Шапи восстанавливался после ковида полгода. Возможно, дело в особой форме болезни
Так называемый «долгий ковид».
Недавно Магомед-Шапи Сулейманов рассказал, как перенес коронавирус. Полузащитник «Краснодара» потерял несколько килограммов, а вернулся на прежний уровень, по собственным ощущениям, только сейчас — хотя заразился весной. Как это объяснить? Почему одни возвращаются сразу, стоит только сдать отрицательный тест, а другим требуются недели или даже месяцы на реабилитацию?
Простуду вызывают несколько десятков видов вирусов, а специфического лечения нет
Начнем с того, как вообще спортсмены возвращаются в общую группу после болезни. Простуду или острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) вызывает множество различных групп вирусов, а их штаммов (вариантов одного конкретного вируса) сотни или даже тысячи. При этом симптомы практически не отличаются друг от друга. Получается, чтобы отличить один вирус от другого, нужно проводить специальные тесты — например, все тот же ПЦР. Но это довольно недешевая процедура, да и часто результат мы узнаем, когда пациент уже идет на поправку. В итоге выяснять, какой именно вирус вызвал простуду, просто невыгодно, не говоря уже о подборе лекарства к каждому из них. А если анализ никак не меняет тактики лечения и его длительности, то какой в нем смысл? Поэтому лечат ОРВИ симптоматически — облегчают симптомы заболевания, не действуя на сам вирус.
COVID-19 тоже может протекать как ОРВИ, это одна из легких форм. Но есть важное отличие — болезнь может быстро прогрессировать, а начальные стадии поражения легких долго никак себя не проявляют, поэтому при любых симптомах простуды стоит обязательно обратиться к врачу.
В целом лечение простуды и легких форм ковида одинаково:
Обильное теплое питье (чай, морсы). Это увлажняет слизистые оболочки и ускоряет дезинтоксикацию организма.
Отдых. В первые дни заболевания следует оставаться дома и лечиться. Так мы уменьшаем риск осложнений, да и в целом выздоровление происходит гораздо быстрее, когда все силы организма направлены на восстановление.
Противовоспалительные препараты. Уменьшают боль в горле, мышцах и суставах, облегчить головную боль.
Жаропонижающее. При высокой температуре (выше 38.5) эти препараты применяют для облегчения состояния. Но важно помнить, что повышение температуры — часть защитной реакции организма и сбивать ее нужно, если вам действительно очень плохо, а до 38.5 и вовсе не трогать
Антигистаминные препараты — часто назначают при сильном насморке, так как они помогают уменьшить отек слизистых.
Антибиотики при лечении вирусной инфекции не используются. Да и в любой другой ситуации их может назначать только врач, так как доза и длительность применения сильно отличается при разных заболеваниях. Антибиотики действуют на бактерии, при вирусной инфекции они бесполезны. При лечении вирусных заболеваний врач может назначить вам антибиотики, только если он считает, что присоединилась бактериальная инфекция. Если же вы вдруг заболели после недавно перенесенной бактериальной инфекции и пили антибиотик, то следует подобрать другой, так как могла сформироваться устойчивость.
Повторюсь, все это лишь облегчение симптомов, а не лечение. Потому что, как нам говорили на кафедре инфекционных болезней: «Если не лечить простуду, она пройдет за неделю. Если лечить, то за 7 дней». Но есть важное условие — при соблюдении постельного режима и полноценного больничного.
Больничный обязателен даже при легкой простуде. Поэтому играть с симптомами нельзя
Окей, теперь давайте разберемся, зачем брать больничный. В условиях пандемии коронавируса мы уже привыкли к изоляции больных, но на самом деле так следует делать всегда. В тесных коллективах, будь то офис или футбольная команда, любой вирус быстро распространяется. А из-за того, что все на разных стадиях болезни, есть риск не только массовой, но и повторной заболеваемости. Куда проще изолировать одного больного и дать ему окончательно выздороветь, чем бороться с эпидемией внутри коллектива. Не думаю, что вспышка гриппа улучшает продуктивность команды, так что в первую очередь в изоляции больных должен быть заинтересован работодатель/тренер.
Но это вопрос коллективного здоровья, а что дает больничный заболевшему кроме пары лишних выходных? Как мы сказали выше, ОРВИ вызывает огромное количество разных вирусов, и у них есть свои «предпочтения», какие ткани поражать. Например, среди них есть те, что проникают в клетки сердечной мышцы и вызывают ее воспаление — миокардит. Его очень трудно диагностировать, особенно, если он протекает в сочетании с другой болезнью. Легкие его формы лечатся так же, как и простуда — больничным. Нагрузка провоцирует приступы аритмии, вплоть до жизнеугрожающих. Да и идея нагружать воспаленную мышцу в принципе звучит не очень. Например, так простуду на ногах перенес капитан «Аякса» Дэйли Блинд,теперь он вынужден играть с кардиостимулятором.
Но как понять, когда можно возвращаться к тренировкам?
