Сложная жизнь стадиона в Нижнем Новгороде после ЧМ-2018 – от Модрича до съезда «Единой России»
Сегодня здесь сыграют «Локо» и «Крылья».
Для «Нижнего» спроектировали уникальный фасад (ориентир – картина Левитана). Но построили стадион вообще без фасада
Новый стадион решили строить на Стрелке – это географический центр Нижнего Новгорода, место, где сливаются Ока и Волга. Вокруг реки, много воздуха, с любой точки открывается потрясающий вид. Считалось, что стадион должен отражать эстетику места – быть светло-голубым и воздушным.
«За основу мы взяли картину Исаака Левитана «Вид на Нижний Новгород», – объяснял архитектор, гендиректор бюро GMP Architekten Штефан Хофманн.
Губернатор сказал, что не хотел бы, чтобы фасад закрыл нам этот пейзаж. Мы представили больше 20 вариантов, чтобы угодить городским архитекторам, губернатору, компании «Спорт-Инжиниринг» и многим других».
Остановились на фасаде в форме набегающей волны. Такой эффект должны были дать стальные тросы, которые по диагонали натягиваются между колоннами – в России подобных фасадов нет.
А потом что-то пошло не так – и стадион построили вообще без фасада. Ожидание – реальность.
В региональной прессе и телеграм-каналах зашелестели теории о причинах изменения проекта. Самая популярная версия: на фасад не хватило денег. Слегка безумная: фундамент заложили неправильно, поэтому установить фасад оказалось невозможно.
Но, как прояснил представитель генподрядчика, все было иначе: «Распространяемый в социальных сетях проект фасада был одним из эскизных вариантов, который не прошел госэкспертизу». То есть волнообразный фасад заблокировали еще в 2014-м при оценке проектной документации.
Скорее всего, это правда. Об изменении проекта действительно сообщили еще в 2015-м, но никто не заметил: везде (в том числе на официальном сайте ФИФА) размещалась волнообразная версия.
Но загадка, почему стадион оставили вообще без фасада, а не придумали новый. На месте слияния двух рек ощутимо дует даже летом. Внутри чаши стадиона от холода защищают только пластиковые ветрозащитные мембраны. Но и к ним есть вопросы: каждая мембрана шириной примерно 1,5 метра, поэтому большая часть проема остается открытой. Мембраны тонкие, сквозь них легко увидеть реку, а прямо за табло маячит собор Александра Невского (на популярном нижегородском сайте nn.ru про мембраны вышел материал с заголовком «Тряпочки вместо стекол»).
Эстетика тоже пострадала: издалека стадион выглядит классно (особенно помогает подсветка в стиле «Альянц-Арены» в темное время), но вблизи напоминает гигантский недостроенный бассейн.
«Такое фасадное решение абсолютно неправильно для объекта, который находится в климатической зоне, где около семи месяцев в году холодно, – бушевал председатель комиссии по развитию города, строительству и архитектуре Нижнего Новгорода Андрей Драмышников. – Почему в других городах стадионы закрытые? Что можно провести на стадионе, который в принципе не закрывается от ветра? Снег, дождь – все будет попадать на эту площадку. Как люди будут подниматься по обледенелым лестницам? И как его тогда эксплуатировать в зимнее время?».
Еще в 2018-м никто не понимал, что делать с нижегородским стадионом
Наследие ЧМ – важный для ФИФА вопрос. Организация помогает не только советами, но и деньгами (сначала планировалось выделить 60 млн долларов – в итоге дали аж 100, больше половины пойдут на развитие инфраструктуры в регионах, в том числе на строительство малоформатных манежей). Со стадионами все сложнее. Что делать с десятками тысяч кресел – никто не решил.
«С 2010-го по 2016 год мы занимались ерундой, не закладывали необходимые условия [для эксплуатации арен]», – признался курировавший подготовку к ЧМ вице-премьер Виталий Мутко.
Правительство утвердило концепцию наследия уже после чемпионата мира, в июле 2018-го. Документ подтвердил, что чиновники слабо понимают, как распорядиться стадионами. Программа наследия напоминает дипломную работу бакалавра менеджмента – там много воды и лишь общие рекомендации (например, использовать арены по «профильному назначению» – для проведения матчей). В итоге регионам пришлось разбираться самостоятельно.
