Из-за жены Зидан оказался в «Реале», Шевченко – в «Челси», а Бекхэм – в США. Фигу выбрал «Интер», чтобы жена не снималась в Playboy
Футбольные трансферы стабильно улетают в космос. Клубы применяют машинное обучение, математическое моделирование и строят целые сервисы, чтобы быстрее, дешевле и эффективнее находить суперталанты.
Но когда дело доходит до переговоров, главным остается человеческий фактор. Не случайно самый знаменитый спортивный директор современности Рамон Мончи обращает внимание на все бытовые нюансы: от цвета авто до отношений с родственниками.
Жена игрока – один из самых важных факторов. Она может ураганом ворваться в уже идеальную сделку и сорвать уже готовый трансфер или убедить мужа бросить любимый клуб.
«Найти контакт с женой даже важнее, чем с самими игроком, – говорил генеральный директор «Ювентуса» Лучано Моджи. – Чаще всего за ними последнее слово. Я потерял Зидана и еще несколько крупных игроков только из-за того, что не смог найти подход к их женам».
Cамый известный пример последних лет – Мауро Икарди и его пробивная жена-агент Ванда Нара. Она регулярно скандалит с клубами, журналистами, и повлияла как минимум на трансфер Икарди из «Интера» в «ПСЖ». Но есть и менее шумные истории, о которых обычно узнают спустя много лет.
Абрамович попросил жену подружиться с женой Шевченко. Женщины вместе гуляли по лондонским бутикам, а затем Андрей перешел в «Челси»
Самый известный пример вмешательства жены в судьбу игрока – трансфер Андрея Шевченко из «Милана» в «Челси».
Роман Абрамович с первых дней в Англии мечтал заполучить украинскую суперзвезду. Несколько лет он с разных сторон подступался к трансферу.
Летом 2003-го Абрамович встретил Шевченко в холле миланского отеля Four Seasons. «Он сразу же спросил, хочу ли я в «Челси», – рассказывал украинец The Guardian уже в статусе игрока «Челси». – Но я ответил, что счастлив в «Милане». Мы поболтали еще пять минут, и все».
Через год Абрамович и Питер Кеньон (исполнительный директор) начали переговоры с Галлиани, но Шевченко снова отказал. В 2005-м появились слухи, что русский миллиардер и украинская суперзвезда регулярно общаются. Но для перехода в «Челси» все еще чего-то не хватало. «Абрамович чувствовал: чтобы склонить Шевченко, нужна третья сила», – писал спец по «Челси» в The Athletic Саймон Джонсон.
Абрамович решил зайти через жену Шевченко – американскую модель Кристен Пазик. Да, в Европе украинец нашел не только футбольное счастье, но и семейное. Они с Кристен познакомились на показе Джорджо Армани в 2002-м, а через два года поженились в Вашингтоне. В том же году у них родился первенец (Джордан), а в 2006-м – Кристиан.
Обрабатывать Кристину предстояло не Абрамовичу, а его жене (второй по счету) Ирине Маландиной.
Известно, что женщины познакомились в декабре 2005-го. Перед Рождеством Ирина провела Кристен экскурсию по Лондону: дамы гуляли по бутикам и ресторанам, Ирина рассказала американке обо всех плюсах столицы Англии и пообещала помочь с модельной карьерой.
Следующие полгода Кристен активно уговаривала мужа сменить Милан на Лондон. Об активности жены Шевченко узнали журналисты, а затем и болельщики. После этого Кристен передвигалась по Милану только с охраной – миланские фанаты выкрикивали оскорбления, когда видели женщину на улице.
Но было уже поздно – отношение Шевченко к трансферу изменилось. Летом 2006-го он перешел в «Челси», а после объяснил решение личными причинами:
«Я не говорю по-английски, моя жена не знает украинского. Единственный язык, на котором мы сейчас можем более-менее общаться – итальянский. Поэтому переезд в Лондон, где я и мой полугодовалый сын Джордан выучим английский, будет способствовать семейной гармонии».
