7 мин.

Почему в России мало нормальных футболистов? Проблема не в лимите и не в инфраструктуре

Особняком в публичной рефлексии на тему недавнего вылета сборной с Евро стоит важная, но спекулятивная тема: детский футбол, тренировки, поля. В ближайшую неделю мы услышим рекордное количество высказываний на эту тему. В частности вопрос Путину на прямой линии содержал в себе замечательную конструкцию:

ВСЕГДА!

Ну, как в этой Германии, вон у них какая реформа случилась. Параллельным курсом этот Евро напоминает нам, что даже при супер-системе, краткосрочный результат может не впечатлять. Но сегодня не об этом. Люди, включающие футбол раз в год, рисуют себе картинку, как в компьютерной “Цивилизации”: вот мои города, я щелкаю мышкой “построить футбольную школу”, через несколько игровых ходов началось производство юнитов-футболистов, которые стройной шеренгой зашагали по дорогам. Юниты победили,  “Россия-Россия!” – скандируют трибуны.

Ba-Dum-Tss!

Остановитесь. Система подготовки футболистов. Игровая философия. Классные вечнозеленые поля. Улыбчивые тренеры, умеющие найти подход к самым сложным талантам, эдакие Робины Уильямсы из “Умницы Уилла Хантинга”...

Главный герой фильма – 20-летний вундеркинд, трудный подросток, за воспитание которого берется профессор математики.

“Умница Уилл Хантинг” рассказывает нам о математике, поэтому следующий тезис будет уравнением. Предположим, что “Молодые и перспективные игроки” – это перемножение нескольких переменных. Какую роль в уравнении займут идеальные газоны, красивые манишки и наличие вендинг-машины рядом с раздевалкой?

Стадион “Турбостроитель” до реконструкции – кажется, именно на таком играл Игорь Денисов. 

 

Ответ – какую-то незначительную. Поэтому одна из ментальных ловушек, в которые нас тянут популисты – за глянцевой инфраструктурой, красивой картинкой и карго-культом потерять само уравнение, отдав этим переменным слишком большое значение.

Что еще есть в этом уравнении? Выше были упомянуты: тренеры, философия, система подготовки и еще десятки факторов, о которых я забыл. Важны ли эти множители? Безусловно, да. Лежат ли они в основе уравнения?

Нет. В основе уравнения лежит количество детей, которые идут заниматься футболом – имея на то родительскую волю и поддержку. Или дети должны сами по окончанию детского сада привести себя в секцию? Министерство спорта приводит вот такие цифры на волне роста популярности футбола после домашнего ЧМ (дети, занимающиеся футболом, 5-18 лет): 2018 – 179 316 

2019 – 230 196

Выглядит не так и плохо, правда? ЧМ поднял волну, детей начали отдавать в футбол, стройные ряды юнитов начали появляться в городах и селах, вот-вот мы получим своих Лукаку, Стерлингов или хотя бы Дамсгардов, «Рукаку» останется только в народном фольклоре, ну а я закрою блоговый редактор Sports.ru и вернусь к привычным интерфейсам почты и Slack. 40000 новых потенциальных кадров! Ух! Обои от стен отклеиваются (с). До тех пор, пока не узнаешь, что в Германии в том же возрастном диапазоне занимаются

2 000 000 детей и подростков

Не уходя в сложные выборки, модели и прочую статистику – один год в Германии (например, 11-летки) – это все потенциальные футболисты России. “Вложиться в школы”, “купить детям мячи”, “пригласить Жозе” – все это не имеет никакого смысла до тех пор, пока мы умножаем эти переменные на критически маленькое (в масштабах того самого 147-миллионного населения) число.

На этом месте вы имеете полное право на меня наброситься с гневной тирадой о том, что система коррумпирована, школы стоят дорого, расположены далеко, в основу ставят только за деньги, а методики подготовки настолько плохие, что с детскими травмами не справляются больницы. Половина из этого – к счастью, всего лишь выдумка, другая половина – всего лишь вредные множители в нашем уравнении. 1/2, умноженная на 2 миллиона – это 1 миллион. Самый крутой мультипликатор за счет самых-доступных-футбольных школ никогда не приведет к сопоставимому количеству, если вы умножаете на него 200 тысяч. Может ли в таких условиях родиться классное поколение, как на Евро-2008? Можем ли мы, как Украина, выйти в 1/4 Евро? А упереться в группе смерти, как Венгрия? «Да», «Однажды», «Если повезет». Можем ли мы рассчитывать на системный результат? Кажется, нет.

