В Беларуси средневековый замок превратили в футбольный стадион. На нем играли до 1970-х
История удивительной арены.
На фоне Несвижского и Мирского замков кирпичные стены с двумя квадратными башнями в небольшом городке Лида выглядят скромно. Но вряд ли в Беларуси найдется еще хотя бы одна крепость, которую использовали как футбольный стадион.
***
Лида находится в Гродненской области, местный замок, построенный из кирпича в 1330-х годах, – главная достопримечательность города. Его заложил литовский князь Гедимин для обороны земель от крестоносцев, и со своей задачей фортификационное сооружение в целом справлялось – только однажды рыцарям удалось взять замок штурмом. В XVII веке его сильно порушили русские войска, во время Северной войны замок почти превратился в руины, а в 1921 году Гродненщина вместе с Лидой отошла к Польше.
«Состояние замка после Первой мировой было удовлетворительным, – рассказал Валерий Сливкин, краевед и старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея. – С 1905-го по 1908-й год шел косметический ремонт: усилили стены, заложили обвалившиеся участки, укрепили верхнюю часть северной стены бетонной стяжкой. Когда в 1915-м в город вошли немцы, они поддерживали замок в хорошем состоянии – устроили внутри лазарет и поставили въездные ворота. Да и время советско-польской войны замок не понес большого ущерба».
В 1920-х и 1930-х годах Лида оставалась многонациональным городом. Большинство составляли поляки, но почти четверть местных жителей были евреями. В то время в Польше спорт активно развивался благодаря организациям, сформированным по этническому и религиозному принципам. В одной только Варшаве играли более 30 еврейских футбольных клубов. Своя команда была и в Лиде, она называлась «Крафт», и за нее выступали в основном рабочие местных заводов.
Город считался не только индустриальным, но и важным военным центром на востоке Польши. Здесь базировались 77-й пехотный полк и 5-й летный, и у каждого были свои команды. Футбольные матчи включили в боевую подготовку солдат, которых в Новогрудском воеводстве держали на случай войны с Советским Союз – до границы было всего сто километров. Известно, что один из армейских клубов назывался «Литавор» – по имени героя поэмы Адама Мицкевича (поэт XIX века, писал на польском и белорусском, считается основоположником польского романтизма) «Гражина», в которой упоминается Лида.
Город быстро рос: в 1921-м там проживало 13 тысяч человек, а перед Второй мировой – уже в два раза больше. Помимо еврейского клуба и команд военных частей в футбол играли полицейские и пожарные, поэтому вопрос о строительстве стадиона стоял остро. Подходящие участки находились в частной собственности, поэтому в 1924 году поле обустроили прямо внутри замка. Высота стен составила 14 метров, и по словам Сливкина, мяч за их пределы не вылетал. Да и в целом от того того, что в футбол играли в окружении средневековой древности, замок никак не пострадал.
«Чтобы брать плату за вход, поляки восстановили одну из стен, – отметил Валерий Сливкин. – Зрители смотрели матчи со скамеек, но даже самые интересные посещало не больше тысячи человек. Правда, на поле не только играли в футбол: в замке проводили спортивно-показательные выступления, давали старт мотоциклетному ралли, зимой заливался каток, а в 1930-м на стадионе появилось стрельбище. Хотя все же главным событием оставался футбол».
Соревнования польских пожарных
Клубы Лиды играли только в местных лигах и больших успехов не добивались. Обычно в замок приезжали соседи по Виленскому и Новогрудскому воеводствам. Футбол команды показывали посредственный – грубый и травмоопасный. Например, один из матчей полицейского клуба ПКС и пожарных из ЛООПС так и не довели до конца, потому что игроку по фамилии Эйсмонт сломали ногу.
Центральный вход на арену
В 1929 году замок посетил президент Польши Игнаций Мосцицкий, вместе с ним по стране путешествовал правительственный репортер Витольд Пикель, и благодаря ему до нас дошли фотографии главной футбольной арены Лиды. В том же году в городе останавливался белорусский художник Язэп Дроздович. Он оставил после себя несколько зарисовок замковых стен той поры.
Замок Гедемина на рисунке Язэпа Дроздовича
В 1935-м в Лиде построили новый стадион, и туда переехали все матчи, смотры, парады и городские праздники. Но поле в замке осталось. А осенью 1939-го в результате вторжения Красной Армии город вместе с другими землями восточной Польши стал частью СССР.
«Сразу после Второй мировой замок пустовал, разве что в нем играли дети, – рассказал Сливкин. – В начале 1960-х его передали в ведение строительного треста, и вскоре там постелили новое поле с воротами, обустроили волейбольную площадку, яму для прыжков в длину и поставили скамейки для зрителей».
В советское время в замке заливали каток
Спорт в замке закончился в 1975 году, когда археологи приступили к раскопкам. Позже началась реставрация, которая шла вплоть до 2012 года: были восстановлены вторая башня и крепостные стены. С тех пор в замке регулярно проводят рыцарские турниры.
Довоенных команд в городе уже давно нет. Сейчас главный местный футбольный клуб – это «Лида», выступающая в первой лиге. Но в городе многие помнят, чем был замок еще несколько десятилетий назад. В 2017 году игроки «Лиды» выходили на поле в футболках с изображением самой известной местной достопримечательности.
Замок в Беларуси – не единственное место в бывшем СССР, где Средневековье встретилось с футболом. В грузинском городе Кварели (винная столица страны) в двух часах езды от Тбилиси сохранилась крепость XVI века. Здесь раньше играла профессиональная команда «Дуруджи», недавно ее расформировали. Футбол в крепости появился еще в середине 1970-х, сегодня выйти на поле может каждый. Причем в отличие от замка Гедимина польского периода – абсолютно бесплатно.
Футбольная красота из Грузии
Другие исторические тексты Юрия Истомина:
Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot
Фото: wikipedia.org; welcome-belarus.ru; mitrander.livejournal.com; gff.ge
Ну если это было вторжение то отчего ж такие прогрессивные демократические страны, как Литва и Украина не отдадут обратно доставшееся в результате "вторжения" и не восстановят "историческую справедливость"? Да и еще можно покаяться заодно и попросить прощения, что столько лет пользовались этими насильно навязанными подачками кровавых коммуняк. А там возможно и в Белоруссии власть переменится и еще одна страна станет в очередь ;)
Если бы этот объект был в России, то его бы просто назвали крепостью, но так как он находится в "ЦеЕвропе", то его гордо нарекли замком.