Игорь Чугайнов: «Ребята должны понимать, цвета какого Клуба они защищают»
Московское "Торпедо" под инструктажем Игоря Чугайнова преподнесло одну из главных неожиданностей первого этапа в ФНЛ. Известный в прошлом защитник, олицетворявший Сёминский "Локомотив", слепил из не слишком выдающихся игроков "кусачую" команду, отвоевавшую себе место в бонусной восьмёрке. Разговор о "Торпедо", впрочем, оставили на десерт, а начали с темы сборной России
ДЕЖАВЮ
- Итоги жеребьевки финального раунда Евро-2012 вызвали в Россию эйфорию. Вам это ничего не напоминает?
- Напоминает. Подобные настроения царили перед чемпионатом мира-2002, когда мы попали в одну группу с Японией, Бельгией и Тунисом. Тогда все тоже говорили, что Россия должна уверенно проходить в стадию плей-офф, – но не получилось. Считаю, и сейчас не стоит делить шкуру неубитого медведя. Жребий не плохой, не хороший. Все соперники примерно одного уровня. Многое будет зависеть от того, в каком функциональном состоянии команды подойдут к июню следующего года.
- Признайтесь, в Японии недооценили оппонентов?
- Что касается игроков, то шапкозакидательских настроений у нас не было. После возвращения домой на футболистов вылили ушат критики: дескать, зазнались, вот и результат. Но с чего нам было зазнаваться? Мы ведь и до этого ничего не выиграли. Настрой был серьезный, однако все перевернул матч с Японией, в котором мы не совсем по делу уступили с минимальным счетом. Да, потом еще оставалась встреча с бельгийцами, в которой нас устраивала ничья. Увы, не сложилось. Почему? Потому что пропустили три мяча («красные дьяволы» победили – 3:2. – Ред.). Возможно, соперники оказались лучше готовы психологически.
- Не настораживает, что, как и на мундиале-2002, сборная России вновь угодила в группу с хозяевами?
- Еще до жеребьевки, отвечая на вопрос в телевизионной программе, кого бы мне не хотелось видеть в компании с нашей сборной, я сказал: хозяев. Они не выходят из группы, только если уж совсем хилые, как ЮАР на последнем чемпионате мира. Но это скорее исключение. Не секрет, что хозяевам благоволят судьи, плюс поддержка трибун, давление СМИ. Я, конечно, поверхностно знаком с нынешней польской сборной: в ней нет игроков калибра Лято, Бонека и Смолярека, которые в 1982 году добыли «бронзу» на мировом первенстве в Испании, опередив, между прочим, на втором групповом этапе команду СССР. Тем не менее полагаю, что это крепкий европейский середнячок, который в родных стенах будет чрезвычайно опасен.
- Как вам в целом дружина Адвокаата? На мой вкус, она весьма схожа с романцевской сборной последнего созыва: игроки опытные, искушенные, но миновавшие пик карьеры.
- Пока не прошел турнир, рано о чем-то говорить. В отборочном раунде наша сборная действовала не слишком ярко, но задачу выполнила уверенно. По большому счету, и домашний матч со Словакией, ставший катализатором небольшой нервотрепки, проходил под диктовку россиян – просто не повезло, бывает. По поводу же возраста сборников: уверен, если кто из молодых игроков проявит себя в весенней части чемпионата, он непременно поедет в Польшу.
- Спрошу иначе: не затянули ли в сборной со сменой поколений?
- У нас сложилась тенденция завышать планку и возможности игроков. Все требуют новых имен, побед, фееричного футбола. Но посмотрите, даже мировых грандов время от времени лихорадит! Я помню, как железные немцы были биты Англией с неприличным счетом – кажется, 0:5. Мне тогда на глаза как раз попалась западногерманская газета с изображением «горящих перчаток» Кана. И ничего, они пережили неудачу. А у нас прямо имперские амбиции, постоянно присутствует желание что-то менять, кого-то линчевать…
- Иными словами, вы не видите, кто может реально усилить нашу сборную?
- На сегодняшний день – нет. Отлично понимаю Адвокаата, который говорит: назовите мне людей, и я привлеку их в команду, если они будут соответствовать уровню. Но таковых не видно.
- К домашнему чемпионату планеты перспективы в кадровом плане у нас более радужные?
