Реформа российского футбола
Новая система профессиональных лиг. Рост коммерческих доходов клубов. Изменение системы детско-юношеского футбола.
Введение
Безусловно, в отечественном футболе настала эпоха глобальных структурных перемен. Одной из важнейших задач данной программы реформ является повышение конкурентоспособности российских команд на международной арене путем создания системы лиг и увеличения доходов клубов.
Конкуренция – тот самый локомотив, который всегда двигал, двигает и будет двигать спорт вперед.
В эпоху капитализма коммерческие доходы – важнейший фактор развития. С падением курса рубля возможности наших команд резко ухудшились, что заставило пересмотреть всю структуру доходов и расходов клубов. Более того, в стране, где в крупном бизнесе весомую роль играет государство, привлечение частных инвестиций в спорт – очень сложная задача. Однако при правильной модернизации сложившаяся система поддержки профессионального спорта государственными компаниями имеет огромный потенциал. Таким образом, данная программа реформ направлена на сохранение и улучшение существующей системы, что в будущем позволит привлечь большие частные и иностранные инвестиции в профессиональный спорт.
Для реализации всех вышеперечисленных инициатив предлагается создание российской суперлиги (РСЛ), которая станет локомотивом для всего российского футбола и поспособствует повышению не только доходов от продаж телеправ, но и коммерческих доходов в целом.
В документе будут также изложены структурные реформы профессиональных лиг и детско-юношеского футбола.
Новая структура профессиональных лиг.
Предложенная структура профессиональных лиг не только образует эффективную вертикаль, которая соответствует поставленным задачам по повышению интенсивности матчей на разных уровнях, но и учитывает разные возможности команд и лиг проводить матчи при разных погодных условиях.
Кроме того, такая реформа лиг направлена на то, что ФНЛ и РПЛ уже имеют успешный брендинг, который отвечает поставленным задачам, а РСЛ – совершенно новый проект, который требует создания бренда с нуля.
Состав РСЛ лишь из 12 участников обусловлен тем, что на данный момент существует ориентировочно 10 команд, готовых образовать сильный чемпионат, который будет способен конкурировать с топ-5 европейскими чемпионатами.
РПЛ меняет свой статус и становится второй по силе лигой. В лиге будут принимать участие 18 команд.
Основные задачи:
1)Подготовка клуба к игре в РСЛ;
2)Подготовка футболистов к игре в РСЛ;
ФНЛ становится третьей по силе лигой, основной задачей которой является развитие регионального футбола.
Число профессиональных команд в РФ будет снижено до 62. Такое количество футбольных клубов уменьшает представительство профессионального футбола в регионах, однако повышает общий уровень развития, что является ключевой задачей данной программы реформ.
Далее будет подробно рассмотрена структура каждой лиги, описан коммерческий потенциал и перспективы развития.
Создание РСЛ - Российской суперлиги.
Создание РСЛ направлено на увеличение количества топовых матчей. Это напрямую влияет на рост коммерческих доходов и стоимость телеправ, повышает интенсивность и конкуренцию.
Российская суперлига будет насчитывать 12 команд. Матчи будут проводиться в два круга, учитывая климатические условия. Исходя из этого, последние 2 тура перед зимней паузой и первые 2 тура после зимней паузы будут проходить в южных регионах или на приспособленных стадионах.
Каждая команда сыграет 32 матча. В первой части чемпионата 11 домашних матчей и 11 гостевых. Далее команды делятся на две шестерки, согласно занятым местам, где еще раз играют мини-чемпионаты в два круга с нуля, определяют победителя и вылетевшую команду. Данная система позволит повысить еще и Match-day доходы за счет увеличения количества домашних и топовых матчей.
Хотелось бы обратить особое внимание на введение системы лимита на зарплаты. Она будет стимулировать лучших отечественных игроков уезжать в Европу или показывать футбол высокого уровня, чтобы стать одним из 3 игроков сверх лимита, не переплачивать легионерам, при этом привлекая звезд мирового класса, как это реализовано в МЛС, что повысит интерес к лиге и футболу. Лимит зарплат может быть временной мерой, чтобы стабилизировать зарплаты согласно классу игроков.
Также предлагается создание специальной системы отчетности самой лиги и клубов. Она поможет реализовать новый вектор развития, который направлен на создание полностью прозрачной для болельщиков и спонсоров лиги. Данную задачу клубы и лигу могут реализовать самостоятельно или совместно с консалтинговыми компаниями.
