17 мин.

Финал Евро для Англии – лишь начало. Суперзвезд станет еще больше из-за реформы-2012

На Евро-2020 Англию недолюбливают не только из-за домашнего пенальти в полуфинале, но и за серую игру по всему турниру. Гарету Саутгейту досталось одно из лучших поколений в истории Англии, а он до нелепого мало использует Грилиша, Санчо, Фодена или Рэшфорда (а Гринвуда и Абрахама вообще не взял).

Стоп-стоп-стоп. А откуда у Англии столько суперталантов?

В среде футбольных сборных снова начались тектонические сдвиги. Бельгия и Германия затухают, а вот Англия набирает мощь и по количеству звездных игроков скоро догонит Францию. Спасибо реформам, которые Англия начала еще в 2012-м.

В Англии решились на перемены после провалов в отборе на Евро-2008 и на ЧМ-2010. В реформах участвовал Саутгейт

Классический сюжет: амбициозная сборная показывает ужасные результаты и падает на самое дно – последнее место в группе или пропуск важного турнира. Газеты в панике, тренера с позором увольняют, все говорят о том, что золотое поколение впустую потратило лучшие годы, а на смену никто не вырос. В стране проходят все стадии от злости до принятия, а после решаются разнести все к чертям и строить что-то новое. Так было у Германии в 2000-м, Бельгии в 1998-м и даже у Норвегии в начале нулевых или Дании чуть позже. 

Англия чуть задержалась, но в целом повторила этот сюжет. Сначала команда Стива Макларена провалила отбор на Евро-2008. ФА пригласила Фабио Капелло, но дорогие ветераны не решают системных проблем: на ЧМ-2010 Англия мучилась с США (1:1) и Алжиром (0:0), вышла из группы в последнем туре (минимальная победа над Словенией) и уже в 1/8 была разгромлена Германией (пусть и со скандалом из-за незасчитанного гола Лэмпарда). 

Английские клубы пухли от денег, но талантливые англичане куда-то исчезли. Эшли и Джо Коулы, Фердинанд, Терри, Лэмпард и Джеррард старели и постепенно уплывали в тень, а за ними были в лучшем случае Фил Джонс и Дэнни Уэлбек – и сейчас мы понимаем, что это приговор. На групповом этапе Лиги чемпионов-2013/14 сыграли 78 испанцев, 55 немцев и 51 бразилец. Англичан – всего 23. 

В 2010-м ФА (Футбольная ассоциация Англии) забила тревогу и решилась на глобальные перемены. Реформами занялись Гарет Саутгейт (после увольнения из «Мидлсбро» поставил тренерскую карьеру на паузу и работал директором по развитию ФА), Тревор Брукинг (экс-звезда «Вест Хэма» и сборной Англии, а теперь – еще один директор по развитию), Мэтт Крокер (глава департамента по развитию игроков и тренеров) и Дэн Эшворт (технический директор ФА). 

Но проблема футбола так беспокоила англичан, что на разных этапах им помогали вообще все – от президента АПЛ Ричарда Скадэмора до министра спорта Великобритании. 

Шаг 1 – разнести свою систему подготовки молодежи и собрать ее заново

ФА признала очевидную проблему – молодые игроки не могут пробиться в основу клубов АПЛ. Они проигрывают конкуренцию не только суперзвездам, но даже легам-середнякам. 

Грустный факт – в сезоне-2012/13 на английских игроков младше 21 года пришлось лишь 2,28% игрового времени АПЛ. «Ман Сити», «Челси», «Суонси», «Сток» и «Уиган» выпустили ноль английских игроков U-21. CIES (исследовательский центр при FIFA) уточнил, что за весь сезон на поле вышли всего 35 англичан до 21 года – самый низкий показатель с 2005-го. 

Для истории было бы красиво рассказать, как ФА сразу выбрала умный метод и запустила развитие молодежного футбола. Но реальность другая: сначала ФА мечтала ужесточить правила по доморощенным игрокам в заявках клубов АПЛ (сейчас им может стать и иностранец – достаточно трех лет до 21 года в системе клуба). А переключилась на развитие детского футбола – только когда клубы заблокировали ограничения. Но параллельно все равно пыталась протолкнуть лимит.

