12 мин.

«Парни Бутрума» 4. Вернуться туда, где им место (1962-1964)

Вступление

  1. Рождение Бутрума

  2. Прибытие

  3. Шенкли: Видение

  4. Вернуться туда, где им место

  5. Святой Грааль

  6. Снова чемпионы

  7. Перестройка

  8. Второе пришествие

  9. Герой поневоле — Боб Пэйсли

  10. Психолог — Джо Фэган

  11. Семена перемен — Кенни Далглиш

  12. Начало конца – Грэм Сунесс

  13. Воскрешение — Рой Эванс

Библиография/Благодарности

***

Состав «Ливерпуля» в начале сезона 1962/63. Задний ряд (слева направо): Гордон Милн, Джерри Бирн, Томми Лейшман, Джим Фернелл, Томми Лоуренс, Рон Йейтс, Ронни Моран. Центральный ряд: Кевин Льюис, Роджер Хант, Иан Сент-Джон, Джимми Мелиа, Алан А'Корт. Передний ряд: Аллан Джонс, Альф Эрроусмит, Джонни Моррисси, Иан Каллагэн.

После выхода в Первый дивизион в 1962 году Шенкли понял, что ему нужно улучшить команду, чтобы конкурировать на высшем уровне. Он, конечно, не ожидал, что правление «Ливерпуля» продаст вингера Джонни Моррисси без его одобрения. Хотя Моррисси вообще не сыграл в предыдущем сезоне, Шенкли не хотел его продавать и в августе 1962 года яростно ссорился с директорами. В конце концов ему пришлось согласиться на сделку, но он недвусмысленно дал им понять, что если они еще раз попытаются продать игрока без его одобрения, он уйдет со своей должности.

Первая игра «Ливерпуля» в Первом дивизионе была против «Блэкпула» перед 51 тыс. болельщиками, которую они проиграли со счетом 1:2. Затем, после выезда против «Манчестер Сити», где они сыграли вничью со счетом 2:2, они проиграли на выезде еще и «Блэкберну». Две домашние победы улучшили их положение в чемпионате, но Шенкли видел, что «Ливерпуль» испытывает проблемы, и он знал, что должен что-то изменить, если они хотят по-настоящему конкурировать в этом дивизионе. Он, конечно, питал слабость к своей команде, добившейся выхода в высший эшелон, но он также знал, что время для сантиментов прошло. После длительных обсуждений со своей Бутрум он решил пригласить полузащитника Вилли Стивенсона из «Рейнджерс» за £20 тыс., чтобы заменить им полузащитника Томми Лейшмана, которому было сложно в Первом дивизионе. Стивенсон был стильным, умным полузащитником и олицетворял тип игрока, которого хотели видеть Шенкли и Бутрум. Он также впервые выставил вратаря Томми Лоуренса в октябре 1962 года, когда был травмирован их основной вратарь Джим Фернелл.

Питера Томпсона преследовали все топ-клубы, и когда он подписал контракт с «Ливерпулем», вспыхнула Томпсон-мания!

Изменения сразу же укрепили команду, и «Ливерпуль» одержал впечатляющие девять побед подряд с ноября 1962 по март 1963 года. Фернелл и Лейшман не вернутся на свои обычные места в составе, и Томми Лоуренс, который работал в клубе с 1957 года и прошел через молодежные команды, прочно займет позицию первого номера на следующие восемь лет. Впечатляющая зимняя серия была признаком грядущих событий, даже при том, что неудачное начало сезона означало, что «Ливерпуль» может финишировать лишь восьмым. Команда, безусловно, набирала форму. Костяк команды — Лоуренс, Йейтс и Сент-Джон — был сформирован, в то время как Хант, Милн, Каллагэн, Бирн и только пришедший Стивенсон стали игроками основы. Такие молодые люди, как Томми Смит и Крис Лоулер, также боролись за место в первой команде, но Шенкли все еще хотел улучшить свою команду, чтобы бороться за трофеи.