Давайте по-честному. А вот если сделают, как в Германии? Если постелют идеальный газон даже в самой убогой дыре? Если всем новые манишки, арбитра и мячики как на Евро? Если бесплатный трансфер от двери прямо до кромки поля? Отдадите ребенка?

Ответом, думаю, будет уклончивое родительское “Посмотрим”. Заглянем в опрос Kelly Services.

Спорт в этом исследовании, увы, слит в одну категорию с развлечениями и искусством. Тем не менее, цифра довольно красноречива – совокупно, в этих отраслях хотели бы видеть своих детей только 8% респондентов. Столько же, сколько в архитектуре и дизайне, в три раза меньше, чем в IT. Думаю, если вычленить из этого именно футбол, то семей, мечтающих о ребенке-футболисте, примерно столько же, подумывающих о сыне-ландшафтном дизайнере или дочке-искусствоведе. “Не отдадим, потому что условия ужасные, все куплено и будущего нет.” – скажете вы. “Сделайте как в Европе и тогда посмотрим”. Но я не верю в рынки (даже государственные), где спрос не пересекается с предложением в точке равновесия. И где выстраиваются длинные очереди из мам и пап, но детей все еще гонят считать кочки старого “Турбостроителя”, дают один сдутый мяч на тридцать человек, а игровое время получают только дети богачей.  Статистику тут найти сложно, но уверен, что родителей, которые просто отказали своему ребенку в футболе кратно больше тех, кто хотел, но ужаснулся условиям или не попал в секцию. Футбол – это как танцы, не верите?

Данные Wordstat

Оттуда же

В всеми любимой Германии созданы прекрасные условия, дающие феноменальные мультипликаторы, но в основе уравнения – все еще родительская воля, а не призыв в футбол по достижению 5-летия. Потому что там футбол – регулярная национальная идея на 365 дней в году, а для нашего большинства – того, что включает футбол примерно раз в год – способ порадоваться популистским тезисам, побеситься и разойтись до следующего большого турнира. А детям.. Детям лучше пойти в  IT, ну или хотя бы поступить в шарагу.

Да, многим семьям не до футбола. Да, многие вообще не могут ничего себе позволить. Да, футбольная школа в очень многих местах такая, что лучше в нее вообще никого никогда не отдавать. И да, далеко не все дети хотят играть в футбол. Но 2 миллиона  – это же не 20 миллионов, правда? Этот блог – точно плохое место для нравоучений и морали, поэтому тем, кто уже дал шанс, часто вопреки обстоятельствам – просто хочу сказать спасибо.

Ну и немного личного.

В детстве я грезил футболом, но я был пухлым, поэтому как-то сразу понял, что футбол – не для меня. А вот мой друг Володя был – тощим, резким, с обводкой, ударом, что особенно стало выделяться по мере нашего взросления. В школе были какие-то локальные соревнования, после которых дядька-скаут с пожелтевшими усами (не чета немецкому-тренеру-в-вакууме) звал его не на изумрудный газон, а на лысое поле того же “Турбостроителя” и дальше было бы бесконечное “но” и “если” – но родители пресекли это на корню, сочтя, что комбинация нормального образования (школа с углубленным английским) с умением постоять за себя (секция Таэквон-до) и музыкальностью (чертов детский хор) – более твердая почва под ногами, чем этот ваш футбол.

Эх, Володя, кажется нас – теперь уже точно только зрителей – спасут только аномалии в уравнении. Выше нос! В честь того гола Дании, что ты не забил, потому что стал ученым, для нас играет пианино из музыкалки на “Елизаровской”:

Ma n’atu sole

Cchiù bello, oje ne’

‘O sole mio

Sta ‘nfronte a te

‘O sole, ‘o sole mio

Sta ‘nfronte a te

Sta ‘nfronte a te