12 мин.

Месси сражается с роботом, «Реал» против 109 детей, Медведева танцует под «Сейлор Мун» – это безумие японских ТВ-шоу

🇯🇵🇯🇵🇯🇵

Если вы достаточно любопытны или просто не очень ловко отбиваетесь от рекомендаций ютуба или твиттера, то вполне могли нарваться на видео вроде этого: в странном футбольном матче толпа детей рубится против нескольких взрослых. Обычная реакция предсказуема: «Что, черт возьми, здесь происходит?!»

Простой ответ – это фрагмент японского шоу с участием игроков сборной Японии и сотни детей.

Все мы удивлялись бы чуть меньше, если б представляли, насколько спорт важная часть местных тв-шоу. Давайте попробуем представить.

В Японии очень популярны трэшовые тв-шоу. Все началось из-за Второй мировой и Такеши Китано

Западному человеку кажется, что странные эксперименты c едой и развлечениями в крови у японцев. На самом деле жанр трэш-шоу родился в середине прошлого века.

Япония потерпела поражение во Второй мировой войне, и это навсегда изменило местную культуру. После капитуляции под запретом оказалась не только армия, но и традиционная японская культура, которая стала ассоциироваться с милитаризмом и национализмом. В Японии начали поиск новой идентичности, искусство рождались заново.

Одновременно страна перестала быть герметичной. В Японию хлынула западная культура. Главным источником вдохновения стали культура и стиль жизни США, но японцы впитывали их очень по-своему. 

Одним из первых новый язык нащупал Такеши Китано. Сейчас он культовый японский режиссер, но начинал как комик. Такеши экспериментировал с жанром мадзай: когда на сцене два комика отыгрывают разные роли и параллельно с чтением шуток стебут друг друга. В середине 80-х Китано придумал шоу «Замок Такеши» – уникальную смесь юмора, спорта и мазохизма.

По сюжету группа энтузиастов под командованием генерала Ли (актер Хаято Тани) штурмовала замок Такеши. Китано играет роль графа, который защитил замок коварными ловушками. По пути участников ждали препятствия: водоемы, грязевые ловушки, лабиринт с пчелами и так далее.

Везунчик, преодолевший все ловушки, получал миллион йен (около 8 тысяч долларов). Испытания суровые, поэтому за всю историю программы такое случалось всего 9 раз. Но главным был не приз, а процесс – реакция участников на самые сложные и трэшовые испытания. Рубрика «Памяти павших» (ее показывали в финале) фиксировала самые неловкие падения и факапы. Китано внимательно отслеживал впечатления зрителей, поэтому регулярно придумывал новые испытания, а самые непопулярные убирал из шоу.

Шоу транслировалось в Японии с 1986-го по 1990 год, а также продавалось по франшизе по всему миру. В Россию тоже: в начале нулевых его показывал Рен-ТВ, а сейчас – канал 2х2, под названием «Японские забавы». Многие страны запустили собственные версии: в России появилась «Большая гонка» с Дмитрием Нагиевым, где некоторые испытания буквально скопированы из «Такеши» и других японских шоу.

Но главное – «Замок Такеши» определил стиль местного телевидения. Японцы поняли, что больно, унизительно и нелепо – это еще и очень смешно. Сначала у «Замка Такеши» появились прямые подражатели, но достаточно быстро идея модифицировалась и разрослась до полноценного жанра.

Гид по японским шоу: передувание тараканов, поедание ботинка, агрессивный варан

К 2021-му в Японии выпущено больше 100 популярных тв-шоу разной степени отвратительности: от безобидных спортивных состязаний в духе классического «Замка Такеши» до поедания насекомых. 

Один из лидеров рейтинга японского ТВ – кулинарное шоу Ultraman Dash. Важно понимать, что японцы обожают еду. Считается, что они познают мир через поедание пищи. «Красотам предпочитаем пончики», – гласит популярная японская пословица. Ultraman Dash доводит идею до абсурда. Героям предлагают укусить разные предметы, чтобы понять – они настоящие или это кондитерский муляж. В ход идет все: ботинок, дверная ручка, стол, фотография. Хайлайт любого выпуска – момент осознания, что грызешь реальную вешалку или комод.

