Готовь Сочи летом
За месяц до выбора олимпийской столицы-2014 шансы российского Сочи выиграть приз пока туманны. Как договорится с европейцами, воспользоваться несогласованностью азиатского региона и купить африканские голоса – в материале Newsweek.
До открытия Уимблдона оставалось еще три дня, но Мария Шарапова уже вышла на лондонский корт. Корт этот был специально смонтирован около Тауэра. На нем знаменитая теннисистка, облаченная в белые штаны и такого же цвета топ, давала мастер-класс для детей. Перформанс длился 15 минут, после чего к Шараповой присоединились двое мужчин. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и генеральный директор заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко забрали у теннисистки ракетку и всучили ей лыжи. Все трое недолго попозировали репортерам. Поскольку в Англии не знают присказку про лыжи и асфальт, мероприятие в поддержку сочинской Олимпиады вполне удалось.
«Это мой родной город, там я выросла и очень хочу, чтобы Олимпиаду провели именно в Сочи», – сообщила Мария Шарапова корреспонденту Newsweek. Губернатор Ткачев выражал уверенность в победе. Дмитрий Чернышенко рассказывал о главном козыре заявочного комитета: «Владимир Путин – самый эффективный промоутер всей нашей заявки». На прошлой неделе стало известно, что президент России полетит в Гватемалу на голосование членов Международного олимпийского комитета (МОК). Специалисты, опрошенные Newsweek, не склонны считать это залогом сочинской победы, но и преуменьшать значение этого жеста не собираются: если бы он туда не поехал, можно было бы точно сказать, что Сочи проиграет, раз едет – значит уверен, что шансы есть.
За неделю до голосования Newsweek поговорил более чем с десятью российскими экспертами, имеющими отношение либо к МОК, либо к Олимпийскому комитету России (ОКР), и выяснил шансы российской заявки. В первом туре голосования Россия должна занять первое место, а Австрия, аутсайдер гонки, вылетит. Но во втором туре обыграть корейский Пхенчхан будет крайне сложно. «В конечном счете, все будет зависеть от того, как поработают ваши лоббисты», – говорит Newsweek президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис. Чуть меньше месяца назад, после «бессонных ночей и кропотливого труда», он добыл для Украины и Польши право проведения футбольного чемпионата Европы». «Вы тоже выиграете», – уверен Суркис.
ЯВНАЯ ТАЙНА
Процедуре выбора олимпийской столицы Международный олимпийский комитет старается придать видимость прозрачности и таинственности одновременно. На все будет отведен один день. Членов МОК и представителей заявочных комитетов лишат мобильных телефонов и закроют в зале почти на весь день. «Даже когда в туалет кто-то захочет выйти, все равно не сможет пересечься с посторонними, там все предусмотрено», – говорит вице-президент МОК Виталий Смирнов, уже шесть раз участвовавший в подобных мероприятиях.
На презентацию заявки у каждого города будет один час. За это время нужно успеть показать фильм и сделать доклад. После трех презентаций – перерыв на обед. Затем содоклады – «выступают все кому не лень». И наконец, голосование. «Раньше по залу носили урну из красного дерева, теперь – электронная система», – рассказывает Смирнов. Систему протестируют – «проголосуют шутки ради за то, чтобы Олимпиаду провести на Луне». После чего уже начнут выбирать между Сочи, Зальцбургом и Пхенчханом.
Когда председательствующий увидит, что один из городов набрал 50% плюс один голос, он просто вложит в конверт бумажку с названием этого города и передаст президенту МОК Жаку Рогге. Тот сразу объявит перерыв – представители канала NBC, владеющего эксклюзивными правами на трансляцию, настаивали, чтобы все было похоже на триллер. Где-то в 17.00 делегаты соберутся снова. «И вот тогда Жак Рогге откроет конверт и произнесет: победил Сочи! Мы ликуем. Корейцы и австрийцы плачут. Тут же на сцене глава нашего заявочного комитета Александр Жуков подписывает с Рогге контракт на проведение Олимпийских игр», – мечтает Смирнов.
Впрочем, идея честности и непредсказуемости голосования с каждым годом становится все более утопической – это всего лишь один из олимпийских лозунгов. «Люди разные попадаются, – туманно говорит чиновник из ОКР. – Есть и объективные: они посмотрят доклады оценочных комиссий и сделают так, как Кубертен завещал. Другие пообещают кому-то и отдадут свой голос, не глядя ни в какие доклады. Третьи тоже пообещают, может быть, и деньги возьмут, но проголосуют по-своему – все равно никто ничего никогда не узнает».
