Несколько слов об эмблеме
За свою 123-летнюю историю «Атлетик» успел стать лучшей командой Испании дочемпионатной эпохи, принять в клуб несколько легионеров из Британии, выгнать из состава всех англичан и полностью сменить философию, а также поменять традиционные для Страны Басков бело-синие цвета на красно-белое облачение «Саутгемптона». А уж сколько эмблем поменял клуб из Бильбао…
Первым задокументированным гербом бискайского клуба стало изображение переплетенных букв «А» и «С» («Athletic Club», естественно на британский манер), вписанные в центр футбольного мяча. «Атлетик» еще бело-синий, «Сан-Мамес» отсутствует даже в проекте, а в финале Кубка Короля против «Барселоны» выходят сразу два легионера из Британии.
Чуть позже стилизация букв была изменена, а сами буквы получили обрамление поясом гимназии Самакоис, где учились основатели клуба. Что характерно, эту же эмблему принял и свежеобразованный дочерний клуб «Атлетика» из Мадрида. Кстати говоря, эмблемы двух братских клубов, несмотря на все изменения, будут схожими на протяжении всей истории, и только в XXI веке мадридцы возьмут на вооружение более футуристичный дизайн.
В 1910-м году «Атлетик» облачился в красно-белое, в связи с чем пришлось экстренно придумывать свежий дизайн. Вдохновлялись, видимо, Соединенными Штатами Америки.
Еще через пару лет переплетение букв временно исчезнет, зато добавится футбольный мяч. Брутальный такой мяч, со шрамом.
Отдельно стоит упомянуть эмблему, которую «Атлетик» примерил один-единственный раз в своей истории — 21 августа 1913-го года на открытие стадиона «Сан-Мамес» суригорри вышли под синим щитом, на котором впервые попытались объединить древо Герники, волков рода де Аро, мост и храм Святого Антона. Получилось не очень. Оригинальный щит по сей день хранится в семье Сесилио Ибаррече, стоявшего в воротах «Атлетика» в тот памятный день.
В двадцатых годах дизайн эмблемы станет гораздо более узнаваемым, но все еще довольно неловким. Легендарные красно-белые полосы возвращаются и становятся вертикальными, достопримечательности Бильбао получают свое законное место, вот только лента разграничения кажется траурной (до гражданской войны в Испании еще 14 лет), а переплетенные буквы «А» и «С» напоминают фаллический символ как никогда ранее.
Несколько раз «Атлетик» пытался перенять образ и подобие свежего герба мадридского «Атлетико», который к тому времени уже являлся вполне самостоятельной командой. Полностью идентичная вариация (с заменой клубных символов, естественно) продержалась аж до самой гражданской войны.
В 1941-м году герб приобретает современную форму, вот только сама команда называется иначе. Находящийся у власти генерал Франко стремится убрать все иноязычные бренды, и на долгие тридцать лет «Атлетик» становится «Атлетико» (Бильбао). На кастильский манер. Впервые в истории для избежания путаницы с мадридскими побратимами на герб команды наносится название города.
Лишь к концу жизни диктатора сурригорри чувствуют послабление давления власти — в 1972-м году клуб возвращает себе исконное британское название, а еще через четыре года (Франко уже мертв) происходит легендарное «Дерби Икурринья». Баски все больше воспринимают себя в отрыве от остальной Испании.
Итак, что же, всё-таки, изображено на довольно детализированной эмблеме клуба из Бильбао? В первую очередь, бросаются в глаза храм и мост Святого Антона. В средневековье этот мост был единственным местом, связывающим город с остальным миром, и по легенде, ни одному иноземцу не удалось пересечь его без согласия жителей Бильбао. В реальности легендарное место выглядит следующим образом:
Два черных… Нет, не льва. Два черных волка с тушками баранов в зубах перенеслись сюда прямиком с герба рода де Аро — средневековых правителей Бискайи. Один из них, Диего V Лопес, к слову, и основал город в 1300-м году.
Надо сказать, что волки рода де Аро, наряду с мостом и храмом Святого Антона присутствуют и на гербе города. Вот только волки вписаны не слишком удачно. Да и баранов нет.
Буквы «Х», на самом деле — стилизованный крест Святого Андрея, взятый уже из герба провинции Бискайя. В баскской культуре широко известна так называемая «Битва Красных Камней», или Batalla de Arrigorriaga (которая, впрочем, не находит документальных подтверждений) — сражение между войсками басков и короля Леона, состоявшееся в Х веке, по итогам которой было пролито столько крови, что все камни Падуры окрасились в алое.
Впрочем, крест святого Андрея повторяется снова — и на этот раз без стилизации. Вместе с древом Герники. У этого дуба правитель Испании традиционно приносил присягу государству. Впрочем, сам Бильбао по форме правления всегда больше напоминал итальянские республики, ибо городом фактически управляли члены выборного правления. Поэтому дуб Герники является символом народной власти. Забавно, что и «Атлетик» управляется народом. В гораздо большей степени, чем три других клуба со схожей формой правления, надо заметить.
Дубов, естественно, было несколько, но все они испокон веков росли на одном и том же месте. У первого дуба, получившего имя Отец (El Árbol Padre), принесли присягу легендарные Изабелла и Фердинанд. В 1742-м году его сменил Старик (El Árbol Viejo), короновавший в числе прочих королеву-регента Марию-Кристину де Бурбон. В 1860-м году роль венчателя королей принял Сын (El Árbol Hijo), перед которым принес клятву первый в истории президент Страны Басков Хосе Антонио Агирре. Сын пережил гражданскую войну и бомбардировку Герники, а от топоров франкистов его охраняла сама терция Бегоньи. Сегодня в Гернике растет уже четвертый представитель великой династии.
И последнее, пожалуй. Как вы могли заметить, название города не наносилось на эмблему вплоть до кастилизирования названия клуба в эпоху Франко. Не было необходимости — в Испании огромное количество «Реалов» (королевский клуб), «Депортиво» (спортивный клуб) и «Атлетико» (атлетический клуб), но «Атлетик» только один. На Пиренеях никому и в голову не приходит путать «Атлетико» и «Атлетик». Поэтому называть клуб «Бильбао» или «Атлетик Б» в корне неверно. По крайней мере до тех пор, пока «Зенит» не называется «Санкт-Петербургом». Впрочем, об ошибках и заблуждениях в отношении суригорри в следующий раз.
Баски, слышал, говорят, что терпеть не могут испанцев. Но и жить теперь уже без них не могут. Уникальный народ, с таинственной, романтической, до сих про так и непознанной историей.
Какая еще терция? они ведь были упразднены еще в начале 18 века. Либо же тут неверный перевод.