«Нет огромного таланта – но есть трудолюбие». Дмитрий Попов – капитан «Спартака», которого редко вспоминают
Рассказывают Романцев, Ананко и Радченко.
В конце ноября «Спартак» назначил спортивным директором Дмитрия Попова, который уже работал на этой должности в клубе с 2008-го по 2016-й. Но Попова с красно-белыми связывают не только менеджерские задачи: он играл за «Спартак» четыре года (с 1989-го по 1993-й), набрал под 90 матчей и забил 9 голов.
Так вышло, что Попова в строгом костюме помнят уже лучше, чем Попова в футболке и гетрах. Он не стал звездой «Спартака» 90-х, но был очень важным игроком Романцева и партнером, которого всегда любили одноклубники. Мы попросили легендарного тренера и футболистов вспомнить, как Попов играл за «Спартак», с которым взял два чемпионата России и добирался до полуфинала ЛЧ.
Романцев ездил за Поповым в Ярославль – узнал, что он пришел в футбол из лыж. Первое время тренер исправлял его технику в квадратах
Попов родился в Ярославле в 1967 году, до 15 лет играл только во дворе, а потом попал в «Шинник», который спасал его от армии. «Клуб приложил определенные усилия, чтобы я два года в сапогах не бегал. Присягу принимал, находился определенное время в воинской части. Так что с вооруженными силами Советского Союза соприкоснуться успел», – рассказывал Дмитрий «Чемпионату».
Определенное время – это полтора месяца. С 1984-го Попов уже играл за дубль, иногда подключался к тренировкам и матчам с основой, а спустя три года окончательно ворвался в главную команду – был нападающим. Попова звали «Локомотив», «Торпедо» и «Спартак» – выбрать было несложно. Он с детства болел за красно-белых и даже приклеил на стену комнаты фотографию кумира – Федора Черенкова. «Я и представить не мог, что буду с ним вместе в одной команде играть, – радовался Попов. – Когда Романцев позвал, никаких раздумий и быть не могло. Мне никто ничего не обещал. Квартира, машина – все это потом, позже появилось. Я шел не на условия, а в хороший футбол играть, в классную команду. Имело ли значение все остальное?»
Во время перехода в «Спартак» Попову было 22 – адаптация проходила тяжело. «Школы не хватало, были пробелы в технике, – объяснял игрок. – Приходилось их индивидуальными занятиями восполнять. Романцев мне так и сказал: если хочешь играть в «Спартаке», давай, наверстывай упущенное. Я очень хотел играть в «Спартаке» и понимал, что для игры в нападении мне элементарно не хватает футбольного образования. В защите тоже есть свои премудрости, но там все-таки немножко проще, чем в атаке. А физические данные у меня всегда были неплохие».
За деталями перехода и портретом Попова мы позвонили Олегу Романцеву.
Играли кубковый матч в Ярославле. Выиграли, кажется, 5:0, но во втором тайме у них вышел правый полузащитник и очень мне приглянулся, – рассказывает тренер. – Отыграли – уехали. У меня был друг Коля Дорошин, водитель спартаковского автобуса. Через неделю после того матча у нас был выходной, и я ему сказал: «Коль, поехали в Ярославль на твоей машине. Хочу на того пацана еще раз посмотреть». И мы поехали – у Коли была «копейка».
Попов вышел не сразу, в перерыве я пообщался с его тренерами, и они в шутку говорили: «Попов у нас лыжник! Взяли в футбол поиграть – вроде ничего». Потом ребята в «Спартаке», когда Попов выполнял большой объем работы, шутили: «Так все понятно, он ведь лыжник». В общем, в той игре он мне понравился. После матча я подошел к нему, познакомился с родителями, которые тоже были на стадионе. Объяснил, что хочу взять Диму в Москву, а его мама очень удивилась: «Как? В «Спартак»? В Москву?» Но в итоге они отнеслись к этой идее одобрительно. Мы сразу забирать его не стали, а договорились, когда ему приехать.
Попов стоит крайний справа
Заиграл Попов практически сразу. Место крайнего хава было не занято: Дима играл в основном справа, но мог и слева. Как ни странно, в технике он сначала уступал нашим другим игрокам. И в тактике – но это естественно. Я даже на время перевел его в защиту, но когда Дима попал в наши квадраты, быстро-быстро вырос и уже где-то через полгода выглядел не хуже ведущих игроков. Было у кого учиться.
Мне очень нравился Попов. Все-таки, видимо, лыжная подготовка сделала свое, потому что крайний полузащитник – самая трудная позиция, на мой взгляд. Хороший крайний проделывает огромный объем работы, участвует во всех атаках и во всех оборонительных действиях. Конечно, таких полузащитников не было, нет и быть не может, но стремиться к этому надо. Я ценил Попова за то, что в случае срыва атаки он практически всегда успевал помогать защите. Для крайнего хава и той роли, которую Попов у нас исполнял, он еще и оказался забивным. Кстати, Дима же забил в первом матче в истории сборной России – я этим горжусь (имеется в виду товарищеский матч, где Россия обыграла Мексику 2:0, отличились Карпин и Попов – Sports.ru).
В 1993-м Попов ушел в «Расинг». Когда мы подписывали контракт, обсуждали: если он твердо решит, что хочет уехать в Европу, я препятствовать не буду. И все же сначала пытался убедить его остаться в «Спартаке», но быстро перестал – видел, что он серьезно настроен сменить клуб. Попов – не исключение, я разговаривал со всеми, кто от нас уезжал. Каждый отъезд – это проблема команды. Уходили ведь не те, кто не нужны, а те, кто как раз очень нужны.
Когда Дима уехал, я пожелал ему добра».