С 2012-го по 2014-й в Англии полностью изменили подготовку молодежи. Новые правила зафиксировали в двух документах: 

• План развития элитных игроков Премьер-лиги (Premier League Elite Player Performance Plan или EPPP);

• ДНК Англии (England DNA).

Молодых игроков нагрузили сложными турнирами: придумали соревнования, где мешают музыка и яркий свет прожекторов

В 2012-м ФА запустила EPPP, который решает один из самых болезненных вопросов – количество и качество тренировок у детей.  

ФА выяснила, что английские игроки слишком мало тренируются. К 21 году англичанин проводит на тренировках (начинаются в семь лет) в среднем 3760 часов. Испанец к этому же возрасту имеет 4880 часов футбола, француз – 5740, голландец – 5940. Есть и другое сравнение: 15-летний пловец в Англии тренируется 15 часов в неделю, а 15-летний футболист – только пять.  

Проблема и в качестве турниров: английские игроки редко выезжают за пределы страны на международные матчи. По мнению ФА, они не готовы играть под давлением. 

ФА решила проблему увеличением количества тренировок (логично) и созданием новых турниров – 212 на всех возрастных уровнях. Турниры максимально разнообразны, словно мы врубили новый режим в FIFA: они не просто дают футболистам игровое время, но и улучшают конкретные навыки. Посмотрим на примере соревнований возрастной группы 12-16 лет (ее в ФА называют фазой профессионального развития и считают самой важной): 

• Национальный кубок U-13 – дает возможность проводить матчи дома и на выезде; 

• Турниры по футзалу. Формат мини-игры позволяет игрокам отточить технику и качество принятия решения в игре один на один; 

• Кубок Floodlit Cup для игроков U-15. Имитирует сложные условия: яркий свет прожекторов, тяжелую погоду; 

• Power Play. Условия те же, что и на турнире по футзалу, но добавляется громкая музыка. Она включается через случайные промежутки времени и мешает игрокам. Гол, забитый во время музыки, считается за два. Турнир с помехами развивает концентрацию игроков. 

АПЛ тоже активно участвовала в процессе. Лига запустила программу Bio-Banding: в ее рамках каждый сезон проводится серия турниров для детей с целью подбора игроков на основе их биологического возраста вместо обычных хронологических возрастных групп (это исторически усложняет задачу для игроков, родившихся во второй половине года). 

Еще Премьер-лига пообещала за четыре года выделить на проекты EPPP 320 миллионов фунтов и предложила создать АПЛ U-21 взамен чемпионата резервных команд. У новой лиги (существует с 2012-го) есть преимущества: она национальная (прошлая была региональной), на поле можно выпускать лишь трех игроков старше 21 года (раньше сюда часто спускали глубоких запасных из основы), матчи часто проводятся на основном стадионе с болельщиками (важный опыт для молодых игроков).  

«У нас сложный переход между 18 и 21 годами, – рассказывал BBC владелец «Сток Сити» (одной из худших команд АПЛ по молодым англичанам) Питер Коутс. – Только очень выдающиеся молодые игроки получают шанс играть в Премьер-лиге в этом возрасте. Я считаю, что мы увидим улучшения в этой области». 

Англичане копируют испанский футбол: играют на укороченных полях, акцент на технику и владение мячом

В 2014-м Англия перешла к следующему этапу реформ. Эшворт, Саутгейт (к тому моменту тренер молодежной сборной) и Крокер разработали план DNA England (Английская ДНК).  

Если EPPP про клубный уровень и детей до 16 лет, то DNA England – его логическое продолжение. 11-страничный документ затрагивает только игроков сборной Англии (начиная с U-15) и включает в себя пять пунктов-вопросов: 

1. Кто мы? (cоздание у игроков страсти к игре за сборную Англии)

2. Как мы играем? (определяет стиль игры, которому следуют все команды)

3. Как выглядит будущий игрок сборной Англии? (поиск игроков, которые подходят под новую игровую модель) 

4. Как мы тренируемся? (устанавливает общую философию тренировок для всех команд)

5. Как мы организуем поддержку команды? (развитие спортивной науки и медицины)

Самый главный пункт – про тренировки и стиль игры. 

