11 мин.

Записки селекционера. КАК НЕ ОСТАВАТЬСЯ ЧУЖИМ НА ПРАЗДНИКЕ ЖИЗНИ?

                                     Непостижимая задача  для российского футбола

 

 Последний пост я писал на фоне разочарований, вызванных мартовским провалом молодежной сборной России, что предопределило пессимистический настрой статьи. И тут, в аккурат к подготовке нового материала для блога, подоспело фиаско главной сборной России на чемпионате Европы. Не то, чтобы оно стало неожиданностью, но как это было, безвольно, беспомощно, явилось последним мазком к скудной картине современного российского футбола. Сейчас вокруг этого провала гвардейцев Черчесова кипят страсти, звучат крики «Позор!», игроков смешивают с грязью, но если оставить эмоции, то ничего сверхъестественного не произошло. Уровень мастерства футболистов, увы, уступает уровню игроков не только лучших команд турнира, но и более скромных участников Евро. Проявить себя лучше можно было только за счет сумасшедшей физической подготовки и невероятной самоотдачи, игры изо всех сил, как это было на последнем чемпионате мира. Но все эти компоненты не выстрелили, точнее, их не оказалось в арсенале сборной. Эпитафией к бесцельному брожению российских игроков по зеленому полю будет цитата из «Золотого теленка»: «Мы чужие на этом празднике жизни».

 Рецептов для выхода российского футбола из тупика нет. Да и некому их дать. Идти по европейскому пути в нынешней политической и экономической ситуации невозможно. Самое печальное в том, что нет профессиональных и интеллектуальных ресурсов. Да и не может быть их в стране третьего мира, в ряды которых стремительно падает Россия. Третий мир, это не только слабая экономика, но самое страшное, потеря людьми чувства реальности, неспособность называть вещи своими именами, неумение отличить черное от белого. Или готовность называть черное белым, если это надо.

 В нашем футболе даже редкие футбольные оазисы, возникшие по причине огромной властной заботы об отдельном клубе («Зенит») или из-за удивительного, фанатичного, талантливого частного владельца («Краснодар»), только подчеркивают полный развал футбольного хозяйства страны. Санкт-Петербург и Краснодарский край по количеству населения примерно сопоставимые величины, 5,5 млн и 5,7 млн соответственно. Сопоставимы они и в футбольном плане: один процветающий клуб на регион и выжженная пустыня вокруг. В полном шоколаде «Зенит»: безудержное финансирование, развивающаяся академия и вокруг убитый в футбольном смысле Санкт-Петербург. Сколько футбольных манежей есть в таком огромном городе со скверным климатом? Три, один из них зенитовский, другой СШОР «Зенит». Стыдно даже сравнивать с Исландией, где населения в 15 раз меньше, чем в городе на Неве, а футбольных манежей в 10 раз больше. Сколько сильных футбольных школ? С натяжкой две, обе вышеупомянутые. Другие не могут дать настоящее футбольное образование, а в элитные с питерскими расстояниями не наездишься. Вот бы «Газпрому» позаботиться о строительстве манежей, а их должно быть в городе минимум два десятка, футбольных полей по всему Питеру, но у него неотложное финансирование немецких, сербских футбольных клубов, понты в УЕФА и Лиге чемпионов.  А местная власть ни по способностям и желаниям своим, ни по бюджету не потянет такое дело, как забота о спортивном будущем детей. На помпезные «Алые паруса», которые по последствиям могут дать жуткий всплеск заболевания ковидом среди выпускников школ, ума хватило. Хотя эту показуху вряд ли сделали от большого ума…