Попова ясно характеризует жест Романцева в 1992-м. В первом в истории чемпионатов России матче «Зенита» и «Спартака» Дмитрий вышел с капитанской повязкой. Шел 9-й тур, стадион имени Кирова собрал 7 тысяч человек, а «Зенит» выиграл 2:0. Правда, гости не взяли в Петербург Черчесова, Ананко, Онопко, Ледяхова, Радченко, Бесчастных и еще нескольких важных игроков основы – Романцев дал им отдохнуть.
«Дима совершенно заслуженно получил повязку, – вспоминает тренер. – Я уже не помню, но, возможно, тогда он был заместителем капитана – Черчесова. Попов очень подходил на эту роль: дисциплинированный, все четко соблюдал. Очень порядочный и честный парень, настоящий работяга. Не помню, чтобы к нему у меня были претензии вне поля. Впрочем, в «Спартаке» никогда не было проблем с дисциплиной».
Попова вспоминают партнеры: восхищались его объемом работы, дисциплиной и хет-триком «Динамо»
Дмитрий Радченко, играл вместе с Поповым в «Спартаке», в 1993-м они вместе перешли в испанский «Расинг»:
– Помню, что Романцев сначала работал с Поповым индивидуально, подтягивал технику. Но я бы не сказал, что Дима был не техничным, он просто брал другим: высокой скоростью и объемом работы. Тем более, изначально Дима занимался другим видом спорта и не проходил этапы, которые остальные ребята освоили в детских школах. Но Попов очень быстро все схватывал. В «Спартаке» играл на фланге в атаке, но мог выйти и в защите, а в Испании вообще исполнял нападающего в оттяжке – универсал.
У нас была веселая команда, мы ему иногда припоминали лыжи, по-доброму подшучивали. Дима не был звездным игроком в привычном понимании, но был очень полезным. Настоящий профессионал: никогда не нарушал режим, всегда был в отличной физической форме. А еще играл, используя лучшие качества. Он понимал, что такие футболисты, как он или, например, Карпин, всегда должны тренироваться на пределе. Нет огромного таланта – но есть большая работоспособность.
Главный матч Попова в «Спартаке» – когда он забил три гола «Динамо». Мы выиграли 6:1, я хорошо запомнил, как Дима очень-очень-очень сильно радовался. Мы дружили семьями и часто вместе проводили время, шутили. Очень компанейский парень.
В 1993-м мы вместе перешли в «Расинг». Дима уехал в Испанию чуть раньше и, можно сказать, повлиял на мое решение. Разговаривали с ним – он сказал, что очень хочет, чтобы мы играли вместе. И я поехал.
Дмитрий Ананко, железный защитник «Спартака» 90-х, девятикратный чемпион России:
– Попов был очень крепким и выносливым, хорошо стоял на ногах. На позиции Димы у нас всегда был порядок – он закрывал весь фланг.
Да, сначала у него не все получалось, но он вписался – квадраты добавляли мастерства. Тренировки Романцева – это же не баловство, а занятия на полной скорости и с полной самоотдачей. После тренировок у нас было еще несколько десятков минут, чтобы поработать над качествами, которые нужно улучшать. И каждый исправлял слабые компоненты: Попов – технику.
Хорошо помню, как с Поповым в составе «Спартак» обыграл «Реал». Дима был очень полезен. Наверное, слово «полезность» – очень точно его описывает. Он всегда понимал, что кто-то должен таскать рояль, кто-то настраивать, а кто-то играть на нем.
Его самый запоминающийся матч в «Спартаке» – три гола «Динамо». Мне было 16 лет, я только попал в команду. Жил на базе с ребятами, а «Спартак» незадолго до этого ездил в Японию. Все набрали аппаратуры, на которую потом записывали наши матчи. Уехали с базы – поставили на таймер. А потом пересматривали игру и восторгались действиями Попова.
Попов был хорошим товарищем. Всегда помогал молодым.
***
В тексте не зря упоминается первое в истории дерби «Спартака» и «Зенита», на которое Попов вышел в капитанской повязке. К матчу РПЛ между москвичами и санкт-петербуржцами 16 декабря мы подготовили тест, в котором нужно вспомнить капитанов всех противостояний. Дмитрия Попова отгадать очень сложно, даже в интернете трудно найти информацию о его капитанстве.
Сможете, используя нашу подсказку, вспомнить остальных?
Если не открывается в приложении, нажмите здесь.
Фото: РИА Новости/Владимир Родионов, А. Родионов
Первый раз слышу, что с Зенитом у нас дерби. Дерби - это с Динамо и ЦСКА. А с Зенитом - как с Шинником или Текстильщиком, обычная игра.
А комплексы - это у Зенита. Который пыжится и топорщится стать принципиальным соперником, но вот беда - никому не интересен.
То ли промясные писаки стараются сделать вид, что в истории "народной" команды не было никаких _неоднозначных_ моментов. Сочиняют жития святых Дмитрия Львовича и Олега Ивановича.
Попов в 1993-м из "Спартака" уходил на напряжённой ноте. Цитата из вью Романцева 1993 г.: "этот молодой человек не с того начал разговор. Он категорически заявил: «Хотите вы того или нет, я все равно уйду, и никто не сможет меня остановить. Я этому клубу сделал то-то и то-то, так что он должен быть мне благодарен, что я не ушел раньше». Я выслушал это и ответил: «Вперед. Но раз и навсегда забудь про этот клуб».
Вью есть в сети, любой желающий может его найти.
Это сейчас знатный рыболов Олег Иванович придумывает про «пожелание добра». А в 1993-м никаких «пожеланий добра» не было.
И когда Романцев тренировал в сборную (1994-96) — Попова в ней не было. При том, что в «Расинге» он был железным игроком основы (67 матчей в примере за два года, из них 64 в стартовом составе; 14 голов).
---------------------
святые времена!