Англичане поняли, что их система несовершенна: она выращивает мощных и быстрых атлетов, но деревянных игроков. «Если бы Хави и Иньеста оказались в английской молодежной системе, они выросли бы столь же великими? Я в этом не уверен», – размышлял Саутгейт. 

Аналитики изучили семь главных футбольных стран и выявили корреляцию между конкретными методами подготовки и успехом сборной. Оказалось, что чаще выигрывают те команды, где больше техничных игроков (и ради этого провели целое исследование). По примеру Испании и Бельгии (а с недавних пор и Дании) они отказались от матчей 11 на 11 в детском футболе и уменьшили размер поля. Так на каждого игрока приходится больше игровых минут и пацаны чаще получают мяч. Работе с мячом уделяют 70% тренировочного времени – это обязательное требование. 

Речь не о конкретной схеме (сборная U-16 вообще играла по 3-4-3), а именно об игровых принципах: владение мячом, стремление «разумно доминировать, выбирая правильные моменты для обострения», при потере стремление «вернуть мяч как можно раньше и эффективнее». Каждому игроку сборных Англии выдавали браслет с символикой DNA England. Внутри – флэшка с подробным раскрытием концепции и видео упражнений с мячом.  

В идеале игроков сборной должны готовить по единым конспектам на каждом возрастном уровне. «Должен меняться только размер джерси», – обычно шутит Эшворт. 

Первое время проводником идей был Гарет Саутгейт. Он моментально адаптировал игровую модель в своей сборной U-21 и пригласил игроков, заточенных на игру с мячом – Джесси Лингарда, Тома Кэрролла и Уилла Хьюза. Еще Саутгейт помогал командам младших возрастов. «Гарет приезжал, чтобы понаблюдать за нами на таких турнирах, как Nordic в Дании в 2014-м, – говорил The Telegraph тренер Англии U-16 Дэн Миккише. – Там он впервые увидел Трента. Гарет убедил академии клубов в важности поддержки того, что мы пытались сделать». 

Убеждать пришлось до 2016-го. В мае команда Саутгейта с Пикфордом и Лофтусом-Чиком выиграла первый трофей на тунире в Тулоне, а в декабре Англия U-16 победила на турнире Nike во Флориде, по пути обыграв Бразилию и США и демонстрируя высокий уровень владения мячом. Эти победы стали первыми для новой системы, и после них в Англии окончательно поверили в верность пути.

Шаг 2 – улучшить инфраструктуру

Изменения в инфраструктуре еще масштабнее и продуманнее, чем с детским футболом. Их условно можно разделить на три уровня: 

• Улучшение условий для массового спорта;

• Модернизация академий;

• Создание Национального центра для сборной Англии. 

Англичане стелят поля по всей стране (особенно – в неблагополучных районах)

Проблемы с полями есть не только в Калтане и Барнауле, но и на родине футбола. 

В 2012-м ФА провела опрос и выяснила, что 84% тех, кто занимается футболом, считают плохие условия главной проблемой. В Лондоне проживают 16% населения страны, но там всего лишь 3% всех футбольных объектов. На весь Ливерпуль всего одно полноразмерное поле высокого качества (и оно принадлежит «Ливерпулю»). По оценкам ФА, 1,5 миллиона англичан хотят играть в футбол – но им негде. «Многим детям приходится играть на заболоченных, покрытых грязью или попросту опасных поверхностях, где невозможно развивать технику», – писал BBC Sport в своем исследовании.

 

В 2013-м был запущен совместный фонд Премьер-лиги и ФА, который за три следующих года выделил 102 миллиона фунтов на «низовую инфраструктуру». Вообще-то похожий фонд существовал и раньше (только под именем Football Foundation), но клубы АПЛ были недовольны расходованием средств и грозились сократить финансирование. Новый фонд активнее сотрудничает с благотворительными программами клубов, нацелен на неблагополучные районы и стелит только 3G поля – качественные покрытия с высокой синтетической травой (каждое стоит 500 тысяч фунтов). 

