«Вне зоны…». Отчёт о матче с «Атлетико»
Краткое вступление от Master Loss:
Этот материал мы (Константин Лосс и Вова Прасолов) решили сделать в соавторстве, поскольку перспектива оценки игры под разными углами и, возможно, в разных измерениях (эмоциональном и тактическом), если позволите, показалась нам очень любопытной. Пожалуй, в этой совместной работе есть отражение и взгляда на футбол разных поколений и появление в составе основной команды достойных молодых талантов, которые выходят на важнейшие матче плечом к плечу с ветеранами. В этом смысле тенденции повторяем и мы, поскольку, если не ошибаюсь, то мой дебютный материал, посвящённый матчу «Барселоны», вышел на просторах БарсаМании в декабре 2006 года, (в это, пожалуй, сложно поверить, но это был отчёт о матче с «Атлетико»), а дебют Вовы с авторским разбором состоялся 24 сентябре 2021 года с коротким, но плотным тактическим материалом об игре с «Кадисом» (он в смысле дебюта — максимальный фрешмен). Да, и возрастные характеристики наши под стать этому образу. Мне в основной команде по возрасту максимально близок Пике, а Вове — Гави.
Для sports.ru мы решили разделить наши материалы на 2 авторские части, поскольку изначально договаривались о принципах не только комплиментарности, но и автономности. Если вам интересно оценить игру тактически, то часть материала, посвящённая этому аспекту находится по ссылке в блоге Barceloneta, который ведёт соавтор этого материала. Если стремитесь получить всё и сразу и оценить реализацию изначальной задумки - то оригинал общего текста размещён по ссылке на barcamania.com.
Вне зоны ограничений, связанных с Covid-19
В первую очередь важно отметить, что полноценный футбол возвращается. Футбол — это игра не только для зрителей, а в первую очередь для саппортеров, болельщиков, приходящих на стадион, которые и создают незабываемые моменты и впечатления. Мечты оказаться на трибунах в рядах людей, поддерживающих Клуб, обретают более конкретные очертания, и радость от песен на переполненном стадионе «Ванда Метрополитано» (ну, ОК, несколько зарядов мне безусловно не нравятся, но нравятся, что какие-то общие заряды есть).
Футбол с болельщиками, заполняющими арены на 100%, может вернуться на все стадионы по мнению регулирующих органов Испании, но в каждом из автономных сообществ эти правила могут уточнить региональные власти самостоятельно. В Каталонии, к примеру, допустимую заполняемость пока определили в 60%, но вдруг и там решат, что борьбе за независимость (на днях, к примеру, проходил очередной референдум по инициативе об отделении от Испании) ограничения по заполняемости не нужны. Возвращение зрителей принесёт пользу и самому Футбольному Клубу. Оценка недополученных от дня игры на стадионе доходов составляет чуть больше €135 миллионов. Согласитесь, что при общей сумме поступлений за прошлый финансовый год в €631 миллион — это существенное подспорье для приближения к финансовой устойчивости.
Вне зоны понимания
Я не слишком внимательно слежу за сменой стартовых составов коллектива Диего Симеоне, поэтому просто удовлетворился привычной и прогнозируемой схемой, которую тренерский штаб Диего использует на протяжении длительного промежутка времени. А вот под покровом стартового состава «Барсы», исходя из имён, указанных в нём, могло скрываться множество неопределённостей: для зрителей, соперников и даже, как показалось во время игры, для самих футболистов. От вариации на тему 5-4-1, с де Йонгом в центре защиты, которой не хотелось больше всего до 4-4-2 с ромбом в центре поля, для которой не хватало второго исполнителя в атаку. В итоге выбор пал на формацию 4-2-3-1 «узкая», как её принято называть в среде людей, уделяющих время серии футбольных симуляторов FIFA.
Но в процессе игры, сложилось впечатление, что схему эту и целевые действия игроков, которые они должны исполнять в рамках этой схемы, не слишком плотно и усердно отрабатывали. Схематически, всё выглядело относительно здраво, а вот в процессе воплощения планов в жизнь, что-то шло не так. Чуть ниже постараемся понять, что же это было.
Вне зоны структур
Говорят, что лучший экспромт — это экспромт подготовленный. Можно ожидать хорошего взаимодействия от музыкантов, которые впервые встретились, но долго занимаются джазом. Они, как минимум, ни с кем не соревнуются. Для них импровизация — это фундамент музыкального стиля. Но для этого они сперва много работают с музыкальной базой. В спортивных соревнованиях высочайшего уровня профессиональных команд, исповедующих определенные принципы, немного странно видеть неподготовленную импровизацию.
Решение играть не зонную, а персональную оборону не только в атакующей, ещё и в защитной фазе до определенного момента (кажется, что на каком-то этапе происходили попытки перестроиться в зону, но чаще всего неудачные), спровоцировало появление большого количества бесхозных пространств, моментов, когда обороняющиеся игроки опекали друг друга, в то время как соперники оставались без присмотра.
Самым ярким проявлением отсутствия подготовки к использованию такого подхода послужил спор на повышенных тонах между Бускетсом и Пике. Смысл этого спора заключается не в том, что они не смогли разобраться между собой с тем, кому в этом моменте нужно опекать соперника. Если продолжать музыкальные аналогии, то один из них играл в момент с голом условно играл на классической гитаре фламенко, рассчитывая на то, что и партнёр поддержит его басовым аккомпанементом, в то время, как бас-гитара второго в этот момент играла довольно ритмичную партию музыки преимущественно рокового направления, поскольку в его представлении наступило момент именно для этого жанра.
