Трагедия еврейского клуба из Вены: за него болели на двух континентах (даже Франц Кафка), но после аннексии Австрии он не прожил и недели
Знакомьтесь – «Хакоах».
Сегодня венский «Маккаби» выступает в любительских лигах и ни на что не претендует. Но в первой половине XX века клуб поставлял игроков в сборную, был популярным не только в Австрии, а еще активно продвигал идеи сионизма. Правда, в то время команда называлась «Хакоах», а судьба ее создателей оказалась печальной.
Клуб следовал принципам мускулистого иудаизма
В конце XIX века в Европе стали популярны идеи сионизма. Их сторонники мечтали о еврейском государстве в Палестине, которая тогда находилась под властью Турции. Сионизм спровоцировал пробуждение самосознания у иудеев в разных странах мира и дал почву для создания крупных организаций, сформированных по этническому признаку.
Еврейские общества возникали и в Вене. Одним из самых крупных стал спортивный клуб «Хакоах» (в переводе с иврита – «сила»). В разные годы организация включала секции по плаванию, легкой атлетике, гандболу, теннису, фехтованию, борьбе, хоккею на траве и футболу.
«Хакоах» появился в 1909 году благодаря двум людям – врачу Игнацу Кюрнеру и литератору Фрицу Ленер-Беде (настоящее имя – Бедржих Леви). Они побывали на матче другой еврейской команды: в мае в столицу империи приехал венгерский «Виво Эс», и позже клубы неоднократно встречались.
Фриц Ленер-Беда и Макс Нордау
Игнац и Фриц были не только сионистами, но и симпатизировали популярной тогда идее мускулистого иудаизма. Эту концепцию выдивнул другой врач – Макс Нордау из Будапешта. Он считал, что нужно бороться со стереотипами, которые тиражировали антисемиты. Хлипкий и хилый торговец или ремесленник – обычно так в то время изображали евреев.
Отчасти это была правда: многие занятые в торговле люди вели сидячий образ жизни. Нордау считал, что все евреи должны заниматься физкультурой и спортом, ведь только так можно добиться равенства и вернуть историческую родину.
В 1930-е «Маккабиаду» проводили дважды
Уже после смерти будапештского врача его идеи воплотились в «Маккабиаду» – аналоге Олимпиады для иудеев. Первые всемирные еврейские спортивные игры прошли в Тель-Авиве в 1932 году. В них участвовали и спортсмены из «Хакоаха».
В матче за золотые медали вратарь «Хаокоаха» сломал руку, пошел в нападение и забил победный гол
В 1910 году «Хакоах» дебютировал в чемпионате. Но реальных успехов команда добилась уже после Первой мировой, когда империя распалась и появилась австрийская лига. Домашние матчи иногда собирали по 30 тысяч зрителей. Поклонником «Хакоаха» назвал себя и Франц Кафка.
У такой популярности были веские причины. Клуб работал на огромную еврейскую аудиторию, быстро прогрессировал и играл на удобном стадионе в венском парке Пратер. Попутно «Хакоах» поставлял игроков в сборную и встречался с соперниками из соседних стран.
В 1925-м команда в первый и единственный раз выиграла чемпионат Австрии. Медали принес драматичный матч против «Вены» (будущая «Аустрия») в последнем туре. Обе команды претендовали на золото.
При счете 2:2 («Хакоаху» нужна была победа) вратарь еврейского клуба Александр Фабиан травмировал плечо. Замены еще не разрешались, поэтому место в воротах занял полевой игрок, а голкипер вышел в нападение. На последних минутах Фабиан забил решающий мяч. Позже выяснилось, что у Александра сломана рука.
Среди героев того сезона был и Бела Гуттманн. Будущий тренер «Бенфики», прославившийся знаменитым проклятием, провел несколько лет в «Хакоахе». Он участвовал в европейском турне клуба в начале 1920-х и сыграл в историческом матче против «Вест Хэма». В Лондон венская команда отправилась в 1923 году.
К тому моменту ни один континентальный клуб ни разу не побеждал в Англии. За несколько месяцев до этого «Вест Хэм» играл в финале Кубка, так что даже ничья с таким соперником стала бы успехом. Как раз вничью встреча и закончилась, но она стала лишь первой. Команды провели переигровку, и во втором матче гости разгромили лондонцев со счетом 5:0 (по другим данным – 5:1).
«Хаоках» установил рекорд посещаемости футбольных матчей в США. Он продержался до приезда Пеле
Австрийская команда ездила не только в Англию. В 1926-м «Хакоах» провел несколько матчей в США – игры окружал огромный интерес местных евреев. Впрочем, футболистов из Вены впечатлило даже не это. В практически каждой европейской стране они сталкивались с проявлениями антисемитизма, поэтому сопровождала группа борцов все того же клуба «Хакоах». В Америке охрана не понадобилась, игроков встречали доброжелательно.
