«Барса» и Кубок Ярмарок
Прошлое часто дарит тень, чтобы отдохнуть и перевести дух, а также улыбку тому, кто бредет по пустыне настоящего без карты или путеводителя, позволяя вернуться туда, откуда он уже очень далеко ушел в погоне неизвестно за чем, не понимая, что уже нашел священный грааль. На «Камп Ноу» серые дни, на полпути между театром, что был вчера, и тем, что есть сегодня, ожиданием неминуемого уведомления о выселении, но оторванные листы календаря указывают дорогу к счастливым вечерам, возможно, даже более счастливым в воображении, чем они были на самом деле.
Как тот вечер среды 22 сентября 1971 года, когда «Барса» была коронована как вечный чемпион Кубка Ярмарок после победы над «Лидс Юнайтед» Дона Реви в проходившем на «Камп Ноу» матче, который должен был решить, какой клуб навсегда оставит себе трофей Ноэля Беарда после решения о прекращении проведения турнира. В том году УЕФА, осознавая значимость, которую приобрел Кубок Ярмарок, забрал турнир себе и взял на себя его организацию, поменяв название на Кубок УЕФА, но чтобы переход турнира к его преемнику происходил достойно и с уважением к истории, было решено провести игру между первым и последним победителями, чтобы решить, кто поставит настоящий трофей в витрины музея.
Большой финал Кубка Ярмарок, как назвали тот матч, стал ностальгическим эпилогом турнира, в котором «Барса» Ринуса Михельса противостояла переживавшему тогда самые счастливые дни в своей истории «Лидсу». К тому моменту он уже стал чемпионом Англии (1968/69), завоевал Кубок Английской футбольной Лиги (1967/68) и «Комьюнити Шилд» (1968) и стал вторым в чемпионате (1964/65, 1965/66, 1969/70, 1970/71) и Кубке Англии (1964/65 и 1969/70), а вскоре завоюет еще одно чемпионство (1973/74), Кубок Англии (1971/72) и станет вторым в Кубке Кубков (1972/73) и Кубке Чемпионов (1974/75), и это помимо других успехов.
«На этот раз ожидание в аэропорту было довольно долгим. "Лидс" прилетел позже, чем ожидалось. Причина была в том, что англичанам пришлось остановиться на дозаправку в Париже, а не лететь напрямую, потому что над Пиренеями бушевал сильный шторм. Наконец около половины четвертого, с опозданием почти на два часа, винтовой самолет компании "BEA" приземлился на взлетной полосе аэропорта "Прат", и несколько минут спустя в зале международных прилетов появились члены английской команды, которая вечером будет играть на "Камп Ноу" за вечное владение Кубком Ярмарок», — писал «Mundo Deportivo» перед поединком, в котором Михельс выставил следующий состав: Сальвадор Садурни на воротах, Жоаким Рифе, Гальего (заменен на Франсиско Фернандеса), Антонио Торрес и Эладио Сильвестре в обороне, Энрике Костас, Хуан Карлос Перес Лопес, Марсиаль Пина и Хуан Мануэль Асенси (Жозеп Мария Фусте) в центре поля, и Карлес Решак с Теофило Дуэньясом впереди.
Дуэньяс стал главным героем матча, проходившем в присутствии 45 тысяч зрителей и транслируемом телеканалом «La 2». Форвард из Пуэртольяно открыл счет на 51-й минуте, добив мяч после удара Марсиаля по центру. «Лидс» восстановил статус-кво всего через две минуты благодаря шотландцу Джо Джордану, но в конце матча Дуэньяс, снова Дуэньяс, принял дальнюю передачу Марсиаля, чтобы одолеть вратаря Гари Спрэйка ударом в дальний угол и установить финальный счет 2:1, подарив титул «Барсе».
Основополагающая идея заключалась в том, что участвующие команды будут состоять из игроков, представляющих эти города, либо из игроков клубов указанных городов. Но практика показала другую картину, так как команды некоторых городов представляли игроки одного клуба
Кубок Ярмарок был создан в середине 50-х годов. Как рассказывает Альфредо Реланьо (бывший шеф-редактор «AS», — прим. переводчика) в обязательной для прочтения книге «366 историй мирового футбола, которые вы должны знать», «[Кубок Ярмарок] появился отчасти чтобы сопутствовать Кубку Европейских Чемпионов, отчасти, как конкурент. Идея кубка, который будет разыгрываться между городами, где проводятся европейские ярмарки, была вдохновлена уверенностью, что турнир будет более жизнеспособен, чем Кубок Европейских Чемпионов, потому что муниципалитеты помогут продвигать названия своих городов. Кубок Европейских Чемпионов родился из уверенности, что кассовых сборов и телевидения, которое только появилось, хватит, чтобы покрыть расходы. И это оказалось так».