Бизнес-план стадиона в Нижнем Новгороде заказали только осенью 2018-го. Генеральная цель очевидна: ежегодно содержание стадиона обходится в 300-350 млн рублей. С 2019-го по 2023-й 95% этой суммы покроет федеральный бюджет, но с 2023-го «Нижний» полностью переходит на областное финансирование. Значит, нужно стремиться к самоокупаемости стадиона.
Для этого предлагалось превратить стадион в городское место притяжения. И об этом нужно рассказать подробнее.
Региональные стадионы нельзя оценивать только через бухучет – как «ВТБ Арену» или «Лужники». В провинции современная арена может превратиться в масштабный центр притяжения или спортивный кластер. Поэтому оценивать нужно не только доходы (с ними предсказуемо так себе), но и то, как эффективно и качественно стадион вписывают в городское пространство.
В январе 2019-го план одобрили на самом высоком уровне: его согласовал министр спорта Павел Колобков и утвердил губернатор Никитин. Документ никогда не публиковался публично, но «Коммерсантъ Приволжье» раздобыл оригинал и опубликовал некоторые метрики, к которым стремится стадион.
Ниже мы сравним их с реальностью и убедимся, что за три года стадион не достиг ни одной цели.
Посещаемость матчей падает с каждым сезоном
Сразу оговоримся: от «Нижнего» (и других провинциальных стадионов) не ждали прорыва. ФК «Нижний Новгород» (сын «Волги», обанкротившейся в 2017-м) играет в ФНЛ, стадион летний – ничто не обещает высокую посещаемость. Тем не менее бизнес-план предсказывал 300 тысяч зрителей в год только на футболе – это придумали не мы, так что ожидания сравнивать можем объективно.
В первом сезоне после ЧМ (2018/19) посещаемость предсказуемо выросла: на все домашние игры «Нижнего» пришли 279 тысяч, в среднем – по 15 тысяч за матч. Но первая волна интереса погасла, и в сезоне-2019/20 посещаемость упала до 6995 зрителей в день матча (всего за сезон – 97 тысяч). Ковид ни при чем: он начался весной, когда оставалось пять домашних туров. В сезоне-2020/21 цифра сползла до трех тысяч за матч, но тут вмешались коронавирусные ограничения: часть сезона прошла без зрителей. После ЧМ 45-тысячник всего дважды пробил 50% заполняемости на матчах «Нижнего»: в августе 2018-го против «Авангарда» (31 тысяча) и осенью против «Зенита-2» (23 тысячи).
В 2018-м начальник команды «НН» Руслан Зырянов мечтал о выходе клуба в РПЛ, выставочных матчах с европейскими звездами и финале Лиги Европы. За три года смелые мечты не реализовались – теперь надежда только на подъем в Премьер-лигу.
В сезоне-2018/19 «Нижний» пробился в стыки (уступил «Крыльям»), а прямо сейчас идет на третьем месте (и, скорее всего, выйдет вместо «Оренбурга» со многострадальным стадионом). Получается забавная ситуация: чтобы заполнить стадион болельщиками, нужна РПЛ, а значит – нужно увеличивать бюджет самого клуба (сейчас – примерно 300 млн в год, клуб тоже на балансе региона). Чтобы наполнить стадион смыслом, приходится тратить еще больше денег.
В бизнес-план заложена прогнозная выручка стадиона в 343 млн рублей к 2024 году. Больше половины должны приносить нейминговые права, долгосрочная аренда (об этом еще поговорим) и продажа билетов в VIP-ложи – сразу 56 млн рублей в год, по данным «Коммерсанта».
Здесь заложен интересный конфликт: стадионом управляет дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий (подконтрольна администрации области), а футбольный клуб только арендует его под каждый матч и выручку от продажи билетов хочет забирать себе. VIP-места при современных трендах могут приносить около 50% всех матчдей-доходов, поэтому непонятно, почему аренда лож вдруг будет предназначаться стадиону, а не клубу. Но пока до таких цифр «Нижний Новогород» все равно не добирался: в 2019 году, согласно отчету РФС, клуб заработал в дни матчей 34,9 млн рублей. В РПЛ цифра точно перевалит за 100 млн, но эти деньги пойдут в клуб, а не на обеспечение работы стадиона (еще раз: «НН» им не управляет – он в руках чиновников). Стадиону явно нужно прорабатывать другие сценарии (или отдать его под крыло клубу – как в случае с «Зенитом» и «Газпром Ареной», когда клуб сам несет все необходимые расходы и сам контролирует все процессы).