 Условия «Краснодара» и его академии, это вообще отдельная страна, отдельный мир, которого просто не могло быть в России, если бы в 1967 году в Лазаревском не родился Сергей Галицкий. Видимо это уникальное место для рождения людей, которые приближают будущее футбола. Могу скромно сказать, что именно в августе этого знаменательного 1967-го я тоже там был, тогда 12-летний, вместе с мамой отдыхали в Лазаревке, в Солониках. Можно сказать, я предчувствовал такое знаменательное событие, как рождение СНГ, иначе зачем бы мы туда поехали, мест для отдыха на Черноморском побережье предостаточно. Это я отвлекся, извиняюсь. Остальная территория страны, увы, пока просто белые пятна в этом отношении. За редчайшими исключениями. Такими же белыми пятнами в развитии футбола покрыта вся территория огромного Краснодарского края. Футбол мертв и в Новороссийске, и в Сочи (политпроект здесь не в счет), и в Армавире, и в Майкопе, и в Анапе. Эту картину оживляют лишь районные филиалы академии «Краснодара», но там дети занимаются только до 12 лет, а потом могут идти в поля, правда не футбольные.

Но, несмотря на такие возможности, и академия «Зенита», и академия «Краснодара» не могут похвастаться воспитанниками со своего региона. Поэтому заметно усиливают селекционную работу. Наверное, ни одна из академий в России за последнее время не сделала такой упор на селекцию: мощную, агрессивную, всеохватывающую. В «Зените», так совпало, что приходом в систему клуба Андрея Аршавина многое изменилось в академии: значительно выросли возможности интерната, много положительных изменений в тренировочном процессе, особенно заметен мощный рывок в селекционном отделе академии. Сегодня в его штате 8 селекционеров, причем достаточно квалифицированных, и поигравших, и потренировавших в свое время. Отсюда огромный охват соревнований разного уровня и в разных регионах. Я, например, отчаялся приехать куда-то и не увидеть скаутов академии «Зенита». В феврале еду в Красноярск, сидят смотрят, затем смотрю финал Сибири в Новосибирске- и там бдит селекционер «Зенита», а далее в Волгограде, Ярославле, Ессентуках, Крымске минимум один или сразу два селекционера из питерской академии. Если учесть, что кроме штатных селекционеров у них есть представители на договоре практически во всех регионах страны, причем из числа очень опытных знающих тренеров, то возможности получения информации, просмотра ярких ребят на местах возрастают в разы. Это уже заметно по многим очень талантливым юным футболистам, привезенным в академию «Зенита» за последние год-полтора. Кроме того, шансов бороться за хорошего игрока даже на детско-юношеском уровне у соперников «Зенита» становится все меньше и меньше. Банально: даже здесь клуб денег не считает. Суммы от 10 до 20 миллионов рублей за 14-15 летнего игрока питерцы выкладывают легко. В свое время за такие деньги был приобретен у «Локомотива» Щетинин Кирилл 2002 года рождения, в этом году сопоставимую сумму выплатили Курску за Никиту Хвата 2007 года рождения. Кто-то скажет, что парня поменяли на новое футбольное поле, но суть не меняется, сделка на астрономическую для детского футбола сумму. Но не для «Зенита».

 Не будем далее говорить об мощном административном ресурсе клуба и о «каких-то околофутбольных вещах», работающих в пользу «Зенита», как недавно выразился простодушный Виталий Леонтьевич Мутко, это больше к «Зениту» в РПЛ относится. У академии «Зенита» сегодня вырисовывается большое преимущество в селекции именно за счет хорошо поставленной работы, грамотных специалистов, как в штате, так и на договоре, беспроблемного финансирования поездок селекционеров на любые турниры, ну, и возможности платить деньги за любого талантливого игрока. Поэтому как минимум в этом направлении у академии «Зенита» очень уверенное будущее. Да и команды почти всех возрастов реально прибавили. В этом году 2005 и 2007 стали чемпионами России, не добрался до медалей 2006, но, уверен, слабые позиции выявлены, скоро будут изменения, придут более сильные игроки.

