12 мин.

«Сепак Бола». Футбол по-индонезийски

Когда главный арбитр не засчитал первый гол, его дружно начали обзывать 15 000 болельщиков гостей. Когда помощник рефери отменил второй – его забросали бутылками, а один из любителей футбола его ударил, а когда же не засчитали третий – все присутствующие на поле дружно его покинули и ушли в раздевалку. Одни ворота были сожжены, другие превратились в груду хлама. Именно так закончился очередной матч чемпионата Индонезии.

Индонезия – мусульманская страна в Юго-Восточной Азии разбросанная на 18000 островах с населением 245 млн. человек, которые делятся на 300 этнических групп и разговаривают на почти 600 языках. Коррупция, фанатичные болельщики, футбольные хулиганы. Этим, конечно не удивишь футбольный мир, но в Индонезии эти явления приобрели поистине гиперболизированный масштаб. Футбол здесь называют "сепак бола".

 

КОРРУПЦИЯ И ТАБАК.

Профессиональный футбол в Индонезии появился чуть более 30-ти лет назад и много раз национальный чемпионат прерывался из-за скандалов. Лига появлялась и исчезала, постоянно изменялась формула турнира. Ничего удивительного – в рейтинге наиболее коррумпированных стран в мире Индонезия занимает лидирующие позиции. Именно договорной, по мнению болельщиков, характер игры объясняет их поведение по отношению к судьям в описываемом выше матче чемпионата страны. Для фанатов не существовало смягчающих обстоятельств. Они просто выбежали на поле и хотели сжечь стадион. Собственно, уже перед самой встречей они грозились "обратить в пепел" весь город. 

Национальная федерация выбрала стадион в городе Кедири в качестве нейтрального поля для матча "Арема" – "Персива". Только для болельщиков "Аремы" Кедири – это такая же нейтральная территория как Палестина для израильтян. Ненависть между поклонниками футбола этих двух городов для них вполне натуральна и зачастую приобретает радикальные формы. Но, поскольку "аремания" (как называют себя болельщики "Аремы") в количестве 15000 человек заняли практически весь стадион, то они чувствовали свою силу и решили ее использовать.

 

За выбор "нейтрального поля" болельщики обвиняют федерацию, которая, по мнению большей части футбольного сообщества, хочет убрать клуб из чемпионата любой ценой. Отсюда выбор поля и незасчитанные голы. Причина? "Арема" – это один из четырех "частных" клубов Индонезии. Его владельцем является табачный концерн "Bentoel", а чемпионат спонсирует их злостный конкурент. Собственно, индонезийский футбол – это лишь карта в игре, которую разыгрывают между собой многочисленные табачные компании. "Арема" им мешает, так как не участвует в подобных разборках и не занимается играми на подпольном тотализаторе. Клуб может себе это позволить, так как по количеству болельщиков лишь одна команда в стране может с ним сравниться.

Считается, что стадион "Аремы" вмещает около 30000 болельщиков. Индивидуальными креслами оборудована лишь одна трибуна, но кресла не пронумерованы и поэтому руководство клуба утверждает, что мест на стадионе 40000. Но это не мешает им продавать даже 60000 билетов на самые важные матчи. А из-за того, что системы безопасности не существует вообще, народу на трибуны может набиться еще больше. На одном из матчей в 2005-м году присутствовало 65000 человек на трибунах и еще 20000 вокруг него. Средняя посещаемость на играх "Аремы" – около 50000.

 

КАК ОАЗИС В ПУСТЫНЕ.

Стадион на 10-15000 зрителей есть в каждом городе. Но, несмотря на инвестиции в инфраструктуру последних лет, на 245 млн. жителей Индонезии приходится лишь один объект с индивидуальными пронумерованными креслами и крытыми трибунами. Зато какой! "Гелора Бунг Карно" в столице страны Джакарте может вместить в себя 98 867 болельщиков. Еще семь лет назад могло на нем поместиться 125000 человек, но модернизация повлекла за собой уменьшение количества мест. На нем играет национальная сборная и изредка столичный клуб "Персийя".

 

Остальные футбольные объекты являют в подавляющем большинстве своем образец нищеты и запустения. Бетонные трибуны со стоячими местами крошатся от старости. Если ограждение между болельщиками и полем и существует (несмотря на их фанатичный темперамент), то оно настолько старое и ветхое, что не выдерживает даже минимального усилия со стороны фанатов. Разве что это ограждение для ВИП-болельщиков, которым отделяют богатых от бедных. 

