26 мин.

L'impossible 3-0: незабываемый вечер на Жоффруа-Гишар

После знаменитого реванша против Хайдука (1974, 1-4 и 5-1), всё казалось возможным и этот перформанс становился стартовой отсылкой для ответного матча против Динамо, причиной веры в чудо. Сарраманья, хрупкий вингер, так вспоминал о тех днях : “Чем больше дней отделяло нас от первой игры, тем более уверенности возвращалось  к нам. В наших головах мы уже представляли наш реванш за оскорбление в первой игре. Затем, в день матча, мы все были убеждены, что сумеем квалифицироваться. “ И все же не все разделяли оптимизм Сарраманьи. Газета Экип , к примеру, давала лишь 40% на квалификацию Сент-Этьенна и считала, что несмотря на ментальную силу, проявленную стефануа в схватках с Баварией в 1969 (0-2 и 3-0) и с Хайдуком в 1974, ещё один поворот в предполагаемой обреченной судьбе будет слишком подобным Голливудскому чтобы поверить в это. И вот этот день, 17-го марта, пришел. В 20.30 рефери матча дал свисток ...

Предшествующий материал здесь

Построение команд (4-4-2 против 4-3-3). На этой схеме только поменяйте местами Блохина и Онищенко, а также Буряка и Веремеева.

Два капитана обмениваются вымпелами перед началом матча

ОСАДА КИЕВСКОЙ КРЕПОСТИ

Безкомпромиссный настрой хозяев был проявлен буквально с первых  же секунд матча. Когда на первой минуте киевляне попытались организовать контратаку, она была пресечена самым жестким образом уже в своем генезисе- это когда Веремеев попытался было набрать скорость по левому флангу и тут же немедленно сбит Лопезом.

 В дебюте матча киевляне пытаются организовать контригру  и тем охладить пыл хозяев. В эти минуты им дважды удается создать напряжение у ворот хозяев. На 6-й минуте Трошкин попытался прорваться справа, но пойман Фаризоном в мгновенном подкате. Однако окончательно разрядить ситуацию хозяевам не удалось. Колотов вернул мяч, но удар у него не получился, киевляне опять подобрали мяч, но затем у Колотова уже не получилась передача на Веремеева и он потерял мяч. Вот так, трижды за один эпизод киевляне не смогли довести до логического конца свои угрозы. Неверно принятое финальное решение будет преследовать команду Лобановского весь вечер.

Гости пытаются наладить контригру. Веремеев прорывается между Пьяцца и Рошто.

Спустя всего лишь минуту впервые в этот вечер промелькнула ракета Блохина, когда он подобрал мяч на своей половине поля и пошел к воротам соперника. Он прошел Фаризона, увернулся от довольно осторожного подката Лопеза и пробросил мяч по направлению к угловому флагу. Однако увидев, что Лопез вновь идет в борьбу, он сделал пас назад на Буряка, который, находясь в цейтноте, сделал плохо продуманный прострел в центр, где мяч легко достался хозяевам.

И это всё. С первой же минуты хозяева включили жесткий мобильный прессинг, главной особенностью которого стало его осуществление на киевской половине поля. Гости пытаются перевести дух, но мяч у них не держится. Очевидно, что привычка киевлян сбивать темп матча владением мяча на своей половине поля, в ожидании ошибки соперника для проведения разящей контратаки, содействовала намерениям стефануа не дать им передышки. Постоянный прессинг Зеленых практически не оставляет киевлянам времени на раздумья. Мы часто становимся свидетелями ошибок в передачах, длинных или коротких, паники, выражаемой в выносах мяча за боковую или на трибуны, или в попытках атакующих акций настолько случайных, что обычно Лопез и Пьяцца не имели серьезного противодействия в центральной зоне, что позволяло им помогать своим фланговым защитникам (Жанвийону и Фаризону) в нейтрализации Блохина и Онищенко.

Атака за атакой накатывались на киевские ворота

Первый острый момент у ворот Рудакова возник на 5-й минуте, когда после навеса Лярке со штрафного, опасно бил головой Эрве Ревелли- мяч ушел выше ворот. Спустя пять минут возник и первый голевой момент: поключившийся к атаке защитник Фаризон под давлением Блохина в последний момент подскользнулся, но в сложной ситуации сумел таки пробить по воротам и Рудаков своей правой как то суетно сумел отбить мяч на угловой.