Оценка медиа-контракта
Теперь подробно разберем методику расчета оценочной стоимости телеправ на показ РСЛ. Российская суперлига стремится стать шестым чемпионатом в Европе. Основным самым ликвидным активом лиги являются ее игроки. Оценочная стоимость игроков РПЛ составляет 0,98 млрд евро, в то время как оценочная стоимость игроков португальской лиги составляет 1,2 млрд евро. Соотношение стоимости составляет 0,8. Стоимость телеправ чемпионата Португалии составляет 10 млрд руб. Далее умножаем 10 млрд на 0,8 и получаем 8 млрд. Учитывая уменьшение количества команд, с учетом максимального количества топовых матчей, интенсивности и преимущества в инфраструктуре 8 млрд на данном этапе расчетов это справедливая цена. Далее учитываем то факт, что курс рубля искусственно занижен по отношению к евро на 25% и следовательно все рублевые оценки стоимости в переводе с евро получаются на 25% выше, то это позволяет снизить оценочную стоимость на 25%. Таким образом, оценочная стоимость дохода лиги от продажи телеправ равна 6 млрд руб.
Схема распределения доходов от продажи телеправ
Главным аргументом за выплату части дохода от показа РСЛ победителю РПЛ является то, что РСЛ должно иметь на вход готовую к борьбе команду в том числе и в финансовом плане. Однако данная сумма выплачивается после прохождения командой лицензирования для участия в лиге. Также это стимулирует команды РПЛ и делает чемпионат более интересным. Таким образом, данная система позволит увеличить уровень дохода от продажи телеправ до около 10% от общего дохода команд лиги.
Будущая структура доходов команд РСЛ.
1) Общий доход от продажи телеправ будет составлять более 6 млрд. руб. Продажа телеправ будет осуществляться по принципу продажи полного пакета каналу МАТЧ ПРЕМЬЕР, который будет транслировать матчи по подписке, а также Первому каналу или ВГТРК пакетом топовых матчей, доступных в бесплатном режиме. Так, транслироваться будет лишь один матч за тур. Данная система необходима для привлечения к просмотру широкой аудитории зрителей, которые не смотрят спортивные каналы, а смотрят ведущие каналы страны. Также это популяризирует лигу и футбол в стране, что является также одной из системных задач.
2) Основная задача - снижение целевых поступлений от региональных властей, чтобы клубы были более автономны в доходах и не повторялись кейсы, как, например, с ФК Тамбов.
3) Прочие доходы - их рост будет обеспечен повышением стоимости игроков PПЛ, следовательно и доходов от трансферов. А также работой с инфраструктурой (усовершенствование использования инфраструктуры будет изложено далее).
4) Поступления от УЕФА - РСЛ должна стать 6 чемпионатом в Европе, имея широкое представительство в топовых европейских турнирах.
5) Matchday доходы - их рост будет обеспечен увеличением числа топовых домашних матчей, что повысит среднюю посещаемость, следовательно и доходы от домашних матчей.
6) Прочие коммерческие и спонсорские доходы - снижение зависимости от гос. компаний также важно для данной программы реформ. Клубы станут зарабатывать больше от сторонних спонсоров, которых привлечет лига или клубы самостоятельно, однако удельный вес данной статьи доходов снизится из-за увеличения других статей доходов. Данная модель доходов приближает российские клубы к европейским командам топ-5 чемпионатов и их структуре доходов. Также лига ставит цель по привлечению команд с частным капиталом в лигу. Более того, самой амбициозной задачей лиги является привлечение иностранного капитала в лигу, а именно: через 5 лет после создания иметь 2 клуба с иностранными инвесторами.
Реформа РПЛ.
РПЛ меняет свой статус и становится вторым по силе дивизионом. В турнире будут принимать участие 18 команд. Матчи будут проводиться по стандартной схеме в два круга. Каждая команда сыграет по 34 матча (17 домашних и 17 гостевых).
Лига заключит эксклюзивный контракт с интернет-провайдером, где матчи будут транслироваться по подписке или при покупке трансляции. Стоимость подписки должна быть минимальной. Пакет отдельных матчей будет продан МАТЧ ТВ. На Матч тв будет транслироваться по 2-3 матча за тур.
Развитие коммерческого потенциала.
