12 мин.

Искусство делать все возможным. Ода сэру Мэтту Басби

Некоторым менеджерам трудно создать одну по-настоящему великую команду. Сэр Мэтт Басби создал три. На "Олд Траффорд" легендарный шотландец сделал "Манчестер Юнайтед" клубом, о котором говорили все. "Босс", как его называли три поколения футболистов, превратил "Юнайтед" в суперклуб и его влияние и видение того, как нужно играть в футбол, остаются основным элементом клуба и сегодня.

Деятель британской футбольной литературы Хью Макилванни однажды написал статью, посвященную Басби, которая открывалась короткой, но показательной историей о нападающем "Юнайтед" Лиаме Уилане, одном из погибших в авиакатастрофе в Мюнхене, который имел наглость войти в кабинет Басби и потребовать, чтобы его исключили из команды. Басби ответил с выражением расчетливой серьезности, после чего сказал: "Никто не говорит мне, кого брать в команду, а кого исключать. Я сам управляю этой командой. Если я оставляю тебя в команде, значит, ты сыграешь так, как я захочу".

Он - менеджер, с которым связаны как самые светлые, так и самые темные дни "Манчестер Юнайтед". Его имя связано с авиакатастрофой в Мюнхене, потому что игроки были "малышками Басби", но важно помнить, что он провел клуб через беспрецедентные трагедии и потрясения, через десятилетие пугающей неопределенности и вышел из него с Кубком Европы. Период перерыва, пожалуй, самый интересный для анализа Басби. Иэн Маккартни назвал его "восстанием из руин", и трудно не согласиться с такой неулыбчивой оценкой.

Это показывает, какой необыкновенный вклад внес Басби в британский футбол. Вместе со своим верным лейтенантом Джимми Мерфи Басби осуществил процесс восстановления, который, возможно, никогда не будет превзойден. Для болельщиков "Манчестер Юнайтед" поразительный конвейер трофеев Ферги в 1990-х годах всегда будет золотой эрой, и хотя каждый поклонник "Юнайтед" знает о сэре Мэтте, они должны посвятить некоторое время, чтобы по-настоящему оценить его достижения.

Басби был назначен менеджером "Манчестер Юнайтед" в феврале 1945 года, а официально принял бразды правления 1 октября. Хотя это правда, что Басби унаследовал отличный состав "Юнайтед", в котором были Джек Роули, Джонни Кэри и Генри Кокберн, именно его использование такого наследства показало его эффективность и опыт.

Авторитет Басби оказал немедленное влияние на "Юнайтед". К концу сезона 1946-47 гг. он использовал свою силу убеждения, чтобы заманить Мерфи стать главным тренером "Юнайтед", и вместе они привели команду к победе в лиге в 1947, 48, 49 и 51 гг. Да, Басби был у руля в течение пяти лет и не выиграл титул чемпиона, но, что очень важно, он привел клуб к Кубку Англии в 1948 году.

Этот Кубок Англии стал, оглядываясь назад, самым важным триумфом в карьере "Юнайтед". 70 лет назад времена действительно были совершенно другими, но было бы понятно, если бы после пяти сезонов без трофеев "Юнайтед" задумался об альтернативных сотрудниках. Как бы то ни было, Басби стал пионером атакующего стиля футбола, который стал синонимом "Юнайтед", одолел "Блэкпул" под руководством Стэнли Мэтьюза, выиграл кубок и принес клубу первую крупную награду за почти 40 лет, получив роскошь пребывания в должности, свободной от вмешательства совета директоров, виртуальной автократии, что нашло отражение в словах председателя совета директоров Гарольда Хардмана, который сказал: "Наш менеджер попросил у нас совета, и мы дадим ему его, а потом он порадует себя, черт возьми".

Интересно, однако, что только когда "Юнайтед" наконец-то завоевал титул чемпиона в 1952 году, революционное мышление Басби заработало на полную мощность. Команда, хотя и успешная, старела, и Басби решил взращивать молодых, выращенных на родине талантов, чтобы они могли играть в первой команде на "Олд Траффорд". Благодаря философии Басби такие игроки, как Роджер Бирн и Джеки Бланчфлауэр, стали первыми "малышами".

