5 мин.

По каким чувствам била Суперлига и почему ей это не помогло

Чтобы пропихнуть в массы что-то масштабное и глобальное, большие и богатые дяди всегда давят на эмоции аудитории и апеллируют к простым чувствам. Обещают кого-то спасти, исполнить чью-то мечту, осчастливить детей. Так организуются выборы, так делаются революции и свергаются режимы.

И хотя Суперлига прожила два дня, европейские футбольные чины успели поэксплуатировать все названные темы — и великое спасение футбола, и мечту прорваться из грязи в князи, и тему детей. Если взять Флорентино Переса и Александра Чеферина и составить из них собирательный образ, получился бы эдакий князь Мышкин, который несет миру идею о всеспасении и напоминает о священной слезинке ребенка.

Не поделив деньги и не договорившись о новом формате клубного футбола, боссы Суперлиги и УЕФА сразу ударились в проповедничество. И те и другие моментально заявили, что хотят спасти футбол. Дискуссия была настолько рьяной, что казалось, сейчас к телекамерам выйдет Андреа Аньелли, жахнет гитару об пол, рванет пуговицы на рубашке премиум-класса и засветит футболку с надписью Save Rock And Roll, на которой вместо зачеркнутого рок-н-ролла намалевано “football”.

Когда-то давно в наши дома стучали свидетели Иеговы и раздавали непонятные брошюрки — если их не прочитать, в мире наступил бы апокалипсис. Три последних дня в наши гаджеты стучались Чеферин с Пересом — оба несли идею о спасении футбола, оба убеждали, что именно их проект и есть путь к этому спасению.

И здесь их просчет был очевидным — свидетели Иеговы продавали идею о спасении поехавшим бабулькам из старых хрущевок, которые были готовы верить чему угодно — хоть образам в избе, хоть Кашпировскому из лампового телевизора. А вот изобразить спасителя перед прокачанной футбольной аудиторией уже сложнее: слишком уж много эта аудитория знает о коррупции и любви к деньгам в мировом футболе.

Следующим пунктом в агитации была мечта. Давил на нее Чеферин. Как словенец, он очень хорошо помнит, как отбираются мечты в футболе: в 2001 году судья Грэм Пол в матче Словения — Россия поставил придуманный пенальти в ворота Руслана Нигматуллина. Сборной России это никак не помешало, но дело было в другом — Грэм Пол отбирал мечту о ЧМ-2002 у югославов, политика которых тогда не сильно ублажала западный мир. Поэтому не смейтесь, когда Чеферин говорит об украденных мечтах в футболе — он прекрасно видел, как они крадутся.

Конечно, сейчас контекст был совсем другой — и тут триггер на мечту сработал идеально. Создатели Суперлиги наступили на горло спортивному принципу — и этот фейл УЕФА использовала блестяще. Кто убивает спортивный принцип, тот убивает мечту пройти путь от новичка до гения — противники Суперлиги быстро донесли до аудитории этот месседж. И вот уже игроки “Лидса” дразнят “Ливерпуль” майками с эмблемой ЛЧ и слоганом “Заслужи это”. Отличный ход. Ход королевы, как модно нынче говорить.

Даже немножко жаль, что футболку “Заслужи это” не надел Марсело Бьелса. Это был бы кадр года — идейная футболка в сочетании с его доминантным сидением на кортах и убийственным взглядом, в котором сочетаются волчье одиночество, злость Ди Каприо из “Выжившего” и агрессия старшины из армейской каптерки.

Фактора убитой мечты хватило, чтобы задушить Суперлигу в зародыше. Но Флорентино Перес — воин прожженный, он будет биться за свои идеи, как старый вервольфовец на берлинских улицах в мае 1945-го. В 70 лет жизнь только начинается, осень патриарха еще не настала, и вот он кидает на стол новую карту — и изображены на этой карте дети.

Перес говорит, что 40% аудитории в возрасте 16-24 лет не интересуется футболом. Здесь с ним можно спорить: например, если посмотреть на уровень комментариев на Спортс.ру, станет очевидно, что многим нет и пятнадцати. И их нисколько не пугает долгая длительность футбольных матчей — они готовы целиком смотреть игру ненавистного Спартака/Зенита/Реала, чтобы потом закидать чужих болельщиков известной субстанцией за промах Бензема на 59-й минуте или фейл Дзюбы на 83-й.

Шутки шутками, но посыл “спасти детей для футбола” тоже не сработал. Потому что проповедники не выразили конкретной идеи, как именно Суперлига могла бы избавить бренный мир от слезинки ребенка, скучающего над 90-минутной тягомотиной.

Перес просто озвучил проблему и сказал, что молодежь нужно привлекать крутыми матчами — как будто не было никогда драматичных сюжетов в ЛЧ и умопомрачительных заруб во внутренних лигах. Не было ферги-тайма в 1999 году с “Баварией” под маслаченковских “пижонов”, не было подсечки Дель Пьеро в полуфинале ЧМ-2006 под уткинское “Мама моя, два — ноль”, не было забега Месси на последней минуте эль-классико и публичной демонстрации своей футболки всему "Бернабеу" с намеком “Вот кто здесь настоящий король”.

Перес делает вид, что подобных перфомансов никогда не было, и родить их может только его новая лига, в которой не будет ни Баварии, ни ПСЖ, ни Зака Снайдера, ни справедливости. Идея вышла невнятной, потому что Суперлига вообще не родила внятной идеологии — вместо этого получились обрывки отдельных правильных мыслей, за которыми был только корыстный интерес. В принципе, это можно сказать о любом продвижении на рынке — от презентации Суперлиги до рекламы "Сникерса". Однако разница между этими двумя примерами гигантская: для рекламы шоколадного батончика была проделана огромная работа: изучение аудитории, грамотное позиционирование, фокус-группы, промо-акции, коллаборации и т.д.

Суперлига же вообще не обращала внимание на тонкости и поперла на УЕФА топорно, как зэк на лесоповал — но одними лишь проповедями о великом спасении игры и детей отмазаться не вышло. И хотя в УЕФА тоже работают далеко не святые апостолы, смекалки у них оказалось явно больше. Вот и победила жаба гадюку.