4 мин.

Дом, который построил Семак

Зенит впервые с ноября позапрошлого года сумел добыть 3 очка в Лиге Чемпионов. Но победа над Мальмё важна не только с турнирной точки зрения. Команда Семака смогла нащупать то самое «дно» своих возможностей, на которое можно крепко встать, чтобы потом оттолкнуться. Совсем как в знаменитом мемном видео с жирафиком.

Перед матчем в СБГ-сегменте Твиттера витало неподдельное чувство тревоги. После прошлогоднего перформанса с Брюгге казалось, что даже с Мальмё чемпионы России рискуют облажаться. Теперь Зенит точно знает нижний порог своих возможностей, знает где можно победить, играя на классе, знает, что не всё так безнадёжно. Замечательная отправная точка для возможного евро-ренессанса. Списывать успех на класс игроков, однако, было бы серьёзным упрощением ситуации. К такому розыгрышу Лиги Чемпионов петербуржцы пробирались очень долго. Выделим одну интересную деталь.

На четвёртый сезон работы Семак смог найти «философский камень», способный преобразить игру Зенита. И дело даже не в том, что наконец-то сине-бело-голубые могут выйти на поле в оптимальном составе, и не в том, что разыгрались подписанные за большие деньги Малком и Вендел. Просто СБС пришёл к универсальной схеме (пресловутой 3-4-3), которая работает независимо от соперника.

 

Схема Зенита, пусть и с неточностями / Фото: transfermarkt.ru

Важно. Менять схемы – неплохо. Гибкость состава и хорошее взаимодействие игроков в нескольких формациях есть несомненный плюс для команды (о чём коуч упоминает почти в каждом интервью). Плохо, когда схема подбирается исключительно под сильнейшие качества определённых игроков, игнорируя при этом баланс. Звучит немного странно. Чтобы было понятнее, поясню на конкретном примере. 

Жертвой проблемности такого подхода стал Пари Сен-Жермен образца сезона 2019-2020. В Лиге 1 команда Тухеля часто играла по схеме 4-2-4 (или 4-2-«фантазия», шутил тогда Игорь Порошин). В атаке зажигали сильнейшие: Икарди и Мбаппе разрывали в центре, Неймар и Ди Мария отвечали за креатив (ничего не напоминает?). Но в матчах с высоким уровнем сопротивления, Парижу часто приходилось перестраиваться на более сбалансированные расстановки (жертвой перемен становился Икарди, нетрудно догадаться, почему так происходило). Более подробно действия Тухеля освещал в одном из выпусков подкаста К&К Вадим Лукомский. Таймкод - 28:20.

В итоге у ПСЖ возникали проблемы в плей-офф Лиги Чемпионов. Дортмундскую Боруссию удалось обыграть лишь в ответном матче, Аталанта стала жертвой разрывного Мбаппе и маэстро Чупо-Мотинга. До финала дошли благодаря интересным идеям Тухеля (направленным на балансировку состава) и классу игроков Парижа, которые всё-таки мировые звёзды, способные делать результат в любых условиях.

С аналогичными «проблемами роста» столкнулся и Зенит. Размещая всех сильнейших в атаке, сине-бело-голубые получали неоспоримое преимущество в матчах РПЛ, где объёма двужильного Барриоса и качества обороны в целом (в центре играл великолепнейший Бано Иванович), хватало для достижения результата. Но игра команды не смотрелась цельной. Нападение существовало отдельно, уничтожая соперников, оборона отдельно, в 6-7 футболистов сдерживая атаки оппонентов.

В Еврокубках и в матчах с серьёзными соперниками Семаку приходилось придумывать что-то другое. Понятно, что если команда постоянно наигрывает одну схему, а затем вынуждена резко её менять, то ни о какой слаженности действий или балансе речи идти не может. Резко-атакующий вектор сменяется сугубо-оборонительным, главные механизмы игры перестают работать. Надеяться остаётся лишь на индивидуальное мастерство исполнителей, в чём петербуржцы своим оппонентам очевидно уступают. В общем, ненадёжно.

Сейчас ситуация изменилась. Новая модель игры пока позволяет эффективно расправляться соперниками классом ниже, благодаря мощному комбинационному потенциалу бразильцев, а также Дзюбы, Сутормина и Кузяева. В Европе (при должном настрое, что показал матч с Челси) Зенит приобрёл оборонительную надёжность. И в атаке, и в обороне теперь в той или иной степени участвуют все футболисты. Игра в нападении не строится вокруг флангов и пары форвардов. В обостряющих комбинациях задействовано всё больше имён, футбол становится более командным.

 

Зенит в Казани / Фото: zenit_spb

Ещё один индикатор обретения «командности» — роль Барриоса на поле. Раньше колумбиец все матчи проводил в опорной зоне и был важнейшим элементом игровой структуры Зенита*. Своими действиями (как прямым участием, так и грамотным «подсказом») он не давал атаке и обороне расклеиться, цементировал хрупкую конструкцию. Теперь же Семак может себе позволить отодвинуть Вильмара в защиту, надобность в нём, непосредственно как в «Каземироподобном» якоре, постепенно отпадает. В то же время, в центре расширяются роли Вендела и Кузяева, несомненно, куда более интересных на мяче футболистов.

 

Что дальше?

Массимилиано Аллегри на одной из прошедших пресс-конференций прямо заявил: «Ключевые матчи в плане квалификации в плей-офф Ювентус проведёт с Зенитом». Для сине-бело-голубых они тоже являются в этом году определяющими. Что называется, «test yourself», насколько хватит петербуржцам прочности, насколько эффективна выстроенная Семаком система на следующем за Мальмё «уровне сложности». Пока что сработало (относительно) как с сильнейшей командой Европы (в условиях отсутствия психологического давления), так и с условно слабейшей (наоборот, под очень серьёзным давлением). Посмотрим, что Семак и Аллегри предложат друг другу. Будет очень интересно.

*P.S.: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/vadimlukomski/2802213.html (замечательная статья Вадима Лукомского о Барриосе)

Источники: zenit_spb (inst); transfermarkt.ru; youtube