- Молодежная сборная удачно стартовала в отборочном цикле, но, с другой стороны, поднимите статистику выступления наших юношеских команд – мы стали вылетать уже из первого группового раунда. Вопрос в том, через призму какого результата смотреть в будущее. И на фоне кого. Если взять, например, испанцев, то они уже десять лет заправляют в Европе на всех юниорских соревнованиях. У них всегда яркие команды, яркие игроки. Я помню Фабрегаса в 17 лет, он уже тогда был личностью. Удивительно ли, что теперь Испании нет равных и на взрослом уровне?
- Вам довелось трудиться в юношеской сборной России, а следовательно, можете сравнить векторы развития молодежного футбола в стране в середине двухтысячных и сейчас.
- Мне тяжело об этом судить – все-таки прошло пять лет, да и нужно находиться в системе, чтобы сравнивать. Говорят, улучшается инфраструктура, – возможно. А в остальном, повторюсь, обратитесь к результатам.
КАЛМЫЦКАЯ САГА
- Игорь, давно вас хотел спросить: не жалеете о переходе в «Уралан» в 2002 году? Ведь сразу после вашего ухода «вечно второй» «Локомотив» впервые выиграл золотые медали.
- Нет, не жалею. Я бы не внес в то «золото» ощутимого вклада – говорю честно. Уже поджимал возраст, к тому же, выражаясь футбольным сленгом, я начал «рваться». Мышцы не выдерживали нагрузок, мое время уходило.
- Разговоры о том, что в Элисте вам подарили нефтяную вышку, конечно же шутка. Но неужели условия в «Уралане» были настолько лучше, чем в «Локомотиве», что вы оставили клуб, где вас, не побоюсь этого слова, боготворили?
- Условия были примерно схожие. Дело было не в деньгах, а в моей оценке собственных возможностей.
- Как отреагировал на ваше решение Юрий Семин?
- Юрий Палыч пребывал в недоумении. Позвонил мне: «Ты что делаешь?» Долго уговаривал остаться. Конечно, он обиделся.
- Сейчас с Семиным часто общаетесь?
- Не скажу, что очень часто, но общаемся, в основном за жизнь. Никакого напряга между нами нет. Когда встречаемся, могу задать ему вопросы и на профессиональную тематику. Это совершенно нормальная ситуация, у Семина большой опыт, и ему есть чем поделиться. Всегда интересно послушать квалифицированных специалистов, узнать их мнение по тому или иному вопросу. Особенно для меня это было важно на первых порах, когда начинал тренерскую карьеру.
- В 2002 году в Калмыкии собирали дрим-тим, призвав помимо вас немало величин -- Александра Филимонова, лучшего бомбардира чемпионата-2001 Дмитрия Вязьмикина, Максима Бокова, ранее – Владимира Казакова и Руслана Аджинджала. Почему не удалось добиться достойного результата?
- Сам не знаю. У нас были все шансы, чтобы выступить лучше, но, отбирая на своем поле очки у московских клубов, мы не лучшим образом играли против команд, которых вроде бы обязаны были побеждать. Так бывает: с сильными мобилизуешься и действуешь «от ножа», тогда как с соперниками послабее, обороняющимися большими силами -- не получается. Хотя логичнее все же задать этот вопрос тренировавшему тогда «Уралан» Сергею Александровичу Павлову.
- Ирония судьбы: полтора года назад вы сменили в «Торпедо» не кого иного, как Павлова…
- Да уж, превратности судьбы. Сначала я некоторое время помогал Сергею Александровичу, а после возглавил команду. Работая в связке с Павловым, не испытывал дискомфорта. Становясь тренером, переступаешь барьер, это уже другая профессия. Павлов и после своего ухода приезжал на игры «Торпедо», мы вполне адекватно общались.
- С Игорем Шалимовым, сменившим Павлова в «Уралане», отношения у вас не сложились?
- Почему же, у нас нормальные отношения. Все было по-честному – Шалимов создавал новую команду, в которой не видел мне места, о чем уведомил еще в межсезонье.
- Расставание с вами Шалимов аргументировал переходом на зонный метод обороны, подразумевавшим упразднение позиции либеро. Сами-то как считаете, смогли бы адаптироваться в новой схеме?
- Вообще-то в линию мы пробовали играть еще в 1998 году в «Локомотиве». Другой вопрос, что каждый футболист вам скажет: «Да, я смогу!» А вот сможет ли он на самом деле? Зонная система подразумевает сыгранность и отличное физическое состояние. А я был в возрасте.
- После этого вы очень резко оборвали игровую карьеру, хотя варианты-то наверняка имелись.