Сильвио Берлускони в порыве ярости назвал Шевченко подкаблучником:
«Настоящий миланист и настоящий мужчина не поступил бы так. У себя дома я хозяин, я принимаю важные решения. А для Шевченко главное – выполнять прихоти жены. Он бежит по ее командам как послушная болонка».
Позже огня добавил и Жозе Моуриньо. Когда Шевченко не заиграл (Абрамович был так увлечен хитросплетением интриг, что забыл спросить мнение тренера), Жозе включил режим тролля: «Не нужно спрашивать об аренде Шевченко у меня или Андрея. Спросите его жену – она все решает».
Британский социолог уверен, что Виктория Бекхэм перевезла мужа в США ради своей карьеры модельера
Стоп-стоп – здесь не будет банальной истории про трансфер из «МЮ», которую все знают наизусть.
В начале нулевых перспективный полузащитник «Юнайтед» Дэвид Бекхэм познакомился с певицей из группы Spice Girls и еще сильнее погрузился в мир гламура и фотовспышек. Новые прически, накрашенные ногти, cелебрити – будни профессионального спортсмена в 2021-м, но 20 лет назад они бесили Алекса Фергюсона. В итоге ссора, летающая бутса, и Бекхэм с женой переехали к Флорентино Пересу.
Намного интереснее то, что было дальше.
В 32 года Бекхэм внезапно объявил о трансфере в Америку, в находящуюся на раннем этапе развития МЛС. Дэвид не скрывал, что причина трансфера нефутбольная. Но оказалось, что Бекс едет за океан не только развивать футбол, но и помочь карьере жены.
Британский профессор культурологии и социологии Эллис Кэшмор (изучает феномен звезд, написал о Бекхэмах несколько книг) говорил, что Виктория сильно потеряла в популярности после ухода из Spice Girls в 2000-м. Сначала слава держалась за счет романа с Дэвидом, но постепенно муж вышел на первый план. Виктория попробовала возродить карьеру уже в амплуа модельера, но провалилась.
«Переезд в США стал огромным плюсом для Виктории, – пишет Кэшмор для BBC. – На момент переезда лучшие годы Виктории были позади. К ней относились с недоверием и даже насмешкой. В США Виктория перезапустила карьеру: к 2011-му объем продаж ее бренда одежды достиг 12 миллионов долларов, ее приглашали на недели моды по всему миру. Всего это не случилось бы без переезда в США».
Фактурных доказательств участия Виктории в переезде Бекса в МЛС нет. Но близкие к семье журналисты пишут, что на тот момент влияние Викторию на Дэвида было очень велико. «Каким-то образом инициатором этого шага стала Виктория, – пишет Кэшмор. – И она триумфально вышла из кризиса, ее влияние снова велико. Что касается Дэвида, то он тоже усилил влияние, но явно скучал по футболу».
Перес подсылал к жене Зидана агента – тот каждый день приходил к ним домой и убеждал переехать в Испанию
Одна из глав в книге английского писателя Дью Джонатана «Золотая лысина Зизу» называется «Под каблуком у Вероники, или во всем виноваты женщины». Очень символично – именно жена повлияла на главный трансфер в карьере Зизу.
Болельщики «Юве» обожали Веронику: красивая испанка и примерная домохозяйка, однажды в интервью она призналась, что ради мужа готова на все. Они с Зизу познакомились еще в юности, и в Турин приехали с новорожденным Энцо (через несколько лет родился второй сын – Люка).
Пока Зидан выигрывал Серию А и безуспешно пытался выиграть ЛЧ, Вероника тосковала по теплым краям. Девушка не скрывала, что не переносит холодный и влажный климат Турина, жаловалась, что ее дети зимой часто простужаются. Каждое лето они с мужем и детьми проводили на родине семьи Вероники – в небольшом горном селении Эль-Чиве рядом с Альмерией. Там жила старенькая бабушка Вероники.
«Ювентус» заметил недовольство Вероники и нашел для Зиданов дом за городом. Живописная природа не убедила супругу Зидана. «Переезд в пригород не изменил ее отношение к Турину. Ей все не нравилось», – вспоминал Лучано Моджи в автобиографии.
