Воспитанник «Спартака» создал проект, где учит других на своих ошибках: как копить, тратить и вкладывать, почему футболистам пора в тикток
У Андрея Сидельникова учатся Максименко, Ребров, Джанаев и другие.
От редакции: Это новый текст сериала «Деньгам нужен ум», где мы обсуждаем проблемы финансовой грамотности в нашем футболе: почему игроки сходят с ума, получая огромные контракты, как теряют миллионы из-за доверчивости и недостатка знаний, что делать тем, кому не светят РПЛ и пышные бонусы.
Заходите на сайт каждый день, высказывайтесь и подписывайтесь на специальный блог «Сериалы Sports.ru», чтобы ничего не пропустить.
***
Андрею Сидельникову 40 лет, вы можете помнить его по выступлениям в воротах за нетоповые клубы России (в Премьер-лиге – только три матча за Нальчик в 2007-м), после чего он долго играл в «Актобе» и пять лет был основным в сборной Казахстана.
Сидельников закончил карьеру три года назад и запустил образовательный онлайн-клуб для спортсменов: Андрей учит правильно обращаться с деньгами, ставить долгосрочные карьерные цели и находить себя в жизни после спорта.
В карьере Сидельникова было как минимум несколько ярких эпизодов:
• В 2000-м он, воспитанник «Спартака», стал чемпионом России в команде Олега Романцева – был сразу за Александром Филимоновым и Андреем Сметаниным. Карьера в «Спартаке» не сложилась (о разговоре с Романцевым, из-за которого все пошло не так – ниже), Сидельников уже в 2001-м, в 20 лет, уехал из Москвы и больше там не играл.
• В 1996-м он на год уезжал в «Херенвен», жил в одной семье с Йоном-Даль Томассоном, но в итоге уже в 17 лет вернулся в «Спартак» – и позже пожалел об этом. Дальше – минское «Динамо» под руководством Эдуарда Малофеева, вторая лига в Тамбове с молодым Дмитрием Сычевым, «Химки» Андрея Червиченко и другие приключения вдалеке от топ-уровня.
• В 2010-м Сидельников был на церемонии вручения «Золотого мяча» и даже выходил там на сцену – награждал Хамита Алтынтопа, который забил лучший гол года в его ворота за сборную Турции. Андрей тогда только принял казахстанское гражданство и стал играть за сборную.
Подробнее о карьере Сидельникова и о том, как именно он потерял почти все, что заработал, читайте в интервью наших коллег из Казахстана, а мы поговорили с Андреем о том, как он учит других спортсменов на своих ошибках.
Его проект появился под названием Sport Business School, но уже в процессе фокус сместился только с бизнеса и управления деньгами на более масштабную задачу – сопровождать спортсмена по ходу карьеры, способствовать грамотному развитию и в спорте, и с точки зрения финансов, и в плане построения личного бренда.
В проекте Сидельникова уже много известных клиентов: Александр Максименко, Артем Ребров, Александр Самедов, Андрей Лунев, Никита Медведев, Сергей Петров, Сослан Джанаев, Ибрагим Цаллагов, Артур Нигматуллин, а также хоккеист Александр Осипов, баскетболист Евгений Воронов и другие.
Сам Андрей и неудачно вкладывал в недвижимость, и неграмотно распоряжался зарплатой в 10 тысяч долларов (вскоре пришлось играть за 300 долларов в месяц) – в том числе был среди вкладчиков того самого банка «Замоскворецкий», и неудачно инвестировал в создание собственной теннисной академии.
«Если бы мне в свои 25 знать то, о чем я рассказываю ребятам сейчас, точно смог бы избежать многих ошибок. Понимаю это и убеждаюсь: значит и другим будет полезно», – говорит бывший вратарь.
Андрей Васильев расспросил Сидельникова о том, как устроен его бизнес просвещения спортсменов.
***
– В фильме «Футболисты» есть герой Дуэйна «Скалы» Джонсона – бывший игрок, который помогает другим не терять деньги. Я, кстати, посмотрел уже после того, как мы с партнером начали проект – а многие друзья, когда узнавали, что я теперь делаю, всерьез думали, что меня вдохновило это кино. Когда посмотрел, отчасти и себя узнал в главном герое – ну как минимум потому, что я тоже большой лысый чувак. Потом второй раз глянул, уже даже некоторые идеи оттуда черпал.
– Один из первых клиентов образовательного клуба – Артем Ребров, который покорил и Sports.ru своим блогом.
– Артем очень крутой! Ему что новое ни предложи, где можно кому-то помочь – все интересно, на все согласен. Даже если не особо разбирается сам, готов пробовать и вникать. А делиться своим опытом, помогать другим вратарям, молодым футболистам – для него вообще само собой.
– Как выглядит обучение у вас?