- Имелись, но мне куда заманчивее показалось предложение Александра Вячеславовича Тукманова поработать с юношеской сборной России 1987 г.р. Ну, поиграл бы я еще сезон-другой, а дальше что? Все равно начал бы тренерскую карьеру, но не факт, что мне сразу выпала бы возможность попрактиковаться.
КОНФЛИКТ СЕМИНА С ФИЛАТОВЫМ СГУБИЛ «ЛОКО»
- Вы росли и матерели вместе с «Локомотивом». У вас действительно была команда-семья?
- По крайней мере, и горести, и радости мы делили вместе. Обстановка в коллективе властвовала замечательная, в чем заслуга как главного тренера, так и президента. Все ведь идет сверху. Альянс Семина с Филатовым представлял собой могучую силу. Скажем так, 50 процентов успеха принадлежало Юрию Палычу, 50 – Валерию Николаевичу.
- Согласитесь, столько времени для построения команды, как Филатов Семину, сейчас не дадут ни одному тренеру.
- У нас модно бросаться из крайности в крайность. Теперь после первых неудач обычно рубят сплеча. Хотя во всем, считаю, нужна «золотая середина».
- Тем не менее в какой-то момент Семин с Филатовым начали делить славу…
- В то время меня уже не было в команде, о случившемся, как и вы, могу судить только с чужих слов. Поэтому развивать тему не буду, не пытайте. Очевидно одно: размолвка Семина и Филатова стал отправной точкой заката того «Локомотива».
- Кто был самой экстравагантной личностью в «Локо»? Джанашия?
- Скорее всего, Заза. С ним связано много забавных историй, возвращение Джанашия из отпуска так вовсе превращалось в целый ритуал. Все на тренировку, а он – бегать по кругу. И так неделями. Кавказец, да еще склонный к полноте, вот и «привозил» с отдыха много лишних килограммов. А потом интенсивно сжигал съеденные хачапури (улыбается).
- Со «Спартаком» в конце прошлого века тягаться было бесполезно?
- «Спартак» являлся отлаженной командой, собравшей «сливки» после распада СССР. Пятницкий, Ледяхов, Онопко, Цымбаларь, Никифоров… На российской арене красно-белые находились вне зоны недосягаемости для остальных. Некоторые пасовали перед ними еще до выхода на поле. У нас подобного мандража не было, но, видимо, не хватало мастерства.
- Олег Романцев в «Спартак» не звал?
- Официально – нет, да и не пошел бы я при любом раскладе в стан конкурента. Меня бы не поняли.
- И в сторону Европы никогда не смотрели?
- В 1998 году мог уехать в «Кельн», но он вылетел из Бундеслиги, бюджет урезали, и клуб уже не мог позволить себе приглашение легионеров. А так договоренность существовала, это был наиболее конкретный вариант.
- Мне в память врезался четвертьфинал Кубка кубков «Локомотив» -- АЕК, в котором вы забили решающий мяч на последней компенсированной секунде, притом что до этого арбитр не засчитал два гола в ворота греков. Кульминационный момент карьеры?
- Пожалуй, мне тот поединок тоже запомнился. Играли мы весело, но после нулевой ничьей в Греции домашние 1:1 нас не устраивали. Время таяло, атаковали всей командой. Даже Руслан Нигматуллин на стандарты бегал. Скорее это уже был навал. И тут Володя Маминов, выиграв борьбу, перевел мяч с одной штанги на другую, Женя Харлачев сбросил его во вратарскую, а мне в толчее удалось метко пробить головой. Конечно, эмоции зашкаливали, стадион взорвался. Тогда нас поддерживали не только поклонники «Локомотива», но и других российских клубов. Сейчас такого не увидишь – все держатся обособленно.
МИР ИЗМЕНИЛСЯ
- Как можно сформулировать тренерское кредо Игоря Чугайнова?
- Когда я слышу слово «кредо», у меня возникает ассоциация с Остапом Бендером: «Ваше кредо?» -- «Всегда!». Любой тренер стремится к победам, но, насколько понимаю, вы спрашиваете о моей тренерской философии? Современный футбол достиг такого развития, что только за счет «физики» или только благодаря технике выигрывать невозможно. Надо и бегать, и думать, и комбинировать. Вряд ли кого-то оставляет равнодушным игра «Барселоны», хотя мне импонирует и «Манчестер Юнайтед». Нравиться, впрочем, может кто угодно, но я должен подстраиваться под тех футболистов, что есть в наличии. Как «Барселона», мы играть не сможем, если даже сильно захотим. Раскрыть лучшие качества каждого из подопечных – вот, если желаете, мое воззрение. Идеал же для меня – «Торпедо» шестидесятых годов прошлого века. Самобытные игроки, незаурядный тренер. Понятно, кадров кинохроники тех лет сохранилась мало, история обросла легендами. Но, по рассказам очевидцев, то была великая команда.