Питер Томпсон был тем человеком, которого Шенкли опознал как недостающий фрагмент головоломки. Томпсон был умелым вингером с рабочей левой ногой, который мог скользить мимо защитников, и позже Шенкли сказал, что забрать его из «Престон Норт Энд» всего за £37 тыс. было «грабежом средь бела дня».

С молодым Иэном Каллагэном на правом фланге и Питером Томпсоном на левом, поставляющим кроссы на Ханта и Сент-Джона, «Ливерпуль», наконец, был готов сразиться за награды. Правление «Ливерпуля» не отказалось от такой цены, поскольку Шенкли наконец убедил даже самых пессимистичных из них в том, что он строит команду, которая может выигрывать трофеи. У Шенкли также был еще один футболист, способный выигрывать матчи в лице Альфа Эрроусмита, который, по словам парней из Бутрум, был прирожденным бомбардиром. Он был куплен у «Эштон Юнайтед» в 1960 году и станет важным игроком предстоящего сезона.

В сезоне 1963/64 философия Бутрум начала приносить дивиденды. За эти годы Шенкли приобрел много записных книжек и, как всегда дотошный, записывал все, что считал полезным, простым, разумным и ясным способом. Пэдди Креранд однажды процитировал в газете, что, когда Джок Стейн, Мэтт Басби и Шенкли говорили о футболе, их мог понять и шестилетний мальчик.

Первый день тренировок, июль 1963 года. Слева направо: Роджер Хант, Джимми Мелиа, Иан Сент-Джон, Рон Йейтс, Иан Каллагэн, Вилли Стивенсон и Джерри Бирн балансируют мячом на подъемах.

Это будет повторяющейся темой в Бутрум на протяжении многих лет — простота в сочетании с планированием и проверенными методами. Все делалось с определенной целью, и каждая тренировка была тщательно спланирована. Шенкли всегда подчеркивал, что простые вещи имеют значение. Он сравнил это с ветвями дерева, когда Боб Пэйсли, Джо Фэган, Рубен Беннетт или сам Шенкли что-то предлагали, а затем другие предлагали то, что можно было бы к этому добавить. Все дело было в доверии и уважении. Шенкли признался, что, по его мнению, парни из Бутрум были подобны «психиатрам», анализирующим и «промывающим мозги» игрокам. Они говорили о сильных и слабых сторонах игроков, об их хороших и плохих привычках во время игры. Шенкли сравнил это с «исповедальней». Тем временем Шенкли — с помощью Пэйсли, Фэгана и Беннетта — следил за постоянными улучшениями в Мелвуде, которые превратили его в тренировочную базу в пригодную для чемпионов.

Шенкли был непреклонен в том, что игроков не следует слишком сильно нагружать в предсезонной подготовке, которая должна быть постепенным процессом. Прошли те времена, когда такие молодые люди, как Роджер Хант и Томми Лоуренс после тренировок с трудом могли ходить. По словам Шенкли, начальная тренировка, которая приносит силу в начале сезона, была большим испытанием. Они стартовали за пять недель и два дня до начала сезона и постепенно увеличивали нагрузку, что снижало вероятность травм.

Болельщики стоят в очереди за билетами на дерби за пределами «Энфилда», сентябрь 1963 года.

Тренировки начинались довольно мягко. Рубен Беннетт проводил разминку, и прежде чем они делали что-то напряженное, он давал игрокам 20-30 минут упражнений, которые узнал во время своих армейских деньков. Затем, после некоторой растяжки, бега трусцой и спринта, основной частью тренировки были быстрые и яростные игры пять-на-пять. Неизменно играли первым составом против резервистов или же против пресловутой «команды Бутрум» состоящей из Пэйсли, Фэгана, Беннетта и Шенкли. Фольклор гласит, что команда Бутрум оставалась непобедимой более десяти лет благодаря разнообразной скрытой тактике! Но эти игры также дали Бутрум представление об атрибутах команды: кто был самым сильным, кто был самым острым, какие игроки подходили друг другу и кто испытывал трудности. Это был идеальный, простой способ оценить отдельных игроков. Шенкли также представил «тренировочную коробку»: изобретение, основанное на тренировочной технике, используемой его игровым героем Томом Финни. Она состояла из четырех пронумерованных вертикальных досок в форме коробки. Два игрока заходили внутрь коробки и согласно инструкциям парней из Бутрум направляли мячи в нужные номера. По словам Шенкли, эта простая техника воспитала самых приспособленных в футболе игроков.

