45 лет назад советский клуб впервые в истории еврокубков входил в число фаворитов текущего розыгрыша кубка чемпионов
На рубеже XXI-го столетия главное французское футбольное издание France Football решило выявить и расставить по ранжиру Лучшие команды в истории французского футбола XX века. Редакция организовала специальное жюри из 34 уважаемых экспертов, выходивших на поле в качестве игроков, а затем занимавшиеся тренерской или другой, связанной с футболом, деятельностью. Результаты были опубликованы в очередном номере еженедельника от 26 декабря 2000-го года. Третье место в опросе занял Сент-Этьенн образца 1974-1977. Первые два места заняла сборная Франции 1998-2000 и 1982-1986, так что Сент-Этьенн фактически был признан лучшим французским клубом XX-го столетия. В начале 1976 года об этом (за исключением фанов) еще никто не мог предполагать, но матчи с киевским Динамо станут важнейшей составной частью богатой событиями славной истории Зелёных.
Сент-Этьенн образца сезона 1975/76. Команду часто называли Les Verts, т.е. Зелёные.
КОГДА СЕМЕНА НАЧАЛИ ДАВАТЬ ВСХОДЫ
Посмевший в 1975 бросить вызов европейским грандам французский Сент-Этьенн был амбициозен, без комплексов и чрезвычайно молод. Средний возраст полевых игроков Сент-Этьенна составлял менее 22-х лет! Семена, посаженные с приходом Роже Роше к руководству клубом 14 лет назад, начали давать свои всходы. Он пришел на Жоффруа-Гишар не только со своей знаменитой трубкой, но и с планом создания команды, основанной на идеалах молодости, трудолюбия и куража, команды, которая была бы в контакте со своими корнями и отражала своё происхождение. Команды индустриального города. Лидера округи, знаменитой своими шахтами, где Роше сам лично провел целых десять лет.
Сент-Этьенн всегда сходил с ума от любви к своей команде. Здесь торжества по поводу четвертого подряд чемпионства своей команды (в 1970-м), что на тот момент было рекордным достижением в истории французского Первого дивизиона.
Центральным звеном в реализации проекта Рошера была рекрутская служба в лице Пьера Гаронэр, родившегося в Сент-Этьенне и владевшим магазином по торговле изделиями из кожи на улице Шамбон. Он сыграл свою роль в основании клуба и короткое время выступал за клуб в качестве защитника. Нанятый тренером Жаном Снелла в 1950 в качестве ответственного за рекрутскую политику, Гаронэр был известен в местных кругах в качестве имеющего проницательный глаз на природных талантов и фокусировавшегося на отыскании звезд будущего. Не было более лучшего скаута талантов во Франции. Его портфель всегда был полон идей. Он постоянно путешествовал по Франции, смотря и слушая. Гароннэр стоял за воротами в деревенской или городской игре, задумчиво, со скрещенными руками, наблюдая за происходящим в своем толстом свитере рыболова. Его присутствие рождало вопросы у родителей и часто по окончании дня раздавался стук в их дверь. Это был Гаронэр с предложением контракта в одной руке и билетом на поезд до Сент-Этьенна-в другой.
Главные архитекторы Сент-Этьенна образца 1974-77: тренер команды Робер Эрбен, президент клуба Роже Роше и recruteur (ответственный за рекрутскую работу) Пьер Гаронэр.
Случай с Жаком Сантини (будущим тренером сборной Франции в 2002-04) был типичным. Он прибыл в клуб подростком и вырос здесь. Он женился на девушке из Сент-Этьенна и назвал своего сына Стефаном в честь святого патрона города. Главное, что Гаронэр понял, это то, что великие команды в футболе характеризуются воспитанием и развитием игроков с юного возраста, что создает связь, экстрасенсорное ощущение, куда они должны двигаться и куда их товарищи должны отдавать мяч.