 «Краснодар» тоже постоянно наращивает уровень и темпы селекционной работы. Увеличен штат селекционеров академии до 6 человек, развиваются новые интересные методы, например, проведение дней открытых дверей в разных регионах России. Это и популяризация бренда клуба, возможность увидеть интересных ребят на местах, расширение контактов и тд. То, что я когда-то с трудом пробивал в академии, например, зачисление очень перспективных детей до 12 лет, на год младше интернатовского возраста, конечно, в очень небольшом количестве, может быть 3-5 человек в год, теперь решено в полном объеме. Зачисляются 11-летние, в школе официально сформирован пятый класс. Говорят, рассматривается и детсадовская группа, а также возможность изучения беременных женщин для определения способностей к футболу еще до рождения ребенка. Может, шутят…

 Заметно изменен и улучшен формат проведения дней открытых дверей, которые раньше в «Краснодаре» напоминали прогон толпы на скорости 300 детей в час. Сегодня это минимум двухдневный просмотр, с отбором, продолжением просмотра и т.д. Думаю, не только это помогает академии «Краснодара» привозить перспективных юных футболистов со всей страны. Такое наращивание селекционной работы, увеличение ее объемов и направленности говорит об определенных изменениях во взглядах владельца клуба. Раньше он мог снисходительно бросить селекционеру: «Скоро ваш отдел будет не нужен, наша базовая школа подготовит ребят в полном объеме». Теперь ясно, не получилось с базовой школой, зато селекция выручает. Впрочем, о том, как в «Краснодаре» менялся подход к селекции, вы сможете прочитать в более ранних статьях моего блога.

 Но очень интересны и другие, может быть не такие заметные метаморфозы подхода к селекции. Этот клуб всегда был известен непримиримым отношением к агентам, категорически не попускал их в академию, запрещал игрокам общение с этими проходимцами, оговорился, представителями футболистов. Ну, тоже на букву «П». Вспомните, скандалы с контрактами Игнатьева, Сулейманова, где зачинщиком, по мнению руководства клуба, был агент Агузаров. Такое отношение к их профессии изрядно расстраивало футбольных агентов. Некоторые из них высказывались на эту тему публично, как, например, нынешней весной известный представитель футболистов Тимур Гурцкая: «Краснодар» не может найти у себя молодых игроков, не смог воспитать футболистов за столько лет… Значит у Галицкого где-то есть люди, которые неправильно ему доносят информацию… Не хочу ничего рекомендовать Галицкому по поводу тренера. Он считает, что я вообще не разбираюсь в футболе. Пускай сам разбирается на 9-м месте и дальше проигрывает «Спартаку» 1:6, если ему это нравится». Такие вот жесткие слова, думалось, вряд ли понравятся Галицкому. Но, похоже, он все-таки забоялся остаться на 9-м месте без рекомендаций известного агента и решился к нему прислушаться. Говорят, что близкий к Гурцкая человек принят на работу в систему клуба. Говорят, что близкий, а принят точно. Наверняка хороший специалист в селекции. И вот вскоре в команду 2004 года рождения (теперь уже ЮФЛ-1) зачислен Андрей Стефанишин, в минувшем сезоне проведший 20 матчей в ЮФЛ-2 за московский «Локомотив». Конечно, это просто совпадение. Мальчик всю жизнь мечтал играть за «Краснодар», еще будучи игроком УОР-5, откуда уехал в Москву, поиграл в «Локомотиве» и сам ушел, чтобы воплотить детскую мечту. Его, жалобно скулящего у забора академии, заметили, пожалели и пригласили в «Краснодар». А может не сам ушел, а отчислили. Неважно, главное, он сделал шаг к своей мечте. И важно, что теперь дела у «Краснодара» пойдут в гору.