У ворот советского голкипера становится жарко. На 14-й минуте Лярке эффектно избавляется от бросившегося на него Колотова и наносит опасный дальний удар. Рудаков был неготов к удару и мяч отскакивает от его груди, но Фоменко  успевает опередить ринувшегося на добивание Эрве Ревелли, вынеся мяч из вратарской. Не прошло и минуты как издали бьет Сарраманья-мяч идет рядом с дальней штангой, но при этом Рудаков был не готов к удару. На 20-й минуте ситуация повторяется. После острого навеса Батенея, Рудакову пришлось выйти из ворот, чтобы вынести мяч из вратарской. Сделал он это как то неуверенно и Сарраманья возвращает мяч в центр киевской штрафной. Кто-то из киевлян пытается выбить мяч, но в итоге он достается Лярке, немедленно выстрелившему своей правой. К сожалению, мяч при полете чуть изменил траекторию и в дальний угол не попал. Капитану стефанцев лишь оставалось чертыхаться от досады.

Температура кипения в "Котле" - запредельная и так весь матч

Попытки при помощи фолов сломать игру французов не проходят- те при своей скорости нередко просто успевают избегать нежелательного контакта. И в то же время идти вперед крупными силами киевляне не могут позволить себе ввиду постоянного прессинга хозяев. Тактическое построение хозяев 4-3-3 при построение 4-4-2 советского чемпиона, с отсутствием центрофорварда, позволяло Сент-Этьенну постоянно держать киевскую оборону в напряжении и в то же время заметно разгрузить свою центральную ось.

Отчаянно пытаясь хоть как то ослабить это давление, киевляне пытаются бросать в рейды Блохина, но французские защитники, Лопез прежде всего, хороши в микродуэлях с советской ракетой, очень внимательны и Олегу практически ничего не удается на французской половине поля.  Крайние защитники французов получили больше свободы и возможности чаще ходить вперед, поддерживая постоянный прессинг. Кроме того, французы практиковали зонную оборону, не позволяя уводить своих защитников. Против Блохина применялась зонная защита и поэтому советские журналисты, привыкнув к симферопольской персоналке, не разобрались в ситуации и им показалось, что Жанвийон просто бросил бездействующего Блохина.

К этому времени, внешне непроницаемый Лобановский начинает нервно раскачиваться на своей скамейке, наблюдая эту осаду киевских ворот. Вот Лярке выиграл одно единоборство, Фаризон-другое, пока, наконец, Рошто не попытался реализовать предоставившийся шанс ударом головы, но, к облегчению гостей, хорошего удара с отскоком от земли не получилось и  мяч кротко нашел лишь руки Рудакова (24-я минута).

КИЕВЛЯНЕ ВЫСТОЯЛИ

Волны атак Сент-Этьенна накатывались на динамовскую оборону одна за другой. Коньков пытался организовать контригру, но жесткий прессинг хозяев был слишком силен и он не преуспел в своих попытках. Попытки Конькова снабдить Блохина и Онищенко неизменно прерывалась с обескураживающей регулярностью. Однако к середине первого тайма острота французских атак стала спадать. Киевляне добились  таки главного- не пропустили ранний гол.

Показалось, Сент-Этьенн в последние 20 минут первого тайма оказался в небольшом своего рода творческом кризисе и пытается пробить вибрирующую киевскую стену дальними ударами. Однако ударам Фаризона (34-я минута) и Батенея (36-я минута) не хватает точности. Стефануа берут своего рода передышку. Более того, в конце первого тайма, в течении трех минут, почти повторились  две ситуации, в которых в Симферополе киевляне забивали.

Владея мячом большую часть времени и имея перед собой 11 оппонентов, очень быстро заполнявших свою половину поля, как стефануа могли сокрушить киевлян, буквально забаррикадировавшихся на своей половине поля? Когда защитник Лопез только получал мяч от голкипера Чурковича, который в этом матче сделал минимум касаний мяча, центрофорварда Эрве Ревелли, ждавшего мяч в дистанции 18 метров от ворот соперника, уже опекали Решко и Фоменко. Нападающие киевлян Блохин и Онищенко также активно участвовали в оборонительной работе. Разве не видели мы, как защитник Фаризон бил по воротам примерно с метров 30, преследуемый Блохиным? Очевидно, что в таких условиях использование флангов было совершенно необходимым. Но в течении первого тайма, ни Рошто, очень плотно опекаемый и нуждавшийся в пространстве, ни Сарраманья, получивший болезненный удар от Онищенко четверть часа спустя по началу матча, не смогли организовать эффективную фланговую игру. Настолько, что подлинные хорошие фланговые подачи в центр были до перерыва редкостью.