У японцев есть и трэвел-шоу, только вместо денег (как в «Орле и решке») ведущие получают неприятности. Участники ItteQ! узнают новую страну через опасные для жизни челленджи. Героиня ItteQ! привязывала к себе кусок мяса и удирала от комодских варанов, была игрушкой для медведя гризли, а еще скакала по тропическому лесу в костюме лягушки. 

Очень популярный жанр – шоу с испытаниями, где скрещены спорт и комедия.  Японцы обожают челлендж со скользкой лестницей: по ней стекает гель, поэтому забраться наверх абсолютно невозможно.

Колорита добавляет русская озвучка: «Синий как обычно мастерски уворачивается, а желтый ломает себе позвоночник об пол! Слава богу, знаменитая японская радиоактивная регенерация помогает ему».

Другой популярный жанр – испытание пределов человеческой брезгливости. Идеально в этом жанре работает AKBingo!, его ведут участницы популярной айдол-группы. По сюжету девушек постоянно заставляют страдать. Их лучший челлендж вы наверняка видели: две девушки пытаются вдуть таракана друг другу в рот с помощью стеклянной трубки. Проигравшая обязана съесть его (спойлер: это случилось). 

Как узнать японское шоу? Самый неприятный момент покажут десяток раз с нескольких ракурсов.

В последнее время жанр трэш-шоу постепенно перестает быть доминирующим и превращается в немного неловкий местный колорит – вроде казанского телеканала Татар-ТВ или Верки Сердючки. По этим шоу японцев идентифицируют иностранцы, но сами они (особенно новое поколение) уходят в другие, более понятные западному человеку жанры.

Футбол – часть ТВ-безумия. Кагава против 55 детей, футбол в биноклях

Футбол не самое любимое развлечение японцев, поэтому он проникает в ток-шоу не так часто, как еда или насекомые. Но даже редкие челленджи проходят в абсолютно безумном стиле.

В конце 90-х на телевидении сыграли матч в новом формате: участников нарядили в полосатые робы и нацепили на глаза бинокль. Зачем-то добавили каплю Линча – на арбитра надели красный пиджак и гигантскую голову кролика. Из-за биноклей игроки словно под мощными седативами: они медленно двигаются, почти не видят мяч и бьют мимо.

В 2013-м спортивное шоу Kyokugen запустило новогодний аттракцион с футболистами. Для первого выпуска позвали суперзвезд японского футбола: Синдзи Кагаву (на тот момент – «Дортмунд») и Хироси Кийотаке («Нюрнберг»). На большом поле они сыграли против 55 детей: начали с 35, а после первого гола на подмогу выбежали еще 20. 

И это не оригинальная идея. В 2011-м «Реал» прилетал на предсезонный тур в Токио и сыграл товарищеский против 109 детей (в честь 109-го дня рождения «Реала»). Все было по-серьезному: около поля на стульчике восседал Флорентино Перес и с любопытством следил за битвой. Тогда команда Моуринью минимально победила – Бензема пробил детишек со штрафного (забавно, что в 2013-м концепцию подрезал донецкий «Шахтер»).

Разница в том, что против «Реала» малышня хотя бы пыталась сопротивляться, а за Кагавой и Кийотаке они просто беспомощно бегали.

«Это было полным безумием, – вспоминал Кагава в интервью клубному журналу «Боруссии». – Дети с визгом бегали за нами, и мне приходилось уворачиваться, чтобы в меня не врезались. Когда на поле выбежали еще два десятка детей, я просто не мог поверить. Я посмотрел на Хироси: «Серьезно? Ты тоже это видишь?»

Через несколько лет масштаб безумия вырос.

В 2017-м трое игроков сборной Японии – Хотару Ямагути, Йосуке Идегути и все тот же Хироси Кийотаке – сыграли против сотни восьмилетних детей.

