12 мин.

Записки селекционера (продолжение) СВОБОДУ ЮРИЮ ДЕТОЧКИНУ!

                                           

 

 Настоящие произведения искусства с годами не теряют своей актуальности. К таким шедеврам относится и фильм «Берегись автомобиля».

 

 Вот незабываемая сцена в суде.

Наконец суд вызвал самого важного свидетеля Максима Подберезовикова.

- Я понимаю, товарищи судьи, перед вами сложная задача: Деточкин нарушал закон, но нарушал из благородных намерений. Он продавал машины, но отдавал деньги детям.

Он, конечно, виноват, но он … не виноват. Пожалейте его, товарищи судьи: он очень хороший человек.

Голос из зала (директор страховой компании, где работал Деточкин) - И отличный работник!

Уверен, что ни у одного из зрителей этого бессмертного фильма ни разу не возникло негатива и осуждения Деточкина: только сочувствие и огромная симпатия. Наверное, даже закоренелые казнокрады не были на стороне своих киношных подельников, а так же, как и все, желали свободы Юрию Деточкину.

 На спортивном ресурсе вроде не принято заниматься кинокритикой, поэтому плавно переходим к предмету нашего разговора, к реальному судебному процессу, где сегодня в роли Юрия Деточкина выступает бывший директор футбольной школы «Чертаново» Николай Юрьевич Ларин.

 Следствие обвиняет его в мошенничестве. Нарушал ли Ларин закон? Наверное, нарушал. Он сам объяснял, зачем нужно было завышать численность игроков: при нынешнем уровне субсидий от государства на одного молодого футболиста выделялось 27 тысяч рублей в год на все-социальные выплаты, налоги, обслуживающий персонал, работу тренера. Это означало, что зарплата тренера, занимающегося с группой в 20 детей, не будет превышать 15 тысяч рублей в месяц.

 «Выхода два: либо тренировать сразу человек сто и не думать о качестве, либо завышать число учащихся для нормальной работы с теми, кто реально ходит на тренировки, - объяснял Ларин. - Есть, конечно, еще один вариант, когда родители доплачивают тренеру. Но тогда они и будут управлять процессом, а самые талантливые ребята уйдут в другие школы. Кроме того, мы не могли позволить, чтобы не очень обеспеченные родители отдавали последнее, это принципиальный момент. До того, как я стал директором «Чертаново», брать с них деньги за сборы, экипировку и так далее было распространенной практикой. Поэтому и выбрал вариант со списками».

 Об этом же говорят и свидетели защиты.

 Леонид Слуцкий, ныне главный тренер «Рубина», бывший тренер ЦСКА и сборной России:

- Наша система, которая выделяет средства на развитие футбольных академий и школ, несовершенна. Например, чтобы тренер 12-летних детей имел зарплату 40 тысяч рублей, ему нужно тренировать чуть ли не 200 детей. Ты или будешь соблюдать все нормы и работать в никуда, потому что никогда у тебя спортивных результатов с этими нормами не будет. Или же, соответственно, пытаться как-то внутри этих норм изыскивать определенные возможности для того, чтобы эффективность работы была выше. Даже я могу вам сказать честно, что когда работал в государственной школе, у нас практически все тренеры вели «левые» журналы, писали «мертвые души», чтобы какая-то была минимальная оплата труда…  Это был единственный способ. У меня тоже были «мертвые души». Для людей, работающих в футболе, это не новость.

Я рассказывал в суде о своем опыте работы в детском футболе и об опыте функционирования в своей собственной академии, школе от Министерства спорта РФ, функционирующей по федеральным стандартам. Сказал о том, что по стандартам невозможно подготовить квалифицированного футболиста. То, в чем обвиняется Николай Ларин, -это что он попытался максимально адаптировать систему под подготовку игроков. Скорее его опыт нуждается в изучении, чем в осуждении и наказании.

 Слуцкий выступал на суде в защиту Ларина, но немало футбольных людей в прессе высказывались об этом деле.

Почетный президент РФС Вячеслав Колосков:

- Я не судья и не прокурор… Николай Ларин-один из лучших руководителей в области футбольных школ. Он профессиональный человек, который сумел из любительской школы «Чертаново» сделать большой клуб и футбольную Академию. В этой школе воспитывается огромное количество футболистов хорошего уровня…. Если Ларин сядет, то мне будет очень жаль.