Амбициозный проект Кубка Ярмарок вскоре обнаружил свои слабые места, свои ограничения: основополагающая идея заключалась в том, что участвующие команды будут состоять из игроков, представляющих эти города, либо из игроков клубов указанных городов. Но практика показала другую картину, так как команды некоторых городов представляли игроки одного клуба. Помимо Милана и Бирмингема, так было со сборной Барселоны, которая, не смотря на игру с гербом города, синюю форму и название «Барселона XI», полностью состояла из игроков «Барсы». Помимо этого, из-за трудностей с добавлением дополнительных матчей в календарь, первый розыгрыш растянулся на три сезона: с 5 июня 1955 года, когда триумфатором в Базеле стала сборная Лондона, до 1 мая 1958 года с чистой победой «Барсы» против той же сборной Лондона в ответном матче финала (6:0), с дублями Луиса Суареса и Эваристо де Маседо и голами Эулохио Мартинеса и Марти Вергеса. За каталонскую команду, руководимую Эленио Эррерой и выбившую до того Копенгаген на групповом этапе и Бирмингем в полуфинале, играли: Антони Рамальетс; Ферран Оливелья, Жоаким Бруже, Жоан Сегарра; Вергес, Энрик Женсана; Хусто Техада, Эваристо, Эулохио, Луис Суарес и Эстанислау Басора.
Первый розыгрыш Кубка Ярмарок, который, помимо шести упомянутых городов, также объединил Загреб, Лозанну, Лейпциг и Франкфурт, уступил место второму, в котором давление необходимости принять клубный характер подобно успешному и прибыльному Кубку Европейских Чемпионов привело к тому, что только шесть из 16 команд формировались по принципу сборных, хотя все они по-прежнему должны были представлять города международных ярмарок. Кроме того, был отменен групповой этап, и играть начали с плей-офф в два матча, чтобы ускорить турнир и сократить его продолжительность. Розыгрыш был завершен за два сезона, 1958/59 и 1959/60, и кубок снова оказался в музее «кулес», которые, уже как «Барса» и в сине-гранатовой форме, одержали победу над Бирмингемом после нулевой ничьей в Англии и победы 4:1 на «Камп Ноу» с дублем Золтана Цибора и голами Эулохио и Льюиса Коля. Между двумя этими матчами «Барса» была выбита в полуфинале Кубка Европейских Чемпионов «Мадридом», который уверенно шел к своему пятому титулу. «Барса» взяла реванш в следующем сезоне, но уступила «Бенфике» в драматическом финале в Берне с теми квадратными штангами, которые до сих пор терзают целое поколение.
Кубок Ярмарок обрел окончательную форму с началом сезона 1960/61. Было решено, что он будет разыгрываться за один сезон, параллельно с Кубком Европейских Чемпионов и только что созданным Кубком Кубков. В начале 60-х годов также было принято решение, что команды не могут одновременно участвовать и в Кубке Ярмарок, и в Кубке Европейских Чемпионов, как это произошло с «Барсой». Со временем, по мере роста масштабов и престижа, турнир также смягчал условия участия, позволяя на коммерческой основе играть командам из городов без международных ярмарок, а также допускал более одной команды от города. Например, в сезоне 1961/62 уже участвовали «Барселона» и «Эспаньол», «Интер» и «Милан», «Хайберниан» и «Хартс». А сезон 1962/63 стал последним для сборных городов, турнир стал только для клубов, а их количество росло: с 10 до 16, 28, 32 и 48, вплоть до 64 в последних трех розыгрышах, почти в два раза больше, чем в Кубке Европейских Чемпионов, гораздо более эксклюзивном и закрытом.
История Кубка Ярмарок была написана наполовину испанскими командами, которые завоевали шесть из восьми первых розыгрышей, наполовину — английскими, которые одержали победы в четырех последних
Кубок Ярмарок продолжал принимать лучшие клубы каждого чемпионата, за исключением чемпиона (играл в Кубке Европейских Чемпионов) и обладателя кубка (в Кубке Кубков), и в национальном контексте помимо вышеупомянутых «Барсы» и «Эспаньола», он также видел «Валенсию», в сезоне 1961/62 победившую в финале «Барсу», а в 1962/63 — загребское «Динамо», а также «Сарагосу», чемпиона сезона 1963/64 после победы над «Валенсией», «Атлетико Мадрид», «Атлетик», «Севилью», «Бетис», «Лас-Пальмас» и «Сабадель». «Мадрид» никогда не участвовал в турнире, потому что всегда квалифицировался в Кубок Европейских Чемпионов, за исключением последнего сезона (1969/70), в котором после вылета в ⅛ этого турнира и шестого места в чемпионате сохранил лицо, завоевав Кубок Генералиссимуса на «Камп Ноу» в матче против «Валенсии» и пробившись в Кубок Кубков. «По престижности Кубок Ярмарок сильно уступал Кубку Европейских Чемпионов, и был ниже Кубка Кубков. Для Бернабеу просить о допуске туда было унизительно. Выбор между тем, чтобы не участвовать ни в одном европейском турнире или умолять с хорошими шансами на успех о включении в Кубок Ярмарок, был для мадридизма в целом и Бернабеу в частности выбором между чумой и холерой, потому что на Кубок Ярмарок, созданный одновременно с КЕЧ с намерением конкурировать с ним, из Мадрида смотрели с явным презрением. Бернабеу называл его народным кубком. Так родились болезненные дебаты: попросит ли Бернабеу пустить его через черный ход или откажется от европейских денег? Многие мадридисты предпочитали честь без кораблей кораблям без чести (расхожее в Испании выражение, цитата известного контрадмирала, — прим. переводчика). И была только одна лазейка: национальный Кубок, который мог открыть достойный выход в Кубок Кубков», — вспоминал Альфредо Реланьо в «El País», в заметке, в которой он также вспомнил шутку, встреченную в те времена на страницах спортивного издания «Dicen…»: «Один сеньор спрашивает другого: "Будет ли Кубок Ярмарок достаточно аристократичным для сеньора Бернабеу?"».
