Проблемы детского футбола в Москве
ГЛАВА 1: Тренеры
I) Давайте начнём с банального: Кто у нас тренеры и как ими у нас становятся?
1) Самое простое - это экс-футболисты и не только всеми известные. Если мы возьмём самые известные школы Москвы: Локомотив, Спартак, ЦСКА, Динамо ну и отнесём к ним Чертаново - то не сложно догадаться что именно они чаще всего там и встречаются
Стать им тренерами разумеется совсем не затруднительно по нескольким причинам: а) известность , что позволяет не имея даже профильного образования приниматься за работу б) если они захотели даже поучиться, кратчайшими путями они получают лицензиями B-UEFA, A-UEFA, а иногда и сразу PRO за спортивные заслуги. Заслуженно что экс-футболисты сразу могут получить высокие лицензии? Это вечный вопрос и все окажутся при своём мнении, но вопрос актуален. Стоит упомянуть, что среди них есть кто всё равно идёт по всем этапам обучения по своей воле. От получения профильного образования и лицензии C, до прохождения стажировок, практик и получения категории PRO. Как их обучают и сдают выпускные экзамены - знают не многие, я не среди них и поделиться фактами на эту тему не смогу.
2) Люди нигде не заигравшие - вот здесь уже интереснее. Тренер, как я всегда считал - это педагог. То есть, логично предположить, что для того чтобы стать тренером необходимо поступать либо в педагогический университет, либо в Физической Культуры. Однако как вы могли уже заметить у экс-футболистов - можно получить ЛЮБОЕ высшее образование, отучиться на лицензию C и вуаля, вы тренер. Разве вам уже не кажется это странным? Подчеркну что всё выше сказанное - это факт, который никто не скрывает и легко проверить позвонив в РГУФК или РФС - тот кто обучает на лицензии. Да даже при приёме на работу, если вы идёте работать в футбольную школу тренером, посмотрят вышка есть и вперёд на поля тренировать детей, если вас приняли по тем или иным причинам. Никто в обязательном порядке не будет смотреть какое у вас направление в дипломе. Стоит упомянуть несколько вещей: а) Обучения на лицензии платное. Платите либо самостоятельно, ну или структура в которой вы работаете, если они заинтересованы или обязаны его оплачивать б) обучение на категорию С, всего месяц. Поэтому если кто хочет тыкать лицензию тренера по футболу имея любое высшее образование - 1 месяц и 20к. рублей и всё
Не много напишу собственного мнения: Как написано выше, всегда считал что тренер = педагог. Логичнее было, что человек заканчивающий педагогический колледж в направлении физической культуры и сдачи дипломной работы на футбольную тематику после 4курсов(!) обучения про профильному(!!) образованию, за номинальные 5к. рублей мог бы получить начальную лицензию D. И начинать работать в структурах футбольных школ помощником тренера детских команд. НО нет, человек учился 4 года, выходит с корочкой, и может работать только учителем физ.культуры. Зато человек закончивший условно строительный высший университет, за месяц получит C-шку и... тренирует... Кроме того, этот экс-студент колледжа, который хочет работать тренером в футболе, теперь идёт в спортивный или педагогический, заканчивает его за 3-4 года обучения и всё равно не получает никакую лицензию, даже учась на кафедре футбола. Если проще говоря: поступая именно на кафедру футбола, пройдя всё обучение и практики чтоб стать тренером по футболу при сдачи дипломной вы не получаете никакую лицензию. А самое отвратительное, вам говорят: "Теперь если ты хочешь лицензию C, ты платишь 20к. рублей, ходишь (вместе с людьми ЛЮБЫМ высшем образованием) месяц, сдаёшь тоже самое что учил 3-4 года(а вместе с колледжем 7-8 лет) и только тогда тебе дадим C-шку". Очень круто? Вы поняли что условный строитель выучит тренерство за месяц, на которое вы убили учились 8 лет!!! Говорят что у нас тренеры без лицензии, но разве вот такая ситуация справедлива и правильная? Кроме того, некоторые структуры придумали так называемый "диплом переподготовки на тренера по футболу" Кому и зачем он нужен - вообще без понятия, элементарный заработок денег
II) Ищем работу
Ну ладно, экс-футболист найдёт как вы понимаете работу относительно без проблем. Хотя поиск на прямую связан от его заслуг и знакомств. Явно яркие футболисты РПЛ быстрее и лучше найдут работу, чем игрок игравший в ФНЛ или ФНЛ-2 всю жизнь. Но как же быть людям, которые нигде не заиграли как профессионалы? А им придётся невероятно сложно... Разумеется логично предположить, что даже не заигравших на высоком уровне человек, который хочет посвятить себя тренерству, наверняка где-то играл в детских школах. Поэтому если он проявлял себя там, то наверняка ему помогут в тех же школах. Да, ключевое слово "наверняка". Но что если и тут нет? Что если не проявил в футбольных школах? Что если никто не обратил внимание? А может и вовсе не играл футбол но хочу быть тренером?
