1 мин.

Реформа Российской Премьер-Лиги. Новый формат. Новая система распределения доходов. Развитие медиа потенциала

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМЫ

В текущих условиях комплексное развитие футбола в России столкнулось с рядом проблем. Тотальная изоляция российского футбола от международных соревнований поставило под угрозу все попытки включить Российскую Премьер-Лигу (РПЛ) в большую шестерку ведущих европейских лиг. Однако текущая ситуация открывает возможность изменить структуру чемпионата, приблизив его уровень по интенсивности матчей, коммерческому потенциалу и зрительскому интересу к большой пятерке европейских чемпионатов. Именно повышение зрительского интереса, увеличение коммерческого потенциала и повышение уровня интенсивности матчей являются тремя ключевыми факторами.

За последние 5 лет именно по этим трем направлениям конкурентные лиги сделали существенный прогресс, а РПЛ стагнировала, а где-то даже потеряла часть прогресса.

Согласно данной реформе, предлагается снизить число участников чемпионата с 16 до 12 команд к сезону 2025-2026. Матчи будут проводиться в 4 круга. Каждая команда сыграет по 32 матча. После 22 туров команды делятся на 2 шестерки согласно занятым местам, где играют новые чемпионаты с 0 очков в 2 круга. Таким образом каждая команда проведет по 32 матча за сезон. 

Из нижней шестерки напрямую вылетают последние 2 команды. Важным моментом станет финансовая поддержка входящих в РПЛ команд из Первой лиги, которые получат часть призовых РПЛ. Также вылетающие из РПЛ команды получат «парашютные выплаты», которые позволят поддержать финансовую стабильность клубов и компенсировать часть потери доходов. Основанием для внедрения данной системы станет мировой опыт и ситуация, сложившаяся в России с такими клубами как ФК Уфа, который подготовил множество футболистов высокого уровня, принимал участие в еврокубках, однако не смог справится с потерей части доходов при вылете из РПЛ.

 Предлагаемая реформа, возможно, ставит под сомнение региональное развитие футбола, однако позволит сделать шаг вперед для дальнейшего расширения лиги. 

Цели реформы:

1)    Повышение общего уровня и конкуренции в чемпионате

В рамках данной реформы одной из основных задач является повышение общего уровня чемпионата. В текущих условиях средний уровень футболистов, выступающих в РПЛ, серьезно снизился. Это касается как легионеров, так и отечественных футболистов. Для этого предлагается снизить количество команд, выступающих в РПЛ. Это позволит перераспределить футболистов высокого уровня между 12 клубами.

2)    Развитие медиа потенциала игроков и клубов

Любая высококлассная спортивная лига обладает большим количеством ликвидных активов. Этими активами являются игроки. Поэтому лиге необходимо развивать своих игроков в медийном поле. Это позволит повысить стоимость и узнаваемость как игрока или клуба, так и лиги в целом.

3)    Увеличение доходов клубов

Новая система позволит клубам зарабатывать больше не только за счет распределенных доходов от лиги, но и за счет спонсоров и матчдэй доходов. 

НОВЫЙ ФОРМАТ ТУРНИРА

Новым форматом лиги станет турнир, в котором примут участие 12 команд. Турнир пройдет в 2 раунда в рамках которых будет сыграно 4 круга. Далее команды делятся на две шестерки согласно занятым местам в первом раунде турнира. Лучшие 6 команд играют между собой мини-чемпионат с нуля очков, вторая шестерка также играет мини-чемпионат по той же системе. Победителем лиги будет считаться команда, выигравшая первую шестерку. Из лиги вылетают напрямую две последние команды второй шестерки. 

Чемпионат будет играться по системе осень-весна. Лимит - 9 легионеров и 17 россиян в заявке. Основным мотивом для внедрения нового формат турнира станет повышение интенсивности чемпионата, а также повышения эффективности команд лиги.

1 раунд

Первый раунд станет основой для нового формата турнира. В рамках первого раунда каждая команда проведет 22 матча из 32 за сезон. Команды сыграют каждая с каждей по разу дома и на выезде. 20 туров первого раунда пройдут с июля по декабрь. В феврале пройдут оставшиеся 2 тура. Далее команды делятся на две шестерки согласно занятым местам.

