4 мин.

Попытка номер пять

Помните мультфильм про пластилинового ежика, который категорически не хотел больше меняться, хотел определенности и стабильности? 8 октября стартует хоккейная Лига чемпионов, и она хочет того же. Это уже пятая попытка создать турнир, объединяющий лучшие клубы Старого Света.

До середины 90-х разыгрывался Кубок европейских чемпионов, который во времена СССР буднично брал ЦСКА, частенько балуясь по ходу розыгрыша двузначными счетами. С 1991-го по 1996-й кубок у нас трижды отбирали шведы, трижды – финны. Напоследок 30 декабря 1996 г. приз взяла тольяттинская «Лада», в овертайме обыграв шведский «Модо» 4:3. Причем отыгралась с 0:3. Главный тренер Геннадий Цыгуров тогда удивил тем, что сразу же после решающего гола Василия Панкова убежал, расталкивая персонал, со скамейки. И на лице его улыбки не наблюдалось. Сердце! Прихватило в момент триумфа. К счастью, обошлось без медицинского вмешательства. А Кубку медицина была бессильна помочь – он скончался. Но параллельно уже существовал по всем своим повадкам более перспективный наследник – Евролига.

Это была калька с футбольной Лиги чемпионов. Участвуют не только победители национальных чемпионатов, но и просто сильные клубы. Впрочем, и это начинание вскоре угасло. Угасло вместе с XX в. И опять же последние два трофея взял российский клуб – «Магнитка». Был еще Континентальный кубок, потом снова Кубок европейских чемпионов – правда, сугубо питерской прописки. К сожалению, все эти мероприятия не имели ни коммерческого, ни имиджевого успеха. Поняв причины прежних неудач, мы можем оценить перспективы нынешнего проекта. Главная проблема, на мой взгляд, – местечковость хоккейного сознания. Президент международной федерации Рене Фазель сформулировал лаконично: в хоккее важнее всего дерби. События в других чемпионатах болельщиков не волнуют, в СМИ не освещаются. В Швейцарии нет ни одного матча, на который бы команды летали самолетом. Только автобус в качестве средства передвижения. Никаких остановок в отелях. В Чехии и Финляндии примерно та же история.

Легко вообразить, какой стресс для европейских хоккеистов – игры в других странах. Аэропорты, гостиницы – ощутимое изменение устоев. На разовый турнир, вроде питерского или Кубка Шпенглера в Давосе, еще можно как-то выбраться, но система с разъездами и плей-офф у западных клубов наверняка вызовет недовольство. И это недовольство погасит только ощутимая финансовая выгода от участия в таком проекте: пополнение как клубных кошельков, так и личных. Деньги российского капитала, безусловно, оживили ситуацию. Пока в России не начался финансовый ренессанс, у Международной федерации хоккея с шайбой (ИИХФ) было от силы два-три серьезных партнера. А сейчас доходит до смешного. В январе нынешнего года в Питере спонсором Кубка чемпионов выступил Магнитогорский металлургический комбинат, владеющий «Магниткой», которая, в свою очередь, этот турнир и выиграла. Конфликт интересов очевиден, но международный хоккей настолько беден, что о принципах наивно заикаться. Так русские стали и победителями, и финансистами своих побед.

Президент ИИХФ Рене Фазель несколько лет назад обещал найти спонсоров для новой Лиги чемпионов. И никого не нашел. И не найдет. Потому что только Россия сейчас обладает материальным и, что даже важнее, преобразовательным потенциалом для развития европейского хоккея. «Газпром» выделил на Лигу чемпионов €10 млн. Тот же «Газпром» уже учредил КХЛ, и, следовательно, для корпорации это уже не просто инвестиции – это стратегическое направление. Казалось бы, деньги есть – всё в порядке. Но лига только станет полноценной лигой, когда внутри ее будет борьба – полноценная конкуренция между командами. Предыдущие проекты теряли свою привлекательность для Европы после того, как наши стали в них доминировать. И если сейчас иностранцы будут выглядеть не больше чем пестрым фоном для российских команд, то вряд ли лига заинтересует зарубежное телевидение. А без телевидения всё это – деньги на ветер: любой спонсор лиги быстро к ней охладеет.

Существует и другая угроза – разбухание лиги. Сейчас 12 команд, потом 24. Так и в бизнесе, случается, разрастаясь, компании идут к краху. Но в то же время лига уже положительным образом взбодрила национальные чемпионаты – по задумке, победитель регулярного сезона получит одну из путевок на участие в турнире, что, конечно, отныне дает топовым командам стимул в каждой игре. В течение трех-четырех лет, наверное, станет ясно, сможет ли интернациональная лига хоть в какой-то степени сосуществовать с лигами национальными и лигами открытыми. В футболе вышло. В хоккее пока самый успешный проект НХЛ – проект, который долгое время проводил политику изоляционизма. Интернациональный изнутри, но имперский снаружи. Не исключено, что КХЛ проникнется тем же духом. Если открытие второго международного фронта не скажется на качестве игры «Салавата Юлаева» и магнитогорского «Металлурга» во внутреннем чемпионате, то лигу примут благожелательно. А если нет...

В любом случае, Лига чемпионов останется в тени КХЛ, потому что российский проект уже сделал ставку на раскрутку своего продукта – через звезд. Это традиционный североамериканский маркетинговый ход, и стесняться тут нечего. И если герои КХЛ действительно узнаваемы, то хоккеисты, которые выйдут играть против российских клубов, известны только специалистам. Впрочем, все перечисленное уступает одному – посещаемости: болельщика не обманешь красивыми идеями, пафосом и лозунгами. Его не увлечешь одной стильной эмблемой. Кстати, эмблема у Лиги чемпионов и вправду хороша. Кто не верит, пусть проверит 8 октября.