Но иногда и главная арена страны не справляется с ажиотажем. Во время финального матча Юговосточноазиатских игр между Индонезией и Малайзией произошла трагедия. Соперничество между двумя странами имеют давние исторические корни и вызывает огромный интерес болельщиков. 

Организаторы соревнований не справились с болельшицким наплывом. Все билеты на стадион "Гелора Бунг Карно" были проданы и он был забит под завязку, но еще тысячи людей пытались прорваться на арену. Полиция закрыла двери, чем спровоцировала давку, а затем столкновение между болельщиками и полицией. Протестующие подожгли один из билетных киосков. После битвы с полицией два человека погибли и десятки получили ранения. 

 

ОЧЕНЬ РАЗНАЯ ЛИГА.

Несмотря на плохие условия и коррупцию, индонезийские стадионы на матчах чаще всего "трещат по швам", так как большинство команд лиги сконцентрировано вокруг острова Ява – самого густонаселенного места планеты. Мало того: если вокруг футбольного объекта есть деревья или же высокие конструкции, то рано или поздно их тоже займут болельщики. Если же таковых нет, то те, кто не попал на стадион, будут ждать возле него, чтобы после игры отпраздновать победу любимой команды.

На трибунах трудно найти кого-то из высших сфер индонезийского общества. В офисах и ресторанах Джакарты тема футбола, конечно же, присутствует, но никто не говорит о местном "сепак бола". Высший класс – это болельщики "Арсенала", "Милана" или "Барселоны". Ничего удивительного, ведь публичное индонезийское телевидение показывает матчи чемпионатов и кубков практически всех сильнейших европейских стран, а также международные матчи (в том числе юниорские). Плюс к этому, трансляции ведутся с японских, корейских и бразильских стадионов. Пока в России для телеканалов национальное первенство как ярмо на шее, в Индонезии чемпионат страны показывают на пяти "кнопках".

Для обычного европейца названия клубов индонезийской лиги звучат странно: "Персийя", "Персиб", "Персибом", "Персипура", "Перситара", "Персебайа", "Персмил", "Персела", "Персик" и так почти до бесконечности, с несколькими, правда, исключениями, такими как "Арема" или "Семаранг". И хоть для нас подобные названия легко перепутать, у местных жителей нет сомнения, за кого болеть. Зачастую у них просто нет выбора. В связи с большими культурологическими различиями среди населения, футбольные клубы Индонезии в большинстве своем ассоциируются с различными этническими группами. Еще в 70-х годах прошлого столетия лишь два клуба можно было условно назвать "интернациональными": "ПСМС Медан" и столичный "Персийя". Остальные же, как с точки зрения игроков, так и болельщиков, были "мононациональными". Сегодня на полях страны эти различия стираются, на трибунах же очень редко. 

Этнические различия привели к тому, что футбол – еще одно поле соперничества разных городов и народов Индонезии. Ну, а то, что не решается на поле, находит продолжение на трибунах, так как распространенных в Европе "черных списках" хулиганов, или же "быстрых судов" (собственно, хоть каких-нибудь судов) попросту нет. Некоторые противостояния становятся настолько напряженными, что… вообще ничего не происходит. Болельщики просто избегают таких матчей. 

Вот пример. Дерби Западной Явы "Персийя" – "Персиб". Но болельщикам столичной команду даже в голову не приходит поехать на выезд в Бандунг. Равно как и в Бандунге предпочитают оставаться дома перед гостевой встречей своей команды в Джакарту. Появление с шарфиком любимой команды возле стадиона другой грозит смертью. А если болельщики захотят попасть на матч "инкогнито", то должны остерегаться фанатов противника, которые контролируют все дороги, ведущие в город, а также вокзалы. Группы по 50-100 человек "дежурят" и отсылают назад всех, кто потенциально может быть фанатом другой команды.

 

 Болельщик "Персиба"  после матча с "Персийей".

 

 

Подобное соперничество существует между городами Маланг и Кедири, которое привело к описываемым в начале результатам. Города разделяет всего 80 километров, но еще недавно команды по решению федерации играли в разных конференциях, чтобы избежать встреч "Аремы" и "Персивы". Кедири находится западнее Маланга и клуб перенесли в западную конференцию. Но этого не удалось сделать с "Персибайа" из города Суробайа, который находится в тех же 80-ти километрах от Маланга, только на восток. Если и есть в Индонезии клуб, который может сравниться с "Аремой" по количеству болельщиков, то это именно "Персибайа".

