О культурных различиях
Я сомневаюсь, что Луис Альберто Суарес проходил курс культурологии в ВУЗе, если вообще он учился в вузе. Он знает обычаи и традиции своей страны, но это не говорит о том, что он знает обычаи и традиции всех стран мира. А сколько из нас знает досконально традиции Уругвая? Что мы вообще знаем об Уругвае, об истории и культуре этой страны?
Хосе Леандро Андраде
Ещё в XIX веке белые переселенцы из Европы, в основном, из Испании, полностью истребили остатки индейского населения, итак немногочисленного, надо сказать. Здесь, в отличие от Парагвая, белые составляют подавляющую часть населения. Уже потом, когда сделать уже было что-то поздно, уругвайцы осознали свои ошибки, и открыли двери для других народов, в том числе притесняемых в своих странах по расовому признаку. Вспомнить хотя бы великого чемпиона мира и Олимпийских игр Хосе Леандро Андраде, чей дед был бразильцем, трудившимся на плантациях. Даже после отмены рабства в 1888 году положение негров в Бразилии было незавидным. У нас, в России, была похожая ситуация – отмена крепостного права привела к тому, что если раньше подневольные люди, хотя и эксплуатировались, были прикреплены к земле, на которой могли трудиться, то после освобождения они эту землю потеряли, потеряв возможность заработать на хлеб. Именно после отмены рабства часть негритянского населения Бразилии отправилась искать лучшей доли в Уругвай.
Исабелино Градин
Несмотря на то, что уругвайские индейцы были практически полностью истреблены (сейчас осталось лишь несколько тысяч человек смешанного происхождения), уругвайцы как уже единая нация восприняла тот самый воинственный дух народности Чарруа в качестве своей национальной идеи. В XVI-XIX веках чарруас, несмотря на значительное превосходство европейцев в численности и техническом оснащении, оказывали в местных битвах ожесточённое сопротивление захватчикам. Теперь представляющая Уругвай на международной арене сборная по футболу является олицетворением несгибаемой стойкости духа, борьбы до конца, до самого последнего судейского свистка. Футбол для Уругвая – это не просто вид спорта, это национальная идея. В мире нет другой нации, которая слилась бы с футболом так тесно, как это есть в Уругвае. Бразилия? Помилуйте! В Бразилии множество развитых видов спорта – волейбол, пляжные виды, автоспорт, баскетбол, теннис, единоборства. В Уругвае же есть футбол; и даже те, кто им не занимается, определённо, находятся «в теме». По статистике, 90 % населения Уругвая – футбольные болельщики.
Вожди Чарруа
Уругвай – маленькая страна, в которой есть сельское хозяйство, способное прокормить не только себя, но и заграницу; промышленность, ориентированная на внутренний рынок; а также непроизводственный сектор экономики – пожалуй, самый продвинутый во всей Латинской Америке, уж во всяком случае, пропорционально масштабам государства. Недаром Уругвай называют «Швейцарией Латинской Америки».
Итак, Уругвай воспринял футбол и дух истреблённых чарруас в качестве национальной идеи, и стал стал активно привлекать переселенцев. Итальянцев, которые в конце XIX – начале XX века активно переселялись в Южную Америку (в основном это были выходцы с юга Италии), в Уругвае не счесть. Их традиции влились в культуру Уругвая. В стране возникали города-колонии переселенцев из России, Германии, Франции. Довольно много переселилось в Уругвай армян. На границе с Бразилией возник особый говор – портуньол. Котлован формирования новой нации заработал в полную силу. На данный момент примерно 85 % населения Уругвая – это разного рода европеоиды, метисов (включая остатки местных индейцев чарруа, а также прибывших из Аргентины, Парагвая, Бразилии) около 8-10 %, негров – 5-6 %.
Обдулио Варела – капитан сборной Уругвая в 1950 году
А теперь давайте поговорим о курьёзах. В 1916 году, после поражения от Уругвая, представители сборной Чили подали протест в КОНМЕБОЛ, утверждая, что в составе «Селесте» выступали «африканцы». Хуан Дельгадо (полузащитник сборной, известный шутник и балагур), родившийся в городе Флориде и с 10 лет живший в Монтевидео, подошёл к Исабелино Градину, и сказал тому: «Слышал, негр, не приближайся ко мне, я не хочу общаться с африканцами!» Эта история очень ярко иллюстрирует отношение самих уругвайцев к обсуждаемому вопросу.
Почему по велению каких-то непонятных североамериканских традиций весь мир должен перелопачивать свой лексикон? Какое право имеют Голливуд и внутренние североамериканские политические тенденции изменять наше, европейское и российское, сознание? Ладно, Великобритания – это уже давно 51-й штат США, утративший всё своё былое имперское величие. Но мы? Вспомните героя Бодрова из фильма «Брат-2» – его ещё в школе учили, что «есть негры, есть евреи, русские». Это довольно примитивная точка зрения, но в целом правильная. В академических кругах «негроидная раса» – это уже давно устоявшийся термин, и никакие США не вправе диктовать свою волю в этом вопросе. Особенно с учётом того, как люди сами себя называют. Мы, например, называем себя «белыми» или «европеоидами»/«европейцами». А вот в США в последние годы распространилась тенденция называть белых людей Caucasian race – то есть Кавказоидная или Кавказская раса. И что теперь, из-за прихоти США мы теперь обязаны считать слова «белый» и «европеоид/европеец» оскорблением, и массово записываться в «кавказскую расу»? Нет, безусловно, кто хочет, пусть себя так и называет, в самом термине «кавказский» ничего оскорбительного нет. Но я привык считать себя европеоидом и как-то менять эту позицию не собираюсь, тем более под влиянием североамериканских теорий (в этнологии, знаете ли, много всяких теорий).