 Вначале, на 40-й минуте киевляне заработали стандарт на подступах к французской штрафной, но симферопольский сценарий с удачным рикошетом в этот вечер не повторился. Спустя две минуты при дальнем навесе Колотова во французскую штрафную голкипер Чуркович впервые (!) вступает в игру. Вынос мяча получился не слишком удачным, попав к Блохину. Советский форвард  под  углом пытается свечой направить  мяч в дальний угол-но слишком высоко.

Кажется, Сент-Этьенну необходим перерыв для осмысления происходящего- на перерыв команды уходят при счете 0-0. Специалисты в перерыве в телевизионных аудиториях и в радио-эфире в своих комментариях почти оставляют надежду на новый подвиг и уже говорят о  таких важных, но неосязаемых категориях, как честь и гордость.  И сейчас мало что значит, что Чуркович в первые 45 минут практически не касался мяча. Кажется, повторялся сценарий полуфинальных матчей кубка чемпионов  против Баварии апреля 1975, когда Зеленые играли привлекательно, но за оба матча так и не сумели поразить ворота соперника (0-0 и 0-2).

Спустя первые 45 минут Зеленые так и не пробили киевский бетон. Эрве Ревелли и его товарищам всё ещё предстоит...

ПОДАВЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ КОНТРИГРЫ

В раздевалке Эрбен подбадривает своих парней: « Будьте терпеливы, продолжайте, вы сумеете пробиться». Но Лобановский в перерыве должен был попытаться скорректировать недостатки, проявленные Динамо по ходу первого тайма. Это была команда со сломанным механизмом, но когда после перерыва матч возобновился, то она попыталась наладить свою контригру. Рвется вперед Колотов, скидывают скованность Буряк и Трошкин. На 50-й минуте киевляне зарабатывают перспективный штрафной, но при его пробитии Буряк попадает мячом в стенку. Киевляне попытались организовать еще одну атаку, но после подката Жанвийона Коньков теряет мяч. Возможно не без нарушения правил, но итальянский рефери показал жестом продолжать игру. Французы тут же организуют разящую контратаку. И уже Буряка охватывает отчаяние: цена порыва к воротам соперника может оказаться слишком дорогой. Получив мяч от Фаризона и находясь спиной к воротам, Рошто мгновенно грациозно развернулся и, видя спешащего к нему Фоменко, прокинул мяч мимо своего соперника, извернулся и пробил, не входя в штрафную. Рудаков бросился вправо, как показалось чуть запоздало, но мяч прошел в сантиметрах от штанги (51-я минута).  

В ответке Блохин, не входя в штрафную, запулил мяч в облака. И тут же мы видим, как Лярке идет вперед  и делает длинную подачу мяча  в динамовскую штрафную. Рошто рвется к мячу, но Фоменко имеет явное преимущество во времени и пространстве для принятия правильного решения. Однако, нервно истощенный, он поспешно выносит мяч на угловой, спровоцировав характерную реплику от французского комментатора: “О- ля-ля, маленькая паника!”(52-я минута).

Ввод в игру после перерыва левофлангового вингера Патрика Ревелли (вышел на поле вместо Сарраманьи, получившего травму лодыжки в столкновении с Онищенко) позволил хозяевам сделать свою игр в атаке более широкой и опасность всё более приближалась  к воротам Рудакова, которому пришлось отражать как целенаправленные навесы, так и очень плотные удары. Казавшееся восстановившимся самообладание Динамо вновь пошло трещинами. Французы прессингуют гостей даже на подступах к киевской штрафной. Ни минуты передышки. Очень жестко. Ни секунды на размышление- едва у гостей появлялся хотя бы намек на шанс, следовал подкат. Французы во втором тайме очень хороши на подборе, отчего им удается поддерживать постоянное напряжение у ворот хозяев. Усилевшееся давление умножало возможность срыва. Все что смогли организовать киевляне- пару рейдов по правому флангу Онищенко с последующими навесами в центр штрафной, но для Чурковича они вообще не представляли опасности. Потом Динамо в советской прессе обвинят в том, что оно атаковало небольшими силами (3-4 игрока). Но как можно было идти вперед большими силами, если мобильный соперник непрерывно прессингует на всех участках поля и запрограммирован на мгновенный выпад после любой потери мяча соперником?

