9 мин.

Фильм «Евротур» превратил Братиславу в мем. Что в нем правда, а что вымысел?

На $1,83 шикануть не выйдет.

Когда речь заходит про Словакию, в России редко вспоминают про Братиславский град или озеро Штрбске-Плесо. Зато отличную рекламу (или антирекламу) стране сделал культовый фильм «Евротур». Перед матчем со словаками разбираем эпизод, где герои ужасаются страшной архитектурой и шикуют на пару долларов.

Мискузи, а почему «Евротур» – это вдруг культовый фильм?

2004-й получился богатым на знаковые кинопремьеры. Вышли третья часть «Гарри Поттера» от Альфонсо Куарона, эпическая «Троя» с Брэдом Питтом, вторая глава «Убить Билла», классический фильм-катастрофа «Послезавтра». Тогда же показали и американскую комедию с незатейливым сценарием в духе роуд-муви – «Евротур». Четверо друзей отправляются в путешествие по Европе, чтобы один из них встретил любовь по переписке. 

Вероятно, именно банальность сюжета и неудачная промо-кампания потопили фильм в прокате. «Евротур» собрал 21 млн долларов – при бюджете в 25 млн. На маркетинг потратили еще 17 млн. Вышедшее в том же году «Вечное сияние чистого разума» с более звездным кастом (Джим Керри и Кейт Уинслет) обошлось ощутимо дешевле (20 млн долларов – бюджет и 10 млн евро – реклама), а заработало в итоге 75 млн долларов. 

Сегодня зрители иначе воспринимают «Евротур». Фильм регулярно фигурирует в списках культовых, которые незаслуженно провалились в прокате. На «Кинопоиске» он занимает 16-е место среди лучших лент 2004 года – примерно на одном уровне со второй частью «Убить Билла», «Суперсемейкой» и «Двенадцатью друзьями Оушена». 

Культовость «Евротура» – в большей степени российское явление. Если на «Кинопоиске» у фильма рейтинг 7,6, то на IMDb – более скромные, но все же добротные 6,6. И все же главный признак вечной классики – это бесконечное цитирование. Слова «мискузи» и «флюгегехаймен» уже давно превратились в мемы, а сцены с маленьким мальчиком, косплеющим Гитлера, или главным героем, изображающим Папу Римского, пусть и не претендуют на эталон юмора, но все же надолго врезались в память. 

Еще один аргумент в пользу «Евротура» – участие Винни Джонса. К 2004 году легендарный полузащитник уже снимался у Гая Ричи и исполнил главную роль в «Костоломе». В «Евротуре» бывший футболист «Челси» и «Уимблдона» сыграл Безумного Мэйнарда – главаря фанатской группировки «Манчестер Юнайтед», которая почему-то базируется в лондонском пабе «Дерзкий козел». Герой Джонса ругается на французов (называет их лягушатниками), открывает пиво глазом и разбивает бутылки головой.

Кстати, и режиссер «Евротура» отчасти тоже связан со спортом. Для кино Джефф Шаффер ничего лучше комедии про путешествие из Огайо в Берлин так и не снял, но выдал семь сезонов сериала «Лига», который транслировался на канале FX с 2007-го по 2015-й. Ситком, посвященный Fantasy Football (футбол, естественно, американский), собрал хорошие отзывы. 

«Панельки Братиславы» – это бывший военный городок советской армии. Там же снимали фильм ужасов

Чтобы показать Лондон (а также Амстердам, Ватикан, Берлин и другие города по маршруту следования главных героев), съемочная бригада отправилась в Чехию. Так дешевле – даже с учетом последующей работы со спецэффектами, которые превращали Прагу в западноевропейские столицы.

А вот Братиславу снимали в Миловице – небольшом городке на 12 тысяч жителей. Для демонстрации стереотипной Восточной Европы с постсоциалистическим бытом и беспросветной разрухой он подходил идеально. До лета 1991 года в Миловице (а если быть точным – в микрорайоне Божи-Дар) квартировались солдаты Центральной группы войск СССР. После ввода в Чехословакию частей советской армии в 1968 году в этом месте размещался Таллинский авиационный полк. А в первой половине XX веке здесь базировались австро-венгерские вооруженные силы и Вермахт.

В Божи-Дар попадали только по пропускам, но микрорайон был самодостаточным: магазины, дом культуры, площадь с памятником Ленину. В 1990-е место забросили, зато его полюбили сталкеры, потому что добраться до Божи-Дара довольно просто, и он никак не охраняется. 

Правда, второй Припятью бывший военный городок так и не стал. Если к 2003 году, когда начались съемки «Евротура», в микрорайоне еще оставались панельки, то через десять лет их снесли. Сегодня от Божи-Дара почти ничего не осталось, кроме взлетно-посадочной полосы. Ее используют лишь эпизодически – для спортивной авиации или как площадку для концертов. Микрорайон порос деревьями, но на карте еще угадывается расположение домов и кварталов. 