Луиса Альберто Суареса обвиняют в расизме, тогда как его дед был негром.
Аналогично с негроидной расой. В романе Стивена Кинга «Извлечение троих» из цикла «Тёмная башня» главный герой, стрелок Роланд, поочерёдно «извлекает» в свой мир с помощью волшебных порталов-дверей спутников для продолжения своего похода. Сначала это был молодой наркоман Эдди из середины 1980-х годов. Затем активистка в борьбе за права негритянского населения из начала 1960-х годов Одетта. И в разговоре Эдди угораздило назвать Одетту «чёрной». Это вызвало настоящее раздражение и непонимание у женщины из 1960-х – ведь тогда все негры в США называли себя только неграми. Но прошло всего 2,5 десятилетия и ситуация кардинально поменялась. Но запомните – это касается только США! В стране, в которой латинские буквы отчего-то теперь массово называют «английскими», в стране, в которой географические названия в текстах подменяют латинской (в основном, английской) транскрипцией, потому что лень искать это название в Атласе мира, выпущенном «Роскартографией», в стране, где половина населения считает, что название страны «Таиланд» пишется через «Й», мозги у населения совсем заплыли. Откуда это пресмыкание перед США? А эта идиотская оговорка, которая часто мелькает в форумах, на радио, в телевидении, когда африканцев называют «афроамериканцами». Ну какой Сейду Думбия «афроАМЕРИКАНЕЦ»!? Он в Америке хотя бы раз был, чтобы его можно было «американцем» обзывать? Вы о чём пишите, хотя бы осознаёте? Это насколько нужно было промыть мозги молодому поколению, чтобы довести их состояние до степени полнейшей неадекватности? В США свои традиции и пусть называют белых хоть «тузиками», негров – «пузиками», а монголоидов – «шариками». Какое нам до этого дело?
Поймите, слово «негр» не является оскорблением в подавляющем числе стран мира. Только стоит помнить, что слово «negro» – это «чёрный» по-испански. Поскольку африканцев увозили на плантации в Латинскую и Северную Америку, то это слово, в первую очередь, относится к потомках завезённых в Америку рабов. Но это не отменяет семантического значения слова – это всего лишь обозначение цвета кожи, чёрной кожи. В этом плане слово «гринго», которым латиноамериканские бедняки называют белых европейцев и североамериканцев, более оскорбительное и презрительное – своего рода, аналог слова «варвар» для греков и римлян. А «негр» – это всего лишь констатация факта. Как белый, жёлтый, красный (индейцы), смуглый и т.п. оттенки кожи. Просто на испанском языке. Посему, когда речь идёт о жителях Африки, разумнее их называть представителями африканоидной расы, а тех же афролатиноамериканцев или афроамериканцев – неграми. Но это всего лишь частности. Негроидная раса и африканоидная раса – это понятия-синонимы.
«Расист» Луис Суарес радуется голу со своим другом по сборной Альваро «Палито» Перейрой.
Так вот. Я считаю, что всеми этими вопросами вряд ли интересуются представители Ассоциации футбола Англии и сам Луис Суарес. Первые – потому что поражены «Голливудом головного мозга» в последней стадии, второй – потому что считает «нехорошим человеком» лично Патриса Эвра, но расовые разборки ему абсолютно чужды. У него множество друзей негров, которые сами себя называют неграми, и сам он их так называет. У него даже дедушка был негром. Поэтому смотреть на обиженные потуги всяких мерзавцев вроде Эвра настолько смешно и забавно, что даже хочется сказать – «ждём продолжения банкета». А Луису Суаресу, уже сейчас выдающемуся футболисту, я бы посоветовал бросить тупиковый «Ливерпуль» и перейти в достойный чемпионат – итальянскую Серию A. Или испанскую Примеру. Или, как вариант, в ПСЖ, где есть путёвка в Лигу чемпионов, где есть амбиции руководства и деньги, не меньшие, чем в Англии. И, главное, перспектива. Мне грустно наблюдать за «Ливерпулем», любимой командой в Англии, но у этой команды нет перспектив.
Тут фишка в том, что в любом запрещение дискриминации, особенно на государственном уровне - это правильно, с этим ни один нормальный человек спорить не будет. Однако попытки контролировать язык и мысли - это уже чистый тоталитаризм, оруэлловщина. Принцип freedom of speech, некогда святой для стран Европы и США, забыт напрочь.
Но это все в теории, а на практике в данном случае нет никакого расизма и в помине. Есть желание манкунианской мрази выжать максимум выгоды из ситуации.
Отдельное спасибо за диагноз FA - «поражение «Голливудом головного мозга» в последней стадии»,- лучше и не скажешь.
Я изучал эту науку, поскольку географ (да и историк в придачу), хотя, конечно, не столь детально, как профессионалы в этой сфере.
«сборная страны Афроамериканец» (Нигер)
Ну вот чтобы хоть кто-то из них не повелся на речи неадекватов, утверждающих, что Суареса (а также Терри, а лучше просто через одного по жребию) надо немедленно и по всей строгости выпороть за расизм