Совмещение Карпина – не проблема (ну точно не главная). Может, хватит об этом столько говорить?
Колонка Вадима Лукомского.
Сегодня Валерия Карпина представили как тренера сборной России. Кажется, это привело ко второй волне возмущений про совмещение постов в сборной и «Ростове». Мне эта тема кажется жутко переоцененной. Вероятно, ей найдется место в лонглисте проблем Карпина, но она будет в самом конце.
У меня нет цели доказать, что совмещение – это хорошо; лишь попытаюсь объяснить, почему в этом нет ничего страшного, а потенциальный эффект (положительный или отрицательный) не стоит такого количества охов и ахов.
Два самых частых аргумента против:
1. Топ-сборные так не делают;
2. Мы это уже проходили.
Действительно на уровне ведущих сборных нет примеров прямых совмещений (клуб/сборная), но есть другие по типологии, которые подчеркивают, как много времени на дополнительную активность оставляет работа в сборной.
Роберто Мартинес в Бельгии совмещает работу главного тренера и технического директора федерации. На практике это означает его участие в разработке проектов, которые связаны с развитием футбола в стране (создание курса подготовки видео-аналитиков, программы дополнительных тренировок для особенно одаренных юниоров, обучение действующих футболистов на тренеров и т.д.).
У Гарета Саутгейта в сборной Англии формально одна должность, но он плотно задействован в долгосрочных проектах ФА. Он меняет посты в этой организации с 2011-го (еще до приглашения в команду U21 работал главой развития программ молодежного футбола). Абсолютно на любой должности у него были обязанности не только в сборной, но и в федерации. Например, он лично принимал участие в проектировании базы сборной «Сент-Джордж Парк», реформировал программу развития талантов в стране, а также активно участвует в работе аналитического отдела, который изучает тренды из других видов спорта и пытается переносить их в футбол.
Я не приравниваю эти совмещения к формуле «клуб/сборная», но специфика работы сборных точно оставляет достаточно времени, чтобы совмещать ее с другой глобальной активностью. Некоторые умышленно ее ищут, некоторые сознательно соглашаются на более размеренный ритм (но это вовсе не означает, что иначе нельзя), некоторые вынуждено живут в ритме сборных, так как уже согласились на пост, но более широкие функции им не доверяют.
Нет абсолютно никаких оснований считать, что совмещение невозможно или качество работы в сборной улучшается, если тренер выполняет только узкую задачу – тренировать тех, кого приглашает в сборную – и больше ни о чем не думает. Наоборот, есть примеры: это вполне возможно (просто в других сборных оно проявляется иначе), если тренер готов психологически. Радует, что сегодня Валерий отдельно упомянул об этом аспекте – он готов:
«Для меня это сложный выбор. Понимая всю сложность, могу сразу сказать – больше всего меня волновала психологическая усталость. Хватит ли у меня эмоций и на «Ростов», и на сборную России. Заряда хватит ли? Но после долгих обдумываний пришел к выводу, что хватит».
И уж совсем странно лепить из нехватки времени проблему, понимая, что Карпин приходит в сборную, которую отлично знает (работает в местном чемпионате) и под короткую задачу (без необходимости участвовать в реформировании футбола на всех уровнях).
При большом желании можно придраться к тому, что не будет возможности просматривать футболистов со стадиона каждый тур (по словам Карпина, этим будут заниматься Николай Писарев и Виктор Онопко), но на самом деле главный тренер на матчах РПЛ – больше представительская функция, чем способ реально определить состав. Просмотр футболистов важен, но основная часть этой аналитической работы – записи матчей (особенно сейчас при доступе к верховым камерам). Это актуально и для селекции, которая сильно изменилась после ковидной паузы – подробно разбирали тут.
Иронично, что реально пострадавшая сторона особо не возмущается. Хуже всего от совмещения может быть «Ростову»: паузы на сборные – важные окна, когда можно поработать над тактикой. А осенью тренера не будет.