Им остаётся: открывать кружки внутри школ общего образования - искать турниры где он сможет проявить результаты своих кружков - проводить собственные турниры на полях и залах г. Москвы - в процессе всего этого заводить знакомства с родителями и другими тренерами. И надеяться что рано или поздно тут заметят кто-то и будет продвигать как специалиста. Если сложно или не иметь возможности создавать собственные кружки, на площадках поиска работы - всегда можно найти работу в частных школах. После устройства процедура вся тажа самая. Это невероятно сложный и мучительный процесс. И очень большая проблема это з\п, которая напрямую зависит от работодателя и условий в которых человек будет работать. Как правила, человек который пошёл по такому пути, забрасывает тренерскую карьеру, а начинает просто акцентироваться на заработке: больше турниров и групп = больше денег. Даже если позовут человека на +- тужу з\п, в школу где возможна карьера, то откажется без возможности дополнительного заработка. На самом деле очень многое упирается в деньги и финансирование, но об этом будет ниже!
III) Выводы 1 главы
1) В топовых школах Москвы работают бывшие футболисты РПЛ 2) Не всех у них есть профильное образование 3) Поиск работы тренера напрямую зависит от авторитета и знакомств в сфере футбола Москвы 4) Полный бардак и не справедливость в обучении и получении лицензий 5) Человек имеющий тренерскую лицензию, не факт что имеет высшее образование по специальности
Глава 2: Футбольные школы
I) Набор\отбор детей и преимущество топ школ
Мы все знаем с вами Футбольные Клубы РПЛ из Москвы. И разумеется большую часть детей родители хотят отдать только в лучшие, а вернее сказать в известные школы, которые уже перечислял. А в курсе ли вы, что в Москве существует ПЯТЬ лиг + ещё доп.лиг детских первенств в которых играют дети. И это только под эгидой МФФ
Но разумеется в основном все идут в великолепную 5-рку первым делом
Лучших они забирают, а остальные же как? Они отправляются сначала в Клубную лигу(КЛ) искать место такие школы как Строгино, ФШМ, Химки и др. А потом в случае если там не смогли, отправляются дальше искать себе место. Получается что лучшие школы Москвы, пользуются своим брендом, и проводят не наборы, а отборы. Вроде нет ничего плохого, ну пусть. А как иначе? Так проблема на этом не заканчивается. Эти топы высасывают не только на наборных группах детей, но и на протяжении всех лет подготовки своих команд. Сегодня ребёнок не нужен и ушёл в команду "Пельмень", они его подготовили , а через 5 лет любая топ школа его забрала. Итог: Пельмень молодец, но остался в X лиге, топ школа выпустит классного футболиста и скажет: "Видали какие у нас выпускники!?". Из чего следуют что топ школы Москвы занимаются не тренировками, а селекцией и показом результата здесь и сейчас. Сейчас кто-то скажет: "Ой, да ты приукрашиваешь, хочешь сказать что все тренеры прям в топ школах просто балду гоняют и отбирают лучших с Москвы регулярно?". НЕТ! Я говорю что так они работают да, но не все тренеры. Уверен 3-4 тренера в каждый школе хочет довести своих ребят от и до. Но много вы о таких спортсменах слышали за последние 20 лет? Я знаю одного которого в 10 лет привезли, будем ждать его дальнейших успехов.
