22 мин.

Разбор «Диких предков» – самого футбольного мультфильма XXI века

Пожалуй, пора уже отвлечься от футбола и всяких чемпионатов Европы, и Коп Америка, и олимпиад. Красивейший триумф Скуадры Адзурры, долгожданный трофей Месси со сборной, Бразилия и Испания как фавориты Олимпийских игр – всё это, конечно, хорошо, но есть и не менее интересные вещи в нашем мире. Блог «Горячий Дрон» приглашает вас изучить мультфильм «Дикие предки», выпущенный в 2018 году британской студией Aardman Animations. Поехали!

Мультфильм создала крупнейшая в мире студия пластилиновой мультипликации. «Дикие предки» для них – проект с самым длительным производством

Вы, скорее всего, не знаете, что за люди работают в Aardman, вот ликбез.

Студия названа в честь персонажа, появившегося впоследствии в одном из их проектов – Аардмана (с голландского aard – земля и man – человек). Она была основана в 1972 году двумя друзьями-энтузиастами из Бристоля, Питером Лордом и Дэвидом Спрокстоном. 18-летние ребята хотели создавать полнометражные мультфильмы, но, не имея опыта и денег, сперва работали над несколькими проектами для BBC. В 1977 году они создают Морфа – маленького и миленького пластилинового человечка, принимающего разнообразные формы и творящего всякие детские шалости. Персонаж завоёвывает популярность и обзаводится собственным сериалом, а Лорд и Спрокстон получают некоторую независимость от BBC.

В 1985 году к ним присоединяется Ник Парк – один из главных вдохновителей студии в будущем. Трио занимается самыми разнообразными проектами – от ТВ-рекламы до клипа для песни-номинанта Грэмми «Sledgehammer» – но всенародный успех приходит к ним в 1989 году по выходу короткометражки «Пикник на луне». Это первый мультфильм, где появляются незадачливый изобретатель Уоллес и его верный пёс Громит, которые всё время пытаются изобрести какую-нибудь супер-пупер технологичную штуковину и каждый раз терпят фиаско. Сериал обладал ярко выраженным национальным колоритом, начиная от архитектуры построек и заканчивая джентельменскими чертами главных героев. Уже второй мультфильм серии, «Неправильные штаны», получает «Оскар» как лучшая анимационная короткометражка, третий, «Стрижка «под ноль», тоже забирает статуэтку!

«Уоллес и Громит» окончательно закрепляют за Aardman надёжный статус и оформляют её независимость от BBC. На студию свалилось необычайное количество проектов, и в 2000 году Питер Лорд с Ником Парком решают выпустить первый полнометражный проект – «Побег из курятника». Мультфильм собирает более 200 млн долларов, восторженные отзывы зрителей и несколько наград, давая возможность Aardman основательно развиваться в нескольких направлениях.

Сегодня студия является крупнейшим в мире «поставщиком» пластилиновой мультипликации. Она стабильно выпускает один длинный метр раз в два-три года, но не забывает и про сериалы, рекламу и т.п.

Как вы уже могли заметить, студия работает в технике так называемой claymation - пластилиновой анимации, которая требует покадровой съёмки. В среднем при таком производстве получается около 3-5 секунд материала в день. Aardman использует и объёмную (когда персонажи находятся в большой декорации, и их нужно укреплять в этом пространстве при помощи опор), и комбинированную (когда движения фигурок снимаются на фоне хромакея и затем переносятся в отдельно снятые пластилиновые декорации) мультипликацию. «Дикие предки» были сделаны по обеим технологиям.

О проекте впервые объявили ещё в 2007 году, но следующих новостей пришлось ждать ещё восемь лет. Только в мае 2015 ему дали название, а Британский институт кино (BFI, нечто вроде нашего Фонда кино) выделил 50 миллионов долларов на производство. Кстати, в оригинале мультфильм называется не Wild Ancestors, а Early Man («Ранний/первый/древний человек»). Российские прокатчики, наверное, решили, что просто перевести название на русский – чересчур простая задача, за это на хлеб с маслом не зарабатывают. Поэтому они во многом дико исказили название «Диких предков», которое, как мы узнаем позже, имело очень важное значение для мультфильма.

Над мультфильмом работали более шестидесяти аниматоров, и им потребовалось около полутора лет, чтобы в буквальном смысле слепить его (май 2016 – октябрь 2017, самый длинный срок производства в истории студии). Всего в фильме задействовано 273 куклы, которые были изготовлены в течение 30 месяцев. Также было создано 3000 сменных ртов.