Итак, Сент-Этьенн прочно берет инициативу в свои руки. Напряжение у ворот Рудакова нарастает. В один из моментов  Лярке пальнул после неудачной попытки выноса мяча из штрафной, застав врасплох не видевшего момент удара Рудакова. Однако голкипер чисто рефлекторно сумел чудом среагировать на этот удар (59-я минута). Избиваемое Динамо казалось припертым к канатам ринга, но, как уже ранее могли убедиться некоторые соперники, именно в этот момент советский чемпион бывает наиболее опасен, готовя свой разящий выпад.

«Матчи на кубок чемпионов включают в себя элементы огромного нервного психологического напряжения. Даже очень хорошие команды не выдерживают этого напряжения и ломаются. Сент-Этьенн имеет отличные шансы на квалификацию» (Роберт Гадоха, форвард сборной Польши и бронзовый призер чемпионата мира 1974)

РОКОВАЯ МИНУТА

По истечении часа игры настал самый драматичный момент противостояния и вместе с тем необычайно красивый в своей динамике, независимо от клубных предпочтений. Я понимаю журналистов, писавших свои отчеты в технических условиях 1976-го года, но при наличии You Tube в 2010е годы не понимаю некоторой скомканности описания эпизода, к примеру, в Футбольной летописи уважаемого футбольного историка А. Вартаняна в Спорт-Экспрессе.

Итак, на 64-й минуте следует очередная острая атака хозяев. Фаризон слева подает в центр, схватка, мяч отскакивает. На подборе первым оказавшийся в ударной позиции Рошто, кто-то из киевлян бросается под удар , рикошет (определенно этот компонент говорил по-киевски) и угловой. Французы подают угловой, мяч  продолжил полет после встречи с головой Батенея и приземляется в ногах Трошкина (находится справа). Защитник реагирует мгновенно- пасом вперед по правому флангу приглашает в контратаку Блохина, который мгновенно набирает скорость как курьерский поезд.  Наперерез ему бросается Жанвийон, но не сумев поймать Блохина и потеряв равновесие, падает. Бело-голубой игрок как молния пронзает разряженное стефануаское пространство. Между ним и голкипером Чурковичем оставался только защитник Лопез, последний в no- man’s land. Но Блохин финтом обыгрывает и его. 20 000 мегафонов, которые президент клуба Роше распределил среди поклонников Сент-Этьенна , вдруг притихли; нация, примкнувшая в этот момент к своим телеэкранам, без сомнения была на грани инфаркта. Блохин теперь устремился на Чурковича, он уже в центре штрафной, в 11-12 метров от ворот, в одиночестве... Более того, вообще то он был не одинок: Онищенко торопился слева, оказавшись также неприкрытым. Это казалось концом, надежду можно было отпевать! И вдруг из ниоткуда возник опять Лопез, не выключившийся из игры,  в попытке возместить свой предшествовавший промах......Он разгадывает финт Блохина (похоже, Олег пытался улучшить свою позицию и вновь обыграть вернувшегося на полной скорости в эпизод Лопеза), лишает форварда мяча и выносит его к центру поля, где маячит другой французский центральный защитник...

Поворотный момент матча: убийственный киевский гол предотвращён (Лопез против Блохина)

Засевшим в ожидании этим самым защитником был аргентинец Освальдо Пьяцца, готовый броситься за мячом с галлопом дикой лошади, что делало его уникальным защитником. Сам он так разъяснял свои функции в игре: “Что касается меня, я имел двойную обязанность: опеку центрофорварда соперника и пробуждение команды, когда она вдруг проявляла тенденцию к "засыпанию". Обмена взглядом с Эрбеном был достаточным для сигнала. Робби знал, что ему не нужно повторять вещь дважды. Я брал мяч и отправлялся с ним в свой длинный рейд. Когда я играл в Аргентине, я никогда не делал так. Но на Жоффруа-Гишар это выглядело волшебно. Фаны акомпонировали каждому моему шагу с невообразимым шумом, потому что они знали что я нуждаюсь в их ободрении для прохождения всего пути. Мои вылазки приводили их в экстаз, даже когда они ничем не завершались.”