Тем не менее, история Кубка Ярмарок была написана наполовину испанскими командами, которые одержали победы в шести из восьми первых розыгрышей, за исключением 1960/61 («Рома») и 1964/65 («Ференцварош»), наполовину — английскими, которые одержали победы в четырех последних усилиями «Лидса» (1967/68 и 1970/71), «Ньюкасла» (1968/69) и «Арсенала» (1969/70). В 1967 году загребское «Динамо» стало чемпионом после победы над «Лидсом» в финале. По количеству трофеев лидером является «Барселона», которая посреди засушливой пустыни, которой были шестидесятые, нашла небольшой и скудный оазис в Кубке Ярмарок и Кубке Генералиссимуса (1963 и 1968). Третий и последний Кубок Ярмарок был завоеван в сезоне 1965/66 после встречи с «Сарагосой» в финале. 0:1 в первом матче сделал Канарио (Дари Силвейра дос Сантос), и история последних встреч — «Сарагоса» выбила «Барсу» из Кубка Генералиссимуса в сезонах 1963/64, 1964/65 и 1965/66, одержав победы в 1964 и 1966 годах — делали арагонцев абсолютным фаворитом в ответном матче, который состоялся на «Ла Ромареде» 21 сентября, уже в начале следующего сезона. Но «Барселона» восстала с помощью молодого Льюиса Пужоля.
Пужолет на третьей минуте вывел вперед команду аргентинца Роке Ольсена с передачи Перу Сабальи и в результате комбинации, начатой Хосе Антонио Сальдуа, но Марселино Мартинес Као через полчаса вернул равновесие. Счет стал 1:2 на 70-й минуте (Сабалья с передачи Пужолета), и 1:3 — на 85-й (Пужолет с паса Гальего). При 1:3 «многие стали покидать трибуны. Грустные, сокрушенные. Другие, радостные, пели и кричали. Но футбол не был бы футболом, если бы в такие моменты не могло случиться того, во что уже мало кто верил. "Сарагоса" в страшном броске раненного зверя забила гол, повесивший вопрос победителя в воздухе. Это случилось через минуту после того, как "Барселона" забила третий гол», – рассказал Хуан Нарабона в своей колонке в «Mundo Deportivo», надиктованной по телефону из Сарагосы.
Встреча шла к овертайму, так как гостевые голы, как и сейчас, не считались за два. «Последние минуты эпической концовки должны были утонуть в чрезмерных эмоциях. И Пужоль, снова Пужоль! — герой вечера, буквально в последнюю секунду дополнительного времени опять послал мяч в сетку ворот Ярсы, так что гол совпал по времени с финальным свистком. И вот на такой эмоциональной, почти драматической ноте завершился финал Кубка Ярмарок, который войдет в историю. Это был парень из Кастельбеля-и-Вилара, деревни, спрятанной на склонах Монсеррата, игрок из кантеры, удививший своих и чужих в ночь высшего вдохновения. Его сенсационное выступление должно было найти должное отражение на страницах газет и в отзывах болельщиков и быть по достоинству оценено тренерами "сине-гранатовых". Представляете, что бы говорилось и писалось, если бы этот спектакль устроил легионер?», — заявил Нарбона в своем тексте под названием «Интрига, эмоции и победа "сине-гранатовых"» среди старой рекламы джина «Chester», аниса и рома «Pujol» и мужской обуви «Arga», признаками прошедшей эпохи.
Источник: Revista Panenka
БарсаМания рекомендует
«1961». Превью к матчу с «Бенфикой»
«Зато мы делаем ракеты». Дайджест важных материалов за сентябрь 2021 года
А если и повторять успехи, то времён тренерства Гвардиолы)))
А так, тема интересная, почерпнул кое-что новое для себя.