Эта Бельгия не просто «золотое поколение». В эпоху страха Мартинес построил прекрасную атакующую команду, которую запомнят даже без титулов
Колонка Вадима Лукомского.
Кажется, последний шанс бельгийского золотого поколения упущен. ЧМ-2018 позиционировался как его лучший шанс на трофей. Именно к этому турниру основная группа игроков подходила в пиковом возрасте. Такие настроения поддерживали и сами игроки.
«В 2014-м мы проводили первый большой турнир этим поколением. Во Франции в 2016-м был второй. В матчах на вылет очень важен опыт. С молодой командой трудно, даже если игроки очень талантливы. Сейчас почти все мы находимся в возрасте между 25-30. У нас появился нужный уровень зрелости. Думаю, это скажется в плей-офф», – рассуждал Эден Азар.
На ЧМ в России Бельгия прошла Бразилию, добралась до полуфинала, где проиграла будущему чемпиону, а потом взяла 3-е место. Это не провал (напротив, пиковое достижения за долгие годы), но, кажется, эта сборная была способна на большее.
Если ЧМ-2018 был лучшим шансом, то Евро-2020 казался последним реальным. У Бельгии вторая по среднему возрасту заявка, а на пресс-конференциях по ходу турнира Роберто Мартинес несколько раз употреблял словосочетание «последний турнир».
Неизбежная перестройка может получиться очень постепенной. И далеко не для всех звезд этот шанс окажется формально последним, но я не верю, что на ЧМ-2022 случится внезапный пик. Пик этой команды остался в 2018-м. На этом Евро они тоже были достаточно сильны, чтобы бороться с любым соперником (и матч с Италией – подтверждение), но уже ощутимо хуже себя 3-летней давности.
Например, пропали важные элементы, которые делали команду более гибкой. Показательная ситуация во вчерашнем матче: Италия вела в счете с 31-й минуты – такой сценарий обычно побуждает сильного соперника включать прессинг. Бельгия получила шансы за счет других сильных сторон, но на высокое давление оказалась банально неспособна (а с ним было бы больше шансов вернуться в игру). Неудивительно, когда центральным защитникам 101 год на троих (нет скорости для игры с высокой линией).
Глобально команда все еще в порядке (не выпадет из группы элитных сборных), но постепенный регресс продолжится. А новое поколение, вопреки яркости, которую вчера показал Жереми Доку, пока не готово. Именно поэтому важно осмыслить место этой команды в истории.
По-моему, золотое поколение Бельгии себя реализовало, пускай и закончит без большого трофея. Нереализованная команда осталась в июле 2016-го, когда они вылетели от Уэльса. Вернее даже не команда, сборище звезд в заявке Марка Вильмотса (кстати, он последние 2 года без работы после увольнения из сборной Ирана).
А вот Бельгия после 2016-го смогла стать командой. Отличия в данном случае удобнее всего распознать не на контрасте с Бельгией Вильмотса (тут все будет пугающе очевидным), а на фоне другого золотого поколения без побед – английского.
Англия Бекхэма, Джеррарда, Лэмпарда, Руни, Оуэна в 2000-х тщетно пыталась что-то выиграть на голом таланте, но так и не стала настоящей командой. В прямом смысле слова. Принципы игры и сильные стороны менялись от матча к матчу (и это не было контролируемым процессом). Узнаваемым был лишь состав.
Вы помните о том, как эти футболисты играли вместе? Именно детали, а не голый факт существования проблемы размещения Лэмпарда-Джеррарда или легендарные байки, как игроки перед Евро-2004 пошли группой к Свену-Йорану Эрикссону, чтобы попросить отложить трудные схемы до лучших времен и вернуться к 4-4-2? Нет, не помните, потому что у той Англии не было стиля и команды – только базовая организация, почти безграничная свобода звезд и очень много индивидуального таланта.
Бельгия Роберто Мартинеса – полнейший антипод. Они стали сборной с самым узнаваемым стилем в мире.
Мартинес эффективно эксплуатирует схему 3-4-3, где фланги настолько смело устроены, что в качестве латералей часто выходят номинальные вингеры. Он научил команду классно распасовывать от защитников в испанском стиле. Отыскал пару оригинальных ролей для Кевина Де Брюйне, в рамках которых он вообще не выпадает из командной химии. Дал капитанскую повязку Эдену Азару, который показывал за сборную класс даже в самые темные мадриские времена.
Смелая схема, четкая позиционная структура, яркость звезд в рамках системы – эта Бельгия узнаваема и прекрасна. «Наша истинная сила в жертвах, на которые пошли абсолютно все, чтобы стать командой. Командой, которая играет первым номером, верит в свой талант, хочет атаковать и забивать», – подытожил Мартинес в 2018-м.
Бельгия до 2016-го – карикатурное золотое поколение худших образцов. Сборище игроков, которые достаточно хороши, чтобы отбираться на любой турнир, но теряются при виде первого серьезного соперника.
Об этом в 2017-м осторожно говорил даже сам Мартинес: «Сейчас мы работаем над тактическими деталями. Мы думаем об этом больше, чем об ожиданиях и восприятии команды. Это золотое поколение – очень сильное, но статус «золотого поколения» сам по себе не выигрывает футбольные матчи».