Но а как же остальные? Пиняева привезли в МСК, а у нас тут совсем чтоль футболистов нет? И тоже я знаю пока только одного
Остальные все либо приезжие в позднем возрасте, либо пришедшие в команды как раз из других школ Москвы, многих которых просто не брали по признаку: "Вы слабенькие и нам не подходите". А если вспомним из 1 главы что работа тренера напрямую связана со знакомством - можно предположить что далеко не факт что в МСК хорошие тренеры находиться именно в топ школах. Каждому родителю отдавая ребёнка на футбол, нужно быть убеждённым что именно этот тренер и именно эта команда подходит своему ребёнку для его планомерного и постепенного развития. Сегодня спортсмен акселерат и даёт результат, а завтра он как все в физике, а в технике и тактике слаб. Потому что пока все развивали техническую, тактическую и психологическую подготовку, а наш спортсмен акселерат бил-бежал. В защиту своих слов: На картинке ниже мальчишкам по 13 лет. Поняли какой мальчик из топ школы?)
Продолжение темы будет в 3 главе.
II) Частный сектор
Начнём с того что работа тренера и его обязанности в частных школах полностью определяет его начальство. На тренера могут возложить как только тренировочный процесс, так и кучу бюрократических и методических дел: 1) подготовка план конспекта на тренировку 2) недельный план 3) план на месяц 4) план на год 5) отправка и контроль детей в диспансер 6) введение журнала 7) сбор денег\чеков\квитанций 8) заявка команд\школы на те или иные соревнование 9) проведение турниров 10) и многое другое что придёт в голову ответственного за тренерских состав и их работу
Частный сектор очень многообразен в МСК. Есть как и маленькие кружки внутри школ, есть большие Футбольные Клубы ФНЛ и РПЛ. Последнее время появляется тенденция появления частных секторов внутри государственных школ. Подчеркну что речь идёт именно о детском футболе. Цели преследуемые этого вложения знают только те кто в них вкладывает. Чтоб вы понимали, есть детские команды где за игру детей - родителям платят деньги, чтоб их дети играли именно в их команде ну скажем U-14. Даже бывают и покупки игроков за 1.000.000 рублей, ребёнка U-12 отдали из одной школы в другую.
Очень много за последние несколько лет слышал об академиях зарубежных школ, которые открывали и открывают до сих пор в МСК. В них даже приезжают и тренеры из тех стран и якобы проверяют как работают нанятые специалисты по методикам их школ. По ТВ вот говорят, что у наша тренерская школа слаба, что её вообще нет. МБ, в этой есть доля истины, хотя я другого не много мнения. НО: Сколько вы знаете футболистов РПЛ, ФНЛ и ФНЛ-2 воспитанных какой-нибудь зарубежной топовой академией? А может они просто их за рубеж увезли? Если вы таких знаете - напишите комментарии, очень интересно. Хотя они у нас в стране уже работают лет 8-10 и активно берут деньги с родителей.
Ну и на последок о частном секторе: куда смотрит РФС я понятия не имею(человек до сих пор работает с детьми той же школе):
III) А как в государственных футбольных школах?
Таааааакс.... А вот теперь самое сладкое наверно... Начнём с того что тренеры шаблоны по федеральном стандартам министерства спорта обязаны делать: а) ввести бумажный журнал б) ввести электронный журнал в) на каждую тренировку должен быть конспект согласно нормативу его составления, а не так лишь бы нарисовать что-то на листочке г) составить годовой план работы с командой д) приём нормативов Попутно в зависимости от требования директора и количества\качества работы методического отдела, тренер может заниматься: а) сбором документов с детей б) подача документов в диспансер в) сбором и подачей документов для заявки и участив на игры пер-ва Москвы.
Кто-то подумает: "что-то не мало всё таки", а кто-то скажет "Пустяк". А я вам скажу что дело не в обязанностях даже, а в их сути и качестве подачи. Начнём с "на каждую тренировку должен быть конспект согласно нормативу его составления" Согласно требованию департамента спорта г. Москвы(далее именуемый как Москомспорт), каждый тренер должен выходить на тренировку на строго составленном конспекте. Не, я понимаю что у тренера должен быть план на тренировку, но полностью расписывать каждый шаг: Цели, задачи, дозировка по минутная КАЖДОГО упражнения, расписать положения игроков, размер площадок нарисовать всю тренировку надо расписать с учётом занимающихся, а если кто-то не придёт - ваши трудности. Вы хоть раз видели, чтоб где-то за рубежом тренер выходил с подобном конспектом, с планшетом для листа А4, на котором вот такие вот произведения? Это ещё рисунков нет...
