9 мин.

Билли Лидделл: Шотландский джентельмен, ставший любимцем Ливерпуля

На дворе 1938 год, в Европе зловеще бьют барабаны войны, но в маленькой деревушке Таунхилл, находящейся за чертой города Данфермлайн, 16-летний подросток направляется домой после танцев в молодежном клубе. Уже поздно, почти полночь, и голова у него идет кругом. Впрочем, вопрос о том, не собирается ли он получить по шее от своих родителей, волнует его меньше всего. Вместо этого Уильям Беверидж Лидделл поглощен вопросами о своем будущем.

Интеллигентный ученый, созерцательный и внимательный, он посоветовался с людьми, которые значили для него больше всего: со своими школьными учителями, матерью и отцом, а также со своим священником. Все они пришли к выводу, что "Вилли" ждет университетская стипендия, а затем карьера бухгалтера. Однако у юного Лидделла были другие мечты. Возможно, он не признавался в этом им, возможно, даже самому себе, но Билли Лидделл хотел стать футболистом.

Билли хорошо играл в школе, выступая за местные команды Kingseat Juveniles и Lochgelly Violet. Он даже был заядлым регбистом, часто представлял свою школу утром, а после обеда играл за "Вайолет". Его выступления привлекли внимание команд Hamilton Academicals и Partick Thistle.

Когда он шел по дороге домой, его мысли были в брожении, он и не подозревал, что за кулисами его судьбой руководит звезда "Ливерпуля" и будущая легенда "Манчестер Юнайтед" Мэтт Басби. Басби, игравший за "Челси", "Манчестер Сити" и "Ливерпуль" в 1936-1939 годах, знал, что шотландские клубы следят за молодым Билли, и позвонил менеджеру "красных" Джорджу Кею, чтобы тот порекомендовал юношу для команды "Энфилд". Хотя Басби и Лидделл впоследствии стали большими друзьями, Билли так и не узнал о его помощи, пока не прочитал написанную им книгу.

Подходя к дому своей семьи, Лидделл заметил, что внизу горит свет. Родители уже несколько часов как легли спать, так что это могло означать только одно: его ожидала настоящая порка. Однако, открыв дверь, он застал их в совершенно другом настроении. Наступило неловкое молчание, пока мать Билли пыталась подобрать слова, а юный Лидделл пытался понять, что происходит. В конце концов, его мать не выдержала и прокричала: "Вилли, ты бы хотел жить в Ливерпуле?".

В тот вечер, по указанию менеджера "Редс" Джорджа Кея, к Билли приехал шотландский скаут "Ливерпуля" Джонни Дугарри. Вскоре последовал визит представителей клуба и самого менеджера, а также обещания устроить Билли на неполный рабочий день в бухгалтерскую фирму на Чапел-стрит. И, несмотря на советы директора школы и грозные предупреждения о преступности в Ливерпуле, будущее Билли Лидделла впервые в его юной жизни оказалось в центре внимания.

Лидделл отправился в Мерсисайд на поезде в сопровождении игрока "Редс" Вилли Фагана 27 июля 1938 года. Ему было всего 16 лет. Он подписал контракт в качестве подмастерья и получал 1 фунт стерлингов в неделю, пока через девять месяцев не подписал контракт с профессионалами, и тогда он стал получать 5 фунтов стерлингов в неделю.

Его карьера едва не пошла под откос, когда он получил травму колена, с которой его госпитализировали на несколько недель, после того как он врезался в бетонный столб возле углового флажка в игре против "Блэкберна". Тем не менее, его долгожданный контракт был заключен в 1939 году.

Однако из-за событий на чужих берегах ему пришлось ждать целое десятилетие, прежде чем он дебютировал за клуб. С началом войны Футбольная ассоциация попросила профессиональных игроков показать пример добровольного призыва в армию. Билли охотно согласился и поступил на службу в RAF, где стал опытным штурманом и пилотом. Хотя во время военных действий он ни разу не участвовал в боевых действиях, что его сильно разочаровало, ему посчастливилось продолжать играть в представительных матчах на протяжении всей войны. Однажды он даже ушел в самоволку со своей базы, чтобы принять участие в игре между "Ливерпулем" и "Манчестер Сити", а после игры тайком вернулся обратно.

В его автобиографии "Моя футбольная история", опубликованной в 1960 году - сразу после прихода Билла Шенкли на "Энфилд", - мы узнаем, что Лидделл - не просто игрок выдающегося таланта. Действительно, у читателя остается впечатление человека, с трудом пытающегося найти энтузиазм в деталях своей карьеры, и гораздо больше занятого своими идеями и видением будущего игры. Один отрывок прекрасно иллюстрирует это в начальной главе книги, заманчиво озаглавленной: "Взгляд в будущее".

В ней идет любопытная дискуссия о том, разумно ли называть футболистов "рабами" из-за их низкой зарплаты. Лидделл презирает это и ссылается на случай, который произошел, когда он приехал на тренировку на своей машине, припарковав ее рядом с машинами своих товарищей по команде. Он услышал замечание "довольно приземленного прохожего": "Похоже, дела у рабов идут не так уж плохо, приятель. Хотел бы я быть одним из них".

Лидделл часто общался с болельщиками и подробно рассказывает о том, как они страдали от низких температур и ливней, чтобы следить за своими командами. Он даже излагает финансовую модель, включая предложение о государственных кредитах на модернизацию стадионов и обеспечение отопления, утверждая, что это будет решением проблемы снижения посещаемости.