- Самые яркие матчи в прошлом году вы провели на выезде, где разгромили «Шинник», брянское «Динамо» и уложили на лопатки «Аланию». Случайность?
- В футболе ничего случайного не бывает. Вот только не нужно вешать ярлыки, как у нас порой происходит. А то перед сезоном нам отводили 18–19-е места, потом нарекли «гостевой командой», затем, когда выдали победную серию на родном стадионе, оказалось, что вроде бы и на своем поле неплохо выступаем. К слову, соперники в тех домашних матчах нам противостояли непростые. «Химки» находились на подъеме после череды выигрышей, «Факел» заметно оживился в концовке, две дальневосточные команды тоже не подарок, не говоря уже о «КамАЗе».
- За счет чего удалось так прибавить во втором круге?
- Во-первых, нас усилили новички - Дорожкин, Бондаренко, Белоусов, Саталкин. Во-вторых, ребята добавили в общекомандном понимании игры, притерлись, появилась уверенность. В первом круге недобирали очки дома, сталкиваясь с эшелонированной обороной, однако по ходу сезона удалось подрегулировать некоторые моменты.
- Не будете отрицать, что у «Торпедо» один из самых скромных составов среди тех, кто финишировал в восьмерке?
- Спорное утверждение. Просто у нас молодая команда, и большинство ребят не достигли даже экватора своей карьеры. Если кто-то где-то не заиграл, это отнюдь не означает, что он плохой футболист.
- Застолбив место в восьмерке, «Торпедо» как-то легко уступило в заключительных турах в Нижнем и Владимире. Не было ощущения, что игроки посчитали свою задачу на сезон выполненной?
- Было. Это вопрос психологии, житейской и игровой зрелости, опыта, наконец. Добившись промежуточной цели, кое-кто забыл, что чемпионат на этом не заканчивается и нужно запасаться очками на весну. Подготовить команду функционально, объяснить игровые детали – проще, чем проникнуть в сознание человека, по крайней мере для меня. Надеюсь, мы качественно прибавим и в этом аспекте.
- Как прокомментируете выставление на трансфер группы игроков?
- Иванов и Положани – достаточно возрастные футболисты, но они не проходили в число «восемнадцати». По ряду причин также решено расстаться с Зиновьевым и Намашко. На мой взгляд, они не смогут помочь нам в играх с командами первой восьмерки.
- Ожидали столь резвого прогресса от Владимира Хозина?
- Все знали, что у Хозина могучий удар, но он не всегда его целенаправленно использовал. Потенциал-то у Володи большой, однако ему еще работать и работать. О защитнике судят не только по голам, но и по взрослым поступательным действиям в обороне. Хозин прибавляет, это обнадеживает.
- Предложений от элитных клубов по нему не поступало?
- Мое дело – тренировать, хотя и могу предположить, что игроками «Торпедо» интересуются. У всех, впрочем, контракты, так что в свете предстоящей задачи расставаться ни с кем не планируем.
- Задача формулируется как выход в Премьер-лигу?
- Без стимулов в футболе нельзя. Готова ли команда к борьбе за высшие места? Когда уходили в отпуск, все всё осознавали. Говорить-то можно долго, и правильные вещи, вопрос, каким будет эффект.
- Какие-то приобретения планируются?
- Команда у нас есть, поэтому революций не будет. Ведем точечную селекцию на конкретные позиции. На какие именно – называть не стану. Ребята ведь читают прессу, а лишний ажиотаж ни к чему.
- История, традиции и бренд клуба помогают в работе или у современных футболистов иные ценности?
- Естественно, мир изменился. Времена, когда я проходил практику на ЗИЛе, пропитываясь автозаводским духом, канули в Лету. Тем не менее смею надеяться, бренд «Торпедо» и для нынешнего поколения игроков не пустой звук. Мы по этому поводу с ними общаемся, пытаемся передать традиции. Ребята должны понимать, цвета какого клуба защищают.
беседу вёл Сергей Ильёв
официальная группа еженедельника «Футбол» Вконтакте
официальная группа еженедельника «Футбол» Facebook