Вот этим надо заниматься и готовить каждую тренировку. Ну ладно, хорошо. Надо так надо идём дальше - приём нормативов.
Согласно требованиям Москомспорта, ребёнок может зачислен только если он сдал контрольные-нормативы прописанные в федеральном стандарте. Вы просто посмотрите эти нормативы, вы обалдеете. Согласно им, дети должны быть ну чуть-ли не вундеркиндами. А вот если ребёнок не смог сдать нормативы - он не может быть зачислен в школу! То есть, если ребёнок классно владеет мячом, отлично видит поле, тактически обучен, но плохо прыгает - мы не можем его зачислить... Но и этой ПОЛ БЕДЫ!!! Зарплата тренера напрямую зависит от количество занимающихся! То есть, тренеру спортсмен нравится, но он не сдал тесты, он ему нужен и\или как игрок и\или для зарплаты - согласно закону он не должен его зачислять! НО И ЭТО НЕ ВСЁ. У школы есть коэффициенты эффективности, и один из них это количество занимающихся. Получается ребёнок нужен и тренеру и школе для показателя эффективности, но... В случае малого количества занимающихся, школа будет признана не эффективной, тренеров будет менять ну и директора тоже. Соответственно что делает школа: она набирает детей не просто только угодных тренеру, а всех подделывая результаты тестов. В итоге: у тренера 30 спортсменов на тренировке на 1\4 поля, для зарплаты и показателя эффективности. Тренеру хочется сделать отбор, оставить 10 ну ладно 15 лучших и работать с ними, а вместо этого у него 30, из-за чего весь тренировочный процесс летит сами знаете куда
Идём дальше. Как мы поняли з\п у тренера зависит от количества спортсменов. А ещё она зависит от возраста, если быть точнее от так называемого уровня подготовки. Согласно Москомспорту и федеральному стандарту есть несколько этапов подготовки: ЭНП - этап начальной подготовки ТЭ - тренировочный этап ЭССМ - Этап спортивно совершенствования ЭВСМ -Этап высшего совершенствования
Цифры, это год подготовки. Ну допустим мы набираем группу 2014 г.р. Чтоб их зачислить они сдают нормативы ЭНП1(этап начальной подготовки первого года обучения), кто сдал - зачислен, а кто не сдал, всё равно зачислен т.к надо деньги тренеру иначе на жизнь не хватит и эффективности школе. Затем, через год они буду сдавать нормативы на ЭНП2 и т.д. Получается - чем старше ребёнок, тем выше уровень подготовленности. А чем выше уровень подготовки у спортсмена - тем больше зарплата у тренера. Вот скажите мне, кого легче тренировать, одного спортсмена 18 лет, или 30 человек 2014г.р.? А денег больше получит тренер у которого 1 спортсмен 18 лет!!! Понимаете!? У Москомспорта работа с ребёнком 2014 г.р. стоит в 30 раз дешевле чем 18 летним пареньком. Вот представьте себе специалиста, который отлично работает с детьми 10-14 лет, а другой специалист лучше всего справляется с 15-18 летними. Что тренирует младших - получает в 2-3 раза меньше. Ну вот так решил Москомспорт! Если вы видите, что в гос.школе по футболу тренирует молодой тренер малых детей - потому что их никто брать не хочет за 8000р. в месяц. А молодого салагу отправили УЧИТЬСЯ НА ВАШИХ ДЕТЯХ! У нас система так построена, что мы работаем не на качество, а на количество, видите ли мы должны так пропагандировать футбол, массовость.
Что мы имеем: школа набирает всех подряд детей, для выполнения эффективности школы и з\п тренеру. Поля забиты спортсменами, которые не подготовлены и тянут хороших спортсменов вниз, результаты контрольных нормативов подделаны, тренировочный процесс испорчен, тренер который тренирует малые возраста - как правило молодой, который учится НА детях, получая зарплату в разы меньше, чем тренер работающий с 3 спортсменами 16 лет.
Продолжаем дальше. Школа понимает что надо избавляться от детей, который не готовы играть против топовых школ, ибо они мешают процессу.
Вариант 1: зачислить но отдать другому тренеру. Школа так делает, когда набирает новых молодых тренеров. Например есть команда 2008г.р. с тренером Пельмешков П.П. У него по тарификации 30 человек. На тренировку он зовёт лучших 18, а остальных отдаёт молодому салаге: "Ты их там потренируй, попрактикуйся", а з\п как вы понимаете получает Пельмешков П.П.
