По мотивам игры с «Динамо»: как меняется ЦСКА?
Второе подряд поражение команды Алексея Березуцкого и новые вопросы
После игры с «Локомотивом» тренерский штаб ЦСКА внёс существенные изменения в схему и состав, но итог оказался идентичным: очередное упущенное преимущество по ходу матча и закономерное поражение от московского «Динамо».
Изменение схемы и состава: Чалов в паре с Заболотным, Обляков на левом фланге обороны
Вымученная победа над «Уфой» и поражение от «железнодорожников» вынудили Алексея Владимировича пойти на корректировки структуры игры своих футболистов. Используя функцию «Восстановление системы», он откатился к предыдущим настройкам команды, запрограммированных ещё Виктором Ганчаренко.
Во-первых, он изменил схему: с 4–5–1 (или 4–3–3, в зависимости от владения мячом) на классические 4–4–2 (4–4–1–1) с парой нападающих Чалов – Заболотный. В данном перестроении сложно найти след предыдущего тренера ЦСКА, скорее этому способствовала банальная логика. О несостоятельности Фёдора, как флангового футболиста не говорил только немой.
Во-вторых, вернул игроков на ещё незабытые позиции. Ушедшего в «Локомотив» Тикнизяна на левом фланге обороны неожиданно заменил Обляков. Хорошо смотревшийся на сборах в роли флангового атакующего игрока Ахметов перекочевал в центр поля в пару к Мухину. Впервые в этом сезоне появившийся в старте Влашич занял правую бровку. А вместо Бистровича на поле появился Эджуке.
Для того чтобы сложился флэш-рояль по методичкам Ганчаренко не хватило только диагоналей от Бийола (по заветам белорусского специалиста – Магнуссона) на Фернандеса. Но здесь и кроется главная проблема армейской команды на старте сезона.
Проблемы в начале атак
Если с «Уфой» армейцы угрожали воротам Беленова со стандартов, с «Локомотивом» добавили впереди за счёт свежих игроков, то с «динамовцами» не получилось абсолютно ничего.
В матче против «Динамо» у ЦСКА был только один вариант выхода из обороны в атаку: длинные передачи на Заболотного. После травмы Антона «красно-синие» продемонстрировали тотальное отсутствие мысли в зародышах нападения, что вылилось в смехотворные два удара по воротам во втором тайме (в первом было 5) по сравнению с динамовскими 12-ю выстрелами (всего 15).
Здесь и возникают первые противоречия с постулатами Ганчаренко (Олича). Белорус, а затем, и хорват, не ставший крушить наработки предыдущего специалиста, использовали следующие варианты перехода из обороны в атаку:
1. Розыгрыш от ворот низом с использованием Облякова, как глубинного разыгрывающего, и Влашича при обострении на чужой половине поля.
При Ганчаренко роль «первопроходца» выпадала на Ивана. В среде болельщиков Облякова принято критиковать, но именно он стоял во главе большинства атак команды в последние годы. Россиянин доводил мяч в последнюю треть поля за счет дриблинга или через передачу партнёрам. А уже ближе к штрафной площади соперника включался Влашич, обостряя момент пасом или завершая ударом.
Почему не работает сейчас:
Во многом это связано с новой идеологией в действиях команды: ЦСКА Березуцкого, в отличие от предыдущих лет, играет в осторожный футбол, что сказывается на владении мячом (проиграли в этом компоненте «Уфе» и «Локомотиву», незначительно превзошли «Динамо», которое в концовке встречи перешло на контратаки).
А. Первым вариантом для защитников при розыгрыше мяча от ворот является Мухин, в функционале которого по сыгранным матчам невидно наличия качественного первого паса;
Б. Игравший с ним в паре Ильзат менее заточен на обострение (в отличие от Облякова), что значительно снижает КПД армейского нападения. Против «Динамо» у Ахметова 91% точности передач, очевидно, что это были пасы не в разрез.
В. За три матча у Мухина трижды поменялись партнёры по центру поля, что не добавляет стабильности армейской структуре (Бохинен против «Уфы», Бистрович с «Локомотивом», оба не провели полноценные матчи).
2. Активный прессинг на чужой половине поля
От этого варианта ведения игры начал активно отказываться ещё Ганчаренко, после того, как выявились проблемы с физическим состоянием игроков ко вторым таймам.
При Оличе использование прессинга снизилось ещё сильнее, а Березуцкий и вовсе решил от него отказаться. Исключение – первые 10 минут против «Динамо», когда ЦСКА на удивление качественно и разнообразно провёл стартовый отрезок матча.
3. Диагональные передачи Магнуссона на Фернандеса. Классический вариант армейского нападения и наиболее отработанный манёвр при Ганчаренко/ Оличе.
Почему не работает сейчас:
С начала этого сезона от этого варианта армейская команда отказалась, и виной тому не только отсутствие исландца, но и более оборонительная роль Фернандеса, значительно снизившего количество подключений в атаку.
4. Длинные забросы на Соломона Рондона. Задействование габаритов форварда для внесения разнообразия в армейское нападение. Использование в этой роли Заболотного ничем не отличается от испробованной в концовке прошлого сезона модели.
