Умер иркутский «Зенит»: губернатор забыл о команде после выборов. Они весь сезон играли в ПФЛ без денег и эмблемы
Страдания русского подземелья.
Вот и есть первая футбольная смерть 2021 года в России – иркутский «Зенит». Клуб с 13-го места зоны 2 в ПФЛ 3 апреля должен был ехать в гости к «Мурому» – но не поедет.
(Да, у «Зенита» в 2020-м на форме даже не было эмблемы, хотя нужна по регламенту. Почему? А потому что).
Команда вышла из отпуска и тренировалась, но не стеснялась откровенно говорить: непонятно, будем ли мы играть весной. Тем временем футболисты уходили, а 31 марта на последней тренировке было 10 человек.
«У клуба нет денег, и никому здесь в Иркутске футбол не нужен. Министерство спорта заявляет: в Иркутске профессиональный футбол не нужен, – говорил спортдир «Зенита» Александр Ковалев еще в феврале. – Профессиональным футболом нужно заниматься. Даже если бы были деньги на содержание команды, где ей в Иркутске играть? У нас в городе есть только один стадион, который соответствует требованиям второй лиги – это «Зенит». Больше играть негде. Мы в Иркутске живем будто в каменном веке, даже не в XX веке, а еще ниже».
А болельщики были уверены, что это конец. «Яснее ясного, что сезон возобновится без нас», – иронизировали фанаты в сообществе «Зенита» «ВКонтакте», принимая «отсутствие ясности по будущему».
А 1 апреля (и это не шутка) «Зенит» объявил о снятии.
«Дорогие болельщики! К сожалению, для нас 1 апреля не день смеха, а черная дата. ФК «Зенит-Иркутск» прекратил свое существование. Об этом руководству команды было объявлено на встрече с губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым.
Причина: отсутствие финансирования и невозможность продолжить выступление в ПФЛ. Мы благодарим всех наших болельщиков и тех, кто просто переживал за нас все эти годы. Еще одна команда на кладбище иркутского футбола», – говорится в заявлении.
Ситуация до боли напоминает то, что происходило с «Тамбовом». Просто нет никому дела до «целостности» ПФЛ. Какая разница, сколько команд доиграет сезон в зоне «Запад» – 13, 14, 15?
Смотрите сами: в начале января 2020-го исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев говорил: «Команда состоит из воспитанников иркутской школы футбола и представляет нашу область на всероссийской футбольной арене. Я заинтересован в развитии клуба и футбола в Иркутской области в целом». На тот момент у «Зенита» были шестимесячные долги по зарплате – про это даже делал выпуск Жека Савин.
«Эта реформа – смерть всему футболу за Уралом». Красава – про зону Восток в ПФЛ
Команда встретилась с губернатором, он произнес те самые слова – показалось, что все наладится. Команда получила денег, погасила долги, а в мае Кобзев снова встретился с руководством «Зенита». «Первый раз мы встречались в январе. Тогда в футбольный клуб «Зенит» испытывал финансовые трудности. Были долги по зарплате, налогам и другим платежам. Мы поддержали команду за счет средств областного бюджета. Сегодня у клуба нет задолженности по зарплате», – отрапортовал пока еще исполняющий обязанности губернатора.
А спортдир Ковалев благодарил чиновника: «Благодаря этому нам удалось сохранить костяк команды. Ребята с оптимизмом смотрят в будущее, верят, что могут выступать достойно». А заявление пресс-службы заканчивалось так: «Перед командой стоят амбициозные цели — с первого сезона стать одним из лидеров зоны «Запад». Разработана дорожная карта развития клуба. Игорь Кобзев поддержал эти планы и подчеркнул, что в соответствии с ранее принятыми решениями правительство Иркутской области продолжит помогать «Зениту».
ПФЛ на тот момент досрочно завершила сезон (никто не расстроился) и уже в августе начала новый. Незадолго до выборов (раскрываем секрет отсутствия эмблемы) сверху заговорили о смене названия команды и возвращении более традиционного названия – «Звезда» или «Байкал».
Но с этого момента команда без эмблемы не получала зарплату. А в сентябре губернатор Кобзев, которого поддерживала «Единая Россия», выиграл выборы.
И в сентябре же у «Зенита» закончились деньги. Клуб писал открытые письма губернатору (и закрытые тоже), жаловался в медиа – и в итоге договорился со спонсором (компанией «Сервико»), чтобы попасть на выездные матчи в начале октября. «Спасибо, что в Иркутской области имеются неравнодушные люди, которые узнали о нашей беде и сразу же оказали оперативную помощь, благодаря которой стал возможен выезд на матчи первенства России в Санкт-Петербург», – говорил Ковалев.