Вариант 2: Зачислить, а не тренировать вообще. Тут попроще было когда-то. В просто народе это - Мёртвые души. Тренеру давали бумажный журнал, туда вписывали давно не тренирующихся ребят, а в тарификации они стояли. Ну вот видно что системе отвратительная! Видно что не правильно работать и платить по возрасту\уровню подготовки и требовать количества а не качества. И знаете что сделал Москомспорт? Они ввели электронные журналы - начали вводить QR коды - поставили на стадионах\базах турникеты
И так. С 2021 г. во многих спортивных учреждениях, на их площадках и стадионах активно начали ставить камеры с турникетами. Каждого ребёнка нужно было внести в ИАС(информационно аналитическая система), вбить его данные, вбить данные его родителей, его фотографию, номер телефона его\его родителей, отправить код подтверждения телефона и почты спортсменам и родителям... Вы представляете чем занимались тренеры вместо того чтоб тренировать? У каждого ребёнка в этой системе есть QR код. Он должен его занести в телефон и при приходе на стадион поднести его к турникету. После окончания тренировки тренировки, тренер собирают всю команду, обязан сделать общую фотографию детей и отметить их в электронном журнале
В ИАС - вбиваются тренеры и дети Электронном расписании - создаются группы, добавляют детей в эти группы, прикрепляют за ними тренеры, создаются расписание на площадках\стадионах А сам тренер обязан войти в систему и отмечать там занятия.
- Пока фотография не будет прикреплена, тренер не сможет отметить детей что они пришли - Родители теперь при зачислении заполняют согласие на фото и видео-съёмку их детей - в случае если ребёнок не отмечен на занятии, бухгалтерия должна вычесть из з\п у тренера этого спортсмена с этого занятия
Говорят что у нас тренерской школы нет, что у нас подготовка отвратительная, что с спортсменами что-то не так... У нас система сама не даёт работать тренерам. Вы сейчас вспомните, что около 60-70% тренеров, это люди далёкие от современных технологий. Представляете сколько им пришлось объяснять как работать с этой системой?
Надо сказать, что на всю эту аналитическую систему вбухано неимоверное количество денег. На всех площадках напомню поставлены камеры. Фотографию сделать надо по требованию именно общую, ибо там по их заверениям стоит даже распознавания лиц, для того чтоб из других групп не приводили детей для фотографии. Были привезены и поставлены турникеты подключённые к сети.
У тренеров этих структур голова уже забита чем угодно только не тем что надо готовятся к тренировке. Мы ещё не упомянули о то как проверки проходят, как к ней готовятся, что тренеры проверяют личная дела спортсменов, про контроль за порядком в инвентарной и сам факт что работа тренера с детьми особенно при участии на играх - она очень выматывает эмоционально. А с этой великолепной работой и требованиями Москомспорта, об играх вспоминаешь только когда начинаешь на неё ехать. Но и там у нас в МСК тоже куча вопросов
Глава 3: Первенство Москвы
Первенство Москвы по футболу от МФФ, наверно главный показатель, хотя для у москомспорта наверно другое мнение, эффективности работы школы. В новом сезоне федерация сделала новый сайт. На котором можно всем смотреть составы всех команд участвующих турнирах под эгидой МФФ, смотреть актуальный новости, таблицы, статистику, календарь и т.п. Важно, что с нового сезона 2021 г. первенства Москвы, ввели электронное протоколирование матчей и заявки команд. Всё было впопыхах но школы справились хотя и не без проблем
Тренеры обязаны уметь работать на сайте, добавлять новых игроков в свои состав, в случае если игрок перешёл из другой команды, нужно запрашивать трансферы. Сам трансфер нужно подтвердить в бумажном виде приказов об отчислении и зачисления и бланка о переходе, которые везутся в МФФ. Всё сделано отлично, мне как молодому и быстро разбирающемуся с такими вещами всё нравится.
Теперь о плохом... 1) Согласно регламенту, командам 2-ого отделения той или иной школы, нельзя находиться в одной лиге. Открывает КЛ и что мы видим?
