8 мин.

Лиговый листок

Финал Лиги чемпионов сквозь призму бизнеса, телевидения и болельщиков. Все, что ожидает Москву через ровно через год, в материале журнала Newsweek.

Один из самых интересных эпизодов скучного финала Лиги чемпионов остался за кадром - греческий болельщик пробрался на поле через кордоны полицейских и гордо пробежал по нему, размахивая национальным флагом. Отвечавший за телетрансляцию английский режиссер этот забег нещадно вырезал. Такое стихийное проявление патриотизма не соответствует принципам Лиги и сценарию финала. Ремейк великого финала 2005 г. в Стамбуле, когда те же «Милан» и «Ливерпуль» устроили феерическое представление, получил отличные кассовые сборы. На следующий же день УЕФА и главные спонсоры Лиги рапортовали не о прекрасной игре финалистов, а о новых рекордах, побитых на финансовом поле. За 15 лет проведения турнира УЕФА создал машину по производству футбольного шоу. «Не было зрелищности, но прибыли как были гигантскими, так и остались», - довольно подтверждает Вячеслав Колосков, член исполкома УЕФА. Качество игры незначительно влияет на продажи. Вряд ли из-за того, что нынешний финал вышел не слишком искрометным, следующий, который пройдет в Москве, будет менее популярным. Главное, чтобы афиша была громкая. ТЕРПЕНИЕ НА €100 млн В отделе по маркетингу УЕФА Newsweek рассказали, что доходы от продажи трансляций и рекламы Лиги чемпионов в прошлом году составили €610 млн. Официальные доходы нынешнего розыгрыша Лиги пока не обнародованы, но они будут выше. Mastercard, один из восьми главных спонсоров Лиги, после финального матча также опубликовал свое исследование, касающееся дополнительных, не учитываемых официальной статистикой УЕФА, доходов. Так, Афины, помимо положенных процентов от продаж билетов и телетрансляции, за один день заработали еще как минимум €26 млн на приезжих болельщиках. А «Милан», по подсчетам той же Mastercard, как победитель Лиги заработает на будущих рекламных контрактах около €100 млн. «Милан» эти 100 млн добыл терпением, трудом и концентрацией. При этом, конечно, не вышло полноценной мести за унижение двухлетней давности, когда итальянцы умудрились проиграть, ведя 3:0 после первого тайма. «Ливерпуль» с тех пор стал явно сильнее, а миланцы постарели. Пресс «Ливерпуля» давил их весь первый тайм - планомерно и без затей. А потом «Милан» забил - рикошетом от руки Филиппо Индзаги, который до этого момента весь сезон иллюстрировал собой пословицу «Старость - не радость». Потом итальянцы забили второй и лишь немного пощекотали нервы своим болельщикам в концовке. Эксперты, конечно, потом выяснили, что победа «Милана» не случайна: матч взяли три итальянских полузащитника - Амброзини, Гаттузо и Пирло. На троих они выиграли более трети всех единоборств на поле - и полностью «засушили» финальный матч. Матч комментировали известные футболисты и тренеры. Для голландского телевидения работал тренер сборной России Гус Хиддинк, для французов - бывший футболист Кристиан Карамбе и тренер сборной Франции-98 Эме Жаке, для немцев - тренер мюнхенской «Баварии» Оттмар Хитцфельд. Самыми эмоциональными были турки - тренер Фатих Терим работал в паре с Хаканом Шукуром, легендой турецкого футбола. В микрофоны многие кричали почем зря - такая работа, - а в перерыве и после матча шептались о том, что такого скучного финала Лиги чемпионов не было уже давно. Сошлись на том, что сиквел, как часто бывает в кино, вышел хуже оригинала. «Современный футбол Лиги чемпионов, конечно, очень напоминает кинематограф - это уже в большей степени шоу-бизнес, чем спорт», - убежден Максим Белицкий из компании «Спортима». По словам Белицкого, в Лиге сформировались и свои соперничества - как кинематографические жанры. Индейцы должны соперничать с ковбоями, а грабители банков - бежать от шерифа к мексиканской границе. Такие законы. «Челси» и «Барселона», ежегодно играющие друг против друга, по словам Белицкого, напоминают «сериал про “Крестного отца” - жесткий, непредсказуемый гангстерский эпос»: матчи проходят быстро, с обилием единоборств, и команды часто не доигрывают их в полных составах. «Милан» с «Ливерпулем» два года назад играли триллер. УЕФА вполне официально позиционировал нынешний финал как сиквел матча двухлетней давности, но вышел какой-то арт-хаус из серии «Догма». «Итальянский для начинающих» - о том, как скучна справедливость. ВСЕ ПО СЕКУНДАМ ПРОПИСАНО Главное в этом кино - режиссерская и операторская работа, убежден Василий Кикнадзе, глава канала «Спорт». Режиссер трансляции финального матча не показал выбежавшего болельщика совсем не случайно. По словам Кикнадзе, четко прописанного правила, запрещающего показ таких моментов, у режиссеров нет. Но есть общие принципы - что должно быть в картинке Лиги. «Это такой 150-страничный талмуд, который раздают каждой телекомпании перед началом сезона», - рассказывает режиссер Евгений Гришин, работавший на матчах Лиги. Единообразие картинки со всех стадионов мира стало залогом успеха Лиги. «У меня есть четкий план трансляции, прописанный в руководстве, - говорит Гришин. - Сначала 10 секунд общего плана стадиона. Дальше - репортажи о приезде команд, потом снова общий план, разминка, крупные планы лучших игроков, судьи, игроки в тоннеле, выход на поле, полотнище со звездами в центральном круге, музыка, составы, расстановка, судья, бросающий монетку, и в 20.45 - первый удар по мячу. Все по секундам расписано». Едина не только телекартинка, но и маркетинговая стратегия, добавляет Григорий Суркис, представитель Украины в ФИФА: «Решение всех коммерческих и маркетинговых вопросов сосредоточено в одном месте. И это важно - до этого ведь крупные клубы продавали рекламу самостоятельно». 