За ними последовали центральный полузащитник Марк Джонс, Эдди Колман и Данкан Эдвардс, который вышел в стартовом составе под руководством Басби в возрасте всего 17 лет. После этого Басби привел "Юнайтед" к чемпионским титулам в 1956 и 57 годах. Показательно, что за этот период Томми Тейлор и голкипер Гарри Грегг были единственными крупными приобретениями "Юнайтед" за пять лет, настолько был заметен прогресс молодой команды и, что более важно, уверенность Басби в их дальнейшем прогрессе.

Сам Басби сказал: "Полагаю, это мечта любого менеджера - построить команду, тренируя молодых игроков в возрасте от 15 до 17 лет. Вот почему я начал работу с молодежью. От них можно добиться преданности и преемственности". Сэр Мэтт был человеком, который всегда хотел формировать будущее, и поощрение молодых талантов было его методом достижения этой цели.

В те времена футбол считался игрой для закаленных мужчин, потому что это была тяжелая игра. Медицинские учреждения были гораздо менее современными, что заставляло игроков быть полностью подготовленными - физически и умственно - к суровым боям на поле. План Басби по созданию команды из подростков и двадцатилетних был совершенно революционным. Он рассматривал футбол как игру для молодых людей, и именно это видение навсегда изменило футбол, позволив развить академии и продвинуть точку зрения, которая стала основополагающей частью "Манчестер Юнайтед".

Затем наступила дата, которая навсегда вписана в историю "Манчестер Юнайтед". 6 февраля 1958 года произошла трагедия. Тьма поглотила клуб. Двадцать три человека, в том числе восемь игроков "Юнайтед", три сотрудника и восемь спортивных журналистов, погибли, когда самолет Airspeed Ambassador не смог взлететь из аэропорта Мюнхена после игры клуба за Кубок Европы против белградской "Црвены Звезды" - ничья 3:3, которая вывела "Юнайтед" в полуфинал в Югославии. Семь игроков "Юнайтед" погибли на месте, а Дункан Эдвардс скончался от полученных травм две недели спустя в больнице.

Басби и Бобби Чарльтон выбрались из-под обломков, сохранив свои жизни, и именно мужество и сила духа этих людей позволили "Юнайтед" восстановиться. Боль была огромной, страдания неумолимыми, но Басби и его выжившие герои взвалили на свои плечи тяжелое бремя трагедии и продолжали жить, когда было бы просто по-человечески бросить все.

Это было тяжело, но Басби продемонстрировал свою стойкость, перестроив команду вокруг Грегга, Чарльтона и Билла Фоулкса, а также привлекая новых игроков, таких как Денис Лоу и, в конце концов, Джордж Бест, который пришел в 1963 году. После Мюнхена команда Басби стала еще лучше, собрав в себе экстраординарное сочетание таланта и опыта, которое подняло "Юнайтед" из пепла к зениту в истории клуба, поддерживаемое славными голевыми подвигами Денниса Виолле, чей рекорд - 32 гола в сезоне 1959-60 гг.

Басби бросил вызов судьбе и создал команду, в которой было три европейских футболиста года - Чарльтон, Лоу и Бест, тот самый сверкающий золотой триумвират, на котором строилась слава "Юнайтед". Два чемпионства, в 1965 и 67 годах, казались чудесным завершением восходящего феникса, футбольной сказкой, помогающей немного заглушить боль от Мюнхена.

Это было 29 мая 1968 года: место проведения - "Уэмбли", соперник - "Бенфика". После победы над мадридским "Реалом", командой, которая после Мюнхена открыла свои сердца "Юнайтед" и проявила великодушие, выходящее за рамки их исторического соперничества, "Юнайтед" предстояло сразиться с могучими португальскими воинами.