Главных героев озвучили лондонцы Эдди Редмейн (обладатель «Оскара» за главную роль в фильме «Вселенная Стивена Хокинга»), Том Хиддлстон (наиболее известен как Локи из вселенной Marvel) и Мэйси Уильямс (Арья Старк из «Игры престолов»). В дубляже их голоса заменили на другие, но вот тут можно посмотреть, как актёры веселились на съёмках.

Итак, пора уже добавить немного футбола к нашему киносайту!

Пересказ первой трети мультфильма – здесь

В долине живёт племя дикарей во главе с Вождём. Молодой пещерник Даг – самый умный и самый активный среди соплеменников. Он недоволен тем, что племя живёт в постоянном страхе, охотится только на маленьких кроликов и даже не пытается завалить более крупных мамонтов. Однако его не поддерживает даже преданный питомец – очаровательный кабан Свинтус. Все вокруг довольны своим положением и не хотят приключений на свою шкуру, а про футбол и знать не знают.

В один из вечеров, после удачной охоты, к ним заявляется армия Лорда Гнуса – правителя бронзового века. Он провозглашает каменный век оконченным и прогоняет дикарей с их земель. Племя убегает, но Даг пытается защитить родные земли, напав на Гнуса. Однако его сваливает огромный металлический шар. Герой падает в повозку и незаметно для всех оказывается в Городе гоблинов Бронзовом городе.

Там он слышит звон гонга, призывающего всех в округе отдать пятьдесят шнукелей и пройти на большую арену-колизей. Стражники замечают Дага и пытаются поймать его, но благодаря комической череде событий он оказывается в команде, которая готовится выйти на поле. Сначала благодаря разъярённым пластилиновым лицам, напряжённой музыке и плохой погоде может показаться: готовится нечто кроваво-жёсткое. И только когда действие готово начаться, мы понимаем: это не гладиаторская резня, а футбольный матч.

Вполне объяснимо, что Даг, видящий мяч впервые в жизни, теряется и обнаруживает себя. Однако он проявляет находчивость и предлагает Лорду Гнусу (который по совместительству менеджер команды чемпионов бронзового мира) сыграть футбольный матч. В нём дикари должны будут сразиться за свою долину с местным клубом, и при проигрыше им суждено будет провести всю жизнь в шахтах. Гнус презрительно смеётся, но тут же понимает, сколько шекелей принесёт ему создание средневековой Суперлиги шнукелей он получит от наплыва зрителей на стадион.

Пожалуй, хватит пересказывать содержание фильма: во-первых, я и так заспойлерил немало вещей, во-вторых, как можно догадаться, нас ждёт большой хэппи-энд.

Так почему же это самый футбольный мультфильм нашего столетия?

Чтобы рассказать о всех футбольных интересностях мультфильма, не хватит и Вадима Лукомского, помноженного на Александра Дорского и возведённого в ИльеВасильевскую степень. Поэтому я выделю лишь самые важные и интересные.

Как и в предыдущем разделе, тут много спойлеров.

Уже с первых кадров нам дают понять, где будет происходить действие – это Земля в эпоху неогена, где-то возле Манчестера, обеденное время.

Можно похихикать и предположить, что англичане обыгрывают известную хохму.

А можно почитать интервью Ника Парка и узнать правду. Режиссёр рассказывал, что хотел снять мультфильм о доисторическом противостоянии двух «Манчестеров» – народного Юнайтед и шейхового Сити. Однако договориться не удалось ни с одним из клубов, и мультфильм приобрёл несколько иной смысл, что мы и увидим в нём далее.

Выясняется, что на Землю прилетает метеорит. Да не простой, а футбольный – обгорая при падении, он принимает форму мяча.

И тут же, после первой порции абсурда, следует вторая. Видящие мяч троглодиты тут же фактически изобретают футбольные правила.

Дело в том, что снаряд оказывается слишком горячим, поэтому они начинают пинать его по кругу менее чувствительными ногами. «Доигрываются» они до того, что ставят футбольные ворота и празднуют забитые голы.

Вообще же то, что мяч свалился именно с неба, намекает: футбол был подарен человечеству некой внеземной силой. Как будто некий футбольный божок послал снаряд неандертальцам, и даже они, при всей своей умственной ограниченности, не могли не воспользоваться таким подарком.