Многие команды РПЛ обладают достаточной инфраструктурой для привлечения широкой аудитории болельщиков. Для этого необходимо активно развивать социальные сети и работать с болельщиками в городе, устраивая различные промоакции. Плюс, необходимо превратить стадион в постоянное живое пространство, которое работает на клуб 24/7. Это можно реализовать с помощью строительства парков, жилых, коммерческих и развлекательных зон возле стадионов, а также использовать стадионы для проведения других различных мероприятий. Данная система будет также активно навязываться командам РСЛ. Более того, клубы смогут зарабатывать неплохие деньги на подготовке игроков для РСЛ.
Данная лига в идеале должна иметь 9 клубов, поддерживаемых частными инвесторами, и 9 клубов на гос. финансировании. Данная лига по своему коммерческому потенциалу даст возможность содержать клубы «в ноль», наращивая амбиции и возможности для выхода в РСЛ.
Таким образом, структура доходов команд РПЛ будет несколько отличаться от структуры доходов команд РСЛ.
Реформа ФНЛ.
ФНЛ становится третьим по силе чемпионатом. В турнире будут принимать участие 32 команды. Команды будут делиться на 4 зоны по географическому признаку и в рамках зон играть чемпионаты. Чемпионаты будут проводиться в 4 круга, следовательно, каждая команда сыграет по 28 матчей (14 домашних и 14 гостевых). Далее чемпионы зон будут играть плэйофф с жеребьевкой. Два полуфинала по 2 матча и финал, где победившая команда выходит в РПЛ в случае прохождения лицензирования. Финал будет играться в Москве в Лужниках. Финал будет транслироваться в рамках федерального эфира.
Каждая зона в сумме на данный момент насчитывает более 32 команд, однако многие из этих команд не отвечают мировым стандартам по лицензированию и должны быть понижены в классе до полупрофессиональных. Необходимо сделать ставку на обязательное развитие зоны восток. Возможно поддерживать команды и академии в данном регионе из федерального бюджета. Каждая зона будет насчитывать по 8 команд, и далее в ближайшей перспективе зоны могут быть расширены вместе до 10 команд или по отдельности. Особое внимание стоит уделить развитию инфраструктуры. Для команд данной лиги рекомендуется использование синтетических полей с обязательным подогревом, так как натуральное поле намного сложнее и дороже в содержании.
Реформа детско-юношеского футбола.
Детско-юношеский футбол является фундаментом всей системы футбола в стране. Именно система подготовки молодых футболистов особо нуждается в реформе.
Поэтому предлагается:
- Возраста до включительно U-11 играют чемпионаты без турнирной таблицы сначала на полях для мини футбола, а затем на полях ля 8 на 8. Это позволит развить технические навыки и желание действовать правильно на поле, пока забывая о результате.
- Возраста U-12 и U-13 играют на полях и по системе 8 на 8 на результат, так как именно этот формат максимально приближен к большому футболу и позволит адаптировать ребят к большому футболу.
- C U-14 начинаются игры на больших полях на результат.
Данная система позволяет выявить наиболее талантливых детей, а не тех, кто сильнее физически только в определенный момент. К 17-18 годам физическое превосходство сходит на нет, а у игроков нет стимула развиваться. Именно поэтому Россия на мировой арене начинает уступать после этого возраста – в Европе развивают игровой интеллект и технику до 14 лет, а не в основном физические качества.
Теперь обратимся к молодежному футболу. Уже с 16-17 в ФНЛ и РПЛ необходимо начинать наигрывать молодых игроков, а иногда и в РСЛ. М-лига является отличным проектом, как и ЮФЛ. Они нуждаются в постоянной поддержке и развитии. Необходимо развивать студенческий футбол, чтобы у молодежи появлялась привычка ходить сначала на футбол в вузе, а потом и на клубы. Для этого необходимо развивать футбольную инфраструктуру при вузах. Именно на это могут пойти освободившееся деньги от поддержки клубов РСЛ. Также на детско-юношеском и молодежном уровнях проводить в России больше международных соревнований, чтобы воспитанники зарубежных академий знакомились с развитием футбола в России и охотнее приезжали играть в Россию. На мой взгляд, затраты из гос. бюджета на такие проекты несут более рациональный характер, нежели затраты на поддержку международных проектов, так как последние могут быть хороши на бумаге, однако иметь сомнительную перспективу. Необходимо сначала наладить систему внутри, а потом выходить со своими инвестициями на мировой рынок. Также необходимо развивать систему аренд, а не накапливать после выпуска в командах игроков на 3 команды.
