9 мин.

«Дух или призрак»? Ответ на кампанию по затаскиванию российского тренера в «Спартак»

Российский футбол — материя эфемерная. Смотришь игры РПЛ, словно попадаешь в один из блокбастеров Кристофера Нолана и не можешь понять: то ли ты погрузился в третий уровень коллективного сна, то ли время вспять повернулось, а может быть, всё это — какой-то мудрёный фокус? Неудивительно, что самый популярный клуб нашей страны прочно ассоциируется у болельщиков с понятием «дух».

О, спорт, ты — дух? Безусловно! Каждому ребёнку известно, что нельзя одержать победу одними лишь мышцами, ведь для того, чтобы превзойти своего соперника, нужно иметь волю, стойкость и страсть, а в глазах должно вспыхивать яростным отблеском то самое пламя, которым объято сердце, но иногда нельзя обойтись и без страха. Во всяком случае, так говорил Майку Тайсону его лучший тренер. И всё это — дух. Не родись Лионель с дефицитом гормона роста — быть может, весь мир не узнал бы фамилию Месси. Любая победа в спорте начинается с того, чтобы одержать верх над самим собой, над своей природой, своими комплексами, своим несовершенством. Разумеется, главное в этом — дух.

Так почему же у части фанатов самого духовитого клуба страны и, пожалуй, Восточной Европы от одного только слова «дух» вытягиваются лица, и беспощадным огнём занимаются отнюдь не сердца, но естественное отверстие в конечном отделе кишечника? Да потому что вместо благородного духа их 20 лет кормят вонючим дерьмом.

Итак, почему болельщиков корёжит от слов «спартаковский дух»:

1. Первая причина — это ложь. Спартак 90-х был знаменит результатами, а не стилем.

Сначала пришли победы, а легенды о чудодейственной силе борща и неповторимых комбинациях в 1 касание в штрафной площадке соперника появились позже. Когда ты постоянно доминируешь и каждый год выигрываешь трофеи, хочется подогнать под это теорию собственной исключительности, хочется верить в свою уникальность и чуть ли не в божественное происхождение своей силы. Для Спартака такой теоретической базой стала концепция стеночек и забеганий. Но на самом деле команда играла по-разному и далеко не всегда изнуряла соперников мелким пасом, атакуя от стартового до финального свистка. Лучшие игры Спартак зачастую проводил на контратаках, как, например, золотой матч 96 года или выездную игру с Аяксом, когда Кечинов показал Ван дер Сару, где находится ближний угол, пока вся Европа пыталась выговорить фамилию Ширко.

И в чемпионатах тех времён, играя с такими мощными конкурентами, как Ротор и Алания, спартаковцы не торопились штурмовать чужие ворота, терпеливо выжидая удобного момента для фирменных комбинаций. Не слушайте всё, что вам говорят. Спартак потому и побеждал раз за разом, что команда была гибкой и умела подстраиваться под соперника. Могли и навесами забросать чужую штрафную, и дальними ударами обстрелять, и отсидеться в плотной защите, если того требовала ситуация на поле.

А теперь нам просто-напросто врут, говоря о том, что якобы тот, настоящий, Спартак 90 минут перекатывал мяч внизу, а защитников в нём не было вовсе.

2. Не нужно путать идеи с традициями.