Уже через пару лет в Турине Вероника начала склонять Зизу к переезду в Испанию (были варианты с «Бетисом» и «Атлетико»). В какой-то момент Зинедином активно заинтересовалась «Барса», и Вероника активно подталкивала мужа к трансферу – лишь бы скорее покинуть Италию. Весной 1999-го владелец концерна «Фиат» и президент «Ювентуса» Джанни Аньелли сокрушался в интервью журналу «Стампа»: «Мне бы хотелось сохранить Зидана, но там во всем командует его жена. Она главная после того, как родила ему двух сыновей. Проблема заключается в ней, и я ничего не могу поделать».
В 2000-м «Реал» впервые заинтересовался Зиданом, а летом случилась та самая сцена с салфеткой и предложением от Переса. «Реал» хотел трансфер, Зидан был за, сопротивлялся только Лучано Моджи. Перес подключил агента Зизу – Алена Мильяччо.
Флорентино попросил Мильяччо активнее влиять на Зидана, чтобы тот давил на Моджи и инициировал трансфер. Весной 2001-го троица провела секретные переговоры в Лионе (этот момент описан в книге Патрика Форта с оригинальным названием «Зидан. Биография»), на которых Перес вручил Алену листок со списком причин для переезда в «Реал». «Надеюсь, вы будете читать это вашему клиенту каждый день», – пошутил Флорентино.
Но Ален поступил умнее. Как только Зидан уезжал на тренировку, Мильяччо появлялся на пороге его туринского дома. Пока Вероника занималась хозяйством и детьми, агент обрисовывал ей будущую жизнь в Испании: теплый мадридский климат, тихий район недалеко от центра и французский лицей для детей. И это сработало.
В июне Зидан заявил в интервью Repubblica: «Если бы это зависело от меня, я бы уже был в «Реале». Через две недели «Юве» продал его за 75 миллионов евро. Зидан уверял, что решение они приняли совместно с Вероникой, но никто особенно не поверил. «После пяти лет в Турине он захотел перемен, – объяснил Джанни Аньелли в интервью La Gazzetta Dello Sport. – Но сначала его жена захотела поехать в Испанию».
«Ювентус» остался очень доволен трансфером (на вырученные деньги Моджи купил Недведа и Тюрама), и только бывший партнер Зидана по «Юве» Филиппо Индзаги ворчал: «Когда я женюсь, моя супруга будет делать то, что я скажу».
Жена Фигу – модель. Она пообещала не сниматься для мужских журналов, если Луиш перейдет «Интер»
Луиша Фигу тяжело назвать подкаблучником, но однажды подход нашли и к нему.
Летом 2005-го у Фигу заканчивался контракт с «Реалом», и португалец искал новый клуб. Интереснее остальных выглядели предложения от «Ливерпуля» и «Интера». Фигу логично склонялся к команде Бенитеса, которая только что выиграла Лигу чемпионов. Но жена Фигу – шведская модель Элен Сведин – хотела в Италию. Гламурный Милан явно подходил для модельной карьеры лучше провинциального Ливерпуля.
Луиш обожал жену, в Испании он даже выучил английский, чтобы поболтать с ней (тогда они еще не встречались). Но на этот раз Фигу заупрямился, и Элен применила секретное оружие. «Мы сидели в ресторане во Флориде и в очередной раз спорили, – вспоминал португалец в автобиографии. – «Послушай, возможно, это мой последний шанс еще раз выиграть Лигу чемпионов!». Тогда моя жена ответила: «Если мы переедем в Милан, то я больше никогда не буду сниматься обнаженной для мужских журналов. Никакого Playboy, дорогой, слышишь?».
Аргумент оказался убедительным – и Фигу выбрал «Интер».
Павлюченко не хотел в «Тоттенхэм». Валерий Карпин пробил адрес Романа и рано утром приехал к его жене
Вы точно помните лето 2008-го: фантастический Евро, после которого российскими игроками заинтересовались в АПЛ и Роман Павлюченко (3 забитых мяча) переехал в Англию. Спустя годы выяснились детали трансфера Павлюченко – оказалось, что он категорически не хотел в Лондон. Форвард рассказывал об этом в интервью «Чемпионату» и в «Коммент.Шоу». «Мне и тут все нравится, Олег, — ответил Роман своему агенту Олегу Артемову. – Я постоянно играю в «Спартаке». Нет, я не поеду».