В перспективе основа сборной России должна быть составлена преимущественно из игроков топ-5 чемпионатов с добавлением российских игроков из РСЛ. Более того, наш футбол начнет движение к тому, чтобы стать бизнесом, а не благотворительностью, привлекая инвесторов болельщиков со всего мира. Отечественные клубы РСЛ уже сейчас имеют все, чтобы стать конкурентоспособными в Европе. Им необходимо создать правильную экосистему и ее поддерживать. Не стоит забывать о футболе в регионах. Именно оттуда выходит большое количество талантов, которым нужна поддержка. Автор данной программы реформ надеется быть услышанным и готов ответить на все возникшие вопросы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!
Что понравилось:
1. Отмена лимита
2. Введение прозрачной системы отчетности. За это жирный плюс, без этого все реформы, связанные с финансовым контролем, будут в принципе бесполезны.
3. Сохранение системы осень-весна
4. Финансовая поддержка клубов из второй лиги (здесь ее назвали РПЛ) за счет телеправ
5. Предложения по реформированию детско-юношеского футбола
6. Разделение ФНЛ на 4 зоны
Что не понравилось:
1. Потолок зарплат. В КХЛ это не работает, и здесь работать не будет, лучше ограничить зарплату только для молодых игроков (100-200 тыс. евро в год хватит за глаза, а кто не согласен – Европа вас ждет), и ввести свой аналог финансового фэйр-плей, чтобы заставлять клубы зарабатывать. Ну и к тому же при отмене лимита смысл в потолке зарплат в принципе отпадает, россиянам уже не будут сильно переплачивать.
2. Обязательно 1 воспитанник на поле. Искусственное влияние на формирование составов на игру в футболе недопустимо в принципе, это убивает игру. Данное ограничение ничем не лучше старой версии лимита (5 россиян в основе).
3. Расчет стоимости телеправ. Делать расчет на основании средней стоимости игроков – это ошибка, зрителя интересует зрелищность, а не цифры с Трансфермаркета. При этом приглашение топ-звезд типа Халка действительно помогает «продать» лигу, но тогда про финансовый фэйр-плей придется забыть. Еще бОльшая ошибка – сравнивать нас с Португалией, где уровень развития и популярности футбола на порядок выше. Логичнее было бы взять в качестве ориентира скандинавские страны, к которым мы сейчас гораздо ближе в футбольном смысле.
4. Сокращение высшей лиги до 12 команд. Убрать слабые клубы ради повышения зрелищности – это самый простой путь, но бесперспективный. С таким подходом Чемпионат России превратится в чемпионат 4-х городов, в остальной России популярность футбола окончательно сойдет на нет. Чтобы вырос уровень лиги, нужно помогать отстающим клубам развиваться, а не отрезать их, как аппендикс.
5. Не нашел в программе такой важный вопрос, как ограничение использования гос.финансирования профессиональными клубами. Я бы, например, добавил в финансовый раздел правило, ограничивающее покупку футболистов за счет гос.дотаций.
1) Потолка зарплат не предлагается, и к тому же не согласен что в кхл он не работает. В том году мы получили нового чемпиона - авангард. И к тому же потолок зарплат при действующей системе в кхл никогда не будет очень эффективным. Но это тема для будущих дискуссий и программ реформ.
2) лимит по зарплате для молодых игроков и искусственное принуждение к их постоянному использованию на поле является самым дискуссионным пунктом. Поэтому до 21 года можно ввести потолок. После 21 года уже рынок должен определять зарплату. К тому же у нас и так есть клубы которые неплохо зарабатывают на трансферах. Если бы у них было больше доходов, они зарабатывали бы ещё больше. Однако необходимость в лимите зарплат остаётся. В этой программе заметно растут доходы команд не от спонсоров - гос. Компаний и регионов. Где есть пряник, там должен быть кнут. В России огромная проблема с агентской деятельностью. Это один из факторов почему переплачивают нашим игрокам, так как на этом зарабатывают агенты и многие функционеры. Потому что намного легче взять своего игрока и ему переплатить, чтобы на этом все заработали, чем привезти качественного легионера и заработать на нем.