Каковы бы ни были секреты методов тренировок, в сезоне 1963/64 они принесли впечатляющие результаты. Несмотря на то, что «Ливерпуль» проиграл две из своих первых трех игр, 28 сентября 1963 года на «Энфилде» они обыграли чемпионов «Эвертон» со счетом 2:1 с двумя голами от Каллагэна. Спрос на билеты на дерби был невероятный, и огромные толпы выстроились в очередь на «Энфилде» за неделю до матча, чтобы убедиться, что они смогут его увидеть.

Карточная игра в поезде, направляющемся в Лондон на матч пятого раунда Кубка Англии против «Арсенала», февраль 1964 года. «Ливерпуль» выиграл 1:0.

«Рон Йейтс сказал: "То что мы должны завершить чемпионат на своем стадионе, перед своими болельщиками — было бы идеальными… когда мы пробежим круг почета по стадиону, это будет похоже на сказочный конец", — но на самом деле сон только начинался».

Затем «Ливерпуль» провел великолепную серию, в ходе которой набрал 47 очков из возможных 60, включая семь побед подряд в марте и апреле 1964 года, которые и обеспечили им чемпионство. Они также провели многообещающую серию в Кубке Англии, дойдя до шестого раунда, но на «Энфилде» были обыграны «Суонси» со счетом 1:2. В очередной раз кубковой славе не суждено было состояться, хотя через несколько недель они окажутся лучшей командой в стране.

Когда 4 апреля они обыграли своих ближайших соперников «Манчестер Юнайтед» со счетом 3:0 на «Энфилде» перед толпой почти в 53 тыс. человек — с голом Иана Каллагэна и двумя голами Альфа Эрроусмита — ФК «Ливерпуль» более или менее стильно закрепил за собой чемпионский титул. По словам спортивного журналиста Нормана Уинна, это было выступление на классе и «вечный двигатель». «Ливерпуль» играл в «игристый» футбол, и они просто превзошли команду Мэтта Басби. «Ливерпуль» никогда не прекращал бегать и никогда не прекращал бить по воротам, и даже с 18-летним Джорджем Бестом, выступающим за «Юнайтед», в качестве одинокого нападающего — он так и не смог побеспокоить оборону «Ливерпуля». Сообщалось, что вратарь «Ливерпуля» Томми Лоуренс был всего лишь зрителем. Трибуна «Коп» скандировала «Легко, легко», и они были правы.

В лице Шенкли Мэтт Басби наконец-то встретил себе достойного соперника. Когда третий гол практически обезопасил игру от каких-либо сомнений по поводу ее исхода, Мэтт Басби, возможно, думал, что ему следовало позволить Шенкли уйти в отставку, когда тот тщетно пытался убедить правление «Ливерпуля» потратить больше денег! Всего через четыре сезона, при поддержке Эрика Сойера и его преданной Бутрум, Шенкли был на грани достижения того, что казалось невозможным, когда он прибыл в команду в декабре 1959 года. Титул был почти их, и после победы над «Бернли» со счетом 3:0 в середине недели 14 апреля «Ливерпулю» просто нужно было одержать победу над «Арсеналом» на «Энфилде» в субботу, чтобы стать коронованными чемпионами.

Игроки «Ливерпуля» на почетном круге после победы над «Арсеналом» в чемпионате.

«Мы выиграли семь игр, рысью пробегая по командам и разрывая их на части, и завершили все тем, что обыграли "Арсенал" со счетом 5:0 на "Энфилде"».

Билл Шенкли

Игроки «Ливерпуля» наслаждаются ванной после победы над «Бернли» в гостях, апрель 1964 года.