При этом за три года после ЧМ матчдей «Нижнего Новгорода» вообще не изменился: на стадионе нет развлечений, кафе и ресторанов, нечем занять детей (хотя арену позиционируют как место для семьи). Зрителям предлагают только несколько ларьков с едой (но уже без пива, как на ЧМ).
Нижний получает много матчей федерального уровня
Унылую статистику посещаемости слегка ретушируют статусные матчи. По сравнению с другими провинциальными стадионами «Нижний» получает от РФС много федеральных и международных игр:
• июнь 2018-го – Суперкубок России (43 319 зрителей),
• осень 2018-го – отборочный матч молодежки с Сербией (38 763),
• июль 2019-го – квалификация на Евро-2020 с Кипром (42 229),
• март 2021-го – финал Суперкубка России по женскому футболу (эксперимент не удался – 500 зрителей),
• финал Кубка 2021-го (стадион разрешили заполнить на 50 процентов, распродана 21 тысяча билетов).
Благодаря двум матчам сборных стадион пробил заветные 300 тысяч в 2019 году. Не исключено, что Нижнему помогает не только географическая близость к Москве, но и Виталий Мутко. Летом 2018-го он добавил еще одну должность в свое бесконечно портфолио и возглавил комитет по подготовке празднования 800-летия Нижнего (пройдет летом 2021-го). После этого на Нижний посыпались спортивные турниры – в апреле 2021-го достался «Финал восьми» баскетбольной Лиги чемпионов (третий по значимости баскетбольный турнир Европы).
Несчастной «Мордовия Арене» за три года достался один матч сборной (спасает только «Амкал»), Самаре и Волгограду – по финалу Кубка, Калининграду повезло чуть больше – взрослая сборная провела там два матча.
Считаем деньги: на нейминге стадиона рассчитывали получить 119 млн. Заработали – 0
Окей, с заполняемостью пока не получается (причины понятны, пространство для роста есть).
Одна из главных плановых статей дохода – нейминг. Авторы бизнес-стратегии прогнозировали, что продажа прав на название принесет 119 млн рублей в год. По состоянию на май 2021-го у «Нижнего Новгорода» нет спонсорского контракта, информации о предметных переговорах с конкретными компаниями тоже нет.
Такая серьезная ставка на нейминг изначально выглядела странно. На российском рынке есть примеры «Открытие Банк Арены», «Газпром Арены», «ВТБ Арены», «РЖД Арены», «ВЭБ Арены» – все это якорные или так или иначе связанные с владельцами компании (на всякий случай: Леонид Федун – владелец миноритарной доли в ФК «Открытие» после продажи банка «Петрокоммерц»). В апреле 2021-го «Самара Арена» внезапно переименовалась в «Солидарность Арену». Права на имя купил банк «Солидарность» (сумма сделки не разглашается), но тут тоже важен нюанс: у совета директоров банка и «Крыльев Советов» один и тот же председатель – Сергей Аракелов. Похоже, авторы бизнес-плана рассчитывали, что стадион в Нижнем тоже частично профинансирует будущий якорный партнер клуба (но с учетом роста трат на РПЛ это непростая задача).
С долгосрочной арендой тоже непросто: «Тамбов» платил за каждый матч всего по 1,2 миллиона рублей – с такими ставками много не заработать.
Также на арене рассчитывали принимать от одного до трех концертов в год (с плановой выручкой около 8 млн рублей). Летом 2019-го в Нижнем отыграли группировка «Ленинград» (проехала с туром по всем стадионам ЧМ) и Светлана Лобода, 2020-й – коронавирусная пауза, а летом 2021-го стадион примет концерт группы «Руки Вверх». Три концерта за три года – слабый результат, и он вряд ли радикально улучшится: в России маловато стадионных групп, а иностранные звезды редко заезжают дальше Москвы и Питера.
В теории, на стадионе можно проводить любые шоу, но и с этим проблемы: за три года арена приняла только спектакль Александра Петрова.