Если с больничным все понятно — ушли симптомы и вышел на работу, то со спортом сложнее. Когда можно начать тренироваться? Особенно это актуально для профессиональных спортсменов, когда каждый день простоя усложняет восстановление кондиций.
Очевидно, тренировки с температурой в разгаре болезни недопустимы. Да, иногда и слышим, что тот или иной футболист играл с температурой (самый свежий пример в том же «Краснодаре» — Кайо отыграл с «Зенитом» полный матч, хотя накануне у него была температура) обычно такое решение связано с важностью игры, нормализацией состояния (то есть перед матчем у защитника «Краснодара» температуры уже не было) или отсутствием других симптомов, но в нормальной ситуации больной футболист должен лечиться.
Возвращение же к тренировкам происходит по «шейному принципу». ФИФА предлагает разделить симптомы на две группы — выше уровня шеи и ниже. Если остались только те, что выше (насморк, небольшая боль в горле), то можно начинать тренировки. Естественно, нагрузки растут постепенно, начинают с коротких тренировок длиной в 10-15 минут. Любое ухудшение состояния — это сигнал к прекращению занятия и продлению больничного.
Возвращение в общую группу обычно происходит через 7-14 дней. Все зависит от тяжести заболевания и скорости полного выздоровления. Критериями возвращения служат отсутствие симптомов и способность переносить стандартную тренировочную нагрузку.
Но Сулейманов говорит, что восстановился только спустя полгода. Почему?
Не зная деталей, сказать очень сложно. Одна из возможных причин (та, что на поверхности) — более тяжелая форма ковида, которая могла привести к нарушению газообмена из-за пневмофиброза. Ладно, давайте по-русски.
Легкие состоят из альвеол — маленьких пузырьков с очень тонкой стенкой. Такое строение нужно для газообмена между воздухом и кровью — венозная кровь отдает углекислый газ и насыщается кислородом. После перенесенной пневмонии, как и на месте любого воспаления, может оставаться соединительная ткань, которая утолщает стенку и препятствует нормальному газообмену из-за своей плотности. В результате меньше кислорода поступает в кровь, а значит и в ткани. В первую очередь это сказывается на устойчивости к нагрузкам — чем больше кислорода требуется, тем тяжелее организму компенсировать его недостаток. Это проявляется слабостью, сонливостью, одышкой и быстрым утомлением.
Практически любая пневмония заканчивается фиброзом, но редко — клинически значимым. В большинстве случаев участки фиброза совсем небольшие и организму удается компенсировать выпавший участок. На адаптацию может понадобиться некоторое время, но говорить, что игрок вовсе не вернется на свой уровень, нельзя.
Еще одна из возможных причин — «долгий ковид». Это состояние после перенесенного ковида, когда симптомы могут сохраняться до нескольких месяцев (западные коллеги описывали случаи до 90 дней и более).
Причем наличие «долгого ковида» никак не было связано с тяжестью болезни. Симптомы долгого ковида (в основном это слабость, тяжесть в груди, боль в суставах) появлялись даже у тех, кто переболел бессимптомно. Механизм до конца не изучен, но есть две основных версии. Первая, что вирусы MERS и SARS сильно подавляют иммунитет, и на этом фоне организм более уязвим к другим инфекциям, их вялое течение и дает такую картину. Вторая, что эти вирусы нарушают обмен жиров — главного энергетического депо организма, в итоге ему просто не хватает сил выдерживать прежнюю нагрузку.
Ну и не стоит забывать прекрасный график клубов РПЛ, в котором отпуску и межсезонью места не нашлось, а значит переболевший игрок вместо плавной реабилитации и отпуска обычно сразу бросается в бой, что тоже не упрощает его адаптацию.
Мой телеграм канал о спортивной медицине
Фото: fckrasnodar.ru; globallookpress.com/Roland Weihrauch/dpa
Есть уже реальные знакомые, которые в ковидных клиниках лежали. Там лютый треш.
Так что те, кто ходят без масок - реально вредители и преступники.
Так вот общеизвестно, что одним из самых распространненных осожнений после этой гадости, являетя Синдром Хронической Усталости. Так вот попробуйте поимев этот Синдром восстановить потом спортивные результаты! А если этот Синдром станет действительно хроническим на всю жизнь?
Думается даже не спортсмену высших достижений очень трудно будет жить с этой проблемой.
Так что меня реально поражают всякие глупцы рассуждающие - Переболел? Не умер? И гуляй свободным!(с) Это глупость и невежество. Потому как можно потом "гулять" серьезно больным до конца жизни. Не проще ли поберечься и просто не заболеть? Но для этого же нужно мозни иметь, чтобы реально оценивать происходящее.
В любом случае всем Здоровья и Сил! Шапи тоже полного выздоровления!
Я конечно ношу маску, там где это требуется. Потому что надо. Потому что многим людям вокруг от этого психологически легче. Но при этом иллюзий не испытываю, что это действенное средство защиты. И уж точно я камнями безмасочников закидывать не стану. Собственно и вам предлагаю немного поумерить пыл.
Тоже знаю похожие истории от близких друзей