Божи-Дар стал декорациями не только для «Евротура». Это место изображало Братиславу и в 2005-м, когда снимался американский кровавый хоррор «Хостел». Фильм продюсировал Квентин Тарантино, позже он получил еще два продолжения. 

Естественно, архитектурное наследие второй половины XX века прослеживается в Словакии до сих пор. В Братиславе много домов, построенных по советским проектам, но в отличие от Москвы сегодня их никто не сносит. Такие здания стараются привести в порядок, утепляют и придают им уникальность.

Многие братиславские панельки выглядят очень прилично

«Панельки в наших городах никуда не делись, – рассказала Sports.ru Катарина Холженчикова, председатель словацкого землячества МГИМО. – Но к архитектуре второй половины прошлого века относятся позитивно. Люди понимают и знают, что в то время строительство жилья было качественным и быстрым. Мы это очень ценим, потому что сегодня так не строят».

Катарина добавила, что таких районов, как показано в «Евротуре», в Братиславе нет. Но в других городах нечто похожее встречается – по крайней мере в тех, где живут цыгане. По ее словам, это серьезная проблема для Словакии. 

Это тоже Словакия

Доля цыган в стране относительно небольшая – около 2%. Но они проживают компактно, и некоторые районы напоминают гетто, куда чужаку лучше не соваться. Один из самых впечатляющих примеров – это Луник IX в Кошице, один из районов второго по величине города Словакии. До 1979 года цыгане проживали в соседней деревне. После того, как ее снесли, местных переселили в новое панельное жилье. Если в середине 1980-х цыгане составляли половину населения района, то сегодня это моноэтнический анклав с высоким уровнем преступности и отвратными санитарными условиями. Здешние почти не работают, при этом они не платят аренду и коммуналку. Проблему решают с середины 1990-х, но пока не очень успешно. В 2018 году словацкая пресса писала, что водителям рейсовых автобусов, которые проезжают через Луник IX, доплачивают за риск – слишком часто в этом месте нападают цыгане. 

После обретения независимости по Словакии ударил кризис, но шик за $2 – гротескное преувеличение

Эпизод, снятый на фоне убитых панелек, занимает пару минут и тут же сменяется сценой роскошной жизни. Герои подсчитывают сбережения и задаются на вопросом: «1 доллар и 83 цента – что на них купишь?». По замыслу сценаристов, много чего – благодаря выгодному для иностранцев обменному курсу. 

На фоне других восточноевропейских валют словацкую крону вряд ли можно назвать очень слабой. Но ремарка про «хороший курс» была неспроста. В 2003 году, когда проходили съемки, доллар стоил примерно 46 словацких крон, а уже в 2004-м давали только 35. Минимальный размер оплаты труда в то время колебался в районе 158-180 долларов. 

С бешеной инфляцией Словакия почти не столкнулась: в 2003-м она составила почти 10%, а рекорды била сразу после распада Чехословакии (и все же оставалась сравнительно скромной – 16%). Зато большой проблемой стала безработица: в начале 2000-х этот показатель достигал 20%. Для сравнения: в прошлом пандемийном году он не превышал 8%. 

«1990-е и начало 2000-х для нашей страны выдались очень тяжелыми, – поделилась Катарина Холженчикова. – По нам сильно ударил даже не развод с Чехией, а переход экономики на капиталистические рельсы. К тому же мафия почувствовала себя вольготно, провели приватизацию, жизнь стала несправедливой. О начале 2000-х словаки тоже вспоминают без радости. В то время проходили реформы, у власти был Микулашь Дзуринда. Насколько быстрыми получились изменения – это вопрос субъективный. Но с уверенностью могу сказать, что тогда начался наш путь в ЕС».

Словакия стала частью Евросоюза вскоре после премьеры «Евротура» – в мае 2004 года. Решение принималось на референдуме, в ходе которого абсолютное большинство проголосовало «За». В 2009-м от крон отказались, и страна перешла на евро. С тех пор минимальная зарплата выросла до 623 евро в месяц, а средняя – до 1385. 

Ну а главное, что Словакия стала популярным туристическим направлением. В 2018-м в пятимиллионную страну приехали два миллиона туристов. Привлекать иностранцев не мешает даже тот образ, который тиражировал фильм 2004 года. 

Еще больше постов о футболе в контексте истории в телеграм-канале His foot

Вечная война Карпина с лишним весом игроков: кто-то бегал до тренировок, кто-то часами сидел в ванной, кто-то специально блевал

Фото: globallookpress.com/Daniel Kalker/dpa; imdb.com; flickr.com/photos/grishasergei//Sergii Gryshkevych; wander-lush.org