Борис Игнатьев, заслуженный тренер РСФСР:

- В поле зрения наших органов попал человек, который столько сделал для наших детей. Он из ничего создал академию, он вложил столько труда! Если посчитать, сколько игроков из этой академии вышло в свет, точно не хватит пальцев. Думаю, что во всех школах происходят такие вещи, когда нужно деньги доставать, чтобы выезжать в поездки, организовывать турниры.

Наверное, есть недоброжелатель. Думает, что если бы он был на его месте, то наверняка все было бы даже и лучше.

Анатолий Воробьев, бывший генеральный секретарь Российского футбольного союза:

- В «Исповеди» Святой Августин говорил, что мучения даются грешнику в качестве наказания, а праведнику в качестве испытания. Я, безусловно, считаю Николая Ларина футбольным праведником. «Чертаново» - это был один из наиболее эффективно функционирующих футбольных институтов России ХХI века. Сам Ларин входит в топ-10 наиболее эффективных футбольных менеджеров. Он оказался некой жертвой гибридной войны между стейкхолдерами (заинтересованными людьми, имеющими влияние -прим.) российского футбола. Наша судебная система должна внимательно изучить все аспекты этого дела.

Сам суд, несколько его заседаний повергли в шок многих наблюдателей, в первую очередь, футболистов, воспитанников «Чертаново», при возможности приезжающих поддержать своего любимого директора. Шок от явного обвинительного уклона прокурора, но в большей степени от поведения на суде представителя (представительницы) Москомспорта, организации, в состав которой входила футбольная школа «Чертаново». Эта дама была больше похожа на прокурора, чем свидетеля от потерпевшей стороны. Хотя потерпевшим Москомспорт можно было назвать с большой натяжкой. Они выделяли средства бюджетным спортивным школам и это самое завышение числа учащихся, в котором обвиняется Ларин, сочли ущербом для себя. Однако на суде озвучивались суммы, которые перечисляло «Чертаново» в Москомспорт, немалые деньги, вырученные за продажу футболистов в команды российской Премьер-Лиги. А это десятки миллионов рублей! Более 250 миллионов! И деньги продолжают поступать от каждой перепродажи игроков «Чертаново»! Ничего не было сказано об устаревших и просто беспримерных по тупости нормативах, по которым живут футбольные школы. Трудно поверить, что в Москомспорте не догадывались, что ВСЕ спортивные школы нарушают эти нормы и инструкции. Если не понимали этого, то уровень этих чиновников как раз соответствовал уровню этих нормативов.

 Возможно, они сами пытаются жить по этим документам и тогда успех гарантирован. Просто для примера расскажу о том, как Министерство спорта России проводит Спартакиады. Обо всех видах спорта судить не берусь, но вот как они проводят эти соревнования по футболу, сам видел. В 2021 году в Тамбове и в 2022 году в Крымске проходили Спартакиады регионов по футболу среди футболистов 2006 и 2007 годов рождения соответственно. Видимо Министерство спорта решило проводить их в строжайшем соответствии с действующими инструкциями. По этим нормам командам вообще не была предоставлена вода, вообще - от слова совсем. Ни одной бутылочки питьевой воды! Оплата судьям (проезд, проживание, питание, гонорары) была такой минимальной, что на эти турниры смогли доехать судьи только из этих регионов. И непосредственно с питанием судей были проблемы. Они опять же решались в Тамбове силами академии футбола, а в Крымске хозяевами базы. Я уже не говорю о чисто организационных моментах: календарь игр не был опубликован до первого дня турнира; текущей информации о ходе турнира на сайте Минспорта не было. Все эти, мягко говоря, недочеты устраняли на месте представители Тамбовского спорткомитета и базы «Гигант» в Крымске и родители, которые закупали для своих команд питьевую воду. Скажете, вроде мелочи, ведь соревнования проведены, медали вручены, российский футбол под руководством Минспорта сделал очередной шаг вперед? Пусть так, но почему-то стыда за эти «мелкие» недочеты на лицах чиновников не заметно. Как и не видно желания изменить устаревшие, глупейшие инструкции и нормативы. Снова слово Леониду Слуцкому:

- Я бы очень хотел, чтобы это дело стало отправной точкой в изменениях федеральных стандартов в школах. Когда я глубоко погрузился в эту тему и открыл собственную школу, у всех своих более опытных коллег спрашивал: «Привлекали ли вас когда-нибудь к разработке федеральных стандартов? По существу: стандарты-это методика, сколько должны тренироваться дети, как часто, на какие турниры выезжают, на какие не выезжают. У нас у всех, кто сталкивался с детским футболом, мечта: найти человека, который придумал эти федеральные стандарты, зацементировать его в тазик и в воду скинуть…

Я живой пример того, как эффективно можно работать в частной школе и неэффективно работать в государственных школах, потому что федеральные стандарты не позволят человеку даже научиться ходить нормально, не то, чтобы уже в футбол научиться играть. Мы должны бить в колокола и говорить о том, что федеральные стандарты устарели и надо переходить к современным методикам для более эффективного использования государственных средств в футболе.

Скорее всего Москомспорт знал, что ВСЕ футбольные школы, как минимум те, кто хочет реально воспитать хороших спортсменов, нарушают утвержденные нормативы, завышают число футболистов, ведут левые журналы. Знал, но закрывал на это глаза. Почему же именно в деле Ларина они вдруг прозрели?

 Если говорить, что именно Москомспорт инициировал проверки и уголовное дело, то реальна возможность завода на «хлебное место» своего человека. А что, если от «Чертаново» шли такие денежные потоки от продажи игроков, то пусть их теперь контролируют свои кадры. Кумовство в России-великая движущая сила. Это одна версия.

 Но вероятнее, вернитесь чуть назад к небольшому выступлению Бориса Игнатьева, «наверное, есть недоброжелатель». Опытный тренер не ошибся, недоброжелатели были и именно они скорее всего инициировали этот процесс. Зависть, жадность, мщение-вот движущая сила этого дела. Об этом же в своем интервью говорит и Анатолий Воробьев(см.выше), считая Ларина жертвой  схватки влиятельных людей.

 Успехи «Чертаново» одних радовали и восхищали, а у других вызывали жгучую зависть. К Ларину приходили агенты, люди, называющие себя юристами, представителями игроков и предлагали поделиться, получить возможность подписать воспитанников «Чертаново». После отказа одни пытались вылить на Ларина ушат грязи, с помощью прикормленных журналистов размещая заказные статейки, другие же, имея связи в различных силовых структурах, организовали травлю и в конце концов возбуждение уголовного дела. Это другая версия.

 Есть еще и третья, говорящая о чрезвычайной бдительности наших внутренних органов, которые жестко пресекают любое нарушение закона. Одним словом, как в песне: «если кто-то кое -где у нас порой честно жить не хочет, значит с ними нам вести незримый бой, так назначено судьбой для нас с тобой, служба дни и ночи…». В кино про знатоков именно так все и происходит.

Версии на выбор, кому какая понравится.

 Но футбольным людям, тем кто радуется тому, как дети получают возможность стать настоящими футболистами, понятно, то, что делал Ларин со своими соратниками в «Чертаново»- не пример злоупотребления и мошенничества, а пример того, как можно в достаточно скромных условиях сделать обычную московскую районную спортивную школу одной из ведущих футбольных академий России. Как создать при школе профессиональную команду (не футбольную школу при команде!) – что вообще уникальное явление!, едва не ворвавшуюся в Премьер-лигу и все-таки давшую первой в России феноменальный результат- 11 воспитанников «Чертаново» одновременно были на поле в матче высшего дивизиона! Правда, свершилось это, когда чертановцы вместе с тренером Игорем Осинькиным уже надели майки самарских «Крыльев Советов». «Крылья Советов», «Спартак», «Химки», Ахмат», «Сочи», а теперь и сборная России-география присутствия чертановцев в высшем футбольном обществе расширяется.

 И все эти парни бесконечно благодарны Николаю Ларину, за то, что он сделал для них в профессиональном и человеческом плане.

Именно об этом на днях сказала Зарема Салихова, известная своим независимым мнением

«Я не знакома с Николаем Лариным лично, но то, как о нем отзываются игроки, сколько он сделал для российского футбола, продвижения сборной, не сделал ни один функционер.

