11 мин.

«Юве» не первый раз возвращает тренера-победителя, чтобы выйти из кризиса. Трапаттони провалился, а Липпи выиграл еще два скудетто, но не ЛЧ

Клещенок вспоминает золотые эры туринцев.

Массимилиано Аллегри – третий в рейтинге самых успешных тренеров «Юве». Пять лет его работы принесли 11 титулов и два лигочемпионских финала, но закончились увольнением – команда исчерпала потенциал и застряла в границах прежнего стиля. Два года спустя Макс вернулся. Турин активировал самую простую опцию разрешения кризиса – позвал тренера-победителя.

Все 123 года существования «Юве» старательно избегал подобных камбэков – двигался вперед, а не повторял пройденное. Но самые титулованные подпадали под исключение. Оба тренера, стоящие в клубной истории выше Макса, возвращались во время кризиса.

Прежнего успеха не повторил никто. Старт Аллегри – 2 победы в 6 матчах, – укладывается в общую тенденцию.

Трапаттони выиграл все еврокубки, но второй заход закончился плохо – его гнали собственные фанаты

Было время, когда Джованни Трапаттони не выглядел как вечный маэстро, заставший появление футбола и потому знающий о нем все, а был нуждающимся в доверии дебютантом вроде прошлогоднего Пирло. В 1976-м ему исполнилось 37. Он всего год проработал главным в «Милане» и казался слишком неопытным для Турина, но Джанни Аньелли поверил в его идеи – и не ошибся. Мэтр выиграл 13 трофеев за 10 лет и стал единственным тренером, взявшим абсолютно все европейские кубки. В 2015-м тифози назвали его команду с Росси и Платини лучшей в истории «Юве».

Секретом успеха стала умеренная прогрессивность, замешанная на фирменной итальянской гибкости. Трап внедрил идеи тотальной игры в классический катеначчо и создал «смешанную зону» – систему зонно-персональной опеки с обменом ролями и средним прессингом. Смысл был в сочетании надежности с универсальностью. «Ювентус» отказался от плеймейкера перед защитой и перешел на атлетичный вертикальный футбол, в котором игроки заучивали задачи каждой роли в атаке и обороне и свободно менялись позициями. Схема и стиль подстраивались под соперника. Персональная опека использовалась только двумя защитниками – остальные действовали по принципам зонной игры.

«Вы должны сложить кирпичи так, чтобы они были прочнее железобетона, – объяснял концепцию Трапаттони. – Моя игра не похожа на старый катеначчо. Я не практикую офсайды, потому что они кажутся обоюдоострым мечом, предпочитаю не витать в облаках и держу двух персональщиков в обороне, но в полузащите не боюсь использовать смешанную зону с обменом позициями и ролями. Футбол есть движение, а зонная игра облегчает это движение. Фланги тоже важны. Важен и прессинг, который лучше всего начинать с чужой штрафной площади».

«Это не команда, а вооруженные силы. Мускулы, стальные лодыжки, большие легкие и еще большие сердца. Команда-армия с чудовищной физической силой», – описывал журналист Corriere dello Sport Альберто Польверози. Эклектичный стиль быстро покорил мир. «Юве» забивал и уходил в трехслойную оборону, из которой жалил резкими выпадами. Трап выиграл Кубок УЕФА, Кубок кубков, взял Суперкубок и закончил цикл победами в Кубке чемпионов и Межконтинентальном кубке. Внутренние конкуренты оказались далеко позади. Тренер до сих пор держит рекорд по числу скудетто – 7.

«Трапаттони – лучший тренер в Европе и, возможно, даже в Италии», – говорил тогда бывший защитник сборной Мауро Беллуджи. Но Аньелли боялся стагнации. Владелец считал, что футбол Трапа исчерпал потенциал – и когда в 86-м тренер взял очередное скудетто, его уволили.

На его место пришел Рино Маркези, потом начинающий Дзофф, а на пик эксперименты вышли летом 1990-го. Вдохновленный всемогуществом Сакки, «Ювентус» объявил о революции и перешел на полностью зонный футбол. Аньелли позвал Джиджи Майфреди – молодого новатора, поднявшего маленькую «Болонью» в Кубок УЕФА.

Владелец не заметил, что болонцы закончили сезон с отрицательной разницей. Революционный восторг притупил аналитику. Абонементы продавались под слоганом «Выбери свою зону», а тренер получал всех, кого просил. Но модный футбол не прижился в Турине. Клуб закончил сезон седьмым – и вернул Трапа.

