5 мин.

Ван Дейк не поедет на Евро, хотя почти восстановился. С ним точно все в порядке?

В решении есть логика.

17 октября защитник «Ливерпуля» Вирджил ван Дейк порвал крестообразные связки, столкнувшись с вратарем «Эвертона» Джорданом Пикфордом. С того момента прошло больше 7 месяцев, и ван Дейк вроде бы восстановился, но вдруг в мае объявил, что пропустит Евро. Мы привыкли, что игроки после подобных травм возвращаются через 6 (максимум 9) месяцев. Так почему ван Дейк не в их числе?

Травму крестов ни с чем не спутаешь, но иногда может показаться, что все обошлось

Для того, чтобы понимать процесс лечения, нужно для начала разобрать механизм травмы. Передняя крестообразная связка удерживает голень от избыточного движения вперед, а также частично от вращения вокруг своей оси. Такие ограничения подвижности в коленном суставе связаны с механизмом прямохождения — на колено приходится огромная нагрузка, даже когда мы просто стоим. При беге, прыжках и другой активности она возрастает в разы. Чтобы нагрузка правильно распределялась по небольшой суставной поверхности, движения в нем ограничивают связки, в том числе и передняя крестообразная. В ином случае на суставы и хрящи приходилась бы слишком большая нагрузка, они бы стирались и доставляли сильнейшую боль, сковывая движения.

Типичный механизм разрыва передней крестообразной связки называется «динамический вальгус». Сейчас переведу: при контакте с соперником или неудачном приземлении колено подгибается внутрь, бедренная кость совершает вращение внутрь, а голень наружу. Связка перекручивается, испытывает огромную перегрузку и рвется.

В этот момент игрок чувствует резкую боль в колене. Может услышать щелчок или хруст. При попытке опереться на травмированную ногу появляется ощущение нестабильности — она просто подворачивается в колене. В некоторых случаях за счет мощного мышечного каркаса бедра нестабильности может и не быть, из-за чего пациенту кажется, что обошлось без тяжелой травмы, но позже колено отекает, а чувство нестабильности все же появляется. Например, так, возможно, произошло в случае с Бариновым.

Баринов играл с порванной связкой почти 10 минут. Как такое возможно и почему его не заменили?

После крестов всегда нужна операция?

Подавляющее большинство спортсменов все-таки оперируют. Причина простая: при оперативном лечении после полного разрыва у профессиональных спортсменов риск осложнений ниже, а сроки возвращения меньше. Но в случае любителей и обывателей можно жить и без операции — для нормальной повседневной жизни бывает достаточно просто укрепить мышцы бедра. За счет сильных мышц колено остается стабильным, однако это решение подходит не всегда, особенно если человек хочет и дальше профессионально заниматься спортом, так как при таких нагрузках просто крепких мышц может быть недостаточно, и эпизоды нестабильности могут появляться вновь.

Оперативное же лечение представляет собой удаление частей порванной связки, сверление костных каналов и установку в них трансплантата связки – обычно это часть одного из крупных сухожилий мышц бедра (приводящих или четырехглавой). Затем спортсмен отправляется на реабилитацию, где укрепляет мышцы бедра, восстанавливает подвижность сустава и работает в целом над набором физической формы. 

Ван Дейк уже в декабре выглядел прилично

Только первые 4-6 недель уходят просто на контроль воспаления и простейшие упражнения. Если судить по инстаграму ван Дейка, могло показаться, что он опережал график – уже в начале декабря спокойно работал в зале. Но это только на первый взгляд. Полноценный осмотр, скорее всего, бы показал неполный объем движений в коленном суставе. В среднем 4 месяца из 6 уходит только на восстановление мышечной силы, гибкости и тренировок мышц кора (пресса, поясницы и ягодичных), которые отвечают за дополнительную стабильность при любом движении. 

Где-то через 4-6 месяцев начинаются спортспецифические тренировки. Работа с мячом, бег, рывки и так далее. Точные сроки зависят от уровня команды, позиции игрока и его психологической готовности.

В третьем тезисе, на мой взгляд, и лежит ответ на вопрос, почему Вирджил решил пропустить Евро. Внешне он выглядит уверенно, но финальный этап реабилитации только начался, и на полноценную предсезонку с постепенным увеличением нагрузки времени нет. Евро – очень интенсивный турнир, риск рецидива в случае ван Дейка слишком велик. Защитник не успел получить должной практики и набраться уверенности – вернулся в общую группу, когда команда уже ушла в отпуск. 

«Я хочу дать себе чуть больше времени перед очень-очень важными 18 месяцами в моей карьере, – объяснял сам ван Дейк. – Причем не только в клубе, но и сборной (речь о ЧМ в Катаре). Конечно, я очень хочу вернуться и помогать своей команде, но мне кажется, что не стоит спешить, нужно проявить чуть больше терпения, много работать на предсезонке, чтобы быть максимально готовым помочь своей команде осенью, а затем и сборной на следующем крупном турнире». 

Решение полноценно подготовиться к этому и следующему сезону максимально логично — он хочет набрать лучшую форму к ЧМ-2022, помочь «Ливерпулю» и избежать рецидивов. 

Мой канал в телеграме о спортивной медицине

Фото: East News/PETER BYRNE/AFP/East News; facebook.com/LiverpoolFC