Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают
Лукомскому понравилось. А вам?
Пожалуй, украду фразу Василия Уткина. В 2003-м он назвал финал Лиги чемпионов «Ювентус» – «Милан» «разговором двух телепатов». Это тонкое и точное описание практически для любого матча классных, но осторожных команд. Ко вчерашнему матчу «Ман Сити» – «Арсенал» оно подходит даже лучше обычного («Сити» победил 1:0).
Вчера мы увидели не просто диалог телепатов, а их беседу о тактике. Не просто взаимную нейтрализацию на фоне осторожности, а набор тактических реакций и контрреакций. Пеп Гвардиола и Микель Артета не столько опасались, сколько слишком хорошо друг друга знали.
То есть моменты все-таки были (как минимум в первом тайме), но матч получился закованным в рамки категорий, которыми мыслят Пеп и Микель.
Артета и Гвардиола общаются (и думают) на одном тактическом языке. Это язык позиционного футбола (концепции Juego de Posición). Коротко: это набор принципов, которые помогают эффективно владеть мячом и не теряться под прессингом. Упор именно на тактическую дисциплину, а не на качества игроков или импровизацию. Для отработки принципов на тренировках поле разбивается на 20 зон. Игроки должны контролировать заполнение зон в зависимости от положения мяча и схемы соперника.
Это весьма трудная для освоения концепция (подробнее описывал тут). В штабе Гвардиолы любят сравнивать ее как раз с изучением нового языка. «Сначала мы учим с игроками цифры, потом дни недели, потом глаголы», – подчеркивал экс-помощник Пепа Доменек Торрент.
Артета и Гвардиола не просто верят в эту концепцию (следовательно, любую проблему будут решать в ее рамках), но и работали вместе три с половиной года в «Сити». «Я скучаю по работе с Пепом. Мы все еще большие друзья. Восхищаюсь им. Нам было в радость работать вместе. Все еще очень часто с ним общаюсь. Мы обсуждаем многое – личную жизнь и вообще все. Гвардиола оказал огромное влияние на меня», – делился Микель Артета уже после перехода в «Арсенал».
Гвардиола использовал три разные схемы, чтобы нейтрализовать план Артеты
Испанские тактики так постарались, что схематично отобразить происходившее на поле невероятно трудно. Слишком много гибридных ролей и трансформацией. Базис был примерно таким:
Но в разных стадиях схемы трансформировались (ниже на примерах будет нагляднее). Для «Арсенала» это привычная ситуация – при Артете команда использует гибрид. В прессинге и при обороне – 3-4-2-1 (5-4-1), а при розыгрышах – 4-3-3/4-2-3-1.
Гвардиола в последнее время много экспериментирует, а тут еще лишился Кевина Де Брюйне – и в любом случае вынужден был изобретать новый план под конкретный матч. Он решил оттолкнуться от соперника, поэтому тоже придумал трудную гибридную формацию.
Пеп знал, как трансформируется «Арсенал», и на каждую трансформацию нашел ответ. Например, в розыгрыше под прессингом «Сити» играл с четверкой – Уокер, Диаш, Родри, Аке (а Канселу становился центральным полузащитником). Гвардиола понимал, что у «Арсенала» в этой стадии для прессинга 3 футболиста (Обамеянг, Виллиан, Пепе). Получал ситуацию 4-в-3 (как и положено, по принципам позиционного футбола):
Иногда дополнительным игроком в прессинг выдвигался Гранит Джака. Тогда в центре возникала дыра и уместно было сыграть дальним пасом:
Кстати, порой для образования четверки опускался не Родри, а Бернарду:
Но в позиционной обороне у «Арсенала» другая формация – 5-4-1. Когда «Сити» оказывался на чужой половине поля они располагались совсем по другому – один центральный защитник (больше не надо, так как нет давления), Уокер и Аке расходятся по флангам, Родри между ними (выше заполнение всех флангов и полуфлангов со сменой позиций):
Эту схему можно записать как 1-3-6 (1-3-1-5, когда Бернарду играл чуть глубже). Уокер как правый защитник, а игроки выше заполняют все части поля равномерно:
В прессинге и при обороне «Сити» использовал схему 4-4-2 (или даже 4-2-4), где Канселу уже играл правого защитника, Уокер – центрального, а Родри – в опорной. Начиналось все с атакующей четверки. Фоден и Марез давят на центральных защитников (предварительно перекрыв пас на фланговых), дальше давление поддерживают Агуэро и Стерлинг (при необходимости еще Бернарду и Родри):
Такая схема давления была особенно уместна, потому что при розыгрыше мяча «Арсенал» всегда переходил на четверку (Тирни становился левым защитником, а Сака поднимался выше).
