4 мин.

Российское фигурное катание впало в отрочество

Почему Россию на чемпионате мира ждет провал. (Newsweek-блог). 

Если верить рейтингам шоу «Танцы на льду со звездами», то российское фигурное катание переживает величайший в своей истории период подъема - никогда телевизионные программы с участием спортсменов не пользовались таким оглушительным успехом. С другой стороны, если оценивать результаты наших фигуристов на последнем чемпионате мира, то Россия в данной дисциплине вернулась примерно на те же позиции, что занимала 40 лет назад, когда мы были новичками и, не стесняясь, всему учились у Запада. Итог выезда на очередной чемпионат мира вряд ли будет лучше. Скорее всего благодаря сложным интригам начальника российского фигурного катания В. Писеева место на пьедестале в танцах получат Оксана Домнина и Максим Шабалин. Вот и все. Шансы наших фигуристов-одиночников завоевать медали в Токио равны нулю. Очень высока вероятность того, что впервые за последние 45 лет мы останемся и без медалей в парном катании.

В то же время многие катки в России перешли на круглосуточный режим работы. Потому что в обычные часы все желающие покататься на льду не умещаются. Моя петербургская знакомая работает в компании, торгующей коньками. Дорогими, очень качественными. Еще задолго до того, как Первый канал короновал Татьяну Навку и Марата Башарова, с полок магазина смели все, что там было. Пришлось срочно заказывать внеочередную партию товара. Но и ее потом мгновенно расхватали.

Еще 5 лет назад главной кормилицей русских чемпионов была Америка. Она давала им бесплатный лед (чтобы потом в коммерческом проспекте катка появилось лицо знаменитого фигуриста) и ангажементы в шоу. Сейчас главное американское ледовое ревью StarsonIcе находится в глубоком кризисе. Урезание расходов идет по всем статьям - от числа участников до гонораров. Американская глубинка остыла к этому жанру. Зато Россия после еженедельных субботних эфиров, где фигуристы учились лицедейству, а лицедеи - стоять на льду, очень горячо полюбила легкое катание.

Теперь афиши с лицами наших чемпионов висят не в каком-нибудь Спокане или Тампе, а в Новокузнецке и Хабаровске. Мы теперь сами себе StarsonIce. И ледовое шоу Ильи Авербуха кормит не только русских звезд: Саша Коэн, Брайан Жубер, Джонни Вейр - практически все лучшие действующие фигуристы мира с большой охотой откликаются на предложение выступить в России.

Казалось бы, в ситуации, которую переживает российское фигурное катание, нет никакого драматического противоречия. Лидеры разом покинули спортивные арены и перешли на сцену. Свято место опустело, но ненадолго. Его непременно займут дети тех мам, которые смотрели «Танцы на льду со звездами», а потом в восторге и умилении повели своих мальчиков и девочек к тренерам. Впрочем, похоже, не очень понимая, что то, чем занимаются сегодня Плющенко, Ягудин и Слуцкая, имеет крайне условное отношение к предмету фигурного катания.

Шоу-бизнес востребует лишь одно умение наших чемпионов - легко скользить по льду под легкую музыку. Но этого категорически мало, чтобы стать тем, кем были Плющенко, Ягудин и Слуцкая, прежде чем их позвали на эстраду. Чемпионами их сделали прыжки и вращения высочайшей сложности.

Шоу-бизнес игнорирует всю эту сложность, она ему совершенно не нужна. Более того, противопоказана. В сущности, «Танцы со звездами» настаивают на том, что фигуристом может стать любой… Скажем так, любой талантливый человек.

Триумфальный телепроект, где фигуристы на наших глазах становятся актерами, а актеры - фигуристами, - опаснейший допинг. Он резко стимулирует интерес к фигурному катанию и не предупреждает о последствиях. Вслед за очарованием от того, как это ловко получается у грузного Бутмана - «у моего мальчика тем более выйдет лучше», - неизбежно наступит разочарование, когда ребенок придет домой хромая после неудачного прыжка.

Это сложный, травматичный вид спорта. Тем более опасный, чем дальше ты идешь и чем выше прыгаешь. Чем выше прыгнешь, тем больнее падать. Бог знает, сколько пришлось вытерпеть в спорте Плющенко, Слуцкой, Ягудину, Тотьмяниной и другим, прежде чем узнать эту невыносимую легкость шоу-бизнеса. С медицинской точки зрения, все они, в сущности, больные люди. К счастью, теперь у них есть возможность без угрозы для здоровья эксплуатировать некоторые из своих профессиональных навыков, получая за это достойное вознаграждение.

Телепроект «Танцы на льду» - по сути, чествование величайшего поколения в истории отечественного фигурного катания. Мы всегда были сильны в парном и танцах, но никогда не были так велики сразу во всех четырех видах фигурного катания, как в конце ХХ и начале ХХI века. Появление в одной стране (пусть даже такой большой, как Россия) одновременно трех таких великих фигуристов, как Ягудин, Плющенко и Слуцкая, - милость Божья, а не «высшее достижение отечественной школы».

Это выяснилось после того, как поколение сошло и стало понятно, что за «высшими достижениями» нет хотя бы средних достижений. «Танцы на льду» - были веселыми поминками мифа о «величии отечественной школы».

Игорь ПОРОШИН