 Таковы реалии детского футбола. Все методы, возможности, деньги, административный ресурс для того, чтобы пополнить ряды своей академии самыми сильными игроками. Другие клубы тоже хотят этого, но их возможности, а главное, реальные действия, несоизмеримы с возможностями и мощной пробивной силой «Зенита» и «Краснодара». Недавний лидер в селекции московский «Спартак», похоже, переживает не лучшие времена. Процесс оптимизации, затеянный менеджментом клуба, не лучшим образом сказался на селекционной работе академии. В штате осталось всего два селекционера, ушли хорошие опытные специалисты, и сегодня академии им. Федора Черенкова просто физически невозможно просматривать турниры в разных регионах. Двум селекционерам просто не провернуть такой объем работы. Раньше в «Спартак» везли детей родители, сами с детства болеющие за «Спартак», этого объема хватало, потому что армия поклонников команды огромна. Но сегодня все меньше и меньше родителей, да и самих детей привлекает возможность играть за ромбик с буквой «С» на груди. Все, футбол из любви к футболу заканчивается. Сегодня с ранних лет у детей в мечтах не игра за любимую команду, а суммы контрактов. Это в конечном итоге и убивает в них футболистов. Мой давний друг, большой в прошлом игрок еще великого бесковского «Спартака», а ныне тренер, с удивлением и горечью говорит, что в 14-15 лет нынешние ребята обучены даже лучше них, мальчишек 70-х годов, умеют и знают в футболе больше, технически лучше подготовлены, но футбол как игру не любят. Для них нет авторитетов, в самом плохом смысле этого слова. Они не уважают тренера, чуть оперившись могут критически оценивать его работу (вспомните знаменитого «тренеришку» Дзюбы). Главное, они думают только о тех благах, которые посыплются на них, таких талантливых. Деньги, контракты, выбор агента, который им это все обеспечит. И футбол заканчивается. Умея в 15 лет уже многое, они потом не прогрессируют, останавливаются в росте. Именно в переходный к взрослому футболу период, когда нужно пахать, добиваться места в составе, они огромную часть времени и сил тратят на выбивание условий. Слово «условия» сейчас для игрока важнее всех футбольных терминов. Конечно, не только в этом причина деградации игроков. Огромной проблемой является и качество работы тренеров, уровень которых в России оставляет желать лучшего. И жадность менеджмента некоторых клубов, заставляющих игроков подписывать договора с нужными агентами. И сами агенты тоже не способствуют прогрессу игроков. Многим достаточно тех денег, которые они заработают на переходах, на выбивании условий. По-настоящему выстраивать карьеру футболиста умеют очень немногие из них.

 Уродливо выстроенная система российского футбола с огромными деньгами, которые платят в лучшем случае полуфабрикатам, а не футболистам, сама развращает игроков, делает из них только потребителей, берущих, а не дающих.

Изменившиеся приоритеты в обществе, где многие вещи, казавшиеся естественными и жизнеполагающими, заменены фальшивыми ценностями, тоже меняют менталитет людей, а уж подрастающего поколения в первую очередь. Когда мы молодежкой и главной командой с треском проигрываем сборным Дании, уместно оценить путь каждого датского и нашего футболиста. Труд, преодоление жизненных невзгод, долгое время игра условно за обед и как награда хорошая карьера и успех в сборной- это у датчан. И благополучное существование в академии(«Спартака», «Зенита», Краснодара», «Динамо» и пр), хороший контракт в 17-18 лет, капризы при выборе команды- это у россиян. Разный путь-разный уровень. При небольших зарплатах юные датские игроки-футболисты; при жирных контрактах юные российские- колхозники (да простят меня славные труженики сельского хозяйства).

 В каждой российской футбольной академии есть свои плюсы и минусы в селекции. В «Локомотиве» сейчас очередная перестройка после очередных кадровых потрясений; «Динамо», обладая большими финансовыми и организационными возможностями, пока не набирает ход; ЦСКА и «Чертаново» скромничают, исходя из своих тоже скромных возможностей.

 Но везде, даже в лидирующих в плане возможностей в селекции «Зените» и «Краснодаре», одна беда. На выходе получаются игроки для внутреннего пользования. Только для российского чемпионата. Игроки средние, которые и этот средний чемпионат не делают сильнее. И уже не интересно смотреть это действо под названием российский футбол. И писать о нем. Пусть пишут журналисты, они за это получают деньги.