Философия победителя состоит в том, чтобы всегда находить путь, который ведёт к победе. Это у самурая нет цели, а есть только путь, но если вы насмотрелись японского порно — это ещё не делает вас самураем. Да, в Европе есть клубы, которые десятками лет сохраняют свой стиль, но сделайте ещё один шаг и задайтесь вопросом, почему они это делают? Да потому что там верят в то, что именно этот стиль приносит победы. Барселона играет в контроль мяча не ради контроля и не ради мяча, а для того, чтобы итоговый счёт на табло был в её пользу. И у неё получается год от года, потому что сохранение традиционного стиля обеспечивается стройной и последовательной системой клубного управления, благодаря которой, существует преемственность и взаимопонимание юношеских и взрослых команд, игроков и тренеров, агентов и функционеров, болельщиков и журналистов. Когда на поле выходит команда, в которой собраны игроки, с детских лет отточившие мастерство короткого паса, и демонстрирует атакующий комбинационный футбол — это традиции. А когда выходят Дедура с Тробоком или Давыдов с Брызгаловым, а подвыпивший комментатор в студии требует от них искромётной (или, что ещё хуже, самобытной) игры в мелкий пас — это не традиция, это идея. Сверхценная, бредовая идея. И все победы, кубки и титулы окажутся там же, где и способности вышеупомянутых футболистов сыграть в комбинационный футбол — в воображении фантазёров, которые думают, что стоит только захотеть — и команда немедленно начнёт разрывать штрафную соперника в 1 касание, а не делает этого лишь потому, что трусливый главный тренер ей запретил.

Так скажите, что именно в нынешнем Спартаке гарантирует нам возможность увидеть атакующий комбинационный футбол? У кого молодые игроки должны были научиться такой игре — неужели у Виталия Дьякова? Кто подготовит переход юношей на взрослый уровень мастеров, кто сбережёт в них ключевые навыки, необходимые для агрессивной игры мелким пасом — неужто Роман Пилипчук? А из кого главный тренер первой команды должен вырастить нового Титова или Аленичева — из Баду или, быть может, Урунова?

Мало нам было одной бредовой идеи, так теперь незаметно к ней добавилась и вторая: нужно просто назначить правильного тренера — и вуаля! Команда сразу же, моментально, с первого контрольного матча на первом же сборе, поразит изумленную публику витиеватыми кружевами, издеваясь над беспомощными соперниками, как Михаил Вилков над правилами футбола. Гарри Поттер и стеночки с забеганиями! Кстати, говорил как-то раз Жозе Моуриньо владельцу Интера: моя фамилия не Поттер, ты мне давай, игроков покупай. Но кто такой Моуриньо в сравнении с монументальными исполинами тренерской мысли — такими, как Вадим Евсеев, кто он, рядом с такими колоссами, как Александр Григорян?! С игроками игру в пас каждый дурак может построить, ты попробуй это сделать без игроков!

На самом деле и «правильный» тренер в условиях исправно работающей системы — это ещё не залог успеха. Например, взгляните на Лэмпарда или, возвращаясь всё к той же Барсе, там ведь тоже не всегда всё безоблачно. Время от времени приходит Бавария, отгружает по 10 штук и плевать хотела, кто у них там тренер.

3. Принцип выбора избранных тренеров, подходящих для построения той самой игры.

Когда европейские флагманы, на которые так любят кивать хранители конспектов Бескова, выбирают очередного тренера, они обычно назначают того, кто уже доказал свою состоятельность на должности главного тренера в клубах калибром поменьше. А когда они пренебрегают послужным списком тренера, всецело полагаясь на его правильный подход, то получается так, как с Лэмпардом. Не очень-то хорошо получается, хотя роль главного тренера в тех, конкурентных, условиях, где реально существует профессиональный футбол, не так велика, как в наших.

Что же происходит у нас? Откровенно говоря, цирк. Людей провозглашают носителями Духа только на том основании, что они сами когда-то давно играли в правоверный футбол. Заметьте, играли, а не тренировали. Но стройный хор ветеранов заглушает любой голос разума, когда какой-нибудь еретик задаётся вопросом: а кого этот новый спаситель тренировал, и в какой футбол играла его команда?

Вот, что бесит болельщиков сильнее всего — когда из них делают идиотов. Неприятно, когда Мостовой с Писаревым считают себя умнее всех. Как будто мы не понимаем разницы между желанием прославить Спартак и попыткой присосаться к кормушке и затащить в клуб друзей-агентов, чтобы банально и пошло нажиться на капиталах Федуна, который, ясное дело, не обеднеет.

