16 мин.

Рецепт Антонио Конте: как выиграть чемпионства с 4 разными клубами

И почему он так плох в кубках.

14 лет назад Антонио Конте пришел в «Ювентус» и сразу выиграл скудетто. Позднее он возглавил «Челси» и тут же стал чемпионом Англии. В 2019-м принял «Интер» и забрал титул на второй год. Теперь победил с «Наполи».

За это время не было ни одного клуба, где Конте проработал бы полный сезон и не стал чемпионом. Пора понять, как он это делает.

Итак, ингредиенты.

Взять здоровую порцию механизмов – чем больше, тем лучше

Футбол Конте – самый кодифицированный на топ-уровне. Для каждого действия есть скрипт, которому нужно следовать. Каждый розыгрыш автоматизирован.

Вот что о нем говорил Фабрегас: «Я как будто вернулся в школу. Клянусь, Антонио в деталях рисовал все, что нужно сделать, от паса вратаря до гола. Было трудно. Я и раньше работал с тренерами вроде Пепа, которые ставят позиционную игру, но внутри нее нам оставляли свободу. У Конте свободы не было. Он указывал мне, куда пасовать. Мне уже исполнилось 29, я играл 13 лет, прошел через все финалы, многие выиграл, а этот парень говорил мне, куда отдать пас».

Чтобы достичь такой выучки, Конте практикует тренировку «11 против 0». Отсутствие сопротивления не имеет значения. Главное – заучить механику. Одиннадцать игроков 45 минут повторяют одни и те же действия. Когда кто-то ошибается, отдав не туда или оказавшись на метр левее, чем должен, тренер появляется на поле и за руку отводит его на правильную позицию. Как школьника.

«Это продолжается до тех пор, пока Конте не убедится, что механизмы работают. К тому моменту нам уже нехорошо. Но благодаря этому мы побеждаем, играя 11 на 11. Антонио заранее видит все, что произойдет в следующие 45 минут», – объяснял Пирло в автобиографии.

Через несколько месяцев все игроки основной обоймы наизусть помнят позиции, на которых должны стоять в зависимости от ситуации. Расположение минимизирует случайности. Если футболист попадает в сложное положение, пасует не глядя; ему не нужно поднимать глаза – после сотни тренировок «11 против 0» он точно знает, где будет напарник. Если мяч теряется, соперника встречает загодя развернутая защита: атакующая структура – одновременно превентивная оборона. Игра построена так, чтобы быстро восстановить позиции и откатиться в надежный средний блок.

«Футбол – это заученные движения и розыгрыши. Каждое нужно отработать тысячу раз. Мои игроки проживают матч до того, как он начнется», – проповедует Конте.

Смешать с самыми безжалостными тренировками в мире

Конте один из немногих, кто до сих пор проводит две тренировки в день.

Две очень-очень тяжелые тренировки.

На них блюют, теряют сознание, смотрят мультики без помощи гаджетов. Самые стойкие дотягивают до конца и отключаются позже, в удобных креслах. На предсезонке игроки пластаются прямо в холле отеля – не хватает сил добраться до номеров.

«Все говорят, будто самая изматывающая физподготовка – в Англии, но это не так, – рассказывал Лукаку в «Интере». – Никогда и ни у кого я не тренировался так, как в Италии. Через две недели я нажаловался агенту. Во время тренировок я оглядывался украдкой, но никто больше не ныл. Все справлялись. Тренеры смеялись надо мной. Но Конте всегда рядом, всегда требует максимума. Он заряжает вас энергией, и потому никто не сдается. Поэтому мы играем интенсивнее всех».

То же самое говорил бывший форвард «Юве» Фернандо Льоренте: «Физподготовка ошеломляет. Мы выполняем очень специфическую силовую работу на тренажерах, о которых я раньше и понятия не имел, много взрывных упражнений. Тренировки Конте требовательнее любых, с которыми я сталкивался прежде. Потребовалось много времени, чтобы привыкнуть к нагрузке. Они жестоки».

В «Челси» ему вторил Бакайоко: «Эти тренировки гораздо сложнее тех, к которым я привык. Они очень тяжелые, физически требовательные. В «Монако» мы тренировались недолго, много работали с мячом в невысокой интенсивности. Здесь – постоянно бегаем. Я ужасно много бегаю с тех пор, как пришел. Иногда кажется, что на занятиях приходится прилагать больше усилий, чем в матчах».

В «Наполи» ничего не изменилось. «Тренировки сложнее всех, с которыми я сталкивался. За полгода я пробежал больше, чем за всю карьеру, – признался Давид Нерес. – Конте многого требует, но мне это подходит, потому что я склонен расслабляться, если тренер попустительствует. Он выжимает максимум, подталкивает как никто больше. [Когда я не добежал], он отвел меня в сторонку и очень прямо растолковал все. Тогда до меня дошло, с кем я связался и как нужно вести себя. Это помогло».