....Итак, Пьяцца около центрального круга завладевает мячом, освобождается от бросившегося на него киевлянина и бросается в яростный рейд к воротам Рудакова. Он играет в своего рода «стенку» (une-deux по французски) с Патриком Ревелли, устремившись в советскую штрафную в ожидании ответной подачи. Патрик, не тратя времени на остановку мяча, внешней стороной стопы запускает мяч свечой в киевскую штрафную, оставляя не у дел Решко. Пьяцца был уже здесь(!), но Эрве Ревелли быстрее. Смещаясь влево, он бьет точно в дальний правый угол. Рудаков застывает на линии. Стадион взрывается ликованием! Стена пробита, 1-0. Пошла 65-я минута...

Только что Эрве Ревелли пробил таки киевский бетон. За ним несется его братан, Патрик.

Эрве Ревелли провел замечательный матч в очень трудной роли на переднем крае борьбы, большей частью спиной к воротам соперника и сражаясь за все воздушные мячи, направляемые к воротам Рудакова. К счастью, это именно старший Ревелли получил первые овации от своей публики. А между тем, во время анонсирования составов команд, вышедших на поле, он был единственным среди Зеленых, после всех советских игроков, кто услышал свист в свой адрес...Призванный прыгать, скидывать мяч, продолжать, получать мяч в неблагоприятных условиях и в самой горячей зоне, он не только забил гол, положивший начало разгрому киевлян, но и поучаствовал в забитии двух других. Замечательная эффективность и полезность для команды. Его позиция и постоянное привлечение на себя внимания как минимум двух оппонентов облегчали прорывы стефануа в центральной зоне, иллюстрируемые на примере Пиаццы, Фаризона, автора двух ударов в створ, так же как и Лярке.

 Эпизод явно напоминал что-то из мушкетерского фехтовального искусства: выпад-контрвыпад- смертельный ответ. Реализуй Блохин свой единственный и фантастический шанс, задача стефануа становилась неразрешимой. Вряд ли им удалось бы провести 4 мяча в оставшиеся 25 минут. Вместо этого им оставалось забить ещё один мяч, чтобы ликвидировать дефицит первого матча. Стефануа обретают второе дыхание на сходящем с ума стадионе.

СЕНТ-ЭТЬЕНН ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАЧУ-МИНИМУМ

По окончании матча пресса писала о том, что эпизод с первым голом стал решающим в дуэли. Я на все сто согласен, что забей Блохин- исход дуэли был бы предрешен. Вместо этого забили стефануа, но при этом даже задачу-минимум они решили лишь на 50%. В оставшиеся 35 минут им нужно было забить еще, чтобы хотя бы перевести мяч в дополнительное время. Но, как мы помним, победитель симферопольского матча, добившись цели, к середине второго тайма выдохся. И здесь было главное различие между советским и французским чемпионом. В ответном матче, забив гол в середине второго тайма, Сент-Этьенн еще более увеличил интенсивность своего давления.

Зрителям пришлось ждать до второго гола, чтобы Динамо отказалось от своей обычной осторожности, которая, мы не должны забывать, обычно до этого приносила им успех, включая две игры против Баварии. Постепенно построение команды стало более сбалансированным, но стефануа перемещались более эффективно. И в частности Патрик Ревелли, эффектно игравший в стенку (une-deux)  либо с Рошто, либо своим братом Эрве, а также с подключавшимися в атаку Пьяцца или Синагелем.

Правда, в первый момент, пропустив гол, киевляне, словно наскипидаренные, бросаются к воротам хозяев. Онищенко бьет в створ-неопасно, Веремеев зарабатывает угловой –извлечь пользы не удается. Хозяева при поддержке неиствующих трибун намного опаснее. Одна Зеленая волна следует за другой. Дважды киевлянам в острых ситуациях удается выносить мяч на угловой. Онищенко в контратаке пробует удачу, но бьет слабо и неточно. Скорее, чтобы дать хоть какую то паузу одноклубникам, но прессинг Зеленых не ослабевает.

На 71-й минуте французы накрывают попытавшегося было пойти вперед Онищенко еще на киевской половине поля (эффектный подкат Синагеля) и отобранным мячом снабжают своего капитана Лярке. Техника позволяет последнему выиграть микродуэль у соперника и сделать длинную навесную передачу на Эрве Ревелли, на котором фолит Решко. Стандарт назначается по центру, прямо перед штрафной. Удар исполняет тот же Лярке («Я чувствовал,что смогу его реализовать»): капитан посылает мяч, который огибает стенку и вонзается с дьявольской точностью в левый угол. 2-0!!! Пошла 72-я минута. Дефицит первого матча ликвидирован. Возможно, Рудаков недостаточно прикрыл свой левый угол, хотя в стенке было шесть (плюс еще один рядом стоящий, который в момент удара присоединился к стенке) игроков. Так посчитали советские журналисты и аргентинский тренер Менотти. Но не забудем про мастерство Лярке, одного из лучших футболистов Франции середины 1970х.