Но «Тоттенхэм» предлагал 14 миллионов фунтов, а Карпина устраивал Веллитон – поэтому менеджмент «Спартака» включил режим злого полицейского. Генеральный директор Валерий Карпин пообещал, что Павлюченко больше не сыграет за «Спартак». А когда увидел, что аргумент не особенно сработал – перешел к запасному плану.
Однажды июльским утром в загородном доме Павлюченко позвонили в дверь. Роман уехал на выездной матч, поэтому открыла его жена – Лариса. На пороге стоял Валерий Карпин. Он никогда не был в гостях у Павлюченко и сейчас, разумеется, приехал без приглашения.
«Я улетел играть на выезд, а Карпин приехал в восемь утра к нам домой за город, – рассказал Павлюченко «Чемпионату». – У Ларисы глаза округлились, когда увидела его. Не знаю, как он адрес узнал. Пробил, наверное. Начал ее уговаривать, потому что в первый раз я отказал. За меня предлагали большие деньги. Видимо, Валерий Георгиевич обрадовался – поэтому и начал упрашивать Ларису».
Оцените очень тонкий ход Карпина. Как хороший босс он наверняка знал, кто главный в семье Павлюченко. Именно Лариса управляет деньгами и принимает ключевые решения (об этом девушка рассказывала в интервью журналу Football Magazine). Роман точно застрахован от судьбы Александра Кержакова (неудачно вложил все деньги в завод) – Лариса еще во время карьеры инвестировала большую часть заработанных средств в недвижимость. Роман не спорил.
Но в этот раз план Карпина провалился. Павлюченко не убедила даже жена, и он решился на переезд только после звонка от тренера «Тоттенхэма» Хуанде Рамоса.
Бонус. Босс «Фиорентины» был женат на хорватской модели: она выбирала игроков по фото и называла чернокожего шоколадкой
Самый редкий сценарий – когда на трансферы влияет жена не игрока, а босса клуба. Перенесемся в серию А 90-х, где было возможно все.
В 1992-м начинающий агент Мино Райола разговаривал с боссом «Фиорентины» Витторио Чекки Гори-младшим.
Мино представлял интересы вингера «Аякса» Брайана Роя. «Фиорентина» искала усиление в атаку и выбирала между ним и Брианом Лаудрупом из «Баварии».
Чеки Гори взял на встречу жену – 32-летнюю хорватскую модель Риту Русич (дама до сих пор в бизнесе – вот ее инстаграм). Мужчина показал своей спутнице фотографии обоих игроков и спросил ее мнение. Дальнейший диалог можно включать в учебники по спортивному менеджменту.
– Ну что, дорогая, берем белого Лаудрупа или черного?
– Шоколадку! Он намного красивее.
Неудивительно, что после такого опыта Райола потерял уважение к боссам футбольных клубов.
Трансфер «шоколадки» заблокировал главный тренер «Аякса» Луи ван Гаал. «Фиорентина» купила Лаудрупа и скорее ошиблась: за 35 матчей он забил 6 голов и уехал в аренду в «Милан». В то же окно Рино договорился о трансфере Брайана Роя в «Фоджу», и тот стал лучшим бомбардиром команды Зденека Земана, забив 12 голов.
Фото: Gettyimages.ru/Pascal Le Segretain/for IWC Schaffhausen, Peter Michael Dills, Gonzalo Arroyo Moreno; East News/GOTCHA IMAGES/BIGPICTURESPHOTO.C/EAST NEWS; globallookpress.com/Alexander Scheuber/GES-Sportfoto; instagram.com/ritarusic
Если честно, большинство этих историй жалкое зрелище - особенно, история Фигу.
- «Дорогой, если мы переедем в Италию, я больше не буду выставлять сиськи на показ»
- «Ты серьезно родная? Ты это сделаешь ради меня? Спасибо!»
Жалкое зрелище.