Внутри – до часа видеоанализа, много тактических упражнений и еще больше бега. Конте любит длинные дистанции в быстром (примерно 5 метров в секунду) темпе. Игроки «Тоттенхэма» делали 42 круга от ворот до ворот. «Ювентус» и «Челси» пробегали три километра 45 рывками за 21 (вместе с перерывами) минуту. А потом работали еще полтора часа.

«Я всегда говорю об уважении, – объяснял Конте в интервью Тьерри Анри, которого миловал бог от работы с ним. – Я даю его. Но и требую взамен. Если кто-то не выказал должного отношения на тренировке или в других обстоятельствах, я предпочту убить его».

Джаккерини подтверждал: «Конте интересует только то, как вы работаете. Он требует максимума на каждой тренировке. С ним так: либо прибавишь, либо умрешь».

Это не фигура речи. «Однажды Конте заставил нас тренироваться в 22:30 сразу после приземления в Филадельфии, – делился Клаудио Маркизио. – У Матри и еще нескольких пульс взлетел почти до 200 ударов. Тренер по физподготовке освободил их, потому что они были на грани сердечного приступа. Уже в 6 утра мы снова тренировались».

Его подход восходит к «Ювентусу» 90-х – суперклубу, который начал современную эру в физподготовке и доминировал над соперниками благодаря сумасшедшему темпу. Там тренировались еще интенсивнее. Помните, как в свое время форсили, что мадридский Роналду поднимает 20 тонн за одну тренировку? У Липпи футболисты только ногами жали 22 тонны. Кто не справлялся, звонил в колокол позора.

«Я улыбаюсь, когда слышу жалобы на «тяжелые тренировки», – посмеялся Конте в интервью Corriere della Sera. – Зидан и Дель Пьеро работали намного больше. Сегодня мы делаем примерно треть от того, что делали раньше».

Теперь у него самого есть ученики, который говорят так же. Когда игроки «Юве» пожаловались на тренировки Пирло, он ответил: «Плевать. Если б они узнали, через что мы прошли у Конте – покончили б с собой».

Говорят, только у Гасперини пашут еще больше.

Добавить немного овощей и белка

Полузащитник-стайер Конте держал уровень до 35 лет. Когда он впервые почувствовал, что ноги и легкие уже не те, что в молодости, сменил питание. Но такого разнообразия спортивных диет, как сейчас, в начале нулевых не было. Антонио разработал диету сам. Она продлила его карьеру, а позже, когда он стал тренером, легла в основу его чемпионств.

Конте запрещает моцареллу, картошку, газировку и крепкую выпивку. Мясо – только постное: курица, индейка, крольчатина. Все это сдобрено зеленью, овощами и фруктами, в первую очередь ягодами годжи и родиолой розовой (она улучшает когнитивные способности и увеличивает стрессоустойчивость). Жиры – из оливкового масла и рыбы. Углеводы из булгура, риса и пасты. Протеина больше, чем углеводов: основа рациона – брезаола (маринованная в вине говядина с рекордным содержанием белка).

Как и в остальном, выбора у игроков нет. Столы заранее сервируются по группам продуктов: один белковый, другой углеводный, третий – с жирами. На четвертом – напитки: чай, капучино, фруктовый сок.

Вокруг – записки, оставленные тренером. «Завтрак прежде всего». «Диета – это разница между победой и поражением». Они везде – на стенах, столах, чашках.

Для дополнительной мотивации – таблица с лишними килограммами и физическими возможностями. Достижения сортированы по цветам. Футболистам, которые не дотягивают до зеленой зоны, приходится туго.

Конте уверен, что на его диете игроки меньше травмируются и быстрее думают. Карлос Тевес сбросил 6 кг после перехода в «Ювентус». Лукаку за полторы недели в «Интере» похудел на 3 килограмма. В «Наполи» скинул со 103 до 99 кг.

Выжечь турнирную сетку, чтобы в ней не было других турниров – особенно еврокубков

В Серии А хватало команд, которые были и ярче, и качественнее «Наполи». Чемпионство Конте – это победа лучших условий над лучшей игрой. Он единственный работал в полном недельном цикле.

Разберемся, почему это важно.

Мы уже выяснили, что в футбол Конте играют по памяти – поэтому он так хорош на дистанции. Но у этого преимущества есть неприятный побочный эффект. Его игра предсказуема. В ней есть код, который несложно взломать. После этого все, что делают его команды, известно заранее.