Анонсы матчей «Хакоаха» в США и Польше
К тому моменту в США уже сформировалась профессиональная лига, в соккер вкладывали деньги крупные компании, а многие клубы привлекали футболистов из Европы. Но посещаемость матчей местного чемпионата не измерялась десятками тысяч. «Хакоаху» удалось поставить рекорд: десять игр в общей сложности посмотрели 224 тысячи зрителей. А последняя встреча на нью-йоркском стадионе «Поло Граундс» собрала 46 тысяч. Рекорд был побит только в 1977 году, когда за «Нью-Йорк Космос» играл Пеле.
Нью-йоркская арена, принимавшая матчи «Хакоаха» была бейсбольной
Венским футболистам так понравилось в США, что многие из них решили остаться. Турне в Америку запустило международную карьеру Белы Гуттманна. Сначала он перешел в «Бруклин», затем поиграл за «Джайентс», а в 1929-м стал игроком «Хакоаха». Правда, это уже была другая команда – созданная местными евреями по образцу австрийского клуба. В том же году «Хакоах» выиграл Кубок США, но вскоре распался.
В США и многих других странах бренд еврейского клуба по-прежнему существует. «Хакоах» в разные годы появлялся в Чикаго, Сиднее, Аргентине, Чехии и Израиле.
Создатель команды написал гимн для концлагеря
В 1930-х на фоне прихода к власти Гитлера антиеврейские настроения наблюдались и в соседней Австрии. Там были свои праворадикальные силы, которые после разгрома коммунистической партии, набирали все большую силу.
Правительство находилось под постоянным давлением Рейха, который требовал легализовать нацистскую партию. Например, Германия ввела для своих граждан сбор за пересечение границы с Австрией, чтобы та терпела убытки от отсутствия немецких туристов. Конфликт мог закончиться полноценной войной, но в итоге обернулся Аншлюсом. Австрия присоединилась к Германии 13 марта 1938 года.
Вена после Аншлюса
Через несколько дней после аннексии главный еврейский клуб Вены уже не существовал. Почти сразу после вступления войск новая власть отменила все матчи команды, стадион перешел в введение нацистской партии, а игроки массово бежали. Многие из них осели в Палестине, где основали еще одну команду «Хакоах». Другие попали в концлагеря и были расстреляны.
Самой драматичной получилась судьба Фрица Ленер-Беды. Писатель, поэт и автор либретто к тому моменту отошел от дел в футбольном клубе. 1 апреля 1938 года его арестовали и отправили в Дахау. В сентябре Фрица перевели в Бухенвальд, где сидел его друг и поэт Альфред Грюнвальд. Руководство концлагеря провело конкурс – узники должны были сочинить лучший гимн для лагеря. Фриц и Альфред написали «Песню о Бухенвальде». И если нацисты вкладывали в текст свои представления о патриотизме и величии тысячелетнего Рейха, то заключенные видели в нем протест и при его исполнении каждый раз яростно пропевали слово «свобода».
Но Фриц Ленер-Беда до свободы не дожил. Из Бухенвальда его перевели в Освенцим, а в декабре 1942 года он был избит до смерти охранниками. Правда, на процессе 1968-го доказать вину надзирателей не удалось.
После освобождения Австрии в Вене осталось 6 тысяч евреев, хотя до Аншлюса там проживало около 200 тысяч. Тем не менее уже летом 1945 года несколько спортсменов бывшего клуба «Хакоах» возродили футбольную команду, которую, правда, спустя несколько лет снова закрыли. Клуб продолжил существовать как спортивное общество и до сих пор придерживается принципов мускулистого иудаизма. Лишь в 2008 году «Хакоах» снова стал ассоциироваться с футболом. Правда, команда при клубе теперь называется иначе – «Маккаби».
Еще один обломок еврейского общества – это нынешний «Штурм» из Граца. До 1938 года он тоже назывался «Хакоах» и был фактически фарм-клубом венской команды. Еврейских игроков там было не так много, и, наверное, поэтому он пережил Аншлюс, пусть и будучи перемеинованным.
Другие тексты Юрия Истомина:
Суперкубок Португалии носит имя разоблаченного шпиона. Его пытали в тюрьме и отправили в концлагерь
Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot
Фото: wikipedia.org
Команда "Ха-Коах" Вена во время визита в подмандатную Палестину.
Как должно быть написано: "Их сторонники мечтали о еврейском государстве в земле Израиля, которая тогда находилась под властью Оттоманской империи."
Фраза "Сионизм спровоцировал пробуждение самосознания у иудеев" не имеет смысла