Эрве Ревелли так вспоминал о своих днях в Сент-Этьенне: “Здесь не было номера один...Здесь было 13 или 14 игроков, сформированных в одной команде и нашедших себя вместе в правильное время и в правильном месте. Игроки могли быть использованы в разных позициях. Мы не знали, если это будет 4-4-2, 4-3-3 или 4-1-3-2”. Жерар Фаризон, плоть от плоти стефануа (т.е. житель города Сент-Этьенн, названого по имени святого Стефана, своего патрона), соглашался:” Мы могли найти друг друга с закрытыми глазами и были способны развивать игру, изобретенную Аяксом...Когда я шел вперед, Синагель вполне естественно занимал мое место. То же самое было с Жанвийоном на другом фланге».
Для Сент-Этьенна середины 1970х органичное взаимопонимание было заложено в Кубке Гамбарделла, престижном юношеском турнире, который юношеская команда Сент-Этьенна выиграла в 1970 при помощи рано развившейся группой ребят, рекрутированных Гароннэром. Два года спустя решение о вводе в первую команду этой генерации совпало с прибытием в клуб югославского голкипера Чурковича(из Партизана) и аргентинского защитника Пиаццы(из Вележ Сарсфилда). Опыт этих двух игроков был особенно важен для дополнения к лидерству и качеству, показываемые организатором игры Лярке и передачи своей игровой мудрости юным игрокам. Но возможно наиболее важной находкой Гароннэра стал Робер Эрбен.
14 июня 1975-го года Сент-Этьенн на Парк де Пренсе завоевывает пятый кубок Франции, сделав таким образом второй подряд Золотой Дубль Сезона.
ПРОВОДНИК ТОТАЛЬНОГО ФУТБОЛА ВО ФРАНЦИИ
Выделявшийся своим угрюмым лицом и шокирующе огненными рыжими волосами, скорее типичными для ирландца, чем француза, он был найден на Лазурном Берегу в Cavigal из Ниццы, в 1957. Вначале Эрбен был опорным хавбеком при Снелле, но с приходом на тренерский мостик великого Баттэ в 1967, его оптимальная позиция на поле была пересмотрена. С великолепным тактическим мышлением, атлетизмом и способностью организовывать игру, Эрбен прекрасно выглядел в защите, вместе со здоровенным Бернаром Боскье. Эрбен стал футболистом, ведущим игру как бы из глубины, ключевом постулате изобретенной Баттэ jeu a la remoise (игра по реймски времен Копа и Фонтэна).
По мере приближения к критическому для футболистов возрасту, Эрбен все более интересуется секретами тренерского мастерства. Особенно его привлекает творчество Стефана Ковача, наследника Ринуса Михелса в Аяксе, дважды бравшего кубок чемпионов (в 1972 и 1973) и тренера трехцветных. Голландский Аякс в глазах Эрбена- пример для подражания, подход к футболу, который должен быть реализован во Франции для выхода из затянувшейся рецессии и повторяющихся неудач. Однажды он говорит Пьеру Гароннеру: «Аякс играет в футбол на уровне, никогда не виданном ранее. Это тот футбол, в который я всегда мечтал играть. Он подводит итог всех моих стремлений, всех моих концепций. Это тотальный футбол, с участием каждого в проделанной работе. В этой концепции игрок использует все свои физические и моральные качества на службе коллектива. Коллектива, который имеет в виду только одну цель: результат и которая исключает всё,не способствующее ей».
Однако революция требует времени и разрушения предвзятых мнений. Когда он говорит об Аяксе как о модели,окружающие смеются над Робби. Тотальный футбол, здесь во Франции? Невозможно. Один из журналистов так оценивал перспективы начинающего тренера:«Вы должны обладать смелостью, но также и большим запасом наивности, чтобы изменить темперамент. Робер Эрбен, как и Дон Кихот, борется с ветряными мельницами. Его изначально с симпатией встречают в прессе. Он мог бы добиться успеха в Германии или в Англии, где культивируется строгий, физический, реалистический футбол, но во Франции, где менталитет всегда был пропитан красотой технического жеста, где импровизация, вдохновение составляли типичные добродетели, помогшие великому Реймсу добиться первых успехов в Европе, у тренера Сент-Этьена очень мало шансов достичь своей цели. На мгновение он сможет обмануть, но со временем естественное вернется. В любом случае, удачи ... »
Порой Зеленые буквально "умирали" на тренировках Робера Эрбена, но зато по физической выносливости Сент-Этьенну не было равных во Франции.