3) если взять стоимость телеправ всех лиг мира то она как раз будет рассчитана с помощью похожих соотношений. Игроки это то что продаётся и клубы. В России достаточно сильных и популярных команд, к тому же у нас одна из лучших в мире лиг по инфраструктуре. Однако очень не хватает игроков вроде Кавани или Фалькао, который можно было бы привезти на 1-2 года, не в самом большом возрасте. Говоря о финансовом Фэйр-плэй нужно учесть тот факт, что общие доходы клубов вырастут, поэтому привлечь звёзд это реально. Уровень развития и популярности футбола в Португалии не космически выше чем у нас. У нас само население больше. И к тому посещаемость португальской лиги не самая высокая. Поэтому тут как раз и нужно сравнивать с тем с кем мы хотим конкурировать. Уровень развития скандинавских сборных и их чемпионатов совершенно разный. Они уступают нам слишком сильно. Лучше стремится к большему чем падать ещё ниже.
4) система с 12 командами это единственный вариант при котором можно что то поменять. К тому же здесь существует широкое представительство регионов. С Урала есть команда, с Кавказа и тд. И в реальности так и будет. И к ним также будут приезжать топовые команды. Поэтому данный путь это единственный правильный. Это уж точно лучше чем запутанная система, предложенная голландцами. К тому же отстающим клубы получают вон какую поддержку от продажи телеправ. Многие из них за счёт этого около 30% бюджета смогут закрывать. Более того, чтобы развивались отстающие клубы необходимо вкладывать деньги в собственные стадионы и инфраструктуру возле них как происходит это в Млс.
5) тут вся система направлена на то, что лига теперь занимается тем, что привлекает общих спонсоров в лигу: пивные производители, экипировщики, букмекеры и другие спонсоры, продаёт по правильной цене телеправа, что позволит снизить гос. Финансирование, а клуба остаться конкурентными в Европе.
…
Возвращаясь к телеправам. Если ввести систему как предлагается с 12 командами. А телеправа продавать не монополисту а пакетами:
первым каналам - исключительно топовые матчи (один матч за тур)
Матч премьер - все матчи будут доступны исключительно по подписке
То 6 млрд то совершенно рыночная цена. Это будет вполне реально. Вот увидите. Сейчас лига зарабатывает 2,7 млрд. Но половина матчей совершенно не интересная. И продаётся все монополисту. Где есть монополия то там всегда и ценой можно манипулировать.
Спасибо вам огромное за вашу обратную связь. Постарался изложить свои комментарии. В чем то абсолютно с вами согласен.
Хотелось бы дать вам несколько материалов, на основе которых я составлял свою программу.
1) https://www.pwc.ru/ru/materials/rossiyskaya-premyer-liga-sezon-2019-2020.pdf
2) https://profootball.fifa.com/pluginfile.php/179/mod_data/content/21/deloitte-uk-annual-review-of-football-finance-2020.pdf
3) https://youtu.be/4BR-CZWQQi4
По сути это и предлагается - в социально неблагополучной стране закрепить законодательно право ребят-футболистов на ежемесячную зарплату до 200000 евро в месяц, а толпам легов до 400000. Заинтересованные лица хотят и дальше продолжать банкет Эпохи Вертикали.
Чернышенко и Матыцин два месяца тому назад говорили о ЗАСИЛИИ ЛЕГИОНЕРОВ и необходимости устранения этого явления. И вот в ответ пошли "проекты и предложения" ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНА - НЕ ДОПУСТИТЬ СОКРАЩЕНИЯ ЛЕГОВ.
В Китае руководители страны приняли решение - не свыше 3-х легов в команде, а у нас Вертикаль хочет ещё шире открыть для них ворота, выбрасывая валюту.
2) легионеров сильно больше не приедет. Я бы даже снизил до 3,5 лимит зп для легионеров. Поэтому наши игроки все равно будут играть.
3) устранение легионеров в спорте = мы открываем снова для себя железный занавес и в спорте. Так во всем мире никто не развивается. Должна быть наоборот открытость во всех смыслах. Тогда пойду деньги и частные и иностранные в спорт. Вы привели аргументом Китай. Там ничего хорошего из всех реформ футбола не получилось. Сборная их никуда не попадает. А денег в легионеров вбухали куча. Поэтому лимит на зарплаты должен быть. Но нужна и привлекать звёзд именно деньгами сначала. Лучше уж тратить деньги на то чтобы в Зените или цска например играл Кавани, чем платить Газпрому деньги за споснсорство лиги чемпионов и чемпионата европы. Это никакого маркетингового смысла не имеет. Газ от этого у них никто больше не станет покупать и стоимость акций не сильно вырастет.