Так «Юве» в первый (и вы уже знаете, что не в последний) раз испугался прогресса и откатился к консервативной серой игре. Сложилась парадоксальная ситуация. Футбол развивался так быстро, что некогда прогрессивный стиль Трапа теперь стал архаикой. Сакки отказался от свободных ролей и популяризовал тотальный зонный прессинг. Кройфф создал связный позиционный футбол. Мир переходил к радикальной инициативной игре, а туринцы двигались против течения – с ретроградным тренером, бравировавшим отсталостью.

«Я не учу химерам, – заявил Трапаттони после назначения. – Оставьте мечты Сакки. Икар летал, но Икар был болваном».

Мэтр получил в распоряжение плохо обученный, но потенциально чемпионский состав. В «Юве» играли Казираги, Скиллачи и Роберто Баджо, осенью добавился Конте. Через год пришли Раванелли, Виалли – один из лучших завершителей мира, – немецкий художник Андреас Меллер и забивной полузащитник Платт. Ростер обещал выдающуюся атакующую мощь.

«Наш футбол – проза, а не поэзия», – объявил тренер и вместил все это богатство в устаревшую 1-3-4-2.  Ключевую роль играла полузащита. Трапаттони ставил на энергичных атлетов с хорошим пасом, способных подолгу держать позиционную оборону и быстро начинать контратаки. Джованни так зациклился на маскулинности средней линии, что первое время использовал в ней даже Виалли: «Он хорошо прессингует, умен, отлично пасует, в общем, он прирожденный полузащитник. Ему просто нужно привыкнуть».

«Волшебников не существует. Последних сожгли на площадях в 300 году», – объяснял тренер сложные отношения с творцами. Баджо требовал особого отношения и поблажек, а Трап говорил: «Иногда нужен полезный игрок, а не лучший. Когда я играл, Феррари и Мацца предпочитали меня Фольи и Булгарелли. Технически они были намного сильнее, но я держал за задницы Эусебио и Пеле. Я был полезнее».

Главными элементами были движение и борьба. «Напомню, в футбол играют одним мячом. И за него надо бороться, – отвечал на критику Трапаттони. – Помню разговор с лидером «Юве»; соперник отобрал у него мяч и забил в контратаке. Я спросил: «Сколько у тебя легких?» Он ответил: «Два». А я: «А у твоего соперника сколько? Я тебе скажу: тоже два. Значит, ты должен бежать как он».

Вскоре выяснилось, что все это не работает – вернее, работает не так хорошо, как в 80-х. Сезон-1991/92 «Юве» закончил вторым с 17 сухими матчами из 34. На второй год выиграл Кубок УЕФА, но финишировал 4-м. Когда посреди третьего сезона команда металась между вторым и четвертым местом, тифози не выдержали. «Юве» не выигрывал титул восемь лет. Для туринцев период был аномальным.

В апреле 1994-го фанаты вывесили баннер «Трапаттони, уйди». Эксперты заговорили о возрасте тренера, отсталости пассивной игры и слишком большой зависимости от качества исполнителей. «Я не старый, я древний. Антикварная мебель – самая ценная», – отшучивался Трап, но скоро понял, что это не мимолетное недовольство. Пресса писала о скорой отставке. Владельцы требовали результата.

«Ювентус» финишировал вторым – и все было кончено. Трапаттони выиграл всего один трофей за три года. В мае его уволили. «Аньелли позвонил и спокойно объяснил, что пора дать шанс молодежи, – жаловался тренер. – И он тоже сказал, что я постарел. Ладно, пробуйте новое, популярное, но я не сдамся. Я сохранил энтузиазм 20-летнего подростка».

Так закончился второй цикл Трапа в «Ювентусе». Он стал автором самого успешного периода в клубной истории и до сих пор держит рекорд по числу трофеев. Но он преуспевал, когда стоял на гребне эволюции. После возвращения Трап шел против прогресса – а прогресс всегда сметал тех, кто стоял у него на пути. Энтузиазм не помог: в следующие 19 лет он выиграл всего 5 трофеев в Австрии, Португалии и Германии.

Липпи сменил Трапа, поставил атакующую игру и выиграл все – а потом вернулся и почти повторил

Следующая революция наконец удалась. В 1994-м пришел Марчелло Липпи – и поставил агрессивную атакующую игру.

