Травма медиальной боковой связки. Как восстанавливалась лучшая ассистентка Суперлиги
Как мы сообщали ранее, Марина не сыграла с «Ростовом» и не поехала в сборную из-за травмы медиальной коллатеральной связки. Давайте разберём подробнее её травму и как она смогла выйти против «Динамо».
Коротко об анатомии: медиальная коллатеральная или внутренняя боковая связка находится, как это легко понять из названия, с внутренней боковой стороны колена и противостоит вальгусной (сгибающей колено внутрь) нагрузке.
Травма происходит при резкой смене направления, падении или приземлении на согнутую внутрь ногу, или же в результате непосредственно удара по колену. Механизм может быть как прямым – с внутренней стороны колена, так и косвенным, т.е. удар приходится снаружи, но колено «заламывается» внутрь, в результате связка не выдерживает.
Такой механизм травмы типичен ещё и для повреждения переднего «креста» и внутреннего мениска, поэтому мы часто боимся в первую очередь этих травм и/или их сочетания, т.н. «ужасной триады». Так что при подобном механизме травмы, несмотря на интенсивную боль и относительно длительный период реабилитации повреждение только боковой связки считается «везением» относительно того, что могло случиться.
За интенсивную боль, при этом, «отвечает» как раз травма боковой связки. Из-за особенностей строения сустава травмы боковых связок одни из самых болезненных, а боль сохраняется очень долго даже после начала тренировок в общей группе.
Как тогда поставить точный диагноз? Первоочередно, типичный механизм травмы, четкая локализация боли с внутренней стороны коленного сустава. Так что предварительный диагноз обычно не составляет труда установить прямо на поле. Далее проводим провокационные тесты и УЗИ. Но, чтобы исключить травму ПКС и менисков мы всё равно делаем МРТ в любом случае, так как ультразвук не позволяет оценить сустав целиком, а лишь его наружные структуры. Степени тяжести можно разделить на 3 категории. Небольшое повреждение волокон, грубо говоря, растяжение. Вторая – частичный разрыв и, логично, полный разрыв.
Как лечить? Полный разрыв это практически гарантированно операция с не всегда оптимистичным прогнозом. Если же повреждение частичное, то тоже не всё так просто. Специфичных протоколов нет, большинство гайдлайнов сводится к общим рекомендациям: работа «по толерантности», то есть выполнение работы не провоцирующей острой боли, укрепление мышц бедра и кора (спины и пресса). Контроль отека и воспаления.
В среднем, около 4-6 недель до выхода в общую группу. До 3 месяцев на полное восстановление, т.е. когда игрока полностью перестанет беспокоить даже минимальная боль.
Как ускорить? Один из методов это PRP терапия – берется кровь пациентки, центрифугируется, отбирается слой богатой тромбоцитами плазмы, в которых содержатся факторы роста, стимулирующие заживление тканей. Метод требует УЗИ контроля, 2 врачей с необходимой квалификацией и стерильного помещения. Так как если не попасть в зону повреждения, то мы лишь спровоцируем ещё больший отёк и воспаление или вовсе занесём инфекцию в сустав.
Еще один метод поддержки – это использование динамического тейпа. Это промежуточный по жесткости тейп между «жестким», которыми мы фиксируем, например, голеностопный сустав при его микротравмах, и кинезиотейпом, используемым чаще как вспомогательный метод при небольших повреждениях и гематомах.
Критерием допуска спортсмена в общую группу служит физическая и психологическая способность выполнять все упражнения без острой боли и ограничениях в движении, включая резкие смены направления и передачи травмированной ногой. Минимальный дискомфорт после нагрузки или, наоборот, в начале тренировки может сохраняться ещё какое-то время, однако, не является фактором, который препятствует допуску.
Что касается конкретно случая Марины, то у нас, благодаря PRP терапии, слаженной работе всего штаба, сильным мышцам бедра и её не менее сильному характеру получилось вернуться в общую группу чуть раньше средних сроков.
Тем не менее, мы даже где-то перестраховывались и старались не форсировать реабилитацию, не смотря на важность матчей с «Динамо» и «Локомотивом» и включили Марину в тренировочный процесс только когда она была полностью готова к этому. В нашем медицинском департаменте здоровье игроков всегда идет на первом месте, а тренерский штаб всегда относится с пониманием к нашему мнению Мой телеграм канал о спортивной медицине в Телеграм
Спортс - медицинский)
у меня был древний разрыв крестов и менисков, играл с ним по любителям 13 лет. потом артроз и другие проблемы начали сильно проявляться, сделал операцию, восстановился и порвал на втором колене. Сейчас хочу сделать ещё операцию и лет 10 ещё поиграть )