4) если вы пропнализируете финансовую часть вопроса, то по этой программе предлагается снизить как минимум на 15% объём госфинансирования (с 13% до 5% снижается объём целевых поступлений от регионов и то через 3-5 лет это можно будет снизить до 0, с 48 до 39% снижается объём финансирования от спонсоров (во многих случаях госкомпаний)) и заполнить это правильным распределением доходов от продажи телеправ, контрактами со спонсорами и партерами, которые даже в данной обстановке готовы инвестировать.
2) практически каждый год мы видим кейсы, когда в премьер лигу попадают неподготовленные к игре там команды. У них отсутствует инфраструктура, академии, работа с болельщиками, не хватает административного штаба клуба и тд. Основной задачей отсечения только 12 команд и вылета только одной команды, это создание +- равной конкурентной среды в высшем дивизионе, где играли бы команды, которые по всем критериям готовы к игре там. Даже сейчас в нашем чемпионате выделяются 10-12 команд, а остальные начинают серьезно отставать. Поэтому необходимо сократить отставание внутри высшей лиги и пускать туда только подловленные клубы. Такая система не является подводной лодкой, а послужит локомотивом для всего футбола.
3) более того с таким серьезным вознаграждением за победу во втором по силе дивизионе чемпионат там станет более интересным и цена победы будет высока. Более того система доходов в высшей лиге(РСЛ) будет привлекать команды оставаться там как можно дольше, а не собирать состав лишь на сезон, чтобы потратить выделенные из бюджета деньги, собрать состав из арендованных игроков на один год, не вложить ни копейки в стадион и дальше спокойно вылететь или еще хуже обанкротится.
4) говоря о расходовании серьезных средств с тв-контракта, контракта с экипировщиком и другими спонсорами и партнерами предлагается введение системы отчетности команд перед лигой, спонсорами и болельщиками. Ну и конечно же должны стоять ограничения по расходованию данных средств. Одно из них это лимит зарплат. Также хорошим барьером послужит правило о 5 игроках в заявке из собственной академии на сезон. Это покажет что клубам нужно для попадания в элиту развивать собственные академии, что также поможет развитию футбола.
К сожалению пока нет у нас больше чем 12 команд, которые могли сделать конкурентную лигу. Однако при такой системе мы не забываем и о второй по силе лиге, дав серьезное вознаграждение победителю. Люк никто заваривать не хочет. Как только появится возможность и большие доходы будет необходимо сделать большую ротацию между лигами, но сейчас как мне видится это единственные возможный выход.
Необходимо сделать сильную вторую лигу. Там уже сейчас есть клубы с хорошей инфраструктурой и частными инвесторами, но им не стоит торопиться. Все должно быть постепенно: (собственный стадион, академия, болельщики, состав, система клуба) и только тогда клуб будет готов выступать в элите. Это мировая практика. А у нас в премьер лигу попадают клубы с абсолютно не понятной системой и отсутствием даже некоторых атрибутов профессионального клуба высшей лиги, которые присуще им во всем мире. Далее я напишу похожую статью о развитии клубов разных уровней в России. Также хочется добавить и о третьей по силе лиге. Необходимо вложить государственные средства в зону восток и постоянно держать там 8 клубов. Из этого региона выходит много футболистов и для сборной. Система перехода из третьей по силе лиге во вторую также ведётся мне интересной. Понятно что скорее всего там будут побеждать клубы из европейской части, но теперь у клубов с дальнего востока будет стимул поучаствовать в плэй офф и поборются за выход во вторую лигу, где уже будут весомые доходы и можно будет содержать клуб на 3-4 млн долларов.
В конце хотелось бы отметить, что те клубы которые хотят и могут играть в высшей лиге они рано или поздно все равно туда попадут. И неважно где клуб находится в москве, на юге или на урале. Просто нужно дать понять, что если вы рветесь в элиту то вы должны строить долгосрочный проект иначе вы туда просто не попадете. А когда попадете то лига может вам с обеспечением доходом и у вас самих появятся спонсоры и другие источники дохода. Например с продажи футболистов с академии, которая у вас уже будет. А там уже и может до прибыльности клубов когда нибудь доберемся и до частных и иностранных инвестиций.