2 раунд

В рамках 2 раунда команды сыграют мини-чемпионаты в двух шестерках. Чемпионаты будут разыгрываться с нуля очков. В рамках 2 раунда команды проведут по 10 матчей, по 5 дома и по 5 на выезде. Далее по итогам второго раунда определиться победитель чемпионата. Напрямую из чемпионата вылетают две последние команды второй шестерки. Данная система позволит увеличить количество матчей со статусом «ТОП», а также позволит повысить общий уровень чемпионата. Повышение количества статусных матчей поможет командам РПЛ демонстрировать более высокий уровень и стать более конкурентноспособными в еврокубковых матчах.

 

НОВАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

Новая система распределения доходов между командами лиги позволит дифференцировать систему доходов. Также одним из важнейших элементов новой системы станет финансовая поддержка клубов второй шестерки, которые изначально имеют меньше возможности по привлечению болельщиков, а также партнеров и спонсоров. Также в рамках новой системы распределения доходов планируется внедрение системы солидарных выплат, чтобы поддержать вылетающие клубы, и клубы, которые только вышли в РПЛ. Также часть доходов будут распределяться согласно занятым местам в РПЛ челлендж, что позволит командам с меньшим доходом и аудиторией увеличить оба этих показателя.

Структура общих доходов лиги:

Общий пул доходов лиги составит 12 млрд. руб. РФС получит 600 млн. руб. 600 млн руб. РПЛ оставит у себя на развитие лиги и поддержание операционной деятельности.

6+2 млрд. руб. – продажа ТВ прав (продажа основного пакета МАТЧ ТВ за 6 млрд. руб. + продажа пакета топовых матчей Первому каналу за 2 млрд. руб. для популяризации футбола.)

2,5 млрд. руб. – партнер букмекер – РПЛ заключит новый контракт с букмекером. Стоимость контракта возрастет по сравнению с текущим контрактом.

800 млн. руб. – титульный спонсор. В качестве титульного спонсора предлагается использовать одну из крупнейших компаний для поддержания высокого статуса лиги.

700 млн. руб. – прочие доходы – Прочие доходы лиги будут складываться из новых привлеченных партнеров и спонсоров при помощи новых вариантов интеграции.

Сумма и система солидарных выплат

Сумма солидарных выплат составит 5% от общего дохода лиги – 540 млн. руб

3% - 324 млн. руб. получат 1 и 2 команды Первой лиги (200 и 124 млн руб.)

2% - 216 млн. руб. получат команды, которые вылетели из РПЛ. Выплаты поступят по итогам следующего сезона после вылета независимо от их места в таблице Первой лиги.

  

Внедрение турнира «РПЛ Challenge»

Данный турнир позволит поднять медийное развитие команд и игроков лиги. Более того, данная система позволит создать систему альтернативного распределения доходов, которая позволит клубам продвигать игроков и их мастерство не только в рамках лиги, но и в медиа пространстве. Также данный турнир позволит поддержать заданные тренды и популизировать клубы и игроков.

Структура турнира:

·      «Битва команд». 11 туров. За победу дается три очка. Съемки проходят за день перед игрой, после игры или на сборах. В челлендже участвуют: медийный ведущий – 2 чел., три полевых игрока от каждой команды и по 1 вратарю.

·      «Битва вратарей». 11 туров. За победу дается три очка. Съемки проходят за день перед игрой, после игры или на сборах. В челлендже участвуют: медийный ведущий – 2 чел. и по 1 вратарю.

·      «День с игроком» - команды будут обязаны отснять 4 ролика. В ролике будет принимать участие медийный ведущий и игрок. Ролик будет выкладываться на официальных ресурсах клубов, лиги и партнеров лиги. Хронометраж – 30-40 мин. В случае выполнения команда получает +12 очков в итоговую таблицу. В случае не 

выполнения каждый отснятый ролик стоит – 3 очка в таблицу.

Развитие коммерческого потенциала

Одним из главных нововведений станет использование виртуальной рекламы в трансляциях. Данный вид рекламы позволит заключать более выгодные соглашения со спонсорами, а также дифференцировать клубных спонсоров и спонсоров лиги. Виртуальная реклама становится все более и более популярной. Кейсы МЛС и НХЛ и ведущих футбольных европейских лиг, которые используют данную рекламу в своих трансляциях, подтверждают перспективность данного направления.