Ещё не забыли о том, что «Дикие предки» должны были рассказывать о двух клубах из известнейшего футбольного города? Что ж, мультфильм постоянно напоминает об этом: на всём, что связано с городом Бронзового века, вы увидите мяч. И это также доходит до абсурда.

И всё это футболепие даже не думает заканчиваться. Мультфильм словно говорит нам: да, это самый футбольный нестоличный город Англии, посмотрите, футбол здесь – это жизнь!

Футбольный матч между дикарями и местной командой служит развязкой всей картины и, соответственно, наиболее богат на футбольные отсылки.

Начать стоит с названия чемпионской команды. Аллюзией на что служит «Реал Бронзио», поймут даже те, кто видел футбол только в собственном дворе. Название взято будто из нелицензионного симулятора, а отнюдь не сливочные цвета команды – оттуда же.

Кажется занятным, что команда с таким названием базируется в Англии (ведь есть все основания полагать, что именно это тот Манчестер, на который нам указывают в начале мультфильма). И, если уж на то пошло, лучший бомбардир «Реал Бронзио» и всего мира, модельный Юрген, никого вам не напоминает?

Вот вам ещё отсылка к футбольному симулятору: все игроки «Реала» представляются зрителю и дикарям при помощи карточек:

Стадион «Реал Бронзио» тоже явно не «Олд Траффорд» и даже не «Сантьяго Бернабеу», но тут авторам не нужно было городить огород: у «Уэмбли» нет своего товарного знака.

На стадионе установлена очень удобная функция повтора:

 

Очень прелестной комической вставкой является пара королевских комментаторов Брайан-и-Брайан.

Их шутки основаны на так называемых puns (игре слов), и российские локализаторы не вполне справились с задачей грамотно их перевести. Поэтому все их подколы лучше слушать в оригинале:

Менеджер «Реала Бронзио» словил жёлтую карточку – Real Bronzio’s manager is on the back foot (владелец Реала Бронзио идёт на попятную)

Эти ребята сегодня явно на высоте – They’re definitely looking good in the air! (Они хорошо выглядят на верху, в верховых единоборствах)

Похоже, что дикари сегодня в зените – It’s like early man united (Как будто старый добрый Манчестер Юнайтед)

Но самое интересное – это табло стадиона. На нём дикари указаны как The Brutes.

Это очевидная отсылка к прозвищу англичан, The Brits. Впрочем, догадаться о том, чьей метафорой являются дикари, можно было и раньше – хотя бы по их форме:

И ещё вспомните о том, что предки диких предков фактически изобрели футбол, вот только дикие предки об этом забыли и вспомнили о том, что они могут играть, только перед угрозой исчезновения родной долины..

Да, племя дикарей – это сборная Англии. Она всегда проигрывает, как бы ни старалась. В неё всегда сложно верить. На ней висит проклятие больших и важных для страны матчей. Но она способна победить такие команды, как «Реал Бронзио» не за счёт индивидуальных действий, а за счёт сплочённости и командного духа.

Этот месседж, который может показаться немного пафосным, в мультфильме подаётся крайне просто и мило. Видно всё же, насколько стоявшие за всем этим люди любят футбол и свою сборную и готовы с грустной иронией рассказать сказку о ней в такой незамысловатой форме. Ты буквально видишь, как они лепят ручку-ножку очередного пещерника, а потом выходят перекурить и обсуждают матчдей, введение ВАР или шансы англичан на грядущем чемпионате мира. С последним, кстати, вышло очень символично: мультфильм вышел за несколько месяцев до российского мундиаля, и можно сказать, что Ник Парк и товарищи зарядили свою сборную на успешное выступление на ЧМ.

Впрочем, любить «Первого человека» можно не только за футбол.

О том, за что ещё можно обожать этот шедевр

1. Пластилин в XXI веке

У студии Aardman есть всего один «Оскар» – за полнометражку по Уоллесу и Громиту. И, с одной стороны, печально, что им не дали больше, а, с другой стороны, очевидно, что эту премию дают в первую очередь за соответствие актуальной повестке. Поэтому я хотел бы, чтобы тому же Early Man дали не Оскара, а какую-нибудь другую премию. Премию, которая отражает бескорыстную преданность своему труду и готовность жертвовать ради него потом и кровью. В первую очередь это, конечно же, анимация.