Во втором аргументе (о том, что уже проходили) чаще всего вспоминают относительно свежий опыт Леонида Слуцкого. На мой взгляд, говорить, что в той ситуации провалилось именно совмещение – переписывание истории и дичайшая подгонка под результат.
Именно этап, где Слуцкий совмещал, был невероятно успешным: вообще-то он вытащил команду на Евро-2016, хотя на момент прихода было третье место и 4 очка отставания от второго. Провал – это как раз изолированный турнир, по ходу которого Слуцкий вообще не оглядывался на клубную работу. Единственный потенциальный конфликт интересов – вызовы Александра Головина. Кто-то готов сейчас повторить, что Слуцкий был не прав, приглашая его?
По-моему, совмещение Слуцкого (именно совмещение, а не вся работа) было успешным. Это не может служить универсальным аргументом в пользу совмещений (для этого нужны более полные выборки, а не изолированные примеры). Но это точно не провал, которым его пытаются представить.
В отсутствие надежных выборок есть простор для спекуляций в обе стороны. Моя теория: совмещение не может быть плюсом, но и негативного вклада, как правило, не оказывает. Мне потенциальный эффект совмещения не кажется достаточно значимым, чтобы повлиять на выбор тренера или отказ от тренера (особенно на короткой дистанции). Это аргумент десятого порядка – на одном уровне с бытовыми вопросами в духе «нужно ли новому тренеру переезжать или он уже живет в стране». Связь с успехами на тренировочном поле наверняка есть, но ведь она совсем минимальна.
Аргументы первого порядка – уровень тренера и штаб, который он собирает (удивительно, что это обсуждают меньше, хотя там весьма интересно). Если вы считали Карпина неудачным выбором без фактора совмещения, окей – ваше право. А вот лепить из такого малозначимого фактора ключевую деталь – некруто.
Разумеется, все может завершиться очень грустно – и тогда совмещение будет удобной дубинкой, которой можно лупить Валерия. Уж слишком простая и всем понятная причина. Но объективно состояние, в котором Карпин принимает команду, сила соперников по группе и потенциальный жребий по стыку окажут намного большее влияние на шансы команды. И здесь правда трудная ситуация – и она была бы трудной без совмещения.
Свести все к совмещению – значит упрощать. Такие упрощения привлекательны из-за простоты, но вредны, так как подменяют настоящие проблемы иллюзорной, на которую можно все спихнуть.
Надеюсь, у Карпина все получится, и об этом не придется вспоминать. Но если вдруг придется, давайте не будем сводить все к этой малозначимой детали.
Первая пресс-конференция Карпина в сборной: Дзюба – важный игрок, совмещение – лишь на короткий срок
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Пресс-служба ФК «Ростов», Алексей Филиппов; Gettyimages.ru/Matthias Hangst/Bongarts
Дело не во времени. Зацикленность Лукомского на проблеме времени создаёт ощущение, будто бы проблема совмещения носит хронологический характер.
Если внимательно прочитать ответ Карпина, то станет понятно, что главная проблема совмещения - возможная эмоциональная выхолощенность на двух работах. Это вполне реальный фактор, который отмечал и сам упомянутый в тексте Слуцкий.
Да потому, что Черчесов ведёт себя как староста деревни, а Карпин - как местный красавчик, удалой молодец.
И тот и тот - одинаково хамовиты и необразованны (хотя староста хотя бы чемпион Польши), но как можно старосту-то любить, где же вольница.
Дальше были Мальорка, Армавир, Ростов, которые по умолчанию на трофеи не претендуют.
Жаль, что вы ориентируетесь на результат, но не замечаете прогресса Карпина как тренера в Ростове, что он за три года строит уже третью команду, что игроки при нем прогрессируют и идут на повышение.
Да, проблема точно не в совмещении. Проблема в том, что на пост тренера сборной ставят очередного физрука, который больше эпатажный шоумен в образе "правдоруба", чем футбольный тренер.