Когда «Ливерпуль» играл с «Арсеналом», входные ворота на «Энфилд» были закрыты за час до начала матча, а «Коп» пел еще за час до этого. Программа «Панорама» Би-би-си отправила телевизионную команду, чтобы рассказать об «экстраординарном культурном феномене», когда 28 тыс. болельщиков на трибуне «Коп» поют и раскачиваются на переполненной трибуне. Расцвет футбольного клуба «Ливерпуль» как футбольной силы совпал с «Битломанией», когда международное внимание было сосредоточено на взрыве Мерсибита из подвалов города. «Спион Коп» процветал, и копитесы (прим.пер.: самые преданные болельщики с трибуны «Коп») прославились тем, что пели многие песни, записанные ливерпульскими артистами. На самом деле, спонтанно присваивая поп-хиты того времени, ливерпудлианцы прокладывали себе путь. До того, как «Коп» принял поп-песни, единственным пением на футбольных матчах было коллективное оркестровое пение на финалах Кубка Англии.

Роджер Хант наливает чай игрокам после их победы со счетом 3:0 на выезде против «Бернли». Слева направо: Альф Эрроусмит, Рон Йейтс и Вилли Стивенсон.

Это было совершенно другое явление, и съемочная группа «Панорамы» не могла бы выбрать лучшую игру. Когда стадион был заполнен, а за воротами раскачивалась масса людей, они запечатлели, как «Коп» пел великолепную версию «Она любит тебя» группы «Битлз» и «Любой, у кого было сердце», песню Берта Бахараха, записанную ливерпульской певицей Силлой Блэк. Ливерпуль уже принял песню You’ll Never Walk Alone в начале сезона, когда «Джерри и Пейсмейкерс» заняли первое место в чартарх с версией знаменитой песни «Роджерса и Хаммерштейна» из музыкальной карусели.

Ведущий панорамы Джон Морган описал сцену, когда игроки вышли на поле, а затем сцены на трибуне «Коп»: «Гладиаторы выходят на арену, поле славы, субботняя погода идеально подходит для исторического события скаузеров... Они ведут себя не так, как любая другая футбольная толпа, особенно на одном конце "Энфилда" трибуне "Коп". Музыка, которую поет толпа — это музыка, которую Ливерпуль разнес по всему миру. Раньше считалось, что валлийские регбийные болельщики своей сборной были самыми музыкальными и страстными в мире, но я никогда не видел ничего подобного этой ливерпульской толпе. На поле домонстрируемая веселая и изобретательная свирепость совершенно ошеломляет. Герцог Веллингтон перед битвой при Ватерлоо сказал о своих собственных войсках: "Я не знаю, что они делают с врагом, но, клянусь Богом, они меня пугают", и я уверен, что некоторые игроки в этом матче сегодня днем, должно быть, чувствуют то же самое».

Сент-Джон забивает первый гол в ворота «Арсенала» в апреле 1964 года.

Джефф Стронг, который в тот день играл за «Арсенал», но вскоре должен был стать игроком «Ливерпуля», сказал, что шум толпы разрушил моральный дух Канониров: «Я никогда в жизни не слышал такого шума, как от трибуны "Коп" в тот день». В течение следующих нескольких десятилетий этот шум прочувствуют еще многие команды.

Август 1964. За воротами на трибуне «Энфилд-Роуд» сидят некоторые из сотен молодых людей, которые бросились на стадион после того, как было объявлено, что игроки будут позировать для фотографий и демонстрировать трофей победителей лиги

Иан Сент-Джон открыл счет в пользу Красных на седьмой минуте, но пенальти «Арсенала» на 29-й минуте угрожал испортить вечеринку. Томми Лоуренс отбил пенальти и был вознагражден тем, что «Коп» запел «Эй-эй-Аддио, Томми спас пенальти!» «Ливерпуль» одержал победу: один гол забил Альф Эрроусмит, два — Питер Томпсон и пятый — Роджер Хант. «Энфилд» сошел с ума, и Фрэнк Макги в «Дэйли Миррор» сообщил, что «Коп» установил на этом матче музыку и песней вывел свою команду к победе в чемпионате с остроумием и теплотой, вплетенными в схему игры так тесно, что это стало частью самой игры.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал