влияние на футбол не только своим талантом, но моральными принципами. Австриец Маттиас Синделар – один из таких игроков.
Он по праву обосновался в списке величайших австрийских футболистов в истории. Его прозвали Моцартом футбола. Синделара также называли Der Papierene («Человек из бумаги»), потому что он был довольно щуплым, но очень хорошо владел мячом.
Истинная причина его смерти неизвестна и будет обсуждаться еще долго. Однако тот факт, что она случилась практически сразу после отказа представлять сборную Германии в период Третьего рейха, довольно ясно показывает, почему многие считают виновными нацистов.
А перед тем, как вы продолжите читать материал, предлагаю перейти и подписаться на телеграм-канал об истории спорта. Каждый день там публикуются посты о событиях и интересных фактах из спортивного прошлого - "Спорт в стиле ретро".
Первые дни в Чехословакии и Австрии
География Восточной Европы, да и большей части Европы, сильно изменилась с годами, особенно при жизни Синделара. Он родился на территории современной Чехии в католической семье.
Когда Маттиасу было два года, семья перебралась в столицу Австрии. Несмотря на его щуплое телосложение, навыки владения мячом были отточены на улицах Вены. Он играл с мячом, сделанным из тряпок, и привлек внимание местной любительской команды ASV Hertha Wien в 1918 году.
В юности ему пришлось долго восстанавливаться после травм колена, которые были получены уже в 19 лет. Синделар не мог бросить любимое дело. Дело в том, что отец Маттиаса умер во время Первой мировой войны, поэтому мальчик стремился помочь семье. Ему понадобилось два сезона, чтобы выйти в профессионалы.
"Аустрия" приобрела его в 1924 году, став первой и единственной профессиональной командой в карьере. Синделар был важной частью одного из самых успешных периодов в истории клуба.
Он выиграл восемь трофеев за пятнадцать лет и был ключевым звеном в механизме команды. Болельщики обсуждали его стиль игры, сообразительность и умение забивать. Интеллигенция Вены восторгалась способностями Синделара, а ему нравилась эта слава.
Как и у большинства игроков того времени, карьера футболиста развивалась между двумя мировыми войнами. Однако Синделар успел показать себя и на международной арене. Великая австрийская сборная того периода именовалась не иначе, как Wunderteam ("Чудо-команда") .
Wunderteam
Успех сборной Австрии 1930-х годов во многом обеспечил тренер Хьюго Мейсл. Ну и отличные футболисты, разумеется, - Бицан, Шалль, Смистик, Науш, Синделар.
Австрийцы зарекомендовали себя серьезным соперником. Международный кубок Центральной Европы предшествовал чемпионату Европы и сталкивал лбами лучшие команды. Турнир проводился пять раз и длился несколько месяцев.
В одном из них (с 1931 по 1932 год) соперничали Швейцария, Чехословакия, Венгрия, Италия и Австрия. Австрийцы проиграли только одну из своих восьми игр.
Это сделало их в умах фанатов одними из главных претендентов на победу в чемпионате мира 1934 года в Италии. Однако, дойдя до полуфинала, команда проиграла хозяевам турнира. Тот матч запомнился странными судейскими решениями. До сих пор считается, что итальянцев тянули за уши к золоту.
Следующим турниром были летние Олимпийские игры 1936 года. Многие называли их Гитлеровскими играми. Ведь они проводились на территории фашистской Германии.
Однако и здесь сборной Австрии не хватило одного шага до победы. В финале она столкнулась с грозной итальянской командой. Италия победила 2:1 и продолжила эру доминирования.
Аннексия Австрии и конец Wunderteam
Европейские успехи, достойные выступления на чемпионатах мира и Олимпийских играх должны были стать вершиной этой команды талантливых игроков и их креативного тренера. Мейсл создал привлекательный стиль игры, у команды появилось много поклонников, а их суперзвездой был Синделар.
Конец начался при трагических обстоятельствах. Мейсл перенес сердечный приступ в 1937 году во время подготовки к чемпионату мира и умер. Сборная Австрии не опустила руки и прошла квалификацию на турнир. Там австрийские футболисты надеялись все-таки победить Италию.
Однако политическая обстановка положила конец этому плану. В марте 1938 года Австрия была присоединена к Третьему рейху. Чемпионат мира начался через четыре месяца после аннексии. Австрию исключили из списка участников. Немцы же мечтали заполучить себе в сборную новых футболистов. У австрийских игроков был выбор: представлять немецкую команду или пропустить чемпионат мира, как и любые другие международные турниры.
Противодействие нацистам и подозрительная смерть Синделара
Синделар был уникальным австрийским футболистом. Народный любимец играл важную роль на поле, но оставался скромным и преданным, несмотря на свою известность.
Нацистский режим бросил вызов не только его профессии, но и образу жизни, политическим убеждениям. Будучи гордым социалистом, он не был согласен с нацистской партией. Кроме того, хотя Синделар сам не был евреем, многие его друзья и товарищи по команде были евреями. Ему не нравилось видеть, как немцы негативно влияют на их жизнь.
Аннексия Австрии повлекла за собой запрет всем евреям играть в футбол, это уничтожило большую часть сборной. Влияние на личную и профессиональную жизнь Синделара было огромным. Несмотря на санкции против него, он оставался в контакте с еврейскими игроками, чтобы помочь им.
В апреле 1938 года Германия провела с Австрией выставочный матч. План заключался в том, чтобы игра закончилась вничью. Австрийских игроков предупредили, чтобы они не забивали.
Все шло по плану. Однако Синделар знал, что это была возможность представить своих еврейских друзей и свои социалистические убеждения перед нацистами. Он не упустил шанс и забил в матче, который в итоге выиграла Австрия. Следуя цели, он праздновал, что еще больше задело высшие чины.
Однако немцы все равно хотели, чтобы он играл за них на чемпионате мира. Ему было 35 лет. Он мог уйти "на пенсию", но всё ещё оставался полезным на поле. Не могла сборная Германии решить только самую главную проблему - Синделар не хотел играть за них.
Это решение стало для него роковым. В январе 1939 года, через девять месяцев после гола в ворота Германии и через семь месяцев после вылета команды с чемпионата мира, Синделара нашли мертвым.
Его вместе с девушкой обнаружили в спальне. Причиной смерти стало отравление угарным газом. Однако многие люди не поверили в это. Стартовало расследование. Но оно быстро было закрыто нацистами. С тех пор подозрения продолжаются.
Был это трагический случай? Самоубийство? Попытка избежать тюрьмы? Так или иначе, смерть стала печальным концом для великого футболиста.
«Синделар стал единственным футболистом в истории, органично соединившим в себе Пеле и Гарринчу.»
Далее. Почему автор считает, что Синделар сам не был евреем.В роду Синделара были евреи, и он никогда этого не скрывал. В то время, как граждане Австрии стали сторониться и избегать евреев, которые в Третьем Рейхе подлежали плановому уничтожению, Бумажный Человек напротив – продолжал с ними дружить, делая это публично, открыто, демонстративно. А главное – он не боялся. С другой стороны, Бумажный Человек был нужен нацистам. Причём, нужен – живым, талантливым, знаменитым, эффективным. Для Гитлера футбол стал средством достижения имиджа. Гитлеру нужна была победа на футбольном поле. Нацисты предлагают Бумажному Человеку сделку, могут простить еврейскую кровь, а Синделар … всё это отвергает. Отказывается играть за новую немецкую сборную. Итог –известен.