Она очень тёплая и душевная, и это логично, ведь делавшие её люди относились к своему труду именно с теплотой и душевностью. Ни одно движение не было задано программой, каждый волосок был выщипан с особой нежностью, на персонажах видны отпечатки человеческих пальцев, почти нет компьютерной графики... В наше время этот вид искусства почти вымер, и только такие британские энтузиасты ещё способны дарить миру чудо, создавая пластилиновые миры. И кто скажет о ней лучше, чем Ник Парк в упомянутом интервью Кинопоиску:

Я вообще «пластилиновый» человек, потому что это очень теплый, душевный материал. Он может передать столько разных нюансов. И во всех этих пластилиновых фигурках хочешь не хочешь, а все равно остается какая-то часть тебя.

2. Абсурднейший, но уморительный юмор

Юмор не уступает по качеству анимации: он вроде простой, но очень душевный и универсальный. Недаром один из сценаристов, Марк Бёртон, имеет в послужном списке первый «Мадагаскар» и почти все работы Aardman последних лет. Вот, например, словесные шутки:

«Куда мне играть? Я уже старик! Мне скоро 32!»

«Вождь, ты видел эти ужасные рисунки? – Точно ужасные, даже я бы лучше нарисовал!»

«Добровольное пожертвование! Платить обязательно!»

«Орешки, Ваше Величество? – Сейчас как дам по твоим орешкам!»

На городских вывесках можно заметить всё те же puns:

Flint Eastwood – Клинт Иствуд

Jurassic Pork – Парк Юрского периода

Вот пара визуальных гэгов:

Герои спускаются на туалетной бумаге из окна, и тут же можно заметить её рекламу.

Или полюбуйтесь на то, как букашка надевает очки, чтобы её не ослепил свет от падения метеорита.

Встречаются и просто столкновения и падения в духе Луни Тюнз и Тома и Джерри:

Местами юмор глуповатый, и не все его оценят, но критиковать за это создателей не получается: в пластилиновой обёртке гэги смотрятся втрое смешней.

3. Добрейшие и милейшие персонажи

Наверное, вы и сами заметили, какой они имеют дизайн. Широкие рты с крупными зубами, широкие глаза, широкие руки – так и хочется обнять этих неваляшек. А внешние черты, как известно, часто отражают характер.

Даже главный злодей фильма, Его Футболейшество (в оригинале – Your Premiereship) Лорд Гнус, говорит с презабавным французским акцентом, а его полнота намекает на то, что никакой опасности он нести не способен. Единственное, что пожалуй, не совсем для слабонервных – гигантская зубастая утка:

Но и она лишь вначале несёт опасность для героев, а впоследствии становится их компаньоном и даже помогает им добраться на стадион. Так что даже слабонервные могут расслабиться и продолжать читать сей опус.

А что уж говорить про членов племени, один из которых смешнее другого. Это и Магма, дикарка, влюбляющаяся в одного из членов футбольной команды:

Это и вечно голодный Обжора, готовый съесть всё – от чужой ноги...

...до футбольного мяча:

Это и Барри, который ходит на охоту с Дядей Валуном (Мистером Камнем – в оригинале):

В мультфильме есть ещё один важнейший персонаж – девушка Гуна из Бронзового города:

Её роль в сюжете убивает сразу двух зайцев: это и девушка главного героя, и помощник ему и другим персонажам. А помогает она им по вполне средневековой причине: сексисты из «Реал Бронзио» не принимают её в свою команду. Поэтому она вызывается натренировать их не хуже Пинтуса из «Реал Мадрида» (иронично), поставить им каменную тики-таку и замотивировать аки тот же Гвардиола. Получится это у неё или нет – вы узнаете, когда посмотрите мультфильм (автор блога надеется, что искренне заинтересовал вас).

Судьба картины

К большому сожалению, мультфильм ждал не лучший приём. Будучи самым дорогим проектом Aardman, он провалился в прокате, собрав лишь 54 миллиона долларов при бюджете в 50. Более того, «Дикие предки» имеют самые низкие оценки среди всех проектов, которые когда либо выпускала Aardman (80 % на Rotten Tomatoes, 6,1 на IMDb). Критики и простые зрители похвалили анимацию, юмор и озвучку, но назвали его слишком поверхностным и сошлись во мнении, что студия может и лучше.

На самом деле – чёрт бы с ними со всеми. Безусловно, обидно, что мультфильм не собрал кассу, но вот за качество проекта его создателям обидно быть не должно. Поверьте: это одна из самых милых кинематографических вещей, связанных с игрой миллионов. Посмотрите её обязательно.

Всем Дрон!