Почему тогда его не обнуляет каждый второй соперник? Из-за класса и физики. Конте очень давно работает с клубами выше среднего. В большинстве матчей его игроки превосходят конкурентов. Система обеспечивает постоянное давление на противника; оно выражено в тысяче одинаковых, постоянно повторяемых действий, к которым оппонент наверняка подготовлен, но которые тем не менее перегружают его. От всех 11 игроков соперника требуются полтора часа безупречной концентрации. Кто-то чуть опоздал, проиграл дуэль – и эти скучные, предсказуемые, но предельно эффективные механизмы моментально доставляют мяч к воротам.

Прямым конкурентам это не страшно. Считав Конте, они выключат его автоматизмы, заберут мяч и пространство и сами поставят его в трудное положение, избежав описанного давления. Их исполнители вполне способны провести полтора часа без провалов в концентрации и на равных с оппонентами. Поэтому Антонио так плох в кубковых форматах. Но большинству соперников в чемпионате недостает класса, чтобы отыграть без ошибок и сбоев. Его система – гарант хорошего хода по дистанции.

Физподготовка фундаментально важна. Во-первых, она гарантирует, что команда сможет полтора часа делать одно и то же – то есть у соперника будет больше возможностей ошибиться. Во-вторых, она обеспечивает психоэмоциональное преимущество. Готовые исполнители уверены в себе, не отвлекаются на усталость и не наедаются умственно – сохраняют сосредоточенность и темп на весь матч.

Другими словами, команды Конте могут полтора часа делать одно и то же. Соперники слабее этого не могут: рано или поздно проиграют как минимум в одном (класс, внимательность, темп, мощь) компоненте. Равные могут, но не всегда готовы. Вспомните матч с «Юве» во втором круге. Мотта устроил «Наполи» экскурсию по школе футбола длиною в тайм. Но после перерыва в игре остались только неаполитанцы.

То же самое случилось с «Интером». Миланцам хватало класса, как и туринцам. Но их не хватило на полтора часа беготни за «Наполи». Плотный график поставил их в слабое положение. У Антонио такой неприятности не было. Его роботы вылетели из Кубка еще в декабре. В Европе вообще не играли.

Команды Конте превосходят в физике многих прямых конкурентов. Если пропускают еврокубки – превосходят всех. Тогда и приходят трофеи. Соперникам просто нечего противопоставить на длинной дистанции.

Трофейная полочка это подтверждает. В последние 14 лет Конте провел полные сезоны с четырьмя клубами – «Ювентусом», «Челси», «Интером» и «Наполи». Везде, кроме «Интера», он выиграл сразу. И везде, кроме «Интера», начинал без еврокубков. Корреляция очевидна.

В Милане он тоже стал чемпионом, но на второй год. Тогда он вылетел из Европы еще осенью.

Ровно половину чемпионств, три из шести, Антонио выиграл в сезонах без еврокубков. Включая все трофеи, взятые с первой попытки.

Приправить мощным нападающим и полузащитником-диверсантом по вкусу

Идеально, если килограммов в девятке больше 90, а фамилия начинается на «Л».

Вся механика Конте ориентирована на столба. Он манипулирует оборонительным блоком, привлекает защитников, открывает пространства, создает коридоры для вертикалей и цепляется за пасы. Ему запрещено передерживать мяч. Он отвечает за раздачу передач и закрепление в зоне.

В Турине таким был Льоренте, в Лондоне – Коста, потом Лукаку.

Подготовка форварда отличается от остальных. В Милане практиковалось такое упражнение. Лукаку становился спиной к воротам, а 195-сантиметровый Раноккья с разбега атаковал его сзади. Если бельгиец терял мяч, повторяли заново. Так продолжалось три месяца – до тех пор, пока Большой Ром не научился удерживать под давлением.

Одновременно Конте запретил ему жим лежа – чтобы центр тяжести сместился ниже.

Чтобы атаковать пространство, открытое нападающим, нужен игрок второго темпа – атлетичный полузащитник с хорошим видением поля, способный сканировать и врываться в бреши все 90 минут. Мактоминей забил 13 голов за сезон, Маркизио – 10. Видаль доходил до 18.

Неслучайно Конте в первое же лето потребовал от Де Лаурентиса две обязательные покупки: Лукаку и Мактоминея.

Подавать с мотивационным тостом

После назначения в «Юве» Конте встретился с Буффоном, Кьеллини и Бардзальи. Они думали, что Антонио расскажет о своей игре и заручится их поддержкой. Но тренер не говорил. Он пришел слушать. Его интересовали проблемы в игре и раздевалке.

Кьеллини, Буффон и Бардзальи по очереди выложили все трудности. Конте все записал и сказал: «Я думал, будет хуже. Мы выиграем титул».

Через несколько дней тренера представили остальной команде. Конте встал перед ней и сказал: «Вы два года были седьмыми. Вы были настоящим дерьмом. С этого момента вы либо опускаете головы и пашете, либо уходите».