За три года на стадионе провели православную ярмарку, свадьбу раввина и съезд «Единой России». Открыты две спортивные секции
На аренде коммерческих помещений рассчитывали зарабатывать 119 млн рублей в год (вместе с неймингом – самая крупная статья дохода). К 2024-му планируют сдать в аренду 95% пригодной площади стадиона (около 15 тысяч квадратных метров).
Еще во время строительства постоянно подчеркивалось: стадионы должны дать толчок развитию спорта в регионах. Поэтому там не должно быть мероприятий, которые хотя бы косвенно не связаны со спортом. По концепции наследия помещения можно сдавать в аренду компаниям «спортивной и оздоровительной направленности», общепиту и под офисы. «Но в любом случае это будет связано с основным, спортивным профилем сооружений, – говорил в беседе с РБК министр спорта Павел Колобков. – То есть рынков или автомоек, как это было в 90-е, на территории новых стадионов точно не будет».
Оператор стадиона начал искать клиентов среди любого бизнеса (и предлагать вип-ложи под корпоративы). Осенью 2018-го на официальной странице «ВКонтакте» появилось объявление, завлекавшее клиентов Модричем и Кейном:
«Предлагаем конференц-зал, где проходят предматчевые конференции и свои интервью во время чемпионата давали именитые тренеры Оскар Табарес, Дидье Дешам, Златко Далич, Хорхе Сампаоли и звезды футбола Лука Модрич, Харри Кейн». Аренда конференц-зала на сутки стоит 15 тысяч рублей, средняя цена за квадратный метр коммерческих помещений – 500 рублей.
За следующие два года «Нижний Новгород» принял инвестиционно-строительный форум и выставку недвижимости. Единственный крупный ивент, который связан со спортом – глобальный форум «Россия – спортивная держава». На него приезжали Путин и Губерниев (за 300 тысяч рублей вел мероприятие).
Осенью 2019-го «Нижний» принял региональный съезд «Единой России», на котором избрали нового босса – действующего губернатора Глеба Никитина. В 2020-м и 2021-м в конференц-зале смотрели послание Владимира Путина Федеральному собранию.
Про обещанные выставки тоже не забыли. В декабре 2019-го на территории стадиона построили несколько временных павильонов, где прошла православная ярмарка «Нижегородский край – земля Серафима Саровского». В 2018-м Владимир Путин предостерегал: после чемпионата мира стадионы не должны превращаться в рынки. Но о храме и филиале «Единой России» речь не шла.
Любопытно, что отчеты о таких событиях не публикуются в официальном инстаграме стадиона (три тысячи подписчиков). Зато в нем появился пост о свадьбе главного раввина Нижнего Новгорода на стадионе – тоже не про спорт, но имиджево выглядит лучше политики.
Cделать стадион спортивным кластером пока не получается. За три года открылись лишь две спортивные секции: центр единоборств и частная футбольная школа Football Masters (секций пока меньше, чем концертов). Да, арену нагружают околоспортивными мероприятиями: здесь благодарили ветеранов нижегородского футбола, играли в массовые шахматы и наградили бронзовыми медалями женский хоккейный клуб «Скиф» (играет на стадионе «Нагорный»). Но эти мероприятия легко можно организовать в любом месте – непонятно, как их проведение именно на стадионе развивает спорт. Возникает ощущение, что арену пытаются загрузить любыми ивентами, чтобы создать иллюзию востребованности.
Пространство вокруг стадиона оживает: зимой – огромный каток, летом – спортивная площадка и скейт-парк. Но все может испортить новый стадион
Еще раз суммируем. За три года стадион «Нижний Новгород»:
– не привлек зрителей на трибуны: посещаемость падает с каждым годом;
– не приблизился к самоокупаемости.
Из плюсов: стадион хотя бы не разваливается, как самарская арена.
Возможно, главная точка роста – территория вокруг. До начала строительства большую часть Стрелки занимали заброшенный порт, гаражи и склады (меньшую – собор Александра Невского, он примерно в 500 метрах от стадиона). Место настолько стремное (и закрытое – вот редкие фото изнутри), что в начале десятых здесь снимали одну из серий сериала о маньяках «Метод». При строительстве территорию расчистили (на месте складов неожиданно нашли уникальные пакгаузы XIX века), но так и не придумали, как заполнить. И если рядом с собором аккуратная прогулочная зона, то вокруг стадиона русская классика – бетонный ковер и пустота.