Своим штрафным Лярке вернул долг времен первого матча. Видеозапись показала, что мяч обошел вышедшего из стенки игрока с внешней стороны, а не прошел между ним и остальными игроками стенки, как написал в своем репортаже журналист Футбол-Хоккея...

Дефицит первого матча ликвидирован. Эйфория Зеленых, драма Бело-голубых...

Последняя четверть часа этого поединка не уступает по напряженности произведениям Хичкока. Исход дуэли наверняка решит один-единственный гол. Динамо вновь пытается что-то сделать впереди и даже заработало  на 79-й минуте угловой, однако это усилие в итоге едва не привело к третьему пропущенному мячу. Попытка киевлян разыграть угловой завершилась потерей мяча, который французы вынесли из штрафной и хотя поочередно двое киевлян пытались овладеть мячом, подбор выиграл Пьяцца. Аргентинец мгновенно бросился в контратаку, увидел в штрафной Патрика Ревелли и послал мяч на него. К счастью для киевлян, вингер не сумел переправить мяч в ближний угол- все могло завершиться уже в основное время.

АНЕКДОТ РЕПОРТАЖА

На 81-й мин капитан команды и её диспетчер, Лярке, из-за травмы должен покинуть поле (вместо него вышел Сантини, а капитанская повязка переходит к Эрве Ревелли). Это означает, что Сент-Этьенн исчерпал лимит замен. В это время в СССР советский журналист В. Винокуров наблюдает матч по телевизору, чтобы подготовить репортаж о матче для еженедельника «Футбол-хоккей» (№12, 21 марта 1976). В дополнительное время он осознает, что перестал видеть в объективе камеры французского диспетчера и в своей статье начинает развивать теорию о том, что в современном футболе отсутствует главный диспетчер команды, «в том смысле этого слова, какое мы придавали ему несколько лет назад, когда организаторские обязанности возлагались в основном на какого-то одного игрока».

По каким то причинам журналист пропустил момент замены, а сдавая свою статью в редакцию, не проверил протокол матча. В итоге вышел такой забавный прокол. Впрочем, каждый может ошибиться. Я скорее хочу сделать упор на необходимости перепроверять написанное по горячим следам в прошлом.

В оставшиеся десять минут основного времени хозяева несколько снизили темп, стараясь играть предельно аккуратно. Киевляне старались найти шанс у чужих ворот, но Лопез, Фаризон и Жанвийон блистали в блокировке и отборе. Голкипер Чуркович безупречен при киевских навесах. Блохин не может пройти Жанвийона и в отчаянной попытке пробить, отправляет мяч на трибуны.Финальный свисток. Командам теперь предстоит выяснять отношения в дополнительное время и по развивавшейся во втором тайме игре это отнюдь не самый худший сценарий.

Короткий перерыв между основным и дополнительным временем. Жерар Жанвийон и его товарищи имеют 30 минут для открытия пути в полуфинал.   

НЕРВОТРЁПКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Наступает короткий перерыв между основным и дополнительным временем. Имиджи этого момента навсегда запечатлены в памяти участников и свидетелей матча. Опустошенная команда валится на газон. Poty, доктор, Chassagne и Filliol, массажисты, снуют от одного игрока к другому. Игроки обходятся без бутылок с водой. Сидящие игроки, с темными кругами под глазами, кажутся на пределе человеческих возможностей. Эрбен советует, подбадривает. Жанвийон испытывает судороги. Также и Эрве Ревелли. Наконец, рефери приглашает команды к возобновлению матча.

Первая дополнительная 15-минутка. Огромное напряжение, обе стороны ищут шансы, но не раскрываются. Динамо настойчивее. На  95-й минуте киевляне подают два подряд угловых. На 100-й минуте с острого угла слева Матвиенко опасно простреливает, но Чуркович- начеку, блокирует мяч  и со второго раза накрывает его. Спустя три минуты опасно наведывается во французскую штрафную Дамин, но теряет мяч после подката хозяев. Следует признать, что киевлянам впереди явно не хватает обостряющих решений.