«Эти деньги принесут огромную пользу стране, – говорила министр спорта Элен Грант на презентации Фонда. – Сейчас в спорт вкладывается больше денег, чем когда-либо прежде. И футболом занимается как никогда много англичан». 

«Фонд пойдет на пользу нашим городам, – рассказал The Telegraph Ричард Скадэмор. – Там высокая концентрация молодежи и детей из неблагополучных семей, которым не хватает мест для занятий спортом. Рахим Стерлинг и Уилфрид Заа вышли через проекты Kickz, которые приносят футбол в неблагополучные городские районы». 

ФА придумала, как заставить клубы инвестировать в собственные академии

Один из пунктов EPPP касается клубных академий. ФА (на этот раз ориентируясь на Германию) ввела их категоризацию. Академии оценивают по десятку разных пунктов и присваивают категорию – от 1 до 4. Получить высокую категорию очень важно: так можно легко брать таланты у академий классом ниже (для этого даже не нужно договариваться – можно заплатить фиксированную неустойку из прайса ФА) и получать большее финансирование от Премьер-лиги.

Это решение – это из самых критикуемых во всей программе. Многие считают, что оно дало преимущество топовым академиям, которые теперь могут переманивать таланты за совсем небольшие деньги (но в рамках географического ценза – новая академия должна быть не дальше часа езды от дома игрока). За следующие годы после введения категорий добровольно рухнули в четвертую группу «Брентфорд» и «Хаддерсфилд» (президент клуба сказал, что в городе больше скаутов Манчестера, чем местных). Но есть и обратные примеры. 

Сайт о тренерах Training Ground Guru сделал подборку клубов, которые модернизировали академии, чтобы повыситься в классе. «Кристал Пэлас» инвестировал в реконструкцию 20 миллионов фунтов, «Бернли» открыл учебный центр за 10,6 миллиона фунтов. Даже «Мэнсфилд Таун» из Лиги 2 потратил на новую академию 2,5 миллиона фунтов.

Недалеко от Лондона построили английский Клерфонтен

В 1998-м сборная Франции стала чемпионом мира, и в ФА решили: чтобы стать такими же крутыми, нужно что-то у них позаимствовать. Начать решили с Клерфонтена – уникального тренировочного центра и дома для всех сборных Франции (как раз там воспитали Анри, который зажигал на ЧМ-1998). 

Строить решили в Бертон-апон-Тренте, городке на востоке Англии, в 230 километрах от Лондона. Участок купили в 2001-м, но в 2003-м стройку заморозили. По мере ухудшения результатов сборной о недостроенном центре вспоминали все чаще, и в 2008-м реанимировали строительство. «Без национального футбольного центра работа тренера сборной Англии усложняется», – говорил Тревор Брукинг. В октябре 2012-го Национальный центр за 105 миллионов фунтов наконец был готов. 

Сейчас St George’s Park – дом для сборных Англии по футболу всех возрастов, женских сборных и команд для людей с ограниченными возможностями (у всех свои помещения). На 140 гектарах поместились 13 тренировочных полей, из них одно полностью повторяет газон «Уэмбли». Здесь же ультрасовременные кабинеты гидротерапии, биомеханические и тренажерные залы, оборудование для видеоанализа, учебные и тренировочные кабинеты и даже отель Hilton.  

Санчо, Фоден, Маунт, Сака, Хадсон-Одои – это только начало

Сразу оговоримся: реформы стартовали в 2012-м, второй этап – в 2014-м. Успехи англичан на чемпионате мира-2018 и даже на Евро-2020 нельзя объяснить только прогрессом юношеского футбола. Но мощный эффект от реформ уже есть – и он правда впечатляет. 

Последние годы англичане доминируют на уровне barely legal. В 2017 году Англия:  

• выиграла два чемпионата мира – среди игроков до 17 и до 20 лет;  

• выиграла чемпионат Европы для игроков до 19 лет;

• вышла в финал чемпионата Европы U-17, где уступила по пенальти;  

• вышла в полуфинал чемпионата Европы U-21, где уступила по пенальти; 

• выиграла престижный турнир в Тулоне (среди игроков U-18). 

