«Зональная опека» Часть I: Voetbal (1992-96) Переход: Нидерланды – Италия
Часть первая — Voetbal, 1992-96
Часть вторая — Calcio, 1996-2000
Часть третья — Foot, 2000-04
Часть четвертая — Futebol, 2004-08
Часть пятая — Fútbol, 2008-12
Часть шестая — Fußball, 2012-16
Часть седьмая — Football, 2016-20
Эпилог/Библиография/Благодарности/От переводчика
***
«Ювентусу» потребовалась серия пенальти, чтобы подтвердить свой триумф над «Аяксом» в финале Лиги чемпионов 1996 года, но, тем не менее, это было похоже на поворотный момент в европейском футболе, момент, когда голландское доминирование уступило место итальянскому господству. «Аякс», победители Лиги чемпионов прошлого сезона, оказались не в состоянии справиться со скоростью и мощью нападающих «Юве», и итальянская команда должна была решить игру еще до перерыва.
Для «Аякса» проблема заключалась не просто в поражении и неспособности сохранить свой трофей, но в осознании того, что это был конец эпохи. В середине 1995/96 европейский футбол был потрясен правилом Босмана, которое имело два основных последствия. Во-первых, игроки могли расторгнуть свои контракты и бесплатно перейти в другую команду. Во-вторых, правило трех иностранцев теперь было незаконным, и европейские клубы могли выставлять столько граждан ЕС, сколько им заблагорассудится.
Ни один клуб не пострадал так сильно, как «Аякс». В конце 1995/96 Эдгар Давидс, возможно, самый желанный полузащитник Европы, бесплатно перешел в «Милан» — ранее «Аякс» получил бы за него деньги и реинвестировал вырученные средства. Между тем либерализация правил, касающихся количества разрешенных иностранных игроков, означала, что теперь появился дополнительный зарубежный спрос на других звезд «Аякса», и в течение трех лет обнаружилось, что почти весь их выигравший Лигу чемпионов состав, покинул команду. Давидс, Уинстон Богард, Эдвин ван дер Сар, Микаэль Райцигер, Нванкво Кану и Патрик Клюйверт — все они отправились в Серию А, отражая смену власти. Правило Босмана сделало игроков и высшие лиги Европы значительно более сильными, и «Аякс» больше не входил в европейскую элиту.
В 1996 году «Аякс» также покинул свой любимый стадион «Де Меер», переехав на юг города, где располагалась «Амстердам Арена», позже переименованная в «Арену Йохана Кройффа». Они столкнулись с серьезными проблемами с новым стадионом, который был не просто футбольным полем, а многофункциональной ареной, также используемой для концертов. Трава росла не так как было нужно, что мешало «Аяксу» играть в футбол, и многие болельщики просто не чувствовали себя здесь как дома. Луи ван Гал первоначально намеревался уйти в 1996 году, но по личным причинам задержался еще на один год. Кройфф, тем временем, покинул «Барселону» в 1996 году и больше никогда не будет тренировать, в то время как сборная Голландия сильно разочаровала на Евро-96, разгромно проиграв Англии со счетом 1:4 на групповом этапе и вылетела с турнира после поражения в четвертьфинале в серии пенальти от Франции. Обычные турнирные споры в сборной Голландии также казались особенно серьезными, с различными отсылками на разделение между черными и белыми игроками.
После того как репутация голландского футбола пошатнулась, Италия стала центром европейского футбола. Серия А была сильнейшей лигой Европы на протяжении 1990-х годов, о чем свидетельствует доминирование их клубов в европейских соревнованиях, но только сейчас, когда более сексуальный, более дальновидный «Аякс» вышел из игры, ее превосходство стало неоспоримым.
В то время как «Аякс» сосредоточился на развитии молодежи, итальянские клубы зависели от финансового влияния. Крупнейшие клубы страны принадлежали абсурдно богатым бизнесменам — по крайней мере, теоретически, так как многие позже оказались финансово разоренными — которые соревновались за то, чтобы подписать величайших талантов со всего мира. Появились так называемые «семь сестер» итальянского футбола: «Ювентус», «Милан», «Интер», «Рома», «Лацио», «Парма» и «Фиорентина» — все они могли похвастаться игроками мирового класса, и все семеро начинали каждый сезон с реальными шансами на славу. С точки зрения общей силы и конкурентоспособности, вероятно, никогда не было лучшей лиги, чем Серия А середины-конца 1990-х годов.
Стилистически Серия А являлась особым местом. Итальянский футбол всегда считался оборонительным, с его печально известным катеначчо 1960-х годов, все еще влияющим на тактическое мышление. В то время как нацеленный на атаку босс «Милана» Арриго Сакки произвел революцию в футболе в конце 1980-х, переделав катеначчо и внедрив прессинг в игру, он был вдохновлен тотальным футболом «Аякса», и для итальянского тренера его подход был нетипичным.
В этот период основными тактическими темами итальянского футбола были, по сути, дебаты между тренерами-сторонниками Сакки, и теми, кто был итальянскими традиционалистами. Сакки пропагандировал активный стиль футбола в негибкой системе 4-4-2, в которой не было ни треквартисты («десятки»), ни либеро (последнего защитника). Но, по своей природе, итальянские тренеры адаптировали свою систему к подходу соперника, большинство любили своих треквартист, и многие все еще настаивали на либеро. Итальянский футбол в ту эпоху состоял не в том, чтобы следовать голландским идеалам Сакки, а в том, чтобы вернуть Серию А на старые итальянские рельсы.
***
Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.