Болельщики из Суробайа во время выездов любимой команды в другие города количеством до 25000 человек буквально "захватывают" города противника, собственно, как и фанаты "Аремы". Но когда речь идет о "дерби", то 80 километров в этой ситуации становится расстоянием, которое преодолеть трудно из-за слишком большого риска. Даже автобус с их футболистами приезжает на стадион в сопровождении полицейского и армейского эскорта. Это почти гарантирует безопасность. Почти, потому что домой автобус вернется отнюдь не со всеми стеклами. 

Все это частенько приводит к конфликтам. В прошлом сезоне в чемпионате Индонезии крупных беспорядков, организованных болельщиками до и после матчей, зафиксировано более 70-ти.

 

НА КРАЙ СВЕТА ИЛИ В АД.

Кроме "темной" стороны индонезийского фанатизма есть еще и светлая. Каждый футболист мечтает об игре на переполненных трибунах. Индонезийская лига такой шанс, безусловно, предоставляет. От "европейского" стиля боления индонезийцев отличает то внимание, которое они уделяют синхронности движений. В простую, но очень динамичную хореографию вовлекаются десятки тысяч болельщиков.

Этому посвящен даже документальный фильм "Дирижеры", который в основном повествует о неком человеке по имени Юли Сеомпхил, который руководит болельщиками на стадионе в Маланге.

Особенно запал фанатов виден в выездных встречах. Если какой-либо клуб играет с "Аремой" или "Персибайей", то организаторы должны принять во внимание, что болельщиков гостей будет по меньшей мере 5000, а если обстоятельства будут благоприятными, то и в 4-5 раз больше. У поклонников "Аремы" есть свой лозунг: "За "Аремой" пойдем на край света или даже в ад". Даже когда в 2003 году клуб уже точно должен был вылететь во вторую лигу, на выездную встречу в Макассар (800 км. по морю) поехало, а скорее поплыло 10000 фанатов из Маланга. 

Для болельщиков некоторых команд даже домашние встречи напоминают выездные. У разбросанного на сотни километров архипелага Малуку есть только одна команда, играющая в высшем дивизионе – "Перситер". На домашние матчи на маленький островок Тернате приплывают сотни лодок с фанатами. А уж на выездные встречи мощный флот штурмует порты в других городах. Хоть и не безопасный, водный путь для большинства болельщиков является единственным. В Джакарту у фанатов с Макассара есть два пути: по воде или по воздуху. Но среднестатистический индонезийский болельщик не может себе позволить покупку билета на самолет, и поэтому вместо 2,5 часов проводят в пути до пяти дней.

Но рекордсменами являются болельщики с островов Папуа. Обычно они очень редко бывают на западе, но в 2005-м году их команда дошла до финала лиги, и ей нужно было играть на "Гелора Бунг Карно" в столице. 3000 болельщиков из Джайапуры на большом количестве кораблей, лодок и лодочек пустилось в путешествие. В обе стороны расстояние равнялось 7000 километров. А благодаря поддержке папуанской диаспоре в Джакарте они выкупили в общей сложности 17000 билетов и смогли вместе с командой отпраздновать первое в ее истории чемпионство.  Болельщикам с Явы полегче - именно на этом острове проходит наибольшее количество матчей, и здесь неплохо развита железнодорожная инфраструктура. За 1 доллар можно проехать поездом от Сурбайи в Джакарту (1300 км.).                                                     

В столицу болельщики из других городов ездить любят. Ну, а путешествие по самой Джакарте – это уже отдельный вид спорта. Население мегаполиса насчитывает 10 млн. жителей и дорога из одного конца города в другой может занять несколько часов. И если в городах поменьше (1-2 млн.) нынче доминируют скутеры и мотоциклы, то в Джакарте большинство населения использует общественный транспорт. Но этот вид транспорта не имеет ничего общего, например, с белорусским. Болельщики попросту скидываются на аренду буса. За 5 часов аренды платят примерно 13-14 долларов в пересчете. Это немало (средняя зарплата в Индонезии равняется 65 долларам), поэтому скидывается не 15 человек (по количеству мест в бусе), а 30-40. Одна половина занимает места внутри, другая же ищет места на крыше или же боковых стенках транспортного средства. Трагедии случаются редко, но в прошедшем сезоне два человека погибли после такого путешествия, а несколько десятков получили травмы...

 

Первоисточник: www.igol.pl/article,3877.html

Русскоязычный перевод: football.by/news/31136.html