Приведённые примеры не попытка посыпать соль на свежие раны и отметить, что раньше трава была зеленее. А констатация того, что армейскому тренерскому штабу нужно срочно определиться с оптимальным сочетанием в центре поля, которое в дальнейшем позволит отладить механизмы начала атаки. И здесь возникают вопросы по Мухину.
Мухин – безальтернативен?
По прошествии трёх матчей игра Максима не убеждает в том, что он первоочередной опорный полузащитник для этой команды. Функционал бывшего «железнодорожника» ограничен оборонительными характеристиками, но и они далеки от идеальных. За три матча у Мухина: 7 попыток отбора мяча (3 успешных), 5 перехватов, 3 выноса и ещё он четырежды был обыгран за счёт дриблинга. Для сравнения статистика Барриоса против «Краснодара»: 5 попыток отбора (5 успешных), 2 перехвата, 0 выносов и также 0 раз был обыгран.
Ромбовидная система, используемая Николичем в «Локомотиве», скрывала недостатки Максима, за счёт его партнёров. Крыховяк и Баринов более совершенные футболисты, умеющие одинаково (почти) полезно действовать на обеих половинах поля, что вкупе с парой Чорлука – Пабло (Мурило) создавало мощную центральную ось «железнодорожников», в которой органично смотрелся и Мухин.
Однако, ЦСКА на данный момент «сырая» команда, как и сам полузащитник. Что отчётливо продемонстрировали «динамовцы», перегрызшие армейский центр поля. Набивать шишки Максиму предстоит вместе со строящимся клубом, где на данный момент у него нет надёжного тыла, да и авангард оставляет желать лучшего.
Безграничная вера в новичка на старте сезона удивляет, учитывая наличие в команде Марадишвили. С приходом Мухина Константин присел на скамейку и пока не получал шансов себя проявить. В сравнении с Максимом у армейского воспитанника есть неоспоримые преимущества. Если по части оборонительных действий они схожи, то при начале атак Марадишвили смотрится предпочтительнее.
Наиболее подходящий под роль современного опорного полузащитника Бохинен рассматривается Березуцким только, как центральный полузащитник с расширенными правами по взаимодействию в нападении. А Бийол переведён в центр защиты.
Есть ли решение по центру обороны?
Словенец вытеснил из состава Васина, но игра против техничных, скоростных оппонентов и забросов мячей за спину никуда не делась. Отсюда и продолжение проблем. Дивеев и Бийол обладают схожими навыками и пока похожи на двоих из ларца одинаковых с лица.
Оба выделяются антропометрическими данными, хороши в верховых единоборствах, плохи при начале атак и очень тяжело справляются с забросами за спину. В матче против «Динамо» должен был наказывать Грулёв, но игрок молодёжной сборной России не попал в створ ворот. Недоработали момент с голом Фомина, оставшимся один на один с Акинфеевым (при том, что гол Игоря). Да и в целом легко уступали в единоборствах более скоростным и техничным игрокам «динамовцев».
Сбалансированной связкой центральных защитников можно назвать такую пару футболистов, в которой сочетаются физическая мощь и игровой интеллект (Бонуччи – Кьеллини; Березуцкий – Игнашевич; Пепе – Рамос). В случае нынешнего варианта армейской обороны идёт значительный перекос в сторону физического превосходства, чем и пользуются оппоненты.
Возвращение из Японии Фукса оставляет призрачные шансы Березуцкому перекроить центр обороны. Используя сильные качества бразильца, которые пока известны по матчам в Бразилии (хороший первый пас, игра на втором этаже, действия по игроку).
Или переходить на игру в трёх защитников, дабы освободить Фернандеса от большой нагрузки в защите и нивелировать за счёт партнёров пробелы в футбольном образовании других центральных защитников. Тем более, что выбор на скамейке не на загляденье, но есть: Васин, Фукс, Набабкин.
Критикуешь? Предлагай!
В матче против «Динамо» на левом фланге обороны появился Обляков, а правый фланг атаки занял Влашич. Оба этих решения сводили на нет сильные стороны футболистов, даже несмотря на периодические смещения Николы в центр поля.
Чтобы показывать максимальный результат надо дать раскрыться сильным сторонам игроков, а выпуская их на непрофильные позиции, такая возможность сводится к нулю.
Предлагаю свой вариант состава на следующий матч против «Ростова»:
Наивно было полагать, что старт Алексея Березуцкого в роли главного тренера получится сверхуспешным. Пока решения его и тренерского штаба напоминают эксперимент и проверку имеющегося «материала».
Фото: официальный сайт ЦСКА/ Тырин Д.
Не забывайте, пожалуйста, подписываться на блог!
Нет, конечно расстроились, верю. Но совершенно точно не готовы ложиться костьми.
Но сейчас в команде нет физики и не горят глаза, вы посмотрите на эти лица! На задыхающегося после первого тайма Ахметова! Это что атлеты, которые бьются за клуб? Это наемники, которые полностью всрали физику, а чей штаб ее закладывал? Правильно
У ЦСКА есть игроки хорошие , и заточены они под игру низом , перенести бы треугольники Зенита, времён , Семшова - Зырянова - Семака и Широкова , в ЦСКА сейчас схожий подбор футболистов