8 мин.

«Порой спасти команду от вылета – результат получше, чем какой-нибудь трофей». Немного философии от Руя Витории

Между делом ответил на претензии Заремы.

Сайт Coaches Voice – трибуна, на которой профессиональные футбольные тренеры могут опубликовать открытое письмо, рассказать, что их волнует. Руй Витория воспользовался возможностью и написал эссе о карьере, тренерских принципах и ответил на главные претензии к его персоне со стороны некоторых болельщиков и руководителей «Спартака».

Главные цитаты – ниже.

Футболистом был плохим, поэтому стал тренером

Руй Витория признается, что с детства хотел карьеру в спорте. Был посредственным игроком, но параллельно получал образование. В какой-то момент он осознал, что большой карьеры у него не получится, и задумался о тренерской работе.

«Я не планировал большую карьеру, не верил в то, что заберусь так высоко. Двигался маленькими шажками – от цели к цели. Далеко не заглядывал.

Решение повесить бутсы на гвоздь было тяжелым. Но когда я его принял, то больше не хотел возвращаться. Не поймите неправильно, я люблю играть в футбол. И мне нравилось играть. Но тренерская профессия подошла мне идеально.

Я играл в «Алькочетенсе» в третьем дивизионе, когда мне в один день пришло два предложения по тренерской работе. Не каждый день за полчаса прилетает сразу два предложения – одно от команды, в которой играл, второе от «Вилафранкенсе» из второго дивизиона. В тот день, воскресенье, я решил закончить карьеру футболиста.

В понедельник я официально закончил. Во вторник я уже тренировал «Вилафранкенсе».

Смерть родителей сделала сильнее

Одним из испытаний, которые сделали Виторию сильнее, стала смерть родителей. Они погибли в автокатастрофе через 2 недели после того, как Руй начал тренерскую карьеру.

«В один день я потерял и маму, и папу. Это был самый грустный момент в моей жизни. Они не увидели, как я тренирую. Все изменилось. Парадоксально, но их смерть сделала меня сильнее, подарила эмоциональное равновесие.

Никакие проблемы с игроком, сильное поражение не могут выбить меня из колеи. Трагедия дала мне душевную стабильность. После такого в футболе меня ничем не удивить».

Считает, что был идеально готов к тренерской работе. А проблемы в первом клубе дали нужный опыт

Витория считает, что звездам футбола легче попасть на более престижную тренерскую работу. Его путь был другим. Правда, в то же время Руй замечает, что в Португалии большинство тренеров без серьезной карьеры топ-футболиста

«Моя подготовка к тренерской работе была практически идеальной. Микс из академических знаний и эмпирических наблюдений. Колледж помог расширить горизонты. А опыт спортсмена и взаимодействие с другими тренерами дополнили мои знания практическим опытом. В моем понимании теория всегда была основой для принятия решений».

Правда, начиналось все не очень хорошо – у клуба, в котором работал Витория, были серьезные проблемы. И их приходилось решать. Но Руй говорит, что это тоже был ценнейший опыт.

«В первые годы тренерской карьеры, мне приходилось решать множество нефутбольных проблем. В первый сезон моей работы в клубе не платили зарплату 5 месяцев. Во второй – задержали на 4 месяца. Это все приводило к появлению новых проблем, которые приходилось решать оперативно.

Это было тяжело, но стало серьезным подспорьем для меня. Кажется, с тех самых пор я могу адаптироваться под обстоятельства – а это важное качество для тренера».

Вырос как профессионал, но не изменился как человек

«С профессиональной точки зрения я сейчас сильно отличаюсь от того человека, каким был на старте карьеры. Каждый тренер – сумма полученного им опыта. С годами опыт меняет ход наших мыслей и путь принятия решений.

Впрочем, есть во мне вещи, которые во мне совсем не изменились. Это черты моего характера. Я очень люблю приватность. Я все еще эмоционально стабилен. Другими словами: я изменился как тренер, но остался прежним человеком».

Тренер не должен быть упертым

Руй Витория сформулировал главное качество тренера, на его взгляд.

«У вас может быть собственная тактическая идея. Но всегда необходимо учитывать контекст – можно ли воплотить ее на практике. Тренер должен балансировать между двумя этими крайностями и не быть упертым.