Эти слова он повторял весь сезон. «Здесь нет никого, кто хорошо бы отыграл последние пару сезонов. Нужно сделать все, чтобы снова стать настоящим «Ювентусом». Это не просьба и не приказ. Это моральный долг. От вас требуется только одно: идти за мной», – приводил его слова Пирло.

Предсезонку Конте не пройти без дополнительной мотивации. Но в нем столько энергии, что хватает на остальную команду. Антонио вытаскивает из игроков все, хорошее и плохое, и обращает на пользу. Слабых подталкивает, ленивых заставляет, гордых – задевает.

«Конте – феномен, – восхищался латераль «Юве» Штефан Лихтштайнер. – Он за год делает то, на что другим требуется три года. Я, хороший защитник, с ним стал игроком экстра-класса. Раньше я выматывался к февралю, потому что много бегал. Но он нашел способ вытащить из меня что-то большее, о чем я и сам не подозревал».

Отношения выстроены по принципу коллективной ответственности. Когда Видаль попадался с похмельем после ночных клубов, огребали все. Конте собирал команду и объявлял, что в наказание все пройдут особенно изматывающую тренировку. В этом был смысл: игроки получали напоминание, что они часть целого, а чилиец должен был мучиться больше других – предполагалось, что у него меньше сил. «Но Артуро выкован из железа, вот в чем проблема, – смеялся Маркизио. – Километры спустя мы задыхались и молили тренера о пощаде, а он бежал впереди остальных и болтал так, будто сидит за барной стойкой».

Пирло описывал эффект Конте: каждое его слово цепляет что-то внутри, распаляет и злит, а после впечатывается и еще долго подталкивает вперед вопреки усталости. «Никогда не встречал другого такого, – подтверждает Мактоминей. – Он придает игрокам огромную уверенность. Люди извне не понимают, насколько он исключителен».

«Конте изменил мой характер, а после и мою игру в обороне, – рассказал Лоботка в интервью DAZN. – Я и раньше отрабатывал, а он показал, как защищаться лучше. Прежде я думал, что есть вещи, которые мне не под силу. Но Мистер очень многое дал мне в плане мышления, выхода на новый уровень. В первый же день стало ясно, что он отличается от других тренеров. «Ладно, он лучший, кого мы могли найти», – подумал я после первой тренировки. А потом: «Вау, этот сезон будет трудным». С ним тяжело, но он выводит на новый уровень в игре и вне ее».

Причем Лоботка уже знал, с чем столкнется. Его предупредил Шкриньяр: «Он ежечасно вдалбливает победный менталитет. Мы впитывали его, даже если пытались сопротивляться! Вот Симоне Индзаги – он вроде одноклубника: понимает нас, разговаривает с нами, смеется, шутит. С Конте мы тоже шутили, но уже после того, как выиграли чемпионат».

Учитывая, что «Интер» победил только на второй год, ждать пришлось долго. Но таков Конте. Он не просто зациклен на победе, но требует того же от каждого, включая запасных и массажистов. Его поведение заряжает не меньше речей.

Есть уже легендарная история о его последнем матче в «Ювентусе». Туринцы досрочно выиграли чемпионат, набрав 99 очков. Все расслабились. Буффон прервал видеоанализ и на правах капитана спросил о премии за скудетто. С ним зашел Маротта, чтобы все записать. Но ответа они не услышали. Конте вышел из себя, выгнал обоих и еще долго кричал вслед Джиджи что-то вроде «позор!», «я разочарован!» и «не хочу тебя больше видеть».

Надо напоминать, что «Юве» порвал «Кальяри» и первым в итальянской истории набрал 100 очков за сезон? Наверное, Конте этого и добивался. Но далеко не факт, что успокоился после. Пирло называл его «медведем с больной головой»: «Он одержим победами. Серьезно, если Антонио проигрывает, в него что-то вселяется. Тогда с ним лучше не заговаривать. Но по правде… он недоволен всегда. Всегда есть какая-то деталь, которая ему не нравится. Даже когда мы выигрывали, он приходил и швырял в стену все, что попадалось под руку. Обычно – бутылки с водой. Очень газированной водой. Мой угол был самым опасным местом в Турине».

«Его стихия – огонь, – писал Кьеллини в автобиографии. – Не счесть, сколько тактических досок он швырнул в перерывах. Если на пути Антонио оказывался какой-то предмет, он бросал его, пинал, он впадал в раж».

Что ж, лучше не стоять на пути Конте.

***

5 грандов Серии А сменили тренеров. Что готовят «Интер», «Рома» и остальные?

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Фото: Gettyimages/Francesco Pecoraro / Stringer, Marco Luzzani / Stringer, Dino Panato / Stringer, Laurence Griffiths / Staff, Claudio Villa/ Grazia Neri / Stringer, Emilio Andreoli / Stringer; East News/AP Photo/Antonio Calanni