Александр Чернов, бывший глава заявочного комитета «Москва-2012», правда, возражает: мол, он-то точно знает все 17 человек, кто поддержал российскую столицу на голосовании полтора года назад: «Я их не хочу называть, чтобы не поломать конструкции, которые наверняка сейчас выстраивает заявочный комитет “Сочи-2014”. Но поверьте, что тайное голосование тут не помеха: всегда можно проанализировать и сделать выводы».
По словам анонимного источника из ОКР, в ход идет все: от уговоров, основанных на личных связях, до взяток. «Любой город, который выигрывал олимпийские выборы, обвиняли в нечистоплотности. Про Сеул говорили, про Атланту, которая неожиданно опередила Афины, про Лондон, выигравший у Парижа… И про того, кто победит 4 июля, то же самое скажут».
КТО НАМ ДРУЗЬЯ
Процедура выбора олимпийской столицы несовершенна. Из 124 делегатов, которые будут голосовать, только часть людей отбирается в члены МОК по национальному признаку – но не в равной пропорции, а в соответствии «со вкладом страны в Олимпийское движение». Так что одни страны вообще не имеют права голоса, у других – по несколько представителей. При этом «вклад» оценивается странно. Например, на все республики бывшего Советского Союза приходится только 5 членов МОК: 3 от России и 2 человека от Украины. Зато Африка, почти не имеющая к зимней Олимпиаде никакого отношения, делегирует на голосование в Гватемалу аж 19 человек. Еще часть делегатов – это главы международных федераций олимпийских видов спорта. Наконец, есть еще и почетные члены МОК (например, тот же Смирнов).
У Сочи есть «железные» голоса (около 30) – это те члены МОК, которых российские чиновники называют своими «личными друзьями» или «друзьями нашей страны». Каждого такого делегата курирует свой «ответственный». Например, Вячеслав Колосков, в прошлом глава Российского футбольного союза, а сейчас чиновник ФИФА, взял под свое крыло «футболистов»: бывшего главу ФИФА Жоао Авеланжа и нынешнего главу Йозефа Блаттера. «Меня попросили, и я встретился с ними. Оба заверили, что отдадут свои голоса России», – просто объяснил Newsweek Колосков.
Глава федерации хоккея Владислав Третьяк отвечал за Рене Фазеля, главу ИИХФ. Весной в Москве прошел чемпионат мира по хоккею – и там Третьяк познакомил Фазеля с Путиным. Считается, что этого достаточно. Президент Федерации конькобежного спорта итальянец Оттавио Чинкванта, по словам источника в ОКР, дружит с Леонидом Тягачевым. Возглавляющий Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) канадец Дик Паунд – в хороших отношениях с Вячеславом Фетисовым.
Президент Федерации легкой атлетики сенегалец Ламине Диак тоже близок России – его организацию спонсирует Внешторгбанк. В ноябре прошлого года сенегальца принял в Кремле Владимир Путин и прямо заявил о «здоровых амбициях России получить Олимпийские игры». Диак ответил, что сам он в зимних видах спорта не специалист, но приложит все усилия. «Все они, и Паунд, и Чикванта, и Диак, могут влиять на решение других голосующих, – говорит источник в Олимпийском комитете России. – Например, поддержка Чикванты скорее всего означает, что все итальянские члены МОК отдадут предпочтение Сочи – а это сразу 5 человек. Диак – очень влиятельная фигура среди африканцев».
Проголосуют за Россию и два украинских представителя – Сергея Бубка и Валерий Борзов. А вслед за ними – большинство делегатов восточноевропейских стран. Григорий Суркис хоть и не является членом МОК, тоже примет активное участие в голосовании. Весной совместная украино-польская заявка победила не без помощи российских чиновников. «Я после победы пообещал помогать России – и помог, я активно занимался лоббированием Сочи», – рассказал Суркис Newsweek. По мнению экспертов, голоса восточноевропейских делегатов будут отчасти заслугой украинского футбольного чиновника.
За Россию, по словам источника в ОКР, проголосуют и многие делегаты из Западной Европы, ведь Сочи лоббирует Хуан Антонио Самаранч, почетный и пожизненный президент МОК. В сочинском арсенале он считается «орудием главного калибра», наряду с Владимиром Путиным. «Влияние Самаранча на членов МОК – огромное, – говорит чиновник из ОКР. – И, в отличие от Жака Рогге, Самаранч этим влиянием пользуется. Он прошел школу тоталитарной Испании, управлял собственным крупным бизнесом… Авторитарный, жесткий человек».