Локо-2 говорят что они совсем не 2-ое отделение. Хотя абсолютно все знают что игроки которые не подходят Локомотиву отправляются туда. Динамо поняла что они тоже так могут, в результате в прошлом году Динамо-2 выиграло 2-ую лигу, а сейчас что бы вы думали?
Не удивляйтесь отсутствию "-2", если названия не совпадают, то 2ку не ставят. Вы спросите а к чему это я? А выше я писал что все топ школы Москвы высасывают всех игроков из всех школ. Теперь, когда в ближайшем будущем у Динамо и Локомотива будут по 2команды в лучшей лиге Москвы, остальным школам просто игроков хороших не останутся. Причём если там в клубной играют на результат, дети ломаются из за всяких давлений, то тут они просто играли и прогрессировали осторожно. Теперь-то этим школам и таких игроков скоро не останется. А МФФ закрывает глаза...
2) Все мы знаем что создали ЮФЛ, ЮФЛ-2, ой как нам его пиарят что создан переход из детского во взрослый футбол. Простите, но эти возраста в МСК всегда играли и сейчас играют. Из ЮФЛ-2 и ЮФЛ-1 появились даже проблемы у команд которые не играют в ЮФЛ, но играют в МФФ. Сейчас покажу.
ЮФЛ-2 это 2005 г.р. ЮФЛ-1 это 2004г.р. Получается, что команды КЛ не играют этими годами. Поэтому что они делают: при необходимости, ребят этих г.р. они заявляют за 2-ые отделения для игровой практики. Это команды - Динамо, Чертаново и Строгино(ещё ФШМ, но там всё плохо). и за счёт этого их 2-ые отделения подтягиваются вверх в турнирной таблице. А остальные школы страдают, т.к. их года играют против КЛ, хотя играют то они по факту в 1-ой лиге. МФФ никак не отреагировало. 3) Бывают очень странные ситуации, когда спортсмен играет сразу в 2-ух матчах за два отделениях в один день. Хотя регламентом запрещено
Заключение
Написав эту статью мне хотелось показать насколько в глубокой яме находиться наш детский футбол. И вина не в спортсменах и даже не в тренерах, а в системе. Нельзя сделать хорошего спортсмена - не сделав все условия для плодотворной работой тренером - нельзя работать качественно если специалист занимается не своим делом - пока не будет отлажена система работы и з\п, специалист будет заниматься не тем чем должен - человек не может стать специалистом, если нет выстроенный и качественный системы подготовки кадров как в тренерстве, как в методической части и так в управлении. Если вы считаете что у нас виноваты тренеры и отсутствует тренерская школа, то я вам говорю, пройдя все этапы обучения, пройдя через всю эту анал.... систему, стажировки обучения и практики - у нас специалисты, качественные, отличные и готовые работать только если делать они будут свою работу, а не фотографировать тренировки, получать 8к. за 20 тренировок с 30 детьми, вбивать детей в системы и играть исключительно на результат т.к. это требует руководство и т.п. что написано выше.
Пока не будет выстроена человеческая система подготовки и контроля - результата перехода во взрослый футбол не будет
Нет никакой проблемы детского футбола в России. Есть проблема молодёжного футбола. Точнее, это полное отсутствие целенаправленного обучения молодых футболистов современному высокоскоростному футболу.
Какая разница где мальчик занимался футболом в детстве. Главное не то, чему он научился, а то, как сформируется его тело в 17-20 лет в плане пригодности его для футбола. У всех детей, подчёркиваю, абсолютно у всех детей во время взросления, кардинально меняется тело. И именно только в этот период можно понять, получится ли из данного парня футболист или пусть занимается другим делом, а футболом пусть занимается на любительском уровне.
Который раз, при неудачном выступлении взрослой сборной и клубов, обвиняют, ни в чём не виноватый детский футбол. Опять вина в том, что в детском футболе "не так сидим". В детских академиях всё организованно по высшему разряду, и почему нет высококлассных мастеров, выпускников академий?
Невысокий уровень наших футболистов не зависит от организации работы детских футбольных школ. Проблема одна. Это отсутствие именно ОТДЕЛЬНОЙ системы подготовки молодых футболистов. Об этом говорю уже лет десять. Это сложнейший вопрос. И чтобы об этом говорить, надо профессионально разбираться в подготовке молодых футболистов. Куда проще рассказывать очередную басню про детский футбол в России.