Тем не менее, Эрбен рискнул принять предложение Роже Роше в 1972, заменив Альбера Баттэ. Первым условием своего успеха он поставил требование, чтобы ему разрешили работать с игроками, готовыми воспринять его концепции и не подверженными другим влияниям. Ему были нужны податливые, свежие, молодые и голодные парни, которых он не найдет впоследствии в Лионе, Страсбурге или Ред Старе, и отсюда неудачи в поздней карьере. В этом контексте неоценимую услугу Робби оказало наличие в команде победителей юношеского Кубка Gambardella 1970 года. Тех, кого по аналогии с юными солдатами героической армии Наполеона образца 1814 потом назовут «Мари-Луизами»: Патрик Ревелли, Кристиан Сарраманья, Кристиан Синагель, Жак Сантини, Ален Мершадье, Кристиан Лопес. Гаронэр затем дополняет эту компанию включением в неё Жерара Жанвийона, замеченного в 1972 на Мартинике, где было сказано, что парень "сильнее Трезора", и Рошто, привезенного в 1971 из Ла Рошели.
Что касается стиля и управления, то Эрбен много воспринимает у Жана Снеллы, того, кто показал ему путь, «единственно разумный, единственно прибыльный», немного у Баттэ и много у... армии. «Вы должны вообразить, что вы превращаетесь в инструктора и буквально избиваете своих игроков во время тренировок, чтобы превратить их в идеальных боевых единиц в условиях реального сражения. Тотальный футбол требует отлично смазанных машин». Робер Эрбен позже так вспоминал о своих первых днях в качестве тренера: «С первых тренировачных сессий игроки полностью включились в процесс. Молодежь, потому что они мечтала проявить себя,опытные, потому что больше всего хотели познать другой уровень. После европейской эпопеи я только в очень редких случаях видел, что такое единодушие является навязанным. Ставки должны были быть высокими, чтобы недельная изнурительная работа принималась с такой готовностью».
НАЧАЛО ЗЕЛЕНОЙ ЭПОПЕИ
Спустя два года по своему назначению, Эрбен приводит Сент-Этьенн к золотому дублю в виде побед в чемпионате и кубке Франции. Через год Робби повторил дубль, чего ранее не удавалось ни одному из тренеров стефануа.Чемпионство 1974/75 Сент-Этьенн выиграл триумфально, опередив Марсель, ближайшего конкурента, на 7 очков. Батеней, названный в 1974 Открытием года, с фигурой боксера полесреднего веса и мощным ударом левой ноги, что потрясет Клеменса на Анфилде в 1977, позднее скажет: “В лиге достаточно было появится на стадионе, поставить одну ногу на поле и ты уже знал, что мы на пути к выигрышу, но в еврокубках всё было по другому.” Сент-Этьенн теперь фокусирует свои усилия на кубке чемпионов. “С тех пор как к руководству пришел Эрбен, европейский кубок стал настоящей целью ”, вспоминал защитник Мершадье. “ Это вело к изменению менталитета. Настало время избавляться от комплекса неполноценности».
Знаменитый стадион Зеленых Жоффруа-Гишар (до своей реконструкции в 1984), в прессе и среди болельщиков именовавшийся не иначе как "Le Chaudron", т.е. котёл. В интерьер стадиона была как бы встроена котельная, которая начинала работать как раз в момент приема "дорогих" гостей, отчего последним иногда казалось, что их заживо тушат в гигантском котле.
