Первые чемпионы Бразилии из ниоткуда, отодвинувшие Пеле
В марте 1872-го года "Уондерерс" выиграл кубок Англии, это был первый национальный клубный трофей, разыгранный в истории футбола. С тех пор все страны- кто быстрее, кто попозже, начинали свои соревнования. Возможно, последними, кто это сделал, стали, как ни странно, бразильцы. Ровно 60 лет назад, именно 29-го марта 1960-го года, впервые официально была определена лучшая команда Бразилии. Это случилось только из-за внешних факторов, сами бы бразильцы спокойно могли бы не вводить соревнования для клубов всей страны еще много лет. Будущие мировые гегемоны спокойно обходились локальными соревнованиями. Были чемпионаты штатов, был турнир лучших команд Рио и Сан-Паулу. Этого хватало всем. Дело в том, что два главных штата страны собирали всех звезд. Это ярко подчеркивает сборная страны. За шесть чемпионатов мира с 1930-го по 1958-ой годы в составе Селесао сыграли только три (!!!) футболиста, представлявших клубы не Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу.
Провести же национальный кубок пришлось из-за учреждения чемпионата чемпионов Южной Америки, так тогда называлась нынешний Кубок Либертадорес. В 1960-ом стартовал первый розыгрыш трофея. Латиноамериканцам очень мозолило то, что в Европе уже разыгрывали Кубок Чемпионов, а у них ничего подобного не было. Поэтому и нужен был турнир, которого в Бразилии раньше не было. Его назвали кубком страны.
Фаворитами турнира, конечно же, были представители ранее упомянутых городов. "Сантос" с Пеле и "Васко да Гама" с чемпионом мира Беллини и бомбардиром Пингой. Последние в полуфинале неожиданно уступили скромной "Байе", которая лишь на уровне своего штата имела авторитет и успехи. Итак, в финале сошлись "Сантос" и сама "Байя".
Нужно понимать, насколько много играли тогда ведущие клубы Бразилии. "Сантос" за 1959-й год провел 99 матчей,забив 342 гола, совершил турне по Европе.
С таким календарем поражение в первом финальном поединке Пеле и компании на родном стадионе 2:3 не выглядит совсем странным. Тем более, Кубок страны у них не был в приоритете и соперника они серьезно вообще не воспринимали. После поражения "Сантос" сыграл пять матчей за 15 дней и в предпоследний день года в Салвадоре спокойно на классе победил "Байю" со счетом 2:0. По регламенту считались только победы, а не разница мячей, поэтому нужен был еще один матч. Когда его проводить – никто не знал. График "Сантоса" был забит до лета следующего года.
Как это неоднократно случалось у бразильцев, судьба трофея просто зависла в воздухе, и никто не знал, что делать.
Между тем, стоит немного присмотреться к той "Байе". Были там свои региональные звездочки: Бириба, Аленкар, Энрике. А вот настоящая звезда только одна – Лео Брилья. На фото рядом с Нилтоном Сантосом.
Звезда, которая должна была быть в основе Селесао в 1958-ом в Швеции вместо Пеле. По крайней мере, такой была версия самого Лео. Нападающий был классическим героем футбола из 20-30-х годов, герой-любовник, всегда навеселе, и с гонором и юмором. Его действительно вызвали в сборную в 1958-ом, но выгнали за классические выходки. Заявления о том, что "молодой мерзавец Пеле занял мое место в истории", воспринимались с улыбкой. Однако именно в первом Кубке Бразилии именно Лео Брилья отодвинул Пеле на второй план. Он стал лучшим бомбардиром первого общебразильского турнира и забивал только важные голы. Его же команда была полностью тренерской. Руководил ею Жениньо. Когда-то он был "богом стадионов"-так в Бразилии называют футболистов, которые являются яркими индивидуальностями, теми, на кого ходит торсида.
Не обязательно быть суперзвездой сборной, но если твои финты или просто действия на поле публика отличает с первого взгляда, то ты "бог стадионов". Жениньо более десяти лет провел в "Ботафого", сыграл 422 матча, забил 115 голов и был едва ли не главной звездой в истории клуба до появления Гарринчи. А еще он воевал в Италии. В разгаре карьеры его мобилизовали и отправили на Апеннины. Там Жениньо повезло выжить в тяжелых боях с соединениями Вермахта у Ливорно и Монте Кастело, когда погибли почти все представители его подразделения. Он вернулся и продолжил играть в футбол. А потом стал тренером. Самое интересное, что игрок в свое время пытался избежать мобилизации, но после войны остался в армии навсегда. У него была своя региональная военная должность, что тоже повлияло на финал для "Байи". Культовый любимец публики Жениньо был полноценным руководителем команды, но временами его вызывали на военные сборы и отказаться он не мог, поэтому в финале 1960-го года у руля команды стал его помощник.
Итак, финал кубка Бразилии 1959 сыграли 29-го марта 1960-го. Просто дальше тянуть не было возможности, потому что тогда бы страна не имела своего представителя в первом континентальном турнире. 27-го марта "Сантос" сыграл принципиальный матч против "Палмейраса", поэтому Пеле и еще несколько игроков просто физически не могли играть в главном финале официально главного турнира страны. А финал получился очень колоритным. На "Маракане", вмещающей тогда 200 тысяч, собралось только 20. Сама же игра пошла жесткая и даже грубая, как ни странно, в первую очередь со стороны футболистов "Сантоса". Видимо, накопилась усталость и раздражение. Этому способствовал и застенчивый арбитр Федерико Лопес. В итоге Лео Брилья и компания взяли верх – 3:1 по счету и 1:4 по удалениям. То есть, "Байя" доигрывала вдесятером, "Сантос" – всемером. Тренером победителей в том матче был аргентинец Карлос Воланте. Он не столь популярен был как Жениньо, но его имя навсегда вписано в историю футбола. Еще как игрок он настолько славился самоотдачей, что в испано-португалоязычных странах всех опорников теперь называют "воланте".
Вот так начинался в Бразилии футбол национального уровня! Сейчас тот кубок Бразилии приравнен к чемпионату страны.