На мой взгляд этот спор возник не из-за перекладывания ответственности друг на друга, а от недопонимания. А отсутствие взаимопонимания относительно «правил игры» — один из худших показателей для футболистов, выступающих вместе с 2008 года.
Вне зоны перехода
Мне показалась очень любопытной мысль Алекса Дельмаса, тактические материалы которого мы по возможности стараемся переводить для сайта. Она в вольном переводе звучит примерно так: «Атака строится на импровизации, оборона на индивидуальных порывах. Сегодняшняя “Барса” на 100% зависит от индивидуальностей».
Если представить это уравнением, то результаты матчей «Барселоны» — это сумма индивидуальных успехов и ошибок. А соперничать ей при этом необходимо с командами.
Безусловно прав Симеоне, который говорит, что Месси был тем элементом, который обеспечивал разницу. Но парадокс в том, что своей нарочитой индивидуальностью, он вынуждал остальных партнёров работать командно и, в какой-то мере, слажено (хотя бы друг с другом). И вместо того, чтобы усилить этот эффект, паззл не окончательно сложился, а словно наоборот — разлетелся во все стороны света.
С другой стороны, даже индивидуальностями, возвращаясь к музыкальной тематике, тоже нужно как-то управлять. Для этого нужен дирижёр. Но лично для меня итоговый неуспех стал очевиден в момент замены, когда на поле появился Роберто. У меня нет к нему конечно же персональных претензий, но мне преставлялось, что срочно чинить необходимо совсем не эту часть механизма. При формации, которая не поменялась, отсутствие в линии атаки людей, способных замыкать в борьбе с габаритными защитниками соперника навесы (которыми «Барселона» очевидно злоупотребляет в моменты, когда не представляет, что делать), требовала решения в первую очередь. Френки тот из де Йонгов, кто не слишком подходит на эту роль. Злость на Нико из той же серии. Он не доработал возможно, но глядя на периодические выступления Бускетса у чужой штрафной, где и так хватало партнёров со следующими за этим опасными моментами, мне не кажется, что критики заслужил именно (или только) молодой из пары опорников.
Коутиньо в принципе выглядит то чужеродным элементом, то человеком, пришедшим на дискотеку в собственных наушниках и танцующим самбу под её музыку. Он словно играет в какой-то свой давний футбол, где стоит сделать не меньше пяти касаний, чуть продвинуться, и уже потом отдать пас изначально понятному адресату. Я безусловно не оспариваю его талант и ценность в отдельных матчах, но конкретно в прошедшей игре кроме двух-трех попыток ударить, ничего и не могу припомнить из положительного. Мне понравился Фаутиньо, заменивший Коута мне показался значительно более готовым и полезным.
Вне зоны №14
Напомню немного о футбольной теории. Какое-то время назад Оттмар Хитцфельд придумал разделить все поле на 18 участков (возможно кто-то это придумал и раньше, но каноническое представление именно такое) и сообщить об этом миру. Принцип состоял в разбивке основного прямоугольника поля на равномерные, более мелкие прямоугольники: шесть по длине и три по ширине.
Зона №14 при такой нумерации для команды — это сектор по центру перед штрафной площадью соперников. Как раз, где находится полукруг, венчающий штрафную. Для атакующей команды Зона №14 — это целевая зона, в которой для футболиста команды оптимально оказаться с мячом. Дело в том, что оттуда не только удобно забивать, но и отдавать голевые передачи.
Давайте из любопытства и для пользы изучим тепловую карту действий «Барселоны» в прошедшем матче.
Судя по изображению, футболистам «Барселоны» никак не удавалось встретиться с мячом в словно бы заколдованном полукруге.
Для того, чтобы разобраться в причинах, стоит изучить карту передач соперников и другие статистические данные.
Вне зоны доступа
Послесловие. Безусловно, первой идеей для материала было обыграть ситуацию, при которой Куман звонил Суаресу, телефон которого находился вне зоны доступа (это же не единственная песня с прилипчивым мотивом, связанная с телефонными звонками). И там по сюжету, проблема была в том, что Куман на самом деле не мог дозвониться, потому что у него был только «старый мегафоновский» Луиса. А сейчас актуально звонить сразу на пальцы, поскольку очевидно, что Суарес — безусловно уже наполовину киборг. Но это всё смеха ради, и чтобы поддержать не очень хорошее настроение.
В действительности, Суарес — не киборг, но почти. Он остается всё в том же режиме и формате, как в момент, когда оказался не нужен «Барселоне» (а не лично Куману), и уверенно доказывает ошибочность того решения с одной стороны, а с другой — продолжает оставаться в достаточной степени лояльным, если и не клубу, то точно своим партнёрам/друзьям/товарищам/болельщикам. Пусть же празднует по-настоящему. Он вполне заслужил. А мы тоже заслужили того, чтобы понять, что для нас по-настоящему важно. Чтобы осознать, что путь бывает не только от локального успеха к глобальному, но и совсем в обратном от успеха направлении. Чтобы осознать, как важно оставаться собой. Суарес вот остаётся.
«Зато мы делаем ракеты». Дайджест важных материалов за сентябрь 2021 года