Я никогда не играл чисто на результат. В то же время я никогда не отказывался от внедрения моего любимого стиля игры. Лучшие решения приходят, когда анализируешь контекст, в котором существуешь.

Какие у команды цели? С какими игроками мы должны их добиваться? Вам нужно найти ответы на эти вопросы прежде всего».

Виторию бесит, что все меряют результатами и трофеями

«Я постоянно борюсь с этими ярлыками. Против культа результатов, который сейчас правит футболом. Бывает, что фантастическая работа не приносит титул. Я считаю, что спасение команды от вылета бывает лучшим результатом, чем выиграть трофей с каким-нибудь топ-клубом. И это редко получает заслуженное внимание».

Витория признался, что часто рассказывает игрокам притчу про скрипача, который один вечер давал концерт с очень дорогими билетами – и набился полный зал. А на следующий день вышел играть в переход – и его никто не заметил. Но все-таки сейчас тренеров меряют по трофеям – и их важность Руй тоже признает.

Восторгается Феликсом, с которым работал

Приглашение в «Бенфику» было новым вызовом. Витория считает, что справился отлично. Не только потому, что выиграл требл, а еще и выполнил главные задачи: выигрывал титулы, игра нравилась болельщикам, в основу подводили молодежь.

«Я хотел подтянуть к главной команде несколько игроков из академии. Мои желания совпали с желанием клуба. Мы вместе решили, что можно рискнуть и взять 5-6 молодых футболистов из системы. В таких решениях нужна гармония между руководством и тренером»

Так в основу попали, например, Жоау Феликс и Ренату Саншеш. Про Феликса тренер говорит восторженно – даже в молодости Жоау играл очень умно, с минимумом лишних движений и максимально рационально и зрело.

«Доверять молодым – хорошая стратегия для клубов. Потому что болельщики любят, когда в основу пробиваются воспитанники. Им прощают ошибки. Но не требуйте от меня ставить в основу юного игрока, а потом требовать от него топ-уровня через 15 дней. Молодым нужно время.

Но у нас была возможность в «Бенфике». В чемпионской команде проще положиться на детскую дерзость. Это качество важно не только в футболе, но и в жизни. Молодые игроки дают команде легкость и смелость».

Почему поехал на Восток?

Да-да, главная претензия к Рую – то, что он укатил на заработки в «Аль-Насср» из Саудовской Аравии. Впрочем, тренер и сам это признает.

«Да, финансовый момент был решающим для принятия этого вызова. Но не единственным. Я хотел познакомиться с новой культурой, а клуб давал шанс борьбы за титулы.

Меня подкупил и интерес, который они проявили лично ко мне. Они приложили много усилий, чтобы я принял их предложение. Да, карьера там получилась короче, чем в прошлых клубах. Но это стоило того».

Свободное время использует для саморазвития

«Профессия тренера требует постоянной активности. Поэтому очень важно уметь иногда просто отключиться. Чтобы быть хорошим тренером, нужно много знать о жизни. О том, что в мире есть помимо футбола. Тот, кто разбирается только в чем-то одном, не будет успешным профессионалом.

Да, мы работаем с профи: игроками, ассистентами, управленцами. Но мы в первую очередь люди. Тренер – человек, который развивает умения этих людей. Хороший тренер разбирается не только в футболе, но и в людях.

Когда я провожу время с детьми, обедаю с друзьями или играю на барабанах, то отключаюсь от мира футбола. И в то же время развиваюсь как профессионал. Футбол это жизнь. И мы привносим многое из жизни в футбол».

Оказывается, Руй Витория написал книгу по психологии. Адаптировал учение Сунь-Цзы и сравнил команду с колодой карт

Новый тренер «Спартака»: закончил играть после смерти родителей, долго работал физруком, заправлял игрокам машины

Фото: globallookpress.com/Sven Hoppe/dpa, Paulo Oliveira/ZUMAPRESS.com, yangyuanyong/Xinhua, Jorge Amaral/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Octavio Passos, Gabriele Maltinti; East News/Pedro Fiuza/SIPA/EAST NEWS; instagram.com/rui.vitoriaoficial