«Испания преподала мне футбольный урок: как раз против нее был мой первый матч в качестве тренера сборной Бельгии – 0:2. Тогда я понял, что у нас впереди много работы. Просто выпустить на поле талантливых игроков недостаточно. Это был грустный вечер. После него пришлось поменять схему», – объяснял тренер.
Процесс, запущенный Мартинесом с тех пор, привел к рывку на первое место в рейтинге ФИФА на последние три года. Это не замена реальным достижениям, а к самому рейтингу полно вопросов, но это важный индикатор стабильности. Именно для оценки прогресса (в самых общих чертах) рейтинг годится.
«Истинное наслаждение я получаю от процесса переноса клубных методов в сборную. Прогресс команды – настоящая награда для меня и тренерского штаба. Мне приятно работать с игроками ежедневно и разделять с ними эмоции», – рассуждал тренер.
Эта Бельгия – точно больше не сборище игроков. Они выбивали ярчайшую (до встречи с Бельгией) Бразилию с ЧМ-2018 и лишили Португалию права на защиту титула чемпиона Европы. Вылетали от чемпионской Франции и великолепной (пока только так) Италии. Все это – оставаясь командой.
В эпоху, когда на уровне сборных правит страх (последние победители Евро и ЧМ – Португалия и Франция), Мартинес действовал иначе. Предпринял неудачную попытку переписать правила игры, попутно построив классную команду.
Почти всегда его Бельгия была настолько атакующей, что мы даже перестали удивляться выходам Торгана Азара, Янника Карраско и Насера Шадли слева в обороне и идеальным по Марсело Бьелсе голам. («Идеальный гол Бьелсы – это когда один крайний защитник навешивает или простреливает, а другой – замыкает», – объяснял работавший с ним в «Атлетике» Андер Эррера). Пик этого элемента у Бельгии случился в одном матче квалификации: латераль Тома Менье сделал хет-трик и отдал четыре голевые передачи.
Тактическая гибкость и адаптации под соперников у Мартинеса тоже были, но его главный адаптивный прием – использование Де Брюйне в качестве ложной девятки с переводом Ромелу Лукаку на правый фланг. Это ход для матчей, где больше контратак, но даже он заточен под атакующие действия – отвечает на вопрос, как вскрывать конкретную слабость соперника, а не как адаптироваться под него в обороне.
Неправильно пафосно сказать, что эта Бельгия была слишком хороша для своего времени и поэтому не выиграла (точно не после матча с Португалией – она тоже может выигрывать через страх, просто делала это реже остальных).
Не было умышленного размена принципов на результат. Стиль и результат – связанные вещи, а Бельгия отчаянно нуждалась в большой победе. Просто они не случаются по заказу – особенно в турнирах, которые решаются в плей-офф из одного матча. Построить сильную команду – лишь одна галочка в длинном списке вещей, которые должны сойтись. Увы. Главным достижением этого поколения, вероятно, останется бронза ЧМ.
Возможно, легким утешением может служить тот факт, что вчера они уступили дорогу максимально стильной Италии. Италии, которая впервые в своей истории настолько явно играет в атаку. Италии, тренер которой назвал Бельгию «лучшей сборной мира» (и, возможно, поверил, что так ярко можно играть со сборной в том числе из-за Бельгии-2018).
Кажется, времена на уровне сборных меняются (правда, Гарет Саутгейт не предупрежден – и может усыпить стильную революцию). Иронично: Мартинес оказался безнадежным романтиком для времени расцвета золотого поколения (2016-2021), а новое время, где он не затеряется, он встретит без суперпоколения (или с ним, но на совсем явном спаде).
Печальная история, которую при всем желании не вписать в парадигму «провал/триумф». Между двумя крайностями есть масса более точных оценок. Бельгия – прекрасная команда, которая, кажется, не выиграет большой турнир.
Кстати, большой миф, что таких быстро забывают. Здесь даже необязательно приводить каноничный контраргумент – Голландию-1974-78, которую помнят лучше, чем чемпионов этих лет. Достаточно просто передать привет Чехии-2004 или Италии Антонио Конте.
Не каждое золотое поколение – прекрасная команда. Не каждая прекрасная команда – чемпион. Бельгия Мартинеса застряла в статусе просто прекрасной команды.
Фото: Gettyimages.ru/Jose Manuel Vidal – Pool, Dan Mullan; REUTERS/Stuart Franklin; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, Igor Russak/dpa
2. Бельгия создала 2 голевых момента в первом тайме, когда вытащил Доннарумма суперсейвами, и 2 стопроцентных во втором тайме. Как "унылая ничтожная бесхарактерная команда неудачников" смогла создать ЧЕТЫРЕ голевых момента у ворот лучшей обороны мира прямосейчас? При травмированном передвигающимся пешком де Брюйне?
3. Если бельгийцы выпнули с турнира португальцев вместе с их примой, это не значит, что теперь всем её истеричным фанатам нужно поливать грязью отличную и очень мощную сборную Бельгии.
А Аргентина с Месси что выиграла? А Бразилия с Неймаром? А Италия в последние 15 лет? А Англия?
В мире десяток сборных, каждая из которых претендует на Евро/ЧМ.
Нормально это поколение себя проявило: бронза ЧМ-18 отличный результат.
Они атаковали только никчёмную сборную России, а в остальных случаях трусливо ждали контратаку