15 лет назад этот хаос закончился - и архаичный Кубок чемпионов превратился в самый главный ежегодный футбольный турнир планеты. Теперь УЕФА пишет доклады о правильном брэндировании - и эти доклады внимательно изучают чиновники всех остальных видов спорта. Это сложная наука. «Конечно, моя музыка стала одним из главных факторов успеха, причем этого никто не мог предположить - ни я, ни УЕФА», - сказал Newsweek английский композитор Тони Бриттен, в 1991 г. написавший на основе классического произведения Генделя гимн Лиги чемпионов. УЕФА заказал Бриттену «что-нибудь с хором», вспоминает композитор. «Я предложил несколько классических вариантов, которые должны были стать основой. В том числе произведение Генделя “Zadok the Priest”, которое, как я знал, нравилось тогдашнему президенту УЕФА Леннарту Юханссону». На Генделе и остановились. «Надеюсь, что эту мою работу не воспринимают просто как аранжировку Генделя, там есть частичка меня как композитора», - с гордостью добавляет Бриттен. Теперь гимн Лиги чемпионов - это часть брэнда футбола высшего уровня. Футболисты шутят, что, наверное, у каждого третьего игрока в Европе на мобильном телефоне стоит мелодия Бриттена. Музыку используют и основные рекламодатели Лиги. Работает принцип синергии: хор Les Champions каждый раз рекламирует не только определенный товар, но дополнительно и сам турнир, с гордостью подчеркивают докладчики УЕФА. МИШКА КОСОЛАПЫЙ В Афинах в дни финала любовались не футболом, а выставкой достижений футбольного маркетинга. Афинский аэропорт был полностью заклеен рекламными плакатами будущего финала. На автостраде, ведущей в город, полузащитник «Милана» Кларенс Зеедорф через каждые десять метров предлагал приобрести солнцезащитные очки - с больших плакатов, разумеется. Сами Афины, правда, чуть подкачали: город был явно не готов к такому наплыву туристов в один день. У подножий огромных «зеедорфов» глохли машины в бесконечных пробках. В городе в день финального матча работало 16 000 такси - но остановить его на улице было невозможно, «вызывайте по телефону, но придется минут 20 подождать», объясняли портье в гостинице. С той же интонацией портье говорили и о свободных местах в гостиницах города. Их не было вовсе - болельщики забронировали комнаты даже в однозвездных трущобах. Для ливерпульских болельщиков, впрочем, это не было препятствием: многие из них ночь со вторника на среду провели прямо на площади Синтагма. Местные туда в дни финала не ходили: все очень громко пели песни (часто неприличные) и пили декалитры пива. После финала там было сложно сделать шаг, чтобы не наступить на пустую банку. Британцы, фыркали местные, даже в туалет ходили прямо в сквере. «Мы вообще дружелюбные ребята», - втолковывал корреспонденту Newsweek Стив, работающий на родине водителем. Стив выглядит так, как и положено английскому фанату: татуированные руки, бритая голова и мутные глаза. Билета на матч за день до финала у Стива не было. Как и у доброй трети приехавших в Грецию мерсисайдцев. «Нам предлагали здесь купить билет за €2000. Дороговато, но стоит подумать». Думать надо было быстрей: вечером накануне матча спекулянты подняли цены до €5000, потом сразу до €8000. За день до матча фанов «Ливерпуля» в Греции было значительно больше: во вторник в Италии бастовали авиадиспетчеры, и итальянцы добрались до Греции уже в день финала. Утром они собрались возле Акрополя. Пива пили мало, а местом тусовки избрали официально выделенную им организаторами площадь возле старого Олимпийского стадиона. Болельщики с детьми чинно посещали павильоны официальных спонсоров Лиги, турнир по мини-футболу для болельщиков и аттракционы. Там же был и российский стенд «Москва-2008», посвященный финалу Лиги чемпионов будущего года в «Лужниках». На большом экране рядом со стендом показывали гол бразильско-московского армейца Карвалью в ворота «Арсенала» и фрагменты финала Кубка УЕФА-2005, где победили те же бразильцы из ЦСКА. Но большей популярностью пользовались четыре русские брюнетки в коротких юбках, стоявшие возле стенда, - они в качестве сувениров раздавали каждому болельщику по шоколадной конфете «Мишка косолапый» и по магнитику в форме матрешки. «Народу много ходит, - радостно рассказала корреспонденту Newsweek брюнетка Аня. - И все время спрашивают - можно ли у нас билеты купить на матч? Хотя еще целый год впереди!» РЕПОРТАЖИ ПРО МЕСТЬ После игры веселья не было. Болельщики разбрелись. В пресс-центре проигравший Бенитес подробно рассказывал, что удалось из задуманного, а что нет. Его коллега - победитель Карло Анчелотти - тоже был на удивление неэмоционален, хоть и говорил о «великой победе». Журналисты со всего мира профессионально передавали репортажи про страшную миланскую месть за поражение в Стамбуле в 2005-м. Среди всего этого торжества маркетинга единственным искренним человеком выглядел герой матча Филиппо Индзаги. 33-летний форвард «Милана», неожиданно для всех забивший два гола, пытался сказать на пресс-конференции что-то ужасно эмоциональное, но переводчики доносили до публики только банальности. Увы, но Филиппо, как почти все итальянские футболисты, не говорит по-английски. Это тоже соответствует сценарию.

Владимир СТОГНИЕНКО, Чермен ДЗГОЕВ