За всю историю лишь двум странам удавалось победить на чемпионатах мира U-17 и U-20 за один год: Англии в 2017-м и Бразилии в 2003-м. 

В отличие от прошлых поколений, эти англичане пробиваются на топ-уровень. 

Из команды U-17 поднялись Санчо, Фоден, Хадсон-Одои, Брюстер (с небольшой натяжкой) и Эйнджел Гомес (парню 20 лет, и он горяч в португальской лиге). 

Из чемпионов Европы U-19 – Маунт, Рис Джеймс и Райан Сессеньон (заслуженно в списке – недавно реанимировал карьеру в «Хоффенхайме»). 

Из чемпионов мира U-20 – Томори, Кэлверт-Льюин, Лукман, Дин Хендерсон и Мэйтленд-Найлз. 

АПЛ тоже меняется. В сезоне-2020/21 почти четверо из каждых 10 игроков имели право выступать за сборную Англии – самый высокий показатель за 12 лет. С начала сезона-2019/20 15 процентов игрового времени получают английские игроки U-23 – самый высокий показатель за последние пять сезонов. CIES уточняет: количество молодых игроков выросло не сильно, но их качество и важность значительно увеличились. 

Молодые англичане наконец узнали, что футбол не заканчивается на острове и теперь легко уезжают на континент: через аренды в Бундеслигу развивались Лукман («Лейпциг»), Рис Нелсон («Хоффенхайм») и Санчо (вы сами знаете). Защитник Джонджо Кенни провел хороший сезон в «Шальке», Райан Сессаньон после Моуринью реанимировал карьеру в «Хоффенхайме», Джуд Беллингем благодаря «Дортмунду» выходит в старте на матчи плей-офф Лиги чемпионов. Томори после сезона в «Милане» перешел туда за 28 миллионов евро. Вероятно, молодые англичане просто выросли в классе: раньше они не выдерживали конкуренцию с ровесниками из Нидерландов или Германии.

На Евро-2020 Англия привезла один из самых молодых составов – средний возраст 24,8 года (моложе лишь Турция и Испания). Главным звездам Англии – Стерлингу, Кейну, Пикфорду, Уокеру, Магуайеру – от 25 до 30. Когда начинались реформы, они погружались во взрослый футбол. Из игроков основы в полной мере они коснулись только Мэйсона Маунта.  

Но изменения застали молодые английские суперзвезды: некоторые из них поехали со сборной на Евро (и Саутгейта ругают за то, что он их редко использует), другие наверняка появятся в следующем цикле. Это парни, которые родились в 2000-м и позже: Мэйсон Гринвуд (на момент старта реформ – 10 лет), Джейдон Санчо (11 лет), Фил Фоден (12), Букайо Сака (11), Джуд Беллингем (9), Дин Хендерсон (12), Каллум Хадсон-Одои (11), Кертис Джонс (12). И это не считая 18-летнего Джамала Мусиалу из «Баварии», который воспитывался в английской системе, но выбрал Германию.

За поколением двадцатилеток нет провала. Весной 2021-го The Athletic выпустил гайд по самым перспективным молодым игрокам АПЛ: из них 13 – англичане.

В 2013-м новый глава ФА Грег Дайк обозначил амбициозные цели реформ – выйти в полуфинал Евро-2020 и победить на чемпионате мира в Катаре. Cаутгейт уже перевыполнил план, но даже если сегодня не получится победить – никакой катастрофы. С таким поколением Англия будет фаворитом еще на многих крупных турнирах.

Почему так лихо играет Дания, а не мы? Пошаговый рассказ об их реформах (матчи без счета и лиги без таблиц до 13 лет)

Фото: Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos, Michael Regan, Oli Scarff, Alex Livesey, Catherine Ivill; globallookpress.com/Marvin Ibo Goengoer/GES-Sportfoto; premierleague.com; thefa.com