Но это бесконечное лицемерие уже всех достало. Меняются лица, а лозунги остаются прежними. Я знаю, как правильно! Я умею, как надо! — уверяет с экрана очередной Шалимов, и сразу же хочется у него спросить, а где, в каком матче, какой команды можно воочию лицезреть торжество истинных спартаковских ценностей, переданное им, как носителем этой сакральной тайны, своим игрокам? Но в ответ вы услышите только байки о том, как в начале 80-х кто-то отдал пас Гаврилову.

Достаточно формальной принадлежности к кругу помазанных спартаковским духом — и вот, ты уже готовый главный тренер. Числился в рядах победителей, впитал с борщом секреты последнего паса — простите, а разве ещё что-то нужно?

В итоге о наше славное прошлое уже почти 20 лет вытирают ноги, склоняя и спрягая спартаковский стиль в угоду очередной шайке агентов или компании безработных бывших игроков. И хуже всего то, что при этом никто не считается с чувствами болельщиков и фанатов, в которых остатки этого самого духа до сих пор ещё теплятся.

Это мы с вами — спартаковский дух. Это мы не бросили болеть за команду, которая последние 20 лет только и делает, что позорит себя и своё знаменитое прошлое, это мы каждый новый сезон терпим очередное посмешище в исполнении клубного руководства, то у нас 2 состава и молодёжь, то над нами нависает строгая тень Бескова, то Ливерпуль мы собираемся строить, то в тишине закрываем кормушку. А когда нам скармливают очередную порцию «духа», мы противимся, и за это нас называют глорами. Вот, дескать, настоящие тру-фанаты — они горой стоят за стиль и традиции, а нам, ветреным временщикам, отринувшим корни, всё подавай какие-то там победы. Как будто мало нам кубка матч-премьер и копа дель соль?

Это мы-то глорьё? Мы, которые после всех побед 90-х до сих пор болеем за эту команду? Или те из нас, кто помоложе, которые вообще с детства не видели никаких побед Спартака? Да уж, знатные мы глорихантеры. Хуже нас уже только динамовцы. Нет, ребятушки, это не с нами что-то не так, это у вас в головах всё окончательно перепуталось. Ваш тренер — Вадим Евсеев. У него футбол не ради голов, а у вас спорт не ради победы. Как вы там, не ослепли от блеска неудержимых атак при Аленичеве и Кононове? Кстати, именно поэтому последнего не принимали фанаты, и дело тут не только в культе личности Массимо Карреры. Дело в том, что вместо рецепта побед людям снова стали внушать старые формулы кружевной игры в нападении. Вот только вместо конспектов Бескова нам опять подсунули потрёпанную методичку Трахтенберга. Вы не задумывались о том, что после каждой тренерской отставки в Спартаке неминуемо всплывает фамилия Феликса Магата, и всегда находятся те, кто ратует за его назначение, хотя все давно уже знают, что он малость не от мира сего? Всё просто. Он заставил бы игроков страдать. С ним не получится травить байки о духе. Наверное, он ничего бы не выиграл, но к этому нам не привыкать. А что это там у нашего капитана на животе? Спартаковский дух? Ах нет, это у него лишний вес, увы. Эх, нам бы в тренеры Магата…

Мы изнемогаем от лжи и фальши, от бравурных речей в телестудиях, от обещаний великой игры, от легенды о Стиле, возрождаемой трансфером Тиля. А ведь мы всего-то хотим, чтобы Спартак тренировал тренер. Ну, неужели мы просим многого?

Оставьте прошлое в прошлом. Достаточно было заходов на реставрацию стеночек. Давайте играть в футбол и забивать голы. Ведь это так здорово. А носителей духа на тренерской скамейке нам больше не надо. Мы слишком старые для этого дерьма.

Автор: Хочешь шарик?, «Дай Ударить»