Самаранча многое связывает с Россией. В 1977 г., когда СССР и Испания установили дипотношения, Самаранч был назначен послом Испании в Москве. В 1980-м, и тоже в советской столице, его избрали президентом МОК – при серьезной поддержке СССР. «Кроме того, в Москве живет его друг детства, Альфред Кентано, – рассказывает чиновник ОКР. – Альфред женат на Викторине, дочери Демьяна Бедного».
Два года назад на сессии МОК в Сингапуре, когда Москва наряду с Мадридом претендовала на летнюю Олимпиаду и выбыла в первом туре, испанец Самаранч подошел к Юрию Лужкову и попросил отдать российские голоса в пользу Мадрида. Лужков поступил благородно – не только российские голоса, но и голоса наших «союзников» отошли испанской столице. Мадрид, который по всем раскладам должен был вылететь во втором туре, в результате опередил Нью-Йорк. Борьбу с Лондоном и Парижем в третьем туре испанцы уже не потянули. «Но сын Самаранча, Хуанито, тоже член МОК, подошел к нашей делегации, поблагодарил ее за поддержку и сказал: мы вам этого никогда не забудем», – рассказывает Newsweek один из свидетелей этой сцены, попросивший не называть его имени. Теперь, добавляет источник, вместе с Самаранчем к нам придет «не менее десяти голосов».
У России есть и «стратегические друзья». Никто в ОКР не сомневается в пяти голосах – монгольском, кубинском, венесуэльском и двух китайских. Глава китайского НОК и вовсе публично заявил несколько месяцев назад о своей поддержке кандидатуры Сочи.
Поддержал Россию и глава Олимпийского комитета ОАЭ – в Эмираты зимой ездила делегация шоу «Звезд на льду» и открыла там каток для занятий фигурным катанием. Представителя Эмиратов среди членов МОК нет, но россияне с трепетом повторяют фразу шейха Ахмеда бин Саида аль-Мактума о том, что «арабский мир» поддержит заявку Сочи – это еще восемь голосов.
КТО НЕ НАМ ДРУЗЬЯ
Есть гарантированные «друзья» и у австрийцев с корейцами. Австрию, например, поддержат французы и часть швейцарцев. «Это горнолыжная мафия, они всегда друг за друга», – объясняет источник в ОКР. К тому же им явно невыгодно появление нового серьезного горнолыжного курорта в Европе – а после Олимпиады Сочи непременно таким станет.
У корейцев очевидные друзья – соседи-азиаты. Правда, российские чиновники надеются, что японцы не проголосуют за нелюбимых соседей, но не из-за исторической неприязни, а из корысти: они претендуют на летние Игры-2016, а две Олимпиады в одном регионе подряд – это нонсенс. «А у Японии очень большой ресурс влияния в регионе», – считает источник в ОКР.
Корее, кроме всего прочего, должны отойти голоса тех стран, которые сильны в зимних дисциплинах, поскольку варианты с Австрией и Россией для них – это фактически игра на чужом поле, тогда как Корея, которая сильна только в шорт-треке, будет полем нейтральным. «США поддержат Пхенчхан, конечно, – говорит источник Newsweek в ОКР, – и это проблема для нас. Понятно же, что влияние Штатов не исчерпывается тремя голосами американцев – членов МОК». За Корею, по словам источника, проголосуют и многие южноамериканские делегаты.
По подсчетам Newsweek, Сочи в первом туре может набрать 55 голосов – и примерно 10 не хватит для того, чтобы победить сразу. «Если мы не выиграем в первом туре, то, скорее всего, не выиграем вообще. Голоса [проигравших] австрийцев отойдут Корее», – считает Смирнов.
В первом туре победить Россия может лишь в том случае, если соберет голоса большинства африканцев. Их двадцать, и за кого они будут голосовать, не берется предсказывать никто из экспертов и чиновников. «Африканские голоса можно только купить. Других стимулов там нет и быть не может, – говорит источник в ОКР. – Или вы там что-то строите, или спонсируете, или просто говорите: вот тебе один чемодан, если выиграем – будет второй. Не подсуетится один город-претендент – подсуетится другой. Это же шестая часть всех голосующих, которая решит исход голосования, хотя ей на этот исход, по большому счету, наплевать». Неудивительно: ни одна из африканских стран, делегаты которой имеют права голоса, даже ни разу участвовала в зимних Олимпиадах.
Чермен ДЗГОЕВ
А вообще прикольно - по сути исход голосования те, кто даже символически не будет участвовать в ЗОИ, - африканцы.
ИМХО Пхенчан выиграет.