Во второй 15-минутке инициативой владел уже Сент-Этьенн. На 107-й минуте Батеней проходит двух киевских оборонцев и мощно бьет в дальний от Рудакова угол- мяч проходит рядом со штангой. Напряжение достигает апогея. И тут судороги начинают преследовать игроков Сент-Этьенна. На 112-й минуте падает на газон Пьяцца- спазмы сводят мышцы, ему срочно оказывается помощь. Но лимит замен уже исчерпан. Нужно просто терпеть и держаться.

Физические силы начинают покидать игроков Сент-Этьенна

Однако всего минуту спустя, в очередную атаку по правому флангу пошел Сантини. Он избежал столкновения с Коньковым и делает отличный пас вразрез между двумя киевлянами на Патрика Ревелли, нашедшего в себе силы для резкого финта, оставившего не у дел Фоменко, и отчаянного рывка в штрафной площади. За ним отчаянно бросился второй динамовец (Трошкин?), но поздно. Патрик откинул мяч назад, к линии вратарской, на набегавшего Рошто (Ревелли явно видел сигнал партнера перед началом своего рывка). Подключившийся в атаку Эрве Ревелли отвлек внимание двух других защитников.Оказавшийся на долю секунды в полном одиночестве, Доменик безжалостно расстрелял ворота соперника. 3-0!!! Безумие на трибунах!!! Стефануаская скамейка запасных в едином экстазе вскочила на ноги. Президент Роже Роше обнимает Гаронэра. И только Эрбен остается непроницаемым как сфинкс. Послематчевых пенальти теперь не будет. Заметим, что в голевой комбинации участвовали двое свежих, вышедших на замену, игроков (Сантини и Патрик Ревелли).

Рошто ввергает всю Францию в нирвану!

«Я достаточно хорошо представлял, каким весом может обладать пламенная и безоговорочная поддержка публики, но то, что я испытал в противостоянии с Киевом, простирается гораздо дальше...В предшествующую субботу игрок Ниццы  Douis  травмировал мою икроножную мышцу и я был не уверен, что смогу сыграть в еврокубке или, как минимум, не смогу провести весь матч целиком....Мы вышли на поле предельно мотивированными. Мы испробовали всё в первом тайме, но безрезультатно. Надо признать, что мы играли более на энтузиазме, чем на рассудке. Но мы так сильно давили, что Советы в конце концов не выдержали. Удача была по-прежнему с нами. Персонально, лично я вышел за пределы своих физических возможностей. Я хотел покинуть поле перед дополнительным временем. Боль и спазмы в мышце были невыносимы. Я ковылял на пятках! Эрбен однако не позволил мне покинуть поле. Он попросил меня оставаться как бы в засаде...И затем, я увидел, что он идет, этот мяч. Противостоявший мне Рудаков казался огромным в своей клетке. Я не уверен, если я ждал передачи в центр от Патрика, чтобы пробить слета или я ждал рикошета...Затем, нечувствительный к боли, я повел себя как сумасшедший в вопле охватившей меня радости, прежде чем рухнуть в раздевалке,от боли...» (Доменик Рошто)

В атаке Рошто

Автором двух голевых передач стал вингер Патрик Ревелли. А между тем в начале сезона он иногда даже не находил свое имя в запасе. Столкнувшись с ограниченным игровым временем, предоставляемым ему Робером Эрбеном, он даже выразил желание покинуть клуб. «Продайте меня», в один из моментов Патрик сказал в отчаянии своему руководству с целью положить конец ситуации, которую сам считал уже невыносимой. Однако в мартовские дни 1976-го года все опять вернулось в норму. Публика на Жоффруа-Гишар более не подвергала его обструкции после каждого неудачного паса. Его энтузиазм и радость от начавшей получаться игры гальванизировали всю команду в целом. Его великолепный прорыв в киевскую штрафную в тот момент, когда на поле многие уже передвигались в режиме автопилота, ввел всю Францию в состояние экстаза!

В оставшиеся семь минут Сент-Этьенн внимателен, старается владеть мячом и свести риск к минимуму. На 117-й минуте по правому флангу пытается броситься в контратаку Рошто- его тут же скашивают. Затем казалось уже отыгранный Сантини продолжает отчаянно бороться с Веремеевым и мяч уходит за боковую. Время стремительно уходит.... На предпоследней минуте матча Блохин по левому флангу пытается ворваться во французскую штрафную, но Жанвийон в отличном подкате выбивает мяч на угловой. На уже последней минуте киевляне (теперь их четверо) создают напряжение в штрафной, но стефануа бросаются на мяч как львы и отбиваются!!! И вот финальный свисток. Сент-Этьенн только что раздвинул границы возможного!