Перелом наступил 6 ноября 1974 в ответной игре Сент-Этьенна против Хайдука Томислава Ивича, который находился тогда в середине их Золотой Эры. На своем поле Хайдук разделал Сент-Этьенн со счетом 4-1, когда копноволосый вингер Ивица Шуряк вволю наиздевался над Мершадье. Никто тогда не давал шанса Зеленым (одна из кличек клуба, по цвету их футболок) на общий успех, исключая Эрбена, конечно: “Мы должны выиграть 3-0. Это трудно, но не невозможно. Мы уже были унижены однажды Баварией в 1969 [с 0-2 в первой игре и реваншем 3-0 в ответной]. Фаны не поставят и франка на нас, но мы пройдем.” И стефануа свершили чудо, взяв реванш со счетом 5-1. Триантафилос, автор победного мяча, оценит матч как эпохальное событие в жизни клуба: «Это было настоящее начало Зеленой эпопеи [L’ Epopee Verts]». Правда, в том сезоне СЭ так и не удалось дойти до финала в Париже. Но к этому времени вся страна была за этой командой! Провинциальная команда превратилась в то, что во французской прессе назовут не иначе как «Клуб Франции». А журналист из еженедельника France Football в интервью с тренером сборной Франции Стефаном Ковачем риторически буквально воскликнет: “Ну почему Трехцветные не являются Зелёными?”
Сент-Этьенн в середине 1970-х пребывал в неофициальном статусе всенародного любимца всей страны, т.н. Клубом Франции. Достижение, которое уже в нынешнем столетии никогда не удавалось достичь ни Лиону, ни Пари Сен-Жермену...
ПОКУШЕНИЕ НА ЕВРОПЕЙСКУЮ КОРОНУ
После тренировачных сессий, утомительных упражнений из серии спринтов с разными интервалами, множества минут, проведенных с помощью скакалки, матчей на пересеченной местности, где было разрешено играть только головой (да, после них были иногда визиты к стоматологу), наступало время войны. Но какой войны? Скорее всего, покорение Европы, потому как Сент-Этьенн уже мало что мог показать в своей стране, где он дважды подряд выиграет титул чемпионов Франции в первых трех сезонах Эрбена, а также два Кубка Франции. Дуэль с Хайдуком открыла новые перспективы и дала опыт Зеленым. После знаменитого разгрома югославского чемпиона Эрбен начинает мечтать в своей гостиной и запускает «Полёт валькирий» от Вагнера: «Под эту музыку, одновременно мощную, яркую и удивительную, с яркими бликами, большими и хорошо сложенными проигрышами, а затем ослепительным финалом, я проследил за игрой моих игроков против Хайдука. Сильные музыкальные акценты соединились в своем великолепии со спортивным подвигом. Без фальшивых нот, в идеальной гармонии. Я думал, что если бы однажды мы сняли фильм об этом матче, нам бы пришлось адаптировать дух Вагнера ... "
Заголовок к материалу очередного матча команды Робера Эрбена, который по смыслу можно перевести как Слово 'Невозможное' отсутствует в словаре стефанцев (еще одно прозвище игроков Сент-Этьенна, по имени патрона города). Этот заголовок газеты Экип (в апреле 1975) точно отражает игровую психологию команды.
Но пока что, Робби сделает этот матч отправной точкой для новой эпопеи в жизни стефануа, где проигрыш Баварии в полуфинале кубка чемпионов весной 1975 был просто досадной осечкой в процессе обучения. На старт нового кубка чемпионов, сезона 1975/76, Сент-Этьенн выходит ещё более сильным коллективом и прежде всего более гибким, главным образом благодаря внешности нового лица в основе команды: 20-летнего Доменика Рошто. Кажется, ангела по виду, но скорбного и засидевшегося в запасе.