Постепенно в Нижнем оживляют эту локацию – уже прошло два достойных мероприятия.
В декабре 2018-го вокруг стадиона залили огромный (20 тысяч квадратных метров) открытый каток «Зимняя сказка». Всего за 200 рублей открывался доступ к двум каткам (с искусственным и натуральным льдом), ярмарке и резиденции Деда Мороза. Приятный бонус – светящийся стадион всего в паре десятков метров. Туда идеально вписали спорт: прошел мастер-класс хоккеистов местного «Торпедо», выступления Ирины Слуцкой и ледовое шоу Ильи Авербуха. За все время работы зимнюю площадку, по официальным данным, посетили 128 тысяч человек.
Летом на этом же месте открылась спортивная площадка «Спорт Порт»: скейт-парк, площадки для мини-футбола, баскетбола, бадминтона (вход бесплатный). Это все еще далеко от целей бизнес-плана (там рассчитывали на 600 тысяч человек в год на мероприятиях около стадиона), но намного лучше ярмарок недвижимости.
Очень в тему благоустройство Стрелки в рамках 800-летия Нижнего (как раз его курирует Мутко). В августе территория вокруг собора превратится в прогулочную зону. Стадион совсем рядом – это отличный шанс подыграть и благоустроить свою территорию. Звучит идеально, но все может испортить новая идея: правительство области решило заполнить пространство около стадиона еще одним стадионом.
В Нижнем уже лет пять мечтают о новом доме для хоккейного «Торпедо» и в 2018-м определились с местом. Ледовый дворец построят на Стрелке, рядом с футбольной ареной (логика в экономии – у арен объединят коммунальные сети). Построить 12-тысячник планировали на федеральные средства к 2021-му, но пока не могут договориться о деньгах (проект подорожал на 5 миллиардов рублей) и пропорциях (уже нужны областные деньги).
Если Ледовый дворец все же построят, Нижний взвалит на себя в два раза больше проблем.
Фото: Gettyimages.ru/; РИА Новости/Владимир Песня, Григорий Сысоев, Григорий Соколов, Алексей Куденко, Александр Вильф, Михаил Климентьев ; vk.com/fcnn_ru; commons.wikimedia.org/A.Savin; vgoroden.ru/Александр Клин; sportportnn.ru
Вокруг входов на сектора по всему периметру гололед, все поскальзываются. Из порядка 20 фуд точек открыто две, у которых толпятся люди в надежде побыстрее купить чай и согреться. Очередь не рассасывается и к началу второго тайма.
В туалетах только холодная вода.
Всё это, конечно, добавляет антуража и я не жалею, что сходил на матч, вкусив местной атмосферы, но можно как-то более заботливо относиться к местному населению, повысив немного уровень комфорта.
невозможно смотреть, дует с реки, холодно и тд.
Круче уже не будет, стадион можно закрывать.
Даже в НФЛ богатейшей лиге мира супербоулы проводят преимущественно в жарких штатах. И топ-клубы с богатейшей историей, типа Грин Бея, не могут получить супербоул, потому что в феврале там собачий холод. Предложите им отапливать стадион. Батареями отопления.
"Авторы бизнес-стратегии прогнозировали, что продажа прав на название принесет 119 млн рублей в год".
"На аренде коммерческих помещений рассчитывали зарабатывать 119 млн рублей в год."
Я так понимаю, бизнес-план у бизнес-аналитиков чиновничьего аппарата строится вот так:
- У нас стадион без коммерческого названия, мы ХОТИМ 119 млн руб. в год.
А еще офисные помещения, их сдавать будем. За сколько? Ну давайте тоже 119 млн руб. в год.
- А почему именно 119?
- Цифра красивая, мне нравится, у меня ведь день рождения 19го числа в январе. 1 месяц 19го, классно да?
- Хорошо, а на футбол сколько в год ходить будет?
- Ну...... пусть будет 300 тысяч.
- Так и запишем....
Ну и качели, кому должны идти деньги за билеты тоже хороши, клубу или стадиону. В конечном итоге фактическим спонсором всей вечеринки является бюджет области, но ведь есть очень важный вопрос: какой масти чиновник отчитается о доходах.