– Мы работаем с каждым персонально. Сначала были попытки организовать мини-группы, но спортсмены – закрытые люди, мало кто может в такой обстановке действительно поделиться сокровенными мыслями. Поэтому теперь только один на один.
В первую очередь мы выясняем, что именно человеку интересно, чего он хочет добиться. Всегда могу на своем примере объяснить, почему важно определиться. У меня первые деньги появились в 25 лет, я попробовал вложиться, ничего не получилось, но я все равно с того момента считаю себя предпринимателем. Хотя на самом деле был всего лишь футболистом-фантазером.
В 37, когда закончил играть, чуть ли не первый раз сел в кабинете своей теннисной академии: пришли управляющая, бухгалтер, наговорили мне всякого – я покивать только мог. Потому что знаний – ноль. Я фантазировал, но ничему не учился до того момента. А стоило-то хоть 10 минут в день уделять своему развитию – именно это мы сейчас ребятам и советуем. Деньги у профессиональных спортсменов есть, купить обучающий курс и постепенно вникать – не проблема для тех, кто понимает, что это нужно.
С другой стороны, если 25-летний парень мне сейчас скажет, что хочет потратить тысячу долларов на курс спортивного менеджера, я ему скажу, чтобы ни в коем случае этого не делал. Послушать-то всегда можно, но практиковаться же негде, если ты еще не собираешься заканчивать карьеру.
Идеально – если спортсмен, например, хочет остаться в своей сфере – чтобы по окончании карьеры он мог прийти к президенту клуба и сказать: я несколько лет был внутри, анализировал то и это, изучал такой опыт и знаю, что клубу нужны такие улучшения. Хороший шанс, что человеку дадут попробовать, а дальше уже все зависит от него.
– Как система, на ваш взгляд, выглядит в идеале – чтобы такое бизнес-обучение стало стандартом, могли бы подключиться клубы, лиги?
– Да, было бы круто, причем такое образование полезно на разных стадиях, и это не только про деньги. Я вот с детства занимался в «Спартаке», но у нас никогда не было никаких семинаров по питанию, например – нам тупо запрещали пить воду: в 15 лет приехал в «Херенвеен», на тренировке спрашивают «Ты чего воду не пьешь?», я отвечаю – так нельзя же. А почему нельзя, сам не знаю – в Голландии объяснили, что без воды страдают мышцы, теряется концентрация.
Подросткам и юношам стоит рассказывать про переход на взрослый уровень и о том, как помешать карьере может окружение, странные друзья. В этом направлении сейчас работает Дима Кортава, его проект «Дела футбольные».
Про деньги – следующий уровень, когда игрок подписывает первый контракт: почему нужно сразу откладывать, а не покупать с первой зарплаты машину и шмотки. Было бы круто проводить такие семинары в академиях, точно полезно было бы большим частным проектам.
Среди наших клиентов Сергей Петров из «Краснодара», еще я с Юрием Газинским общался – они рассказывали, как Сергей Галицкий советует молодым футболистам просто хранить все первые заработанные деньги в валюте и добавляет: как только соберете некий капитал, я вам расскажу, что делать дальше. Видно, что человеку интересно воспитывать не только игроков, но и личности. А люди потом всю жизнь будут благодарить, что Галицкий дал им не только старт карьеры, но и старт успешной жизни в целом.
– Начинать откладывать вы советуете в какой момент?
– С самого первого контракта – 10%. Даже если зарплата 10 тысяч рублей, тысячу стоит отложить. При любых суммах перевести треть в евро, треть – в доллары и держать все деньги в трех валютных корзинах. Когда накопится подушка безопасности на три-четыре месяца, накопления свыше уже можно инвестировать.
Такой принцип, естественно, не только к спортсменам относится – это базовые правила вообще для любого человека.
– Вы советуете во время карьеры инвестировать, но не открывать собственный бизнес – почему?
– Опять же я тут антипример: в 25 лет на мои деньги запустили семейный бизнес – теннисная академия с гостиницей в Московской области. Я в Казахстане, бизнес в Москве – контролировать невозможно, знаний никаких. Грандиозные шансы на провал с первого же дня. Зарабатываешь деньги ты, а тратят их и управляют бизнесом без твоего контроля другие – это неправильно.
– К вам приходят в основном успешные спортсмены топ-уровня по российским меркам с большими зарплатами, или более скромный уровень, когда оклад не очень большой, тоже есть?
– Разные и с разными целями. Например, один 19-летний парень пришел – говорит, получил одну травму крестов, потом пришлось вторую операцию делать. Видно, что готовится и к худшему варианту, что придется завершить карьеру – ему страшно. И он очень правильно пользуется моментом: пока на контракте с клубом, восстанавливается, уже строит стартовую площадку для своего будущего после спорта, когда бы для него спорт ни закончился.