Рошто, это прежде всего молодой человек, мечтавший стать гитаристом американской рок-группы Hot Tuna и о котором Эрбен с удивлением вопрошал: «Почему он всегда смотрит на кончики своих бутс во время тренировок? Ему едва исполнилось двадцать лет, и вот уже год он, кажется, тянет за собой всю печаль мира». Отчасти это объяснялось тем, что Рошто пропустил год из-за травмы мениска, полученной во время матча с Лионом. Однако летом 1975 года Эрбен решил попытаться возродить когда то подававшего надежды юношу в товарищеском матче с «Лидсом», недавним финалистом Кубка чемпионов, выигранным Баварией. Именно в этом матче рождается «Зеленый ангел» (прозвище, которое сам Доменик просто терпеть не мог), который после изящного дриблинга посылает мяч в цель с 25 метров. Именно его мы найдем в ноябре 1975 в Глазго, в ответном матче 1/8 кубка чемпионов против местного Рейнджерса.
Ноябрь 1975. В ответном матче 1/8 кубка чемпионов в Шотландии, Сент-Этьенн второй раз обыгрывает местный Глазго Рейнджерс, выходит в четвертьфинал и теперь мечтает через полгода повторить свой вояж в Глазго, где должен состояться финал кубка чемпионов 1976 года.
В первом матче Зеленые сумели подавить строптивых шотландцев (2: 0), но поначалу стушевались в ответном матче на Ibrox Park. Этот матч являлся столкновением между творческим поиском в атаке и силовым противодействием хозяев, направленным на подавление этого поиска. Шотландцы стремятся сокрушить претензии Зеленых как можно быстрее, выставив двойной защитный бастион и прорвать этот блок крайне тяжело. Стефануа и ранее в еврокубках сталкивались с подобной проблемой и когда парни в зеленых футболках начинали понимать, что не могут вести свою игру, они вообще падали духом, неспособные на какое-либо созидание. Но тот вечер стал исключением, когда банде Эрбена удалось постепенно изменить сценарий матча благодаря, в частности, Батенею, безукоризненно объединившему в одно целое линии атаки и обороны, лучшему атакующему игроку Зеленых в лице Рошто и умению вести мобильную игру во всех звеньях. Рейнджерс превращаются в разъяренных быков, стефануа машут перед ними своими мулетами (muleta-тряпка в руках тореро) и в нужный момент поразят быков в виде выпада Рошто, блестящего в своем ускорении и восхитительного в реализации. Доменик при счете 0-0 забил ключевой выездный гол. Итоговый счет: 2-1 в пользу гостей. Сент-Этьенн в четвертьфинале и ждет имя своего очередного оппонента на пути к короне.
Фрагменты матча Глазго Рейнджерс-Сент Этьенн. В этой игре для Франции родился 'Зелёный Ангел (Рошто). Его гол (первый) предрешил исход дуэли, но, по моему, его ассистирование Эрве Ревелли в эпизоде со вторым голом эстетически ещё круче...
КАК ИГРАЛ СЕНТ-ЭТЬЕНН СЕЗОНА 1975/76
Сент-Этьенн играл по схеме 4-3-3 с приоритетом атаки, с двумя вингерами (справа-Рошто и слева-Патрик Ревелли), центрофорвардом (Эрве Ревелли) и регулярно ходившими вперед крайними защитниками (Жанвийон и Фаризон). Стратегом команды был её капитан, Лярке, игрок с замечательным видением поля и выдающимся тактическим интеллектом. Важнейшую роль в команде играл Доменик Батеней, box to box хавбек, трудолюбивый и обладавший хорошими универсальными способностями, делавшими его умелым как в защите, так и в атаке. Именно он вносил баланс в игру команды, связывая воедино оборону и атаку.
Эрбен также мог модифицировать свое построение. Так, в симферопольском матче против обладавщего мощной полузащитой киевского Динамо, Эрбен избрал симметричный ответ в виде помещения центрофорварда Эрве Ревелли вглубь, т.е. превратив его в фактически дополнительного хавбека. На поле соперника французский тренер не решился попытаться навязать Лобановскому свою манеру игры.
"Сент-Этьенн, город Зелёных", репортаж французского телевидения 1976-го года о местном клубе. Извините, что на французском, но он замечательно передает атмосферу тех лет вокруг этой блистательной команды.
Продолжение следует