Учитывая его статус легендарного бомбардира, можно было бы предположить, что Денис Лоу был бы первым игроком в командном листе Басби. Однако харизматичный форвард в том сезоне был непостоянен, забив всего три гола в 18 матчах с января, и поставил своего менеджера в затруднительное положение с выбором. Да, несмотря на то, что Басби знал, что Лоу, находящийся не в своей тарелке, дает "Юнайтед" возможность завоевать священный грааль европейского клубного футбола, он решил, что нападающему необходимо сделать операцию на колене, чтобы обеспечить его полную боевую готовность к следующему сезону. Решение было принято. Лоу пропустил матч, и, достаточно сказать, что менее опытный менеджер поддался бы искушению выпустить в старте своего лучшего стрелка.

Басби вел предматчевые интервью с характерной вежливостью и профессионализмом. Его спросили о его непреклонной одержимости идеей выиграть Кубок Европы. Его ответ был простым и пронзительным: "Я всегда был убежден, что однажды "Манчестер Юнайтед" должен выиграть Кубок Европы - даже если это произойдет не в мое время в качестве менеджера. Я нисколько не сомневаюсь в том, что команда до Мюнхена выиграла бы его в свое время. Все, что я сделал, это постарался сделать так, чтобы это достижение пришло как можно скорее".

Басби подготовил своих игроков, проинструктировав каждого из них о предполагаемых обязанностях в финале. Необходимо было нейтрализовать угрозы Торреса и Эусебио из "Бенфики". Это было необходимо, но Басби никогда не был готов отказаться от своего атакующего стиля. Непосредственно перед игрой мало что говорилось. Игроки и тренерский штаб точно знали стратегию, и ничего не оставалось, как ждать начала игры.

Первые 45 минут были физическими, напряженными и нелегкими для глаз. Бенфика" грубила Бесту и неотступно следила за Чарльтоном. Однако через восемь минут после перерыва он ускользнул от их внимания и вывел "Юнайтед" вперед. Уэмбли взорвался ликованием. Юнайтед" был полон энергии, но на 79-й минуте Аугусто подал справа на Торреса, который головой переправил мяч в ворота Грасы, чтобы сравнять счет. Внезапно мечта Басби оказалась под угрозой.

Оставались считанные минуты, и мощная сила Эусебио ворвалась в ворота "Юнайтед". Время остановилось, когда обладатель "Золотой бутсы" чемпионата мира 1966 года подошел к Алексу Степни. Его удар пришелся в грудь вратарю, и "Юнайтед" снова вздохнул. Бобби Чарльтон вспоминал, что чувствовал себя беспомощным и ужасным, когда приближалось дополнительное время. Бенфика" взяла ритм и плавность игры, которым становилось трудно противостоять.

Басби и его тренеры поспешили на поле, чтобы обработать больные конечности своих игроков. Боссу было нечего сказать. Ему и не нужно было много говорить, только заверить своих людей, что они "могут победить этих". Басби провозгласил: "Вы - лучшая команда. Теперь выходите и докажите это. Это будет наш день". Это было все. Это был моментальный снимок мастер-класса Басби по мотивационным техникам. В этом не было ничего вычурного, никакой маскарадности или высокопарности от шотландца, только правда, как он ее видел.

Методы Басби творили чудеса. Всего через две минуты после начала дополнительного времени Бест оставил защиту "Бенфики" без внимания и вывел "Юнайтед" вперед. Через две минуты 19-летний Брайан Кидд сделал счет 3:1, и "Юнайтед" оказался на земле обетованной. Уэмбли" быстро становился театром мечты Басби, так как его воины в синих рубашках отвечали на его призыв. Юнайтед" продолжал идти вперед, обретая второе дыхание, в то время как игроки "Бенфики" увядали. Слава была окончательно закреплена, когда Чарльтон забил четвертый гол, утвердив "Юнайтед" в качестве королей Европы после красивой и захватывающей победы.