Команда детей выбрала схему 10-30-30-30. Восхитительный хаос: дети кричат и носятся как китайские болванчики. Один из голкиперов подсказывает своему защитнику, но тот слишком занят – кричит и подпрыгивает на месте. Ближе к финалу дети даже перехватывают мяч, но он тут же теряется в десятке непослушных детских ножек. Наверное, именно так чувствуют себя взрослые игроки в чемпионате Нидерландов. 

Европейские спортсмены на японском ТВ – как фильмы Тима Бертона. Месси против робота и огромной куклы, Роналду трогают за пресс

Футбол ищет все новые способы заработать, поэтому последние 10 лет звезды летают на коммерческие матчи в Азию, США и на Ближний Восток. Япония – достаточно большой рынок (126 миллионов – 11-е в мире по населению), поэтому Месси и остальные медийные бульдозеры регулярно заглядывают сюда за порцией культурного шока.

Летом 2014-го Криштиану прилетел в Японию как посол производителя тренажеров MTG. Роналду пришел на местное телевидение рекламировать новинки компании.

Восторженные японцы облепили Криштиану как пятиклассники ларек с сухариками: потребовали задрать футболку, потыкали в пресс и заставили показать несколько упражнений. 

Неожиданно ведущий предложил Криштиану вставить в рот странный фитнес-тренажер. Гей-напряжение росло с каждой секундой, а лицо Криша напоминало известный мем.

Чаще других в Японию летает Месси. Иногда для него придумывают классические челленджи, которые легко представить в «КультТуре» или «Вечернем Урганте»: нужно выбить мячом все цели или перекинуть мяч через помеху на высоте 100 метров (Лео дежурно поставил мировой рекорд). Но были испытания и в стиле фирменной японской шизофазии.

В апреле 2013-го Месси заставили бить пенальти роботу-вратарю, который реагирует на удары с помощью сенсорных датчиков. Аттракцион оформили с фирменной японской графикой, поэтому он напоминает футбольную версию «Мортал комбат», а не телевидение. На фоне показывают лица зрителей в студии.

Первые два удара – мимо створа (японцы в зале чуть не теряют сознание от шока), третья попытка – Месси бьет точно под голкипера, а четвертым ударом обманывает наивного робота финтом.

В другой раз против Месси на воротах стояла 25-метровая надувная кукла неопознанного персонажа (подозрительно похож на азиатскую версию Суареса). Попасть было сложнее, но Лео выбил три из трех.

На японских шоу гостили российские фигуристки: Загитовой предложили пободаться лбами, Медведева танцевала в костюме Сейлор Мун

В Японии обожают фигурное катание и воспринимают фигуристов как суперзвезд. Разумеется, принцессы из России доехали до местных шоу.

За год до Олимпиады-2018 Загитова откатала в Японии несколько коммерческих шоу, а между ними появилась на телевидении. Практически весь эфир представлял собой странный фетиш – Загитовой показывали безумные вещи и наблюдали за ее реакцией.

Вот двое пухляшей в странной одежде с гигантскими буквами T (Тутберидзе?) пытаются повторить выступления Загитовой. Им помогают нелепые желтые маскоты.

Следующая сцена: перед Загитовой появляются два куна и бодаются лбами. Алине предлагают присоединиться – девушка смущенно мотает головой.

Градус кринжа приближается к эфирам Губерниева. На экран выводят фото Алины с фигуристом Юдзуру Ханю – намек на их роман.

Алина cделала вид, словно не понимает подтекст.

Ведущий: О чем вы обычно говорите?

Загитова: Он меня поддерживает. Когда прыжки получаются хорошо, он может подъехать и сказать, что я молодец. Если падаю, то обязательно поможет и скажет, что вот, еще чуть-чуть.

В 2017-м на японском телике появилась и Евгения Медведева – в шоу Taiiku-kai TV ее заставили танцевать в костюме Сейлор Мун (в таком же образе Женя выступала на местном ледовом шоу).

Медведева фанатеет от японской культуры, и, кажется, единственная из героев текста кайфанула от местного антуража.

Фото: globallookpress.com/Supplied by FilmStills.net/www.filmstills.net; youtube.com