Посмотрите, как он выглядит, он не тратил деньги на золотые Rolex и дорогие машины, а покрывал нужды своих футболистов. Просто государственная система подготовки футболистов изначально больна. Много ли таких директоров футбольных академий, которые выпускают столько футболистов? Назовите фамилии.

К ответу логичнее призвать тех, кто такие нормативы установил, и они до сих пор действуют.

Лучше обратить внимание на других функционеров, которые с легкостью тратят миллионные региональные бюджеты и миллиардные бюджеты государственных корпораций. Лучше займитесь ими, а Ларину дайте поработать и воспитать для сборной следующее поколение футболистов!

Выпускников «Чертаново» отличает не только то, что они талантливые футболисты, но и внутренняя порядочность. Они выходят оттуда воспитанными, с правильными жизненными ориентирами. С ними легко вести переговоры, они не выкручивают руки, прося бонусы за каждое касание мяча. Мне кажется, что выпускники Ларина в такие истории, как Кокорин или Широков, не попадут. Поведения «звездных мальчиков» и мажоров у игроков эпохи Ларина нет. Там был отбор не только по футбольным, но и по человеческим качествам.

Дело Ларина должность стать сигналом к немедленному реформированию системы подготовки государственных футбольных академий. Иначе идейные люди просто не пойдут работать в бюджетные футбольные академии»

Пожалуй, это одно из самых ярких выступлений в поддержку Николая Ларина. Обратите внимание, как Зарема говорит о выпускниках «Чертаново». И действительно, порядочность, воспитанность, уважение к своему любимому директору они проявляли и проявляют в эти трудные для него дни. Парни приезжают на судебные заседания, если есть возможность, с любой трибуны выражают Ларину слова поддержки, даже во время флеш-интервью в перерывах футбольных матчей. Посмотрите, что сказал Максим Глушенков: «…Ларин всегда делал все для команды. Николай Юрьевич всем помогал. Мы также всегда его поддерживаем, видимся, общаемся. Хочу выразить слова поддержки этому человеку. Если приговор окажется обвинительным, что это будет для меня? Шок, так же, как и для всех. А дальше уже посмотрим. Будем помогать ему»

Для них все, что связано с «Чертаново» не просто память, но и настоящее переживание за судьбу родного клуба, сегодня стремительно идущего по пути назад, к обычной районной футбольной школе. «За год без Ларина в школе развалилось все, -рассказывал Иван Ломаев в одном из интервью.-Сократили людей, бюджет урезали, соединили со «Сменой»… Заходишь туда будто в поликлинику, никакой атмосферы: все белое, синее, фотки убрали. И то не каждый зайдет: слышал, сейчас могут сказать, что ты не имеешь отношения к клубу и не пустить».

Сегодня у «Чертаново» нет интеллектуальных, кадровых и организационных ресурсов для нового движения вперед. Ушла идея. Сегодня она омертвела в рамках приказов, нормативов, инструкций. Есть большие сомнения в том, что в ближайшем будущем мы услышим о новых выпускниках академии в Премьер-лиге, хотя есть яркие ребята, например, в команде 2006 года рождения, но они вряд ли останутся в «Чертаново» до того времени, когда нужно будет переходить на высокий уровень. Пока школа живет прежним футбольным багажом, оставшимся от недавних блестящих времен, но и он иссякает. Впрочем, о судьбе «Чертаново» при новом руководстве - это отдельный разговор и вряд ли он состоится, потому что это будет только описание провала.

Прокурор запросил для Ларина четыре года и четыре месяца лишения свободы. На этой неделе суд предоставит Николаю Юрьевичу последнее слово, а затем вынесет приговор.

  Остается только мечтать, чтобы на суде выступил новый Максим Подберезовиков и сказал:

- Я понимаю, товарищи судьи, перед вами сложная задача. Ларин нарушал закон, но нарушал из благородных намерений. Он завышал число учащихся, но отдавал все полученные деньги на благо детей, для их развития. Он, конечно, виноват, но он… не виноват. Пожалейте его товарищи судьи. Он очень хороший человек.

- И отличный работник, - голос всего футбольного мира России.