Став первым менеджером английского клуба, который выиграл Кубок Европы, Басби сказал: "Это величайшая ночь в моей жизни, исполнение моего самого заветного желания - стать первой английской командой, выигравшей Кубок Европы. Я горжусь командой, горжусь Бобби Чарльтоном и Билли Фоулксом, которые прошли со мной долгий путь за последние 11 лет". Этот долгий путь был темным и полным боли, но они его прошли.

Огромная сила характера Басби подняла "Юнайтед" из глубин отчаяния до величайшего экстаза, завершив десятилетие упорной работы, которая была привита ему еще в годы его становления в угледобывающей общине Белшилл в Ланаркшире. Басби, переживая триумфы и трагедии, никогда не забывал, как далеко может завести упорный труд и честность. Но кто бы мог подумать, что Басби может быть таким пророком, как сказал Нобби Стайлз: "Босс сказал, что на восстановление команды уйдет десять лет, и в 1968 году, ровно через десять лет, мы выиграли Кубок Европы".

Басби еще не было 60 лет, когда он привел "Юнайтед" к славе, но для него пришло время уходить. Его карьера была сформирована стремлением выиграть величайший из доступных призов, и, как только он был выигран, пришло время уходить. Басби был менеджером "Юнайтед" 24 года, и это, по понятным причинам, привело к огромным потерям. Он объявил о своей отставке в январе 1969 года. "Я чувствую, что пришло время, - сказал он, - чтобы кто-то в спортивном костюме занялся игроками на тренировочном поле. В нынешнем виде "Юнайтед" стал больше, чем просто футбольным клубом".

Возможно, самая большая критика в адрес Басби после его отставки заключается в том, что на самом деле он не ушел на пенсию. Действуя в роли директора с обреченным Уилфом Макгиннессом под его началом, Басби обвиняли в прямом вмешательстве в работу первой команды, и, когда его помазанный преемник был освобожден от своих обязанностей в декабре 1970 года, Басби вернулся ненадолго. По поводу своего дальнейшего участия Басби сказал в своих мемуарах "Футбол на вершине" в 1973 году: "Как я мог покинуть это место? Как я мог уйти из клуба, который я построил на пепелище войны и восстановил после массовой трагедии в Мюнхене, клуба, который я очень люблю, клуба, ради которого я едва не покончил с собой?". В его словах был смысл.

Годы после Басби, как и следовало ожидать, были отмечены непоследовательностью и неопределенностью. Клубу пришлось ждать до шестого года правления Ферги в 1993 году, чтобы вновь ощутить успех в лиге. Алекс Фергюсон больше, чем кто-либо из его предшественников, стремился сохранить знаменитую приверженность Басби к молодежи. Как и в случае с "Малышами Басби", Ферги говорили, что с детьми он ничего не выиграет. Это, конечно, было неправдой. Как и Басби в 1950-х годах, успех Ферги 40 лет спустя был построен на обещаниях молодежи, на преимуществах инвестирования в молодежные программы и академии.

Басби никогда не был тактическим гением; он не обладал таким футбольным умом. Однако он обладал мозгом победителя, который был идеально приспособлен для достижения вершины клубной игры. Басби говорил, что в поражении нет ничего постыдного, если только игроки напрягались до предела своих сил и мастерства. Для него важнее всего было, чтобы игра проходила в правильном духе и честно, принимая поражение без горечи.

"Я испытываю чувство романтики, удивления и тайны, чувство красоты и поэзии. В таких случаях игра приобретает вневременные, магические качества легенды", - так он знаменито говорил о своей любви к игре. Это правда, что сэр Мэтт своими командами овеял романтикой Манчестер и Европу, создав для "Юнайтед" в те времена ощущение чуда и зрелища.

Он всегда будет человеком, который привел "Юнайтед" к величию, который провел "Юнайтед" через тьму. Без Басби не было бы "Юнайтед" - мощного, приносящего деньги гиганта, позолоченного клуба-тяжеловеса, который заставлял команды трепетать на протяжении всех трофейных лет Ферги. Басби всегда будет сияющим провидцем, который построил Театр Мечты и сделал все это возможным.