Есть глава "Зло баррикад", в которой Лидделл призывает болельщиков относиться к своим собственным игрокам с таким же презрением, как и к игрокам соперника, если они совершают фолы или жульничают. Это, по его мнению, повысит уровень игры. Современным болельщикам это может показаться несколько наивным, но это был век футболистов-джентльменов, а Лидделл был их воплощением.

Он не любил несправедливость и двойные стандарты и не мог понять, почему можно ругать соперника за мерзкое поведение, но не свое собственное. Его также возмущало явление, которое мы все наблюдаем сегодня: чрезмерное выделение болельщиками хозяев отдельных игроков своей команды. Это, по его мнению, разрушало уверенность в себе и не позволяло игроку полностью раскрыть свой потенциал.

Это был футболист провидец. Для вдохновения он обращался к большим европейским клубам, таким как "Аякс", "Андерлехт" и "Янг Бойз", и даже пророчески предположил, что "нет ничего более очевидного чем то, что со временем мы увидим создание европейской лиги или кубка". Он предсказывал большие матчи между командами со всего мира между собой в будущем. Все это удивительно интересно, продуманно и даже дальновидно. Однако, к сожалению, в тот момент, когда его размышления становятся все более увлекательными, он завершает главу таким отрывком: "Я хотел бы развить свои идеи дальше, но поскольку эта книга должна быть историей моей жизни, а не экскурсом в будущее футбола, я должен оставить все как есть и приступить к основной задаче". Этого достаточно, чтобы заставить читателя крикнуть на странице: "Нет, продолжай заниматься гаданиями, Билли".

Лидделл дебютировал за "Ливерпуль" в матче третьего раунда Кубка Англии против "Честера" 5 января 1946 года. Он пропустил начало сезона, ожидая демобилизации из военно-воздушных сил, и в тот день был одним из восьми дебютантов, наряду с будущим менеджером "красных" Бобом Пейсли, который также впервые официально выступал за клуб.

"Ливерпуль" выиграл матч, и Лидделл забил дебютный гол. Второй гол забил Вилли Фаган, человек, который сопровождал его в поезде из Эдинбурга на станцию Лайм-стрит в Ливерпуле в 1938 году. В том сезоне "красные" выиграли чемпионский титул, первый послевоенный чемпионат лиги и первый чемпионат Ливерпуля с тех пор, как знаменитая команда "неприкасаемых" выиграла два титула подряд в 1922 и 1923 годах.

В дальнейшем Лидделл сыграл за "Ливерпуль" поразительные 534 раза - рекорд, который превзошел рекорд легендарного вратаря 1920-х годов Элиши Скотта, и который стал еще более примечательным благодаря десятилетнему ожиданию дебюта. Мы никогда не узнаем, чего Лидделл мог бы достичь в футболке "Ливерпуля", если бы не вмешательство войны. Его голевые подвиги - 228 голов во всех соревнованиях - сделали его любимцем.

Влияние Билли в клубе и уважение, которым он пользовался у местного населения, было настолько велико, что на протяжении всей его карьеры команду "Анфилда" называли "Лидделлпул". Учитывая все это, кажется очень обидным, даже преступным, что он повесил свои бутсы, имея на своем счету всего одну медаль за победу в лиге.

Хотя он испытывал огромную гордость, участвуя в финале Кубка Англии 1950 года против "Арсенала", его разочарование от поражения должно было остаться надолго. Кубок был настолько престижен как для игроков, так и для болельщиков, что в одном из отрывков своей книги Лидделл без иронии говорил о том, что завоевание титула чемпиона является достойным утешительным призом, когда рассказывал о том, как его друг и коллега-профессионал упустил победу в чемпионате и кубке.

Его мысли об игре и уважение, которым он пользовался, привели к тому, что его мнением часто интересовались как вещательные СМИ, так и газеты. Это был не обычный футболист: Билли Лидделл был джентльменом и ученым, уважаемым за пределами "Энфилда". Он также был своего рода визионером в своих представлениях о будущем игры.

Он покинул клуб в 1961 году, через год после публикации своей автобиографии, как легенда одного клуба, который чувствовал себя благословленным своим опытом, заявив: "Футбол был добр к нему". Завершая свои размышления о жизни на "Энфилде", его слова, как ни странно, оказались пророческими. О своей привязанности и надеждах на нового босса, Билла Шенкли, он сказал следующее: "Билл Шенкли, который в свое время был блестящим полузащитником "Престона" и великим бойцом. Он просто живет ради футбола - и я твердо уверен, что он также мечтает о нем. Все на "Энфилде" надеются, что в недалеком будущем [он] приведет клуб обратно в Первый дивизион, а также к победе в финале Кубка".

К сожалению, успех, который последовал за этим, пришел к Лидделлу слишком поздно. Однако его статус легенды и иконы "Ливерпуля" был уже обеспечен. Он закончил свои дни в Ливерпуле в качестве мирового судьи и человека, поглощенного благотворительностью и волонтерской деятельностью. Он скончался 3 июля 2001 года в возрасте 79 лет.

На "Энфилде" нет статуй Лидделла, нет трибун, названных в его честь. В районе города Бутл есть дорога, носящая его имя. Однако, возможно, самая большая награда для него - это признательность людей. В 2012 году, на фоне блеска и гламура эпохи Премьер-лиги, его имя было включено в официальный список "100 игроков, которые потрясли под номером шесть. Это тем более примечательно, что за него проголосовали болельщики, большинство из которых и не видели его игру.

На пути Билли Лидделла из Таунхилла в Данфермлайне на "Энфилд" в 1938 году он стал игроком поколения "Ливерпуля", провидцем в игре и футболистом-джентльменом. Это его наследие.

***

Навеяно книгой - "Моя футбольная история" (Автобиография Билли Лиддела)

***