В перерыве Артета адаптировался
Артета не стал выдумывать столько новых приемов. В интервью Sky Sports перед стартом сезона Микель говорил о рисках слишком резких изменений: «Мы должны быть универсальнее. Соперникам будет труднее нас контролировать, если мы освоим две или даже три схемы, не сведя при этом игроков с ума. Принципы будут одинаковыми, но схема может меняться, чтобы по-особенному атаковать или обороняться в конкретном матче».
Кстати, немного похоже на укол в адрес Пепа, который в больших матчах часто «сводит игроков с ума». Один важный сюрприз Микель все-таки заготовил – Виллиан как ложная девятка. Но основная активность пришлась на перерыв. Когда тренер «Арсенал» оценил, что делает соперник.
Как минимум, одну проблему он исправил. Команда стала иначе разыгрывать мяч. Теперь постоянно в линию к центральным защитникам опускался Джака или Себальос, а крайние защитники шли повыше:
При схеме прессинга «Сити» это было разумным ходом и давало ситуацию 3-в-2 (опять все по канонам Juego de Posición). «Арсенал» улучшил контроль – 48% во втором тайме против 36% в первом. Но к моментам это не привело. Лучше стало только в первой стадии.
Второй тайм получился чудовищно стерильным и построился на схожих принципах тренеров. Оба настаивают на контролируемом продуманном розыгрыше, оба хорошо подготовили команды к этому и прочитали прессинг друг друга (сразу или по ходу матча). Полная взаимная тактическая нейтрализация.
Получился матч очень качественных оборонительных перепасовок
Матч не был совсем унылым даже в классическом понимании. Но обострения рождались из редких хаотичных ситуаций (и со стандартов – например, у «Арсенала» 8 из 11 ударов после них).
Большую часть матча мы наблюдали сценарий: прессинг против продуманных розыгрышей, где обе команды были слишком хорошо готовы к прессингу соперника и удерживали мяч практически без продвижения.
Косвенное отражения этого – карты передач. Вот «Арсенал» – без продвижения через центр и минимальной связью между атакующими игроками:
А вот «Сити». Команда больше владела мячом, поэтому вовлеченность у игроков повыше, но все самые популярные направления передач (самые жирные стрелки) между оборонительными игроками:
Гвардиола с Артетой определенно хорошо повеселились. Проблема в том, что веселились только они.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: East News/Alex Livesey; Gettyimages.ru/Fred Lee
Я понимаю, что есть категория людей, которым в принципе это направление не интересно. Это нормально. Но думаю, если прочитать внимательно текст и проявить желание погрузиться в него, то все ясно. У меня нет терминов ради терминов (чем грешат многие тактические тексты), я стараюсь приводить примеры после описания ситуаций.
Если правда пытались и все равно не понятно, то это проблема. Моя проблема. Поэтому готов пояснить, а также запомнить и не повторять в будущем ошибок.
Правда с вашей логикой: прикольно у футбольных команд получается играть один и тот же матч. Правила одинаковые, количество футболистов тоже, у обеих есть схемы и всегда один из трех результатов получаем. А если с деталями, то каждый раз что-то особенно видишь.
Но все-таки я не могу понять, зачем из текста в текст, вставлять одни и те же цитаты, одни и те же куски? К примеру в этом тексте я уже в сотый раз читаю, что изучение принципов Гвардиолы это как изучение нового языка. Мне уже тошнить при виде этого куска хочется. И такое есть в каждом тексте. Мне кажется, лучше будет отказаться от постоянных сквозных повторов одних и тех же цитат, ссылок, выдержек.
Но это вечный выбор: есть постоянные читатели (кажется, вы из них), которые сходу улавливают и помнят, где это уже было. А есть люди, которые не все читают, поэтому хочется дать и для них полную картину.
Не для каждого случай можно найти новый настолько же хороший пример. Поэтому порой получаются такие повторы.