Однако обещанной поддержки от властей «Зенит» не дождался. Замминистра спорта Иркутской области Павел Боровиков дважды – в октябре и ноябре – выступал с критикой команды. Долги, в том числе и по зарплате, на тот момент достигли 17 млн рублей.
«Я совершенно случайно узнаю, что у нас восемь иногородних игроков! Если у нас «Зенит» отдельное юридическое лицо, берущее на себя финансовые обязательства без согласования с правительством, министерством, то в таком случае пусть берет на себя обязательства по изысканию финансовых средств на обеспечение этих дополнительных обязательств.
Мы смотрим на запад, но там клубы содержатся за счет личных средств заинтересованного лица. У нас почему-то считается, что должны содержать из бюджета. Играют за честь Иркутской области. Давайте говорить прямо — это не советское время и честь субъекта уже никого не волнует. Игроки у нас извините, продажные — кто больше заплатит, за того они и выступают», – говорил Боровиков.
С мая на сайте областного правительства появилась только одна публикация про «Зенит» – в октябре, когда Кобзев уже стал губернатором без приставки и.о. Как раз со словами Боровикова. После одного из матчей игрок «Зенита» Максим Насадюк (кстати, его предыдущей командой был «Луч») передавал привет Кобзеву.
«Зенит» в соцсетях активно критиковал власти – выставлял мемы про того же Боровикова, а под конец (уже в феврале-марте) цеплялся и к губернатору, видимо, рассчитывая добиться хоть какой-то реакции. Но не получилось – на собрании с Кобзевым «Зенит» приказали снять.
«Это объяснили большим дефицитом бюджета в области – то есть на другие виды спорта есть, на футбол – нет. Сказали, что администрация клуба неправильно работает», – объяснил крах клуба спортдир Ковалев. Вратарь Илья Кунгуров заявил: «Кобзев пообещал, что долги будут рассчитаны, но никто не знает, когда это произойдет».
Учитывая, что «Зенит» не успел сыграть половину матчей, его результаты будут аннулированы – наверняка расстроятся команды, которые успели его обыграть. Целостность соревнования, помните?
Бонус: «Зенит» – шестая команда с Сибири и Дальнего Востока, умершая за последние шесть лет. Дважды это были клубы из Иркутска: «Океан» (2015), «Якутия» (2016), «Байкал» (2017), «Смена» КнА (2018), «Сибирь» (2019), «Луч» (2020), «Зенит» (2021).
Фото: vk.com/fc_zenit_irkutsk; Правительство Иркутской области
сотрудники клуба, которые не могут наладить работу и хоть как-то заработать, продать рекламу на форме хоть за тысячу рублей в год? (да серьезно, у меня в подмосковье любительский чемпионат района по футзалу - и то спонсоры есть, у кого пивнушка у кого страховщики, тыща рублей лучше чем ничего) - да, и они тоже виноваты
болельщики, которым плевать на команду (ну, так принято во всем мире - профессиональные клубы живут на деньги болельщиков) - и они тоже виноваты
игроки которые своей игрой не могут заинтересовать аудиторию? и они тоже виноваты
кто-то больше, кто-то меньше, но виноваты, простите ...
виноваты все
а им одного стадиона недостаточно?
На деньги, что из бюджета тратится на содержание (с перелетами) профессиональной команды, можно организовать само существование и многоуровневые турниры школьных, вузовских, и любительских команд. Можно вовлечь в этот процесс тысячи жителей области, с населением, как у пяти Исландий. Можно организовывать им переезды, оплачивать работу судей, формировать скромные призовые фонды.
И все на деньги, что сейчас тратятся на одну - ОДНУ профессиональную команду.
Я не знаю, куда пошли деньги, что не достались этому "Зениту". Но если когда-то деньги на футбол в бюджете снова найдутся, я был бы всеми руками за направление их на детские команды в учебных учреждениях и на любительские турниры.
Касается всех регионов. В том числе, моей Новосибирской области. Лучше тысячи вовлеченных в процесс детей и любительские команды, чем содержание на бюджете одной, почти никому ненужной.
И уже потом - лет через 10-15, через эту массовость любительского и детского футбола, сама популярность вида, возможно, создаст предпосылки для создания профессиональной команды, способной собирать хотя бы 8-10 тысяч на трибунах регулярно, а значит, способной жить пусть и не на большие, но на свои деньги.
так что земля пухом.