Только что прозвучал финальный свисток- "Мы сотворили это!!!"

Среди потока поздравлений, обрушившихся на команду следующим днем была и телеграмма, выразившая суть происходящего: "Bravo Saint-Étienne!". Она была подписана Президентом Республики, Валери Жискаром д'Эстеном. После поражения 0-2 в первом матче, Зеленые в ответном матче эффектно реваншировались в противостоянии с на тот момент лучшим клубом Европы. Незабываемая драма!!!

ПОСЛЕМАТЧЕВЫЕ ЭМОЦИИ

Робер Эрбен: " Я имел идею, как мы можем взломать компьютер из Киева, мы имели небольшой шанс на успех. Для этого, наши игроки, по своей воле, должны были непрерывными атаками психологически изводить «русских». Они сыграли замечательно и Киев был выбит. Этот матч, по своим поворотам и техническим характеристикам, по моему мнению, был всепоглощающим спектаклем идеального футбола".

Жерар Жанвийон: « Наша публика была достойна цели. Ещё до начала матча она сделала многое, создав невозможную атмосферу для Советов и воспламенив нас.»

Доменик Батеней: «Характеристикой чудес является то, что они не штампуются. Сейчас- Динамо Киев, после Хайдука в 1974. Это доказывает, что своей квалификации мы более обязаны нашим собственным достоинствам, чем благоприятным обстоятельствам».

"Невозможные 3-0"- заголовок из французской газеты Sud Ouest от 18 марта 1976.

Мишель Идальго: « Они сотворили нечто фундаментальное. Правдой является то, что они имели веру и если кто-то имеет веру, то он способен на самые высокие достижения. Я искренне верю, что Сент-Этьенн способен сыграть в финале Еврокубка этого сезона, даже если его оппонент, Эйндховен, возможно сильнее, чем некоторые болельщики думают. Стефануа сейчас способны на многое».

Джачинто Факкетти, капитан сборной Италии, 23 марта в France Football так прокомментировал ситуацию: « Я верю, что Сент-Этьенн обладает сейчас несколькими основополагающими вещами: верой, амбициями, атмосферой и, разумеется, игрой. И помимо всего прочего, ты должен верить в это. Эрбен должно быть очень хорошо поработал психологически со своими парнями».  Итальянец был убежден, что подвиги не приходят по воле случая. Он считал, что тренер Зеленых, после тщательной работы, создания тренировачного центра, постановки игры и морального духа своей команды, теперь пожинает хорошие плоды после своего посева.

После прохода Динамо и при помощи квалификационного бонуса, Освальдо Пиацца (он не забивал, но стоял за первым решающим голом) позволил себе покупку великолепного 604 Peugeot. Столь знатная покупка сподвигла аргентинца угостить шампанским всю свою команду. А президент клуба, Roger Rocher, безмерно гордый победой своего клуба, неделю спустя просмотрел весь матч в записи. Возможно, для того, чтобы окончательно удостовериться, что его Зеленые вышли в полуфинал...

Киевляне покинули Сент-Этьенн 18 марта. Некоторые из игроков совершили последнюю экскурсию по городу. Веремеев и Онищенко воспользовались возможностью, чтобы купить несколько различных виниловых дисков. Спустя три дня подопечных Лобановского ожидал матч против Аргентины. Времени на переживания не было....

Нарезка решающих мгновений легендарного матча

Среда 17 марта 1976 – Stade Geoffroy-Guichard Зрителей: 37.737 – Арбитр : M. Gonella (Италия) Голы: Hervé Revelli (65), Larqué (72) и Rocheteau (113)

Сент-Этьенн: Curkovic – Janvion, Piazza, Lopez, Farison – Larqué (Santini 80e), Bathenay, Synaeghel – Rocheteau, H. Revelli, Sarramagna (P. Revelli 46e). Entraîneur: Robert Herbin Динамо: Рудаков – Трошкин, Фоменко, Решко, Матвиенко – Коньков, Буряк (Дамин 82), Колотов, Веремеев – Oнищенко, Блохин. Тренер: Валерий Лобановский