Его трактовка принципиально отличалась от Трапа. Липпи был поклонником новых линейных схем и всего за год избавился от чистильщиков и Баджо – свободные роли не вписывались в систему. «Юве» перешел на 4-3-3 с короткими вертикальными передачами, обменом позициями и высоким прессингом. Игра подстраивалась под форвардов. «Я всегда размышлял об игре, исходя из характеристик нападающих», – вспоминал тренер.

В первый же год туринцы вернули скудетто. На второй – выиграли Лигу чемпионов. В 96-м пришел Зидан, и Липпи перестроил игру. Прессинг стал не таким жестоким, игра – еще креативнее и техничнее. Связка Зизу – Дель Пьеро укатывала соперников в 4-3-1-2. Успешный период продолжился. «Юве» четыре года подряд выходил в финалы еврокубков и выиграл 9 трофеев.

«Липпи играл в новый, неизвестный футбол, – вспоминал Кристиан Вьери. – Его команда ужасала даже в плане физики. Мы располагались очень плотно и прессинговали возле чужой штрафной. Ели траву и съедали противников. Революционер ли он? Революционером был Сакки. А Липпи поднял планку во всех компонентах. Его футбол был феноменально интенсивным».

На пятый год сломался Дель Пьеро, и следом сломалось все. «Ювентус» выиграл всего 7 матчей в первых 20 турах и оказался на 9-м месте. В феврале Липпи уволили. Его заменил перспективный молодой Карло Анчелотти.

Анчи провел в Турине два с половиной года и не выиграл ничего, кроме Кубка Интертото – квалификационного турнира, который никто и никогда не относил к трофеям. Летом 2001-го Липпи вернулся.

В отличие от Трапаттони, второй заход Липпи получился совсем не депрессивным. Но сначала было непросто. Летом 2001-го «Юве» продал Зидана и привел на его место Павела Недведа. Чех никогда не играл под нападающими. Марчелло пришлось экспериментировать.

На счастье туринцев, гибкость была его коронной чертой. Свой первый период в «Юве» он начинал с переходным модулем 1-3-3-3, плавно перестроился на 4-3-3 и 4-3-1-2 и по ситуации применял схемы с тремя защитниками. В «Интере» он использовал 3-3-1-3 и 3-5-2, иногда перестраиваясь на ромб, а в сборной ставил 4-2-3-1. Липпи всегда находил решения тактических нестыковок. Он создал гибрид между 4-3-1-2 и 4-4-2 и настроил схему так, чтобы Недвед поочередно исполнял роли десятки и левого полузащитника. Через год он перевел Дзамбротту из атаки в защиту – и сделал одним из лучших в мире на новой позиции.

«Великие футболисты должны играть всегда. Даже ценой смены роли, – объяснял Липпи. – Я сказал Джанлуке, что у него идеальные характеристики для позиции левого защитника. Он бил и навешивал слева лучше, чем справа».

Задумка сработала. «Юве» выиграл пять последних туров и вырвал скудетто-2002, опередив «Рому» на один балл. В следующем году туринцы вновь финишировали первыми и заодно добрались до финала Лиги чемпионов – а там без Недведа проиграли «Милану» по пенальти. Перед третьим сезоном Липпи объявил: «Я выиграю ЛЧ и через год уйду».

Не вышло. Туринцы стартовали с 16 матчей без поражений, но в конце ноября отхватили дома от «Интера» и посыпались. В следующие несколько месяцев «Юве» отдал лидерство в Серии А, вылетел в 1/8 Лиги чемпионов и проиграл в финале Кубка Италии. Падение достигло низшей точки в мае. Чемпион проиграл «Перудже» и «Лечче» и оказался на третьем месте.

Три матча без побед стоили Липпи работы. «Я ухожу, – объявил Марчелло. – Я не пойду в другой клуб. Многие звонили мне, но я всем отказал. И я не попросил ни цента. У меня остался еще год по контракту, но я никогда не просил ни цента. Все кончено, эта сказочная и фантастическая история навсегда останется в моем сердце, и я не хочу ничего испортить».

Так закончилось возвращение второго номера в рейтинге самых титулованных тренеров «Юве». Он не провалился, как Трапаттони, но не подобрался к успеху и стабильности первого цикла. И тоже не доработал до конца контракта.

Теперь – время третьего в рейтинге. И старт пока ближе к Трапу.

«Ювентус» уже похож на команду Аллегри без мяча, но совсем не владеет другими режимами. «Милан» все-таки наказал за это

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Beate Mueller/Bongarts, Mario Carlini, Grazia Neri/ALLSPORT; ASSOCIATED PRESS/East News