– Вы приводили пример, как советовали молодому крайнему защитнику подойти к своим нападающим и договориться, куда им открываться, а потом чаще подавать. Звучит логично, но все же это точно нормально, что вы влезаете в такие детали? Все-таки тренер может считать иначе, а вы рискуете навредить.
– Такие советы даю, конечно, только после подробного общения – не просто так при первом созвоне. Например, в том конкретном случае я уже знал об особенностях его игровых заданий, о доверии тренера: несмотря на молодость, именно этот парень расставлял партнеров на стандартах, был главным на поле по позиционному подсказу.
Предложил только развить и акцентировал: во-первых, ты можешь воспользоваться своим статусом и поговорить с партнерами о том, что поможет и тебе, и им, а, во-вторых, действительно не стесняйся подсказывать, потому что это может быть важно и для дальнейшей карьеры. Например, если на матче окажется скаут более сильного клуба, он вполне может обратить внимание на такие лидерские качества, и это будет серьезным плюсом в отчете.
Как общаться со старшими партнерами и особенно с тренерами – вообще отдельная тема. Мне бы кто посоветовал в таком возрасте не ходить к Романцеву по поводу денег – может, еще долго бы был в «Спартаке». А тогда после чемпионства-2000 я 20-летний пошел к Олегу Ивановичу спрашивать, почему мне не досталось премиальных за золотые медали. Это был первый и последний мой с ним разговор: «Хочешь зарабатывать? Тогда уходи, тут у тебя шансов нет». И я поехал по арендам.
– Вы начинали с бизнеса и финансов, назывались школой, но потом ушли от такого позиционирования. В чем логика?
– Мы уже не просто обучение. Учиться можно и по книгам самому, а эти знания действительно используют в жизни единицы. Наша основная задача – провести спортсмена по карьере за руку, персонально общаться с ним на разных этапах и дать все инструменты, все знания, нужные в конкретный момент – чтобы он их применил.
Если взять финансовую сторону за пример: сначала наш спортсмен начнет копить деньги, хранить их в разных валютах. Потом безопасно инвестировать – увидит первый результат. Откроет брокерские счета собственными руками, внесет деньги и поймет, как устроены инвестиции. Осознает, что нет волшебной таблетки для преумножения средств, что нельзя доверять деньги другим людям. Что деньги без знаний не работают. Наши ребята никогда не поддадутся на уговоры инвестировать в левые схемы. Они могут советоваться и получать четкие ответы на свои вопросы.
Люди развиваются не только в финансах и инвестициях, они растут как спортсмены и как личности. А еще точно знают, что их ждет впереди: они готовы мозгами к жизни и во время карьеры, и после ее завершения.
– Кроме денег и карьеры вы много говорите про личный бренд. Есть пример человека, который бы с вашей помощью стал четче позиционировать себя в соцсетях, завел интересный инстаграм или еще как-то укрепил бы свою узнаваемость?
– Пока ни одного такого. Многие правда понимают, что это нужно, но все еще не могут перебороть страхи: боятся хейта болельщиков, насмешек партнеров и недовольства руководства клуба.
Мы объясняем, например, стратегию поведения с руководством: даже если скажут, что инстаграм – лишнее, всегда можно возразить, что ты делаешь это как раз ради клуба. Чтобы болельщиков заинтересовать, чтобы билеты в перспективе лучше продавались, а коммерческие партнеры охотнее предлагали контракты. Всегда, если не просто молча забросить страницу, а объяснить, что не тратишь на это много времени сам, что все придумывает, монтирует и постит твоя команда, есть шанс убедить руководителей. Хотя идет эта тема тяжело, пока немногие готовы.
– Вопрос просто смены поколений или первого удачного кейса?
– И то, и другое. Когда в командах поколение, выросшее с инстаграмом, станет большинством, постепенно уйдет фактор насмешек. А яркие примеры, когда человек после карьеры успешен и востребован благодаря созданному личному бренду, добавят мотивации.
– Но есть же, например, Альфонсо Дэвис в «Баварии»: один из самых младших в команде, к запуску своего разрывного тиктока еще ничего толком не добился – но все равно не то что не боялся быть смешным, а сам для этого все делал! Рядом Левандовски тоже в тиктоке зажигает. Слишком далекие для российских футболистов примеры, не вдохновляет?
– Да, у нас все равно боятся, что кто-то не то скажет или посчитает несерьезным, недостойным. Нужен по-хорошему безбашенный спортсмен, который был бы одновременно и хорош в игре, и правильно ориентирован в плане медиа. Мы к этому придем – не удивлюсь, если скоро одним из условий подписания контракта со стороны игрока будет разрешение вести соцсети по своей стратегии.
«Сериалы Sports.ru» – главный